Что взять с собой в дальнюю дорогу
Просмотров: 12750
23 Сентября 2008

ЖИЗНЬ НА КОЛЕСАХ

Советы "Бывалого"





Советы «Бывалого»

Практика доказывает, что автомобиль способен стать комфортным домом — в нем можно ночевать, готовить пишу, смотреть телевизор. Для длительных путешествий машины оснащаются дополнительными багажниками, иногда используются специально оборудованные для проживания большие фургоны на колесах или грузовые прицепы. Для путешественников сегодня предлагается масса полезных аксессуаров, чтобы длительная поездка стала комфортабельной и безопасной. Набор походного снаряжения настолько велик, что вместимость кузова становится более важным фактором, чем проходимость машины. Сборы и вопросы, что взять с собой и как все это разместить в автомобиле, зачастую требуют больше времени и энергии, чем само путешествие. За время своих автомобильных экспедиций мне довелось наблюдать различные подходы к комплектации снаряжения и его размещению в кузове. В итоге, мы пришли к простой и эффективной схеме.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Лет двадцать назад, когда АЗС на загородных трассах встречались на порядок реже, придорожные кафе были настоящей экзотикой, а туристическое снаряжение — примитивным и громоздким, приходилось возить с собой огромное количество вещей и продуктов. Тогда для этой цели идеально подходила «Нива» с багажником и прицепом, на которых размещались предварительно пронумерованные геологические экспедиционные ящики. Они же выполняли роль стола и стульев. Но недостаток этого проявился довольно быстро — заполненные продуктами ящики были очень тяжелыми, и передвигать их приходилось только вдвоем. Найти нужные вещи оказывалось сложно, часто для этого приходилось разгружать почти всю машину. Но самым главным и существенным недостатком было то, что после освобождения ящиков от продуктов, они по-прежнему занимали место в кузове, хотя были уже пустыми. К тому же лишний груз нередко приводил к перегреву маломощного бензинового двигателя «Нивы», особенно на перевалах в Монголии.

После ряда экспедиций мы пришли к простому и удобному решению, которое остается неизменным уже несколько последних лет. Никаких «фирменных» чемоданов и экспедиционных контейнеров — только картонные ящики разных размеров, мягкие мешки и сумки, которые можно свернуть/сложить/спрятать после расходования их содержимого. Жесткие футляры — только для фотоаппаратуры, все остальное прекрасно размещается в чистых картонных коробках. В большую, но подъемную одним человеком вентилируемую коробку можно вставлять несколько меньших — такой вариант подойдет для сортировки зелени и овощей, которые в таких условиях не бьются и долго хранятся. По мере расходования содержимого коробки сжигаются на костре. А нет коробки — нет необходимости утрамбовывать ее в багажник.

Далее, если в машине путешествуют только три человека — одно из задних сидений обычно снимается. От металлических профилей для преодоления грязи и песка мы также отказались — вместо них используем две небольшие доски, но как только дальнейшая дорога становится с заведомо надежным и твердым покрытием — обе доски отправляются в костер. Таким образом, к концу экспедиции багажник машины значительно освобождается.

Еще более радикальным действием стал отказ от палаток. Удобнее ночевать в салоне машины — не надо тратить время на установку палатки и выделять для нее отдельное место в багажнике. Для ночлега достаточно просто выгрузить часть снаряжения и ящиков, под которыми находится заранее приготовленная постель для двух человек: просторный кузов Land Cruiser cо снятыми задними сиденьями позволяет спать, вытянувшись в полный рост. Эта концепция особенно оправдывает себя во время дождя, когда найти сухое место для палатки попросту негде. Еще один плюс — двигаться можно до глубокой ночи, ведь обустройство ночлега, в отличие от возни с палаткой, практически не требует времени.

Позднее в продаже стали появляться разнообразные и удобные туристические приспособления, что позволило еще больше сократить объем перевозимых вещей. Появились небольшие раскладные походные столы и стульчики, а на смену громоздким и капризным бензиновым печкам пришли компактные газовые мультигорелки. Большие фонари уступили место маленьким светодиодным, а на смену красивому, но громоздкому пляжному зонту мы стали брать большой тент, который натягивали между машинами.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ

Надо заметить, что любой выезд на природу требует предварительной подготовки, и особенно важно не забыть нужные для походной жизни мелочи. Лучший способ — собираться по списку, тогда точно не будет пропущено ничего. Прежде чем утрамбовывать все вещи в машину (если вы путешествуете постоянно), следует подумать о приобретении специальных багажников. На фаркопе автомобиля можно установить специальное крепление для нескольких велосипедов, на крыше — для горных лыж, сноуборда, байдарки или каяка. Разнообразные легкосъемные системы багажников выпускаются для всех типов автомобилей, и их легко подобрать в нужном варианте по специальным каталогам. Для небольших паркетников, кузова которых не настолько вместительны, идеальным вариантом для увеличения полезной нагрузки могут стать боксы, устанавливаемые на крыше. Изготовленные из устойчивого к ультрафиолету пластика, они позволяют перевозить вещи размером до 226x65x38 см и объемом до 430 л. Боксы имеют центральный замок с блокировками, поэтому вещи в них защищены от несанкционированного проникновения так же надежно, как в салоне.

В своих экспедициях мы предпочитаем использовать Land Cruiser: его кузов позволяет разместить все необходимое внутри, хотя канистры с топливом и второе запасное колесо предпочтительней размещать на верхнем багажнике. Наличие длинных буксировочных фалов и тросов, а также профили или обычные доски для песка и грязи, облегчают прохождение трудных участков. У фабричных тросов отрываются металлические карабины, лучше использовать в несколько раз сложенный фал без карабинов или надежный металлический трос. Хорошо, если одна машина в команде оборудована лебедкой, но следует учитывать, что зацепиться в болоте бывает просто не за что.

Вообще, каждый водитель знает сам, что ему взять в дорогу. Однако еще раз напомним, что если предстоит углубляться в безлюдные места, лучше заранее подумать о возможных ситуациях, которые могут оставить вас наедине с неисправностями автомобиля, непролазными дебрями и неласковой погодой. И от того, что окажется у вас в машине, зависят успех и безопасность поездки.

Лучше путешествовать на двух машинах: когда отправляешься в одиночку, есть риск «закуковать» где-нибудь в глухом месте, а когда машин много — резко падает скорость передвижения. Желательно использовать однотипные автомобили с колесами одного размера (тогда можно ограничиться одной запаской и меньшим количеством резервного топлива). На протяженном маршруте всегда есть возможность объехать гиблые места, а не лезть напролом через грязь. Перед стартом длительной экспедиции рекомендуется полная диагностика автомобиля и ремонт вызывающих сомнение агрегатов, замена моторного масла, воздушного и топливного фильтров. Посоветуйтесь с опытными автомобильными путешественниками, что чаще всего нужно в пути. Составьте список необходимого снаряжения для дальней дороги: лопата и буксировочный трос, топор и спички, котелок, фонарик, ремень вентилятора, бегунок, крышка трамблера, запасные свечи и т. д. Продолжать можно бесконечно: мой список вещей и предметов, которые были востребованы во время автомобильных путешествий, отпечатан на пяти листах. Так, однажды мне пригодились запасные ключи с брелоком сигнализации — один комплект был безвозвратно утрачен в песках. В другой раз выручил запас скотча, который был использован вместо разбитого ветрового стекла. Пригодилась и упаковка холодной сварки, хорошо герметизирующая течи радиатора. При выезде за границу рекомендуется иметь с собой ксерокопии заграничного паспорта и техпаспорта на машину, резервные фотографии 3x4 см для возможности оперативного оформления различных документов, кредитную карточку, страховой полис, медицинский паспорт с указанием группы крови.

Зимой обязательно наличие теплых вещей и паяльной лампы, чтобы разогреть застывший картер двигателя в случае необходимости. При этом хорошо иметь с собой большой кусок брезента, чтобы сделать полог, прикрывающий передок машины.

Удобно иметь постоянную радиосвязь между автомобилями. Случается, при запуске двигателя в рациях сгорают предохранители, так что следует иметь запасные. Также скрашивает дорогу хорошая аудиосистема. Проверьте работоспособность прикуривателя для подключения к нему раций и GPS. Некоторые автомобилисты используют прикуриватель для питания ноутбука, зарядных устройств для фото- и видеотехники, дополнительного освещения салона, питания радиостанций. При необходимости надо обзавестись переходником для одновременного питания от прикуривателя нескольких потребителей. Для работы с GPS и ноутбуком в режиме реального времени необходим обученный штурман — не рассчитывайте на изучение всех премудростей во время движения. Кроме того, неоценимую помощь при ориентировании окажут космоснимки высокого разрешения наиболее сложных участков маршрута.

В дальних поездках пригодится специальный кронштейн для стакана, устанавливаемый на передней панели. При наличии кондиционера в стакане всегда будет холодный напиток. Можно применять и «шоферский» способ — для этого охлаждаемую бутылку заворачивают во влажную тряпку и прикрепляют к внешнему багажнику, тогда в движении при испарении влаги бутылка эффективно охлаждается. Для мусора между сиденьями удобно постоянно держать полиэтиленовый мешок. Этот мусор, как и тот, который образуется на стоянках, не следует оставлять или закапывать. Лучшее решение — увозить его для утилизации в специально оборудованные для этого места.

При поездке по асфальтированным дорогам федерального значения сегодня достаточно взять с собой только деньги: АЗС, турбазы и кафе встречаются повсеместно. Однако, если путешествовать по проселкам, без самостоятельного приготовления пищи не обойтись. Очень выручает металлический термос с горячим чаем.

В целом же универсальных советов не существует — любое экспедиционное снаряжение комплектуется в соответствии с индивидуальными вкусами и бывает достаточно разнообразным. Одному нравится спать на надувном матрасе на земле, другому — на раскладываемых сиденьях автомобиля. Однако есть вещи, которые полезны в равной степени всем, и о некоторых из них мы сегодня рассказали. Будем рады, если советы бывалых путешественников помогут хоть одному начинающему покорителю дорог привезти из дальней поездки только приятные воспоминания.

Сергей ВОЛКОВ

Автомаркет+Спорт № 40

Полезна для бивуаков современная дорожная мебель — раскладные стульчики, шезлонги и столы разных размеров, расцветок и габаритов продаются в любом магазине спортивного и туристического инвентаря | Советы «Бывалого»
Экспедиционные машины «пакуются» по полной программе — иногда закрыть дверь багажника становится серьезной проблемой. Разместить все необходимое в небольшом багажнике паркетника Renault Koleos — задача не из простых | Советы «Бывалого»
Костер романтичен, но не всегда возможен и практичен. В ряде случаев удобнее воспользоваться заранее припасенной портативной газовой печкой или мультигорелкой, работающей на дизельном топливе или бензине, — нет необходимости искать дрова, особенно в дождь, но | Советы «Бывалого»
На практике ночевка в салоне автомобиля оказывается намного предпочтительнее, чем возня с установкой палатки | Советы «Бывалого»
Для комфортного отдыха надо заблаговременно позаботиться о раскладной мебели | Советы «Бывалого»
Для просмотра отснятых фотографий и освобождения карты памяти применяется ноутбук | Советы «Бывалого»
Советы «Бывалого»
Советы «Бывалого»
Советы «Бывалого»
Советы «Бывалого»
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог