В ГОСТЯХ У «БАТЬКИ»
|
Сегодня существует несколько гипотез происхождения имени Минск. Так, по древней легенде, город получил его в честь основателя, которого звали Менеск. Другая гипотеза предполагает, что название произошло от имени маленький речки Менки — притока реки Птичь, протекающей в 16 километрах западнее современного Минска. Другие версии также связывают название с речкой Менкой, но протекавшей уже где-то по территории нынешнего Минска. Возможно, так называлась река Немига (Немиза), впадающая в Свислочь. Наконец, есть гипотезы, по которым имя Минск произошло от славянского слова «мена» (менять), поскольку город появился на пересечении крупных торговых путей, и только в XVII веке под польским влиянием слово Менск трансформировалось в современное Минск.
Затем на протяжении нескольких столетий город пережил еще несколько разрушений, становился административным центром самого крупного воеводства Великого княжества Литовского, подвергался опустошительным набегам и эпидемиям. 1 января 1919 года город Менск (это имя сохранялось за городом до 1939 года) становится столицей только что созданной Социалистической Советской Республики Беларусь (ССРБ), по сей день сохраняя столичный статус. Во время Великой Отечественной войны более 80% зданий города было полностью разрушено. Тогда, после освобождения столицы Беларуси 3 июля 1944 года, власти всерьез хотели сделать из Минска город-мемориал в память о фашизме, а столицу БССР перенести в Могилев. Но в очередной раз Минск сумел возродиться из пепла. Правда, не обошлось без культурных потерь: в процессе восстановления города чудом уцелевшие здания были разрушены или перестроены, в результате чего самобытный облик и аура 900-летнего города оказались практически полностью утраченными. Впрочем, свое лицо у столицы Беларуси все же есть. Архитектуру центральной части современного Минска именуют «Сталинским ампиром», венцом которого стал двухкилометровый центральный участок главной улицы — Проспекта Независимости. Эту часть города нередко сравнивают с Невским проспектом Санкт-Петербурга, и даже некоторыми городами Италии. А вот иностранцы отзываются об архитектуре центральной части Минска как о «тоталитарном лице с характером ренессансной Италии». В общем-то, у этих точек зрения много общего, поэтому спорить о том, насколько красив или нет современный Минск, мы не будем. Но если исторический центр города выдержан в едином архитектурном стиле, то всего через несколько сотен метров можно встретить менее однозначные пейзажи. К примеру, в ряду монументальных зданий на ул. Ленина не сразу идентифицируется Кафедральный костел Пресвятой Девы Марии, хотя этот храм в стиле барокко был сооружен еще в 1700-1710 годах. Петропавловский собор также не сразу ассоциируется с православным храмом, хотя на протяжении двух веков он был единственным оплотом православия в католическом Минске. Впрочем, архитектурный контраст присутствует даже на главной площади города — Площади Независимости: здесь рядом с 15-этажной башней педагогического университета, чопорным зданием элитного отеля «Минск» и комплексом правительственных зданий во главе с монументальным Домом Правительства стоит католический костел святых Симеона и Елены, построенный на средства помещика Эдварда Войниловича. Среди преобладающей серости административных зданий костел выделяется своей неороманской архитектурой и красным цветом, из-за чего минчане называют его Красным костелом. Но на этом контрасты главной площади Минска не заканчиваются, поскольку под самой площадью расположен большой торговый комплекс «Столица» в трех уровнях, с эскалаторами и панорамными лифтами, большими полупрозрачными куполами, множеством бутиков, кафе, магазинов, супермаркетом и большой подземной трехуровневой парковкой для посетителей. Весьма богата и культурная жизнь столицы Беларуси. Одних только театров и концертных залов здесь более двух десятков, а различных музеев, не считая таких «обязательных», как Музей Истории Великой Отечественной войны или Современного изобразительного искусства, вообще почти пять десятков! И обойти их все даже за месяц представляется задачей почти невозможной. Ну, а лично я бы порекомендовал сходить в… Национальную библиотеку. Даже если книги для вас сегодня полностью заменил Интернет, все равно стоит самому увидеть необычный многогранник библиотеки, подняться в панорамном лифте на 23 этаж и оттуда выйти на обзорную площадку, с которой открывается потрясающий вид Минска. А потом в ближайшем парке дождаться сумерек и полюбоваться красочной иллюминацией здания библиотеки. Кстати, при наличии достаточного количества желающих можно договориться и об экскурсии внутри здания. Современный Минск является политическим, культурным и экономическим центром Республики Беларусь. Здесь расположены места пребывания Президента и правительства страны. Кроме того, Минск — центр одноименных области и района. Сам город делится на 9 административных районов. Население Минска приближается к 1 миллиону 800 тысячам человек. Как и в любом незнакомом городе, поначалу ориентироваться в Минске непросто. Но спасают две вещи. Во-первых, все жители города говорят на русском языке (в Беларуси он до сих пор является официальным, на нем вещают почти все телеканалы и выходит большинство печатных изданий), что позволяет в любой момент получить у прохожих нужную информацию. Во-вторых, в Минске не составит проблем приобрести карту города. Можно выбрать карту со схемой общественного транспорта, можно найти и карту, ориентированную на автовладельцев. Они продаются в каждом киоске или магазине «Белсоюздрук» — аналоге нашей «Роспечати». Этих киосков, кстати, в центральной части Минска более чем достаточно, но наряду с летними торговыми палатками и летними же кафе — это единственные представители уличной торговли. Никаких продуктово-табачных ларьков на улицах нет — такой товар продается только в магазинах (которые, к слову, порой сами не больше ларька). Еще одно наблюдение касается чистоты на улицах. Здесь тоже мусорят и порой не сразу убирают, но на любой стройке возле ворот обязательно устроены ванны с водой — для очистки колес строительной техники. А еще представьте, чтобы в Иркутске компания студентов, попив пива на скамейке, унесла пустые бутылки в ближайшую урну, а уличные уборщики ходили не с метлами, а с совками и вениками! Особенностью минского климата я бы назвал очень высокую влажность. Именно из-за нее максимальные для летнего Минска +30 градусов воспринимаются как 40-градусная жара. Но здесь отчасти спасает другая особенность климата — ветер. Правда, частые и достаточно ощутимые ветра в Минске тоже нельзя назвать приятной особенностью: шум ветра нередко заглушает уличный и довольно быстро утомляет уши. Общественный транспорт, честно говоря, удивил. Во-первых, здесь нет привычной для Иркутска толкотни маршруток, зато на удивление много муниципального транспорта. На автобусы вообще приятно посмотреть: ВСЕ они в Минске одной марки (естественно, это МАЗ), их возраст не превышает пяти лет, на 98% они единого зеленого цвета и совершенно не испорчены рекламой. Но самое главное, эти автобусы ходят ПО РАСПИСАНИЮ: на любой конечной остановке висят таблички с указанием маршрутов и временем отправления, а нередко подробное расписание висит и на промежуточных остановках. Плата за проезд в общественном транспорте (в том числе в метро) летом составляла 600 руб. (около 7 российских рублей) при оплате кондуктору или по абонементу, купленному в киоске, и 650 руб. при оплате непосредственно водителю вечером, когда кондуктора в автобусе нет. Маршрутки в Минске тоже есть, но и в их движении нет хаоса и случайности. К тому же стоимость проезда зависит от протяженности маршрута и варьируется от 900 до 1900 рублей (10-21,5 рубля), что отсеивает случайных пассажиров. Платить в маршрутке принято сразу же после посадки, при этом водитель выбивает чек-билет. Порядок наблюдается и среди обычных такси. Во-первых, все автомобили, работающие в такси, имеют отличительный знак в виде широкой желтой полосы на бортах. И никаких вариантов. А во-вторых, во всех такси Минска установлены электронные таксометры, согласно которым производится оплата проезда, а также указаны тарифы и правила оплаты. Что касается стоимости, то она в августе не превышала 1350 руб./км (около 15 руб./км), при этом в минимальную стоимость поездки входят посадка (1350 руб.) и проезд на расстояние до 3,5 км — всего чуть более 6000 руб. (около 70 руб.).
Алексей СТЕПАНОВ
| |