Минск
Просмотров: 5034
7 Ноября 2008

В ГОСТЯХ У «БАТЬКИ»










Минск

Сегодня существует несколько гипотез происхождения имени Минск. Так, по древней легенде, город получил его в честь основателя, которого звали Менеск. Другая гипотеза предполагает, что название произошло от имени маленький речки Менки — притока реки Птичь, протекающей в 16 километрах западнее современного Минска. Другие версии также связывают название с речкой Менкой, но протекавшей уже где-то по территории нынешнего Минска. Возможно, так называлась река Немига (Немиза), впадающая в Свислочь. Наконец, есть гипотезы, по которым имя Минск произошло от славянского слова «мена» (менять), поскольку город появился на пересечении крупных торговых путей, и только в XVII веке под польским влиянием слово Менск трансформировалось в современное Минск.


Если вы надеетесь увидеть в лице Минска город европейского образца — с узкими улочками, булыжной мостовой и старинными зданиями-музеями — вряд ли ваше желание будет удовлетворено. А все потому, что более чем 900-летнему Минску в его сегодняшнем виде всего-то чуть более шести десятков лет…


Минск, пожалуй, может претендовать на лавры самого разрушаемого в истории города. Даже первое летописное упоминание о Минске в «Повести временных лет» говорит именно об его уничтожении в марте 1067 года войсками киевских князей Ярославичей, которые на реке Немиге сошлись с дружиной полоцкого князя Всеслава Чародея.

Затем на протяжении нескольких столетий город пережил еще несколько разрушений, становился административным центром самого крупного воеводства Великого княжества Литовского, подвергался опустошительным набегам и эпидемиям.

1 января 1919 года город Менск (это имя сохранялось за городом до 1939 года) становится столицей только что созданной Социалистической Советской Республики Беларусь (ССРБ), по сей день сохраняя столичный статус.

Во время Великой Отечественной войны более 80% зданий города было полностью разрушено. Тогда, после освобождения столицы Беларуси 3 июля 1944 года, власти всерьез хотели сделать из Минска город-мемориал в память о фашизме, а столицу БССР перенести в Могилев. Но в очередной раз Минск сумел возродиться из пепла. Правда, не обошлось без культурных потерь: в процессе восстановления города чудом уцелевшие здания были разрушены или перестроены, в результате чего самобытный облик и аура 900-летнего города оказались практически полностью утраченными.

Впрочем, свое лицо у столицы Беларуси все же есть. Архитектуру центральной части современного Минска именуют «Сталинским ампиром», венцом которого стал двухкилометровый центральный участок главной улицы — Проспекта Независимости. Эту часть города нередко сравнивают с Невским проспектом Санкт-Петербурга, и даже некоторыми городами Италии. А вот иностранцы отзываются об архитектуре центральной части Минска как о «тоталитарном лице с характером ренессансной Италии». В общем-то, у этих точек зрения много общего, поэтому спорить о том, насколько красив или нет современный Минск, мы не будем.

Но если исторический центр города выдержан в едином архитектурном стиле, то всего через несколько сотен метров можно встретить менее однозначные пейзажи. К примеру, в ряду монументальных зданий на ул. Ленина не сразу идентифицируется Кафедральный костел Пресвятой Девы Марии, хотя этот храм в стиле барокко был сооружен еще в 1700-1710 годах. Петропавловский собор также не сразу ассоциируется с православным храмом, хотя на протяжении двух веков он был единственным оплотом православия в католическом Минске.

Впрочем, архитектурный контраст присутствует даже на главной площади города — Площади Независимости: здесь рядом с 15-этажной башней педагогического университета, чопорным зданием элитного отеля «Минск» и комплексом правительственных зданий во главе с монументальным Домом Правительства стоит католический костел святых Симеона и Елены, построенный на средства помещика Эдварда Войниловича. Среди преобладающей серости административных зданий костел выделяется своей неороманской архитектурой и красным цветом, из-за чего минчане называют его Красным костелом.

Но на этом контрасты главной площади Минска не заканчиваются, поскольку под самой площадью расположен большой торговый комплекс «Столица» в трех уровнях, с эскалаторами и панорамными лифтами, большими полупрозрачными куполами, множеством бутиков, кафе, магазинов, супермаркетом и большой подземной трехуровневой парковкой для посетителей.

Весьма богата и культурная жизнь столицы Беларуси. Одних только театров и концертных залов здесь более двух десятков, а различных музеев, не считая таких «обязательных», как Музей Истории Великой Отечественной войны или Современного изобразительного искусства, вообще почти пять десятков! И обойти их все даже за месяц представляется задачей почти невозможной. Ну, а лично я бы порекомендовал сходить в… Национальную библиотеку. Даже если книги для вас сегодня полностью заменил Интернет, все равно стоит самому увидеть необычный многогранник библиотеки, подняться в панорамном лифте на 23 этаж и оттуда выйти на обзорную площадку, с которой открывается потрясающий вид Минска. А потом в ближайшем парке дождаться сумерек и полюбоваться красочной иллюминацией здания библиотеки. Кстати, при наличии достаточного количества желающих можно договориться и об экскурсии внутри здания.

Современный Минск является политическим, культурным и экономическим центром Республики Беларусь. Здесь расположены места пребывания Президента и правительства страны. Кроме того, Минск — центр одноименных области и района. Сам город делится на 9 административных районов. Население Минска приближается к 1 миллиону 800 тысячам человек.

Как и в любом незнакомом городе, поначалу ориентироваться в Минске непросто. Но спасают две вещи. Во-первых, все жители города говорят на русском языке (в Беларуси он до сих пор является официальным, на нем вещают почти все телеканалы и выходит большинство печатных изданий), что позволяет в любой момент получить у прохожих нужную информацию.

Во-вторых, в Минске не составит проблем приобрести карту города. Можно выбрать карту со схемой общественного транспорта, можно найти и карту, ориентированную на автовладельцев. Они продаются в каждом киоске или магазине «Белсоюздрук» — аналоге нашей «Роспечати». Этих киосков, кстати, в центральной части Минска более чем достаточно, но наряду с летними торговыми палатками и летними же кафе — это единственные представители уличной торговли. Никаких продуктово-табачных ларьков на улицах нет — такой товар продается только в магазинах (которые, к слову, порой сами не больше ларька).

Еще одно наблюдение касается чистоты на улицах. Здесь тоже мусорят и порой не сразу убирают, но на любой стройке возле ворот обязательно устроены ванны с водой — для очистки колес строительной техники. А еще представьте, чтобы в Иркутске компания студентов, попив пива на скамейке, унесла пустые бутылки в ближайшую урну, а уличные уборщики ходили не с метлами, а с совками и вениками!

Особенностью минского климата я бы назвал очень высокую влажность. Именно из-за нее максимальные для летнего Минска +30 градусов воспринимаются как 40-градусная жара. Но здесь отчасти спасает другая особенность климата — ветер. Правда, частые и достаточно ощутимые ветра в Минске тоже нельзя назвать приятной особенностью: шум ветра нередко заглушает уличный и довольно быстро утомляет уши.

Общественный транспорт, честно говоря, удивил. Во-первых, здесь нет привычной для Иркутска толкотни маршруток, зато на удивление много муниципального транспорта. На автобусы вообще приятно посмотреть: ВСЕ они в Минске одной марки (естественно, это МАЗ), их возраст не превышает пяти лет, на 98% они единого зеленого цвета и совершенно не испорчены рекламой. Но самое главное, эти автобусы ходят ПО РАСПИСАНИЮ: на любой конечной остановке висят таблички с указанием маршрутов и временем отправления, а нередко подробное расписание висит и на промежуточных остановках. Плата за проезд в общественном транспорте (в том числе в метро) летом составляла 600 руб. (около 7 российских рублей) при оплате кондуктору или по абонементу, купленному в киоске, и 650 руб. при оплате непосредственно водителю вечером, когда кондуктора в автобусе нет.

Маршрутки в Минске тоже есть, но и в их движении нет хаоса и случайности. К тому же стоимость проезда зависит от протяженности маршрута и варьируется от 900 до 1900 рублей (10-21,5 рубля), что отсеивает случайных пассажиров. Платить в маршрутке принято сразу же после посадки, при этом водитель выбивает чек-билет.

Порядок наблюдается и среди обычных такси. Во-первых, все автомобили, работающие в такси, имеют отличительный знак в виде широкой желтой полосы на бортах. И никаких вариантов. А во-вторых, во всех такси Минска установлены электронные таксометры, согласно которым производится оплата проезда, а также указаны тарифы и правила оплаты. Что касается стоимости, то она в августе не превышала 1350 руб./км (около 15 руб./км), при этом в минимальную стоимость поездки входят посадка (1350 руб.) и проезд на расстояние до 3,5 км — всего чуть более 6000 руб. (около 70 руб.).


На первый взгляд, движение в Минске — просто загляденье: улицы широкие, поток спокойный, пробок практически нет (в худшем случае — временные затруднения). Но при ближайшем рассмотрении первые впечатления стали не столь однозначными, а позже, за рулем автомобиля, неоднозначность только усилилась.

Почему? Во-первых, в Минске далеко не все в порядке с парковками. Особенно в центре: даже если возле места вашей работы есть двор, еще не факт, что там найдется местечко для вашего личного авто. К тому же большая часть дворов «прикрыта» знаками, запрещающими всем, «акромя жихароу квартала или служебного а/т» въезд, движение и стоянку на дворовой территории. А на прилегающих улочках, особенно в центре, много запрещающих остановку знаков с предупреждением о работающих эвакуаторах.

Во-вторых, широкие проспекты требуют большей внимательности от водителя — ведь соседние машины могут перестраиваться как через ряд, так и через два-три. К тому же на широких проспектах особенно остро проявляется проблема мертвых зон в зеркалах заднего вида.

В-третьих, в Беларуси совсем не детские штрафы за нарушения ПДД: даже превышение скорости всего на 20 км/ч считается ГРУБЫМ нарушением, при котором минимальное наказание эквивалентно 200 российским рублям, а уж при превышении на 40 км/ч можно попасть на 350000 белорусских рублей (примерно 4000 рублей российских). Неудивительно, что скоростной режим в городе стараются соблюдать даже таксисты.

Наконец, в Минске, как и во всей Беларуси, принято пропускать пешеходов, причем всегда и безусловно. Игнорирование этого чревато как минимум штрафом до 350000 руб., а как максимум вас лишат прав на год. И практически 100% вероятность лишения прав при виновности в ДТП. Любом. Спасти ваши права сможет либо ряд смягчающих обстоятельств (отсутствие нарушений ПДД за последние десять лет и незначительный ущерб в самом ДТП), либо ходатайство в ГАИ вашего работодателя в случае, если вы по профессии шофер (например, таксисту придется платить большой штраф). Но во второй раз снисхождения уже не будет. Как сказали местные водители, это — негласная политика властей против увеличения как аварийности, так и количества автомобилей на дорогах. Так что почти в двухмиллионном Минске в день регистрируется всего два-три десятка ДТП. Конечно, на самом деле их больше, но водители, опасаясь за свои права, часто ГАИ не вызывают.

Кстати, за месяц пребывания в Минске я всего два раза видел тонированные вкруг автомобили: один — со штандартом Президента на крыле (и в сопровождении трех спецмашин), а второй — с дипломатическими номерами посольства Великобритании. Иногда попадались машины с заводской тонировкой задней полусферы (в основном из Америки), но даже таких едва наберется один на два десятка «прозрачных».

Единственной стороной белорусского автосервиса, с которой довелось иметь дело, стала мойка автомобиля. И здесь опять сравнения не в нашу пользу. Не скажу, что моют значительно лучше, но цены вызывают зависть: даже конвейерная мойка обходится в пересчете на российские рубли примерно около 120 руб. за один легковой автомобиль. Многие мойки работают только по записи, однако и на тех, где практикуется живая очередь, этих самых очередей я не видел. Кстати, необходимость в мойке возникает нечасто: каким бы сильным ни был дождь, автомобили, движущиеся по улицам города, после него остаются мокрыми, но не грязными.

Если вы всего лишь гость города, у вас может сложиться достаточно позитивное мнение как о самом Минске, так и о жизни в Беларуси. Но не все так однозначно. К примеру, на первый взгляд белорусы могут не показаться приветливыми и доброжелательными. По крайней мере, минчане — точно. Я замечал искренние улыбки только у гуляющей по городским бульварам молодежи, но в повседневности даже продавец в магазине окажется сдержан, а то и хмур. Но, как мне кажется, отчасти это связано еще и с общественной настороженностью — лишнее слово в кругу коллег может обернуться в лучшем случае потерей премии или очередной ступеньки в карьерной лестнице, а в худшем — увольнением! Это совершенно серьезно — пусть не повсеместно, но подобная практика в республике встречается. Да, белорусы не жалуются на свою жизнь (по крайней мере, открыто о проблемах не говорят). Вроде, и уровень жизни здесь достаточно высок. К примеру, стоимость продуктов в магазинах Минска сопоставима с иркутской, а то и ниже. Доступнее одежда, большая часть которой собственного, белорусского производства. И деревни здесь не в упадке — на полях кипит работа, а добрая половина зерноуборочных комбайнов — новые, европейского производства. Но… Из частных разговоров вдруг понимаешь, что демократии здесь на самом деле нет. И ладно, ограничивайся все только зажиманием немногочисленной оппозиции и ежевечерним исполнением национального гимна по завершении программ на первом национальном телеканале. Здесь более жесткие правила игры для частных предпринимателей: на все услуги Минский горисполком устанавливает предельные тарифы, превышать которые никто не имеет права. Частные предприниматели из сферы торговли обязаны работать в рамках установленного режима, в том числе с соблюдением обеденного перерыва и выходных дней. Здесь не поощряется работа с совмещением — вам могут просто не разрешить работать «на стороне». При этом во время приема на работу работодатель вправе потребовать с вас налоговую декларацию и справку об имуществе, что при наличии достаточно мощного контроля силовых ведомств автоматически ставит под сомнение целесообразность любой попытки получения «зарплаты в конверте». А на официальную зарплату в Минске особо не разгуляешься: на хлеб с маслом хватит, на более-менее приличную одежду тоже, но не более. Так и получается, что в Беларуси до сих пор жив социализм, вот только социализм этот с достаточно жестким (а иногда и жестоким) капиталистическим лицом — такой же монументальный и сурово-холодный, как сталинские дома в центре Минска.

Алексей СТЕПАНОВ
фото автора

Автомаркет+Спорт № 41/2008

В последний год Минский авторынок переживает настоящий бум американских автомобилей, которые при невысокой стоимости растаможки (примерно $900 за один автомобиль) и низкой цене в Штатах оказываются привлекательным и доступным средством передвижения. К примеру | Минск
На обоих авторынках Минска (в Ждановичах и Малиновке) рядом с автомобилями есть прилавки с запчастями и автоаксессуарами | Минск
Этот универсал Citroen Xantia предлагается в нетипичной для Европы комплектации с 2,0-литровым бензиновым мотором, АКП, кожаным салоном, хорошей аудиосистемой, гидропневматической подвеской и другими опциями. При этом автомобиль имеет пробег более 200000 км,  | Минск
Красоту и колорит минских улиц по достоинству оценили не только туристы, но и киношники, снимающие художественные фильмы | Минск
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог