Опыт эксплуатации. «Серый» и «Трактор» (TOYOTA LAND CRUISER 80)
Просмотров: 10527
1 Января 2006
TOYOTA LAND CRUISER 80

Без мечты человеку нельзя, без нее он — словно корабль без руля. Мечта, если заветная, обязательно превратится в реальность. Так в 1998 году я стал обладателем праворульного Land Cruiser 1993 года выпуска с автоматической коробкой передач в комплектации VX, 4,2-литровым турбодизелем 1HD-T мощностью в 167 л.с. В подвеске стояли амортизаторы ТЕМS с изменяемой в зависимости от условий движения жесткостью, с включением режима работы от кнопки в панели. Поскольку Cruiser был серого цвета, я дал ему кличку «серый».

TOYOTA LAND CRUISER 80
Почему хотел Cruiser, по-моему, понятно без слов. Хороший обзор, неубиваемая подвеска (даже не знал, где находятся амортизаторы), приемистый двигатель, причем как бензиновый, так и дизельный. Очень крепкий кузов на раме — хороший аргумент для пассивной безопасности. На дороге уважают все — как участники движения, так и гаишники, никто не подрезает. Управляемость приличная. Подходит для езды в городе и без дорог.

Но обстоятельства иногда сильнее нас, и через два года счастливого обладания «серым» пришлось с ним расстаться. Тем более обидно, что за два года он ни разу не огорчил, требовал только замены масла да фильтров.

Без джипа стало очень одиноко на душе, поэтому купил Prado в 70-м кузове 1994 года с 2,5-литровым дизельным двигателем 2LT, выдававшим 105 лошадей, и механической коробкой передач. «Прадик» был с велюровым салоном и, судя по трем заглушкам в панели, почти в максимальной комплектации. После покупки понял, что механическая коробка — это очень «вкусно». Но пустота, образовавшаяся с утратой «серого», так и осталась незаживающей раной, поэтому Prado так и не получил собственного имени, а остался в памяти просто «Прадиком».

TOYOTA LAND CRUISER 80
Но жизнь тем и прекрасна, что после черных полос обязательно мелькнет белая, и в июне 2003 года я был готов купить автомобиль, которого мне так не хватало «для души». В семье к тому времени уже был разъездной автомобиль для рядовых поездок. Расставшись с «Прадиком», сообщил о своем желании купить LC всем знакомым, и предложение не заставило себя долго ждать. Были предложены три Cruiser в 80-м кузове — один в комплектации STD и два в комплектации GX. Чтобы определиться с выбором, загнал всех трех к специалистам. Два раза в месяц летом случаются выезды с семьей за город — на Аршан или Байкал, зимой огромное удовольствие доставляет охота, и машина не должна подвести. Вердикт механиков — покупай STD. У одного GX снесло когда-то крышу о поваленное дерево, а второй GX находился в плачевном техсостоянии, да и на вид он был самый усталый. STD хоть и не впечатлил комплектацией, но имел неоспоримый «плюс» — левый руль. В памяти возникла запомнившаяся фраза: «Если миссия ООН использует Land Cruiser на территории слаборазвитых стран, то неизменно в комплектации STD ввиду их непритязательности, или, можно сказать, неубиваемости». И Cruiser светло-серого цвета занял место в моем гараже. Что повлияло на выбор?

Японская сборка, уже успевшая полюбиться на Prado механическая коробка, вихрекамерный 4,2-литровый атмосферный дизельный двигатель 1HZ в 130 лошадей, абсолютно непритязательный к топливу. Механическая топливная аппаратура, исключающая головную боль c обслуживанием электроники. А учитывая качество российского дизеля — это принципиально. О ресурсе двигателя 1HZ надо сказать отдельно. Поршневая, как правило, до 500 тыс. км ходит без проблем. Затем может возникнуть необходимость поменять кольца на поршнях, и еще 500 тысяч 1HZ не напомнит о себе. После миллиона километров, как правило, меняются поршни, о дальнейшей статистике слесаря Toyota-центра умолчали.

Резиновые полы салона можно мыть хоть из шланга. Сиденья, соответствующие более дорогим комплектациям, но с обивкой из очень качественного дерматина серого цвета. За годы эксплуатации обивка не утратила своего первозданного вида. Пробег в 196 тыс. км для 1HZ не юность, но до зрелого возраста еще очень далеко.

TOYOTA LAND CRUISER 80
Впереди и сзади мосты с пониженной в раздатке и блокировкой межосевого дифференциала, который включался кнопкой в панели или при включении рычага пониженной в раздатке. Резина на штамповке 215/80-R16, уже чем у Cruiser более высоких комплектаций GX и VX (265-275/70-R16), но при меньшей площади опоры. 215/80-R16 резина от STD более приспособлена для пересеченной местности. Узкая резина легче «режет» грязь и быстрее достигает более плотных слоев под скользкой жижей.

Купленный LC STD отличался от своего предшественника более спартанским видом, но и большей непритязательностью к условиям эксплуатации, поэтому и получил кличку «Трактор». Для начала, чтобы слегка облагородить салон, постелил фирменные ворсистые коврики на резиновый пол, сверху положил пластиковые коврики-ванночки, без которых у нас нельзя — летом грязь с ботинок, зимой мокрый снег. Закрыл дерматиновые сиденья специально заказанными чехлами. Затонировал стекла, кроме лобового, фирменной американской пленкой, на передних дверях более светлой, с коэффициентом светопропускания 0,7, сзади темнее, несмотря на расхожее мнение, что для Cruiser в тракторном варианте лучше подходит штамповка. Поставил фирменное литье. Заменил сломанную телескопическую антенну «волговской». На удивление, игнорируя несовместимость инженерных идей творцов этих автомобилей, «волговская» заняла место «тойотовской» как родная. Поставил модную на тот момент сигналку от Magic Systems с запирателем капота.

Для большего соответствия статусу решил сделать ему кое-какой внедорожный тюнинг, но с наступлением холодов этому помешали некоторые обстоятельства. Даже после небольшого касания педали тормоза Cruiser на время терял динамику. Стоило заглушить двигатель, и после выкуренной сигареты машина снова могла двигаться как ни в чем не бывало. Со временем эта неполадка стала прогрессировать, и однажды, после стоянки на светофоре в течение десяти минут, не мог тронуться с места. Прямо со светофора, слегка притормаживая двигателем, отправился в Toyota-центр. Слесаря подняли Cruiser на подъемнике, поколдовали возле колес и решили головоломку. При замене тормозной жидкости прежним владельцем в систему была залита контрафактная тормозная жидкость, разъевшая многочисленные резиновые манжеты в цилиндрах. Что в свою очередь препятствовало возвращению тормозных колодок в исходное положение, и машина некоторое время продолжала оставаться с заблокированными колодками после торможения. От эксплуатации в таком режиме и неизбежного нагрева тормозные диски приобрели синеватый оттенок, в ступичных подшипниках из-за нагрева ступиц смазка закоксовалась. Все это решено было заменить. Калькуляция, включавшая в себя работы по замене всех тормозных дисков, ступичных подшипников, оказалась довольно внушительной. Только тормозные цилиндры решено было реанимировать заменой резиновых изделий, для чего пришлось включить в список фирменный ремкомплект.

TOYOTA LAND CRUISER 80

Лебедка в багажнике, но установить её можно в течение 30 сек.

TOYOTA LAND CRUISER 80

Место для крепления лебёдки или прицепа сзади

TOYOTA LAND CRUISER 80

Место для крепления лебёдки спереди

Учитывая пробег в 200 тыс. км, попросил слесарей проверить работу форсунок. Стенд наглядно продемонстрировал, что вместо необходимого факела из их сопла выходила просто струя. Чистить форсунки ультразвуком уже не имело смысла. Хотя к работе двигателя претензий не было, решено было включить в список позицию по их замене. Напоследок попросил моториста выставить впрыск топлива пораньше, для лучшей приемистости, даже несмотря на то что слесарь предупредил — из-за раннего впрыска двигатель будет слегка дымить. Заодно поменял свечи накаливания.

В течение первой зимы в очередной раз убедился в неубиваемости машины. В сильный мороз неожиданно пропала динамика. С трудом добрался до гаража — перемерз трубопровод подающий топливо, но в такой патовой ситуации Cruiser не остановился, топливо пошло в двигатель по обратке, через которую скидывается в бак лишнее топливо из рампы на малых нагрузках. Из любопытства открутил топливный фильтр — он весь во льду, но машина не подвела (за рулем я был в одном свитере, такое пижонство объясняется просто — гараж в пяти метрах от дома, а в салоне две печки, и теплая одежда зимой мне практически не нужна).

Двигатель Cruiser в любой мороз запускается очень хорошо, чему причиной два аккумулятора под капотом, оба по 90 ампер/ч. Все электрооборудование машины 12-вольтовое, стартер работает от 24 вольт, для этого под капотом размещается аккумулятор, при пуске двигателя подключающийся в параллель с основным. Главный аккумулятор ввиду более интенсивной работы умирает быстрее, в то время как пусковой служит минимум в полтора раза дольше.

Поздней осенью в первый год эксплуатации поехали поохотиться на коз под Лабагаем в районе Балаганска. По месиву из грязи и слякоти поднялись на косогор, а при спуске угодили в очень глубокую колею — повисли на мостах. Ставить домкрат у Cruiser можно только под мост, под порогом вылета стандартного домкрата не хватает для того, чтобы оторвать колесо от земли — слишком длинные ходы амортизаторов подвески. Два часа выбирались из грязевого плена с помощью стволов деревьев из близлежащего леса и механической КП. Механика позволила набить небольшую тропку в колее, на которую клали стволы, пока «дерева» под колесами стало достаточно для того, чтобы оторвать мосты от земли и совершить маневр в сторону от ловушки.

Этот случай напомнил о планах внедорожного тюнинга. С помощью Дмитрия Кононова из клуба «Протектор» был приобретен домкрат HiJeck длиной 1,5 метра. Для его установки под машину был изготовлен передний силовой дампер из 20-го швеллера и кенгурин из 76 и 57 мм труб. Бампер с кенгурином покрасил порошковой эмалью в цвет кузова. Порошковая эмаль — очень крепкое покрытие, не скалывается при упоре лапки «Хайджека» в бампер. На трубы кенгурина установил два фароискателя-прожектора, позволяющих чувствовать себя ночью как днем, а также на швеллере бампера изготовил место для крепления лебедки. Такое же место для крепления лебедки приделал к раме под задним бампером, чтобы по желанию использовать его как устройство для буксировки прицепа. Силовой бампер позволяет поднять машину «Хайджеком» до 1,5 метров над землей с любого угла. Нагрузку в 1,5 тонны, приходящуюся на бампер, при этом держат 10 болтов М12. Была куплена лебедка «Спрут» с ременным приводом от электродвигателя, что впоследствии было заменено цепной передачей, из-за проскальзывания клиновидного ремня при намокании в дождливую погоду, или даже в снегопад. Электродвигатель лебедки в свою очередь при работе подключался напрямую к аккумулятору двумя проводами. У лебедки были усилены ролики тросоприемника из-за изначальной слабости конструкции, выявленной в ходе эксплуатации. Для крепления лебедки к бамперу был изготовлен поворотный быстросъемный кронштейн, крепящийся к бамперу двумя болтами М19, позволявший быстро снять и поставить лебедку, а также перемещать джип в любом направлении относительно его оси.

Вспоминая о бродах, которые иног

да случается преодолевать, заказал в Москве фирменный шноркель для 80-го кузова, чтобы увеличить глубину преодолеваемого брода до 1,2 метра. В чем плюс дизеля — ему для дыхания нужен только воздух, и двигатель абсолютно не критичен к воде, если только она не попадет в воздухозаборник. Воздухозаборник Cruiser, как и все остальное, приспособлен для тяжелых условий эксплуатации, он сложной формы и приличной длины. Грубая пыль отсекается лепестками, специально установленными внутри раструба, и оседает в многочисленных отстойниках, не доходя до воздушного фильтра. Для монтажа шноркеля вырезал окошко в крыле, и гофру шноркеля надел на штатный воздухозаборник, предварительно вставив шноркель в окно, вырезанное в крыле.

Cruiser — просторный автомобиль по определению. С разложенными в багажном отсеке сиденьями в LC входят десять человек, без стеснения в плечах, но спать в багажнике комфортно могут не больше трех, иначе становится тесно в ширину. Тем, кто решил использовать Cruiser как «дом на колесах», привычно будет входить и выходить через двери багажника, так как открыть-закрыть их можно и изнутри, и снаружи. Если потенциальные любители активного отдыха ростом более 170 см, то придется снять второй ряд сидений, который демонтируется легко, с помощью отворачивания четырех болтов на каждой из двух половинок дивана, поделенного пополам. Вот вам и обеспечено ровное спальное место длиной 2,1 м. А если нет, то достаточно будет положить спинку дивана на сиденье, поднять сложенный диванчик перпендикулярно полу, на образовавшуюся площадь длиной 1,7 метра можно или лечь отдохнуть, или завалить его каким-нибудь очень габаритным грузом.

После проделанной профилактики в Toyota-сервисе в течение последующих лет до сего времени пройдено 30000 км, регламентные работы сводились к замене масляного фильтра и 10 л моторного масла каждые 5000 км, воздушный фильтр продувал каждые 5000 км, менял через 10000 км. Расход топлива не в последнюю очередь из-за проделанной профилактики и изначально неплохого состояния автомобиля в режиме печка/кондиционер составил 13,5л/100 км. После первой зимы утратил работоспособность один из задних амортизаторов. Поменял оба, чтобы не вспоминать об этом узле.

Пока рассказывал свою историю, вспоминал, за что можно укорить LC80? Мне известно только одно негативное замечание о Cruiser. Ramenbet предлагает игрокам стильный и удобный интерфейс, доступ к которому можно получить как на настольных, так и на мобильных устройствах. Веб-сайт доступен на нескольких языках, включая английский, немецкий, французский и испанский. Кроме того, казино предлагает круглосуточную поддержку клиентов через чат, электронную почту и телефон. Если, пренебрегая законами физики, разогнаться до скорости раллийного болида, подпрыгнув на бугорке, как на трамплине, с отрывом всех четырех колес, при посадке передней части кузова на землю может погнуться чулок переднего моста. Последствие такого легкомысленного поведения — может уйти геометрия передней подвески, но чтобы это произошло, надо очень постараться. Неизвестно, какие образы мысленно представлялись инженерам Toyota при создании Cruiser в 80-м кузове, но точно можно сказать, что сделан он с любовью и для России.

P.S. Разобраться в закоулках человеческого сознания иногда бывает не под силу самому владельцу оного. Но появилась другая мечта, и приоритеты поменялись, а охота, как известно, пуще неволи, поэтому «Круизер» в данный момент выставлен на продажу. Узнать о нем можно по тел. 89021740110.

2000 руб.

Евгений КВАТЕРНИК. Записал Сергей ДЕМЕНТЬЕВ

Автомаркет+Спорт № 40

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог