Все мы — заложники предубеждений. Я того, которое сводится к моим отношениям с городскими колесными «табуретками». Долго искал им подходящий пообидней эпитет, пока не увидел клип с Crazy Frog`ом в главной роли. Ужасно отрицательный персонаж, подходящий для отождествления с этими, как их, ну, автомобилями, в общем. Даже порадовался, когда в «нете» появился клип, где противного «жаба» застрелил-таки какой-то мужик. А кто этих из нашей действительности исключит?
|
Качество, стиль и продуманная эргономика — вот те составляющие интерьера Smart, которым хочется петь дифирамбы |
Каюсь, после предложения познакомиться со Smart`ом меня обуревали двойственные чувства. С одной стороны, при встрече хотелось, как в том сетевом ролике, прервать двумя выстрелами пронзительно-нудный «бем-бем». С другой, до чесоточного зуда в конечностях попробовать этот запретный плод любви Mercedes`а к швейцарской часовой фирме Swatch. Второе мое «хотение» объяснить не трудно. Ведь в 2,5 метра длины этого городского двухместного «стульчика» напихано столько конструктивных ноу-хау, что их бы хватило на нормальный среднестатистический концепт-кар. Трехцилиндровый 54-сильный двигатель тут сзади (так и хочется сказать «в заднем свесе», но такое понятие для Smart неактуально — свесы у него отсутствуют), коробка передач — шестиступенчатая «механика» с автоматизацией переключений и автоматическим же сцеплением. Такие сейчас называют роботизированными. Привод, естественно, задний, сочетающийся с подвеской типа Де Дион. А спереди у Smart примитивизм на грани фантастики — почти McPherson, но с поперечной рессорой. И все это привязано к мощным подрамникам, по сечению напоминающим внедорожные силовые бамперы, и двухслойному сэндвич-полу. Снаружи металлические — лишь пороги и стойки крыши, все остальное — пластмасса.
|
Подставка под бутылку — сама функциональность, а ее крепление с возможностью трансформации |
Да и вообще, факт появления Smart в нашей провинции все равно что явление того же лягушонка народу. Уверен, по Ангарску уже ходят слухи типа «а ты видел» о появлении какого-то неустановленного колесного существа. Впрочем, у нас-то есть не менее харизматичный персонаж, которому молва приписывает аналогичные сомнительные подвиги. Это чижик-пыжик. Где ты был? Продолжение — в духе русского фольклора. У мерседесовского (кстати, концерн DaimlerChrysler стыдится своего «незаконно рожденного» ребенка — трехлучевые эмблемы отсутствуют, в данном случае их налепил продавец, чтобы лишний раз не спрашивали, чьего производства такое чудо, а СТО для Smart объединены в отдельную сеть, никак не связанную с Mercedes) чижика-пыжика он тоже есть. Водку хоть и не пил, но нашего бензина накушался вдоволь. Придя автовозом из Голландии в Омск, оттуда шел сюда самоходом. И ведь дошел (честное слово, преклоняюсь перед перегонщиками), хотя я бы обязательно предположил, что где-нибудь целиком провалится в незалатанную асфальтовую дыру или утонет в луже. Опять мои предубеждения.
|
Дефлекторы Smart самые оригинальные из тех, что я видел |
Правда, в дыру Smart уже провалился. Точнее, сам ее сделал в бюджете германо-американского альянса. По причине высокой цены и семилетнего уже присутствия на рынке этот проект абсолютно убыточен. Да и в варианте second-hand по стоимости автомобильчик претендует на позицию как минимум в D-классе. На этом можно было бы и закончить, если бы не...
|
Упругий элемент передней подвески — поперечная рессора |
В Ангарске, «рожденном Победой», Smart выглядит как инсталляция модного европейского перформанса в патриархальное сталинское барокко. Дико, чуждо, откровенно. Интерес вызывает у каждого вне зависимости от возраста и рода деятельности (как говорят владельцы, даже собачки головы заворачивают). Причина, естественно, не в красоте. Нескладный кузов (наш бильд-редактор, большой любитель подобных аппаратиков, уже негодовал по поводу моих «предвзятостей», а за такую формулировку мне, чувствую, придется отвечать по полной) с яйцеобразной передней частью создан по канонам французского «бесправного» автомобилестроения (кстати, завод, выпускающий Smart, также расположен во Франции). Но серьезного размера колеса (спереди 135/70R15, сзади 175/55R15) говорят о том, что после «лосиного переворота» в исполнении А-класса мерседесовцы глобально работали над активной безопасностью. А сколько здесь электронных «удил» — ABS, traction control, система курсовой устойчивости. Недаром Smart в переводе на русский — умник. Вот только умников у нас не особо-то любят.
|
Каждый предмет интерьера несет на себе печать общего стиля |
Внутри Smart — сама добродетель. В синеньком интерьерчике с отделкой под «твердый плюш» нет и толики мерседесовской строгости. Даже не верится, что дизайном занимались немцы. Дефлекторы вентиляции, словно купол планетария, тахометр а-ля будильник Nescafe, комбинация приборов в стиле экранчика тамагочи и как будто компьютерный руль. В таком окружении нет места негативным эмоциям, которые остаются за гулко хлопнувшей пластиковой дверью. Этот неблагозвучный аккомпанемент — единственный «антикачественный» атрибут салона. Все остальные выполнены на высоком уровне, порой не характерном для больших Mercedes. При этом упаковка Smart вовсе не говорит об его размерах: электростеклоподъемники, стеклянная крыша, кондиционер, CD-чейнджер Grundig с четырьмя динамиками. Лишь ручная регулировка зеркал даже при такой ширине вызывает недоумение — к правому приходится тянуться.
Но только к нему. Эргономическая проработка интерьера образцовая. Объемная «опухоль» консоли развернута к водителю, «климатические» ползунки и прочие клавиши буквально в нескольких сантиметрах от руля, а тахометр, грибом торчащий из торпедо (он — в списке дополнительного оснащения) и находящийся как раз на уровне глаз, «читается» лучше, чем спидометр на традиционном месте. Пожалуй, только «загогулина» активации центрального замка да пятаки стеклоподъемников требуют «дотягивания». Причем с водительской стороны пробраться к «пуговице» привода мешает руль, и вы вынуждены ему кланяться. Ей-Богу, общего положительного впечатления это не портит. А оно, впечатление, складывается в том числе от простора в салоне Smart. Звучит парадоксально, однако в крохотной городской коробчонке с багажником, в который войдет лишь пара саквояжей, «полно воздуха». Ах да, европейцы же постоянно растут. Поэтому между макушкой и тонированным стеклом можно было устраивать багажные полки (кстати, они не помешают, про емкости в салоне создатели, похоже, забыли), а сиденье при моих 182 см приходится пододвигать к педалям.
|
Информация с тахометра считывается гораздо лучше, чем с основного блока приборов |
Уже после теста нашел интересную информацию, касающуюся коробки передач. На самом деле у нее всего лишь три скорости, но у главной пары два передаточных отношения. Прошли три передачи на одном, затем они же при втором. Сродни грузовому делителю! В условиях субкомпактных габаритов и необходимости получения максимальных тяговых возможностей от 600-кубового моторчика при любых режимах решение гениальное. Но на деле с этой гениальностью «Умника» приходится бороться.
|
Расположение органов управления на центральной консоли продумано до мелочей |
«Трехгоршковый» движочек отчетливо слышим только снаружи. Внутри же хорошая шумоизоляция и мощные трубы основания делают свое дело. Играет роль и заднемоторная компоновка. В итоге акустическая и виброчистота в салоне заставляет усомниться в рабочем объеме и количестве цилиндров. Идеальна обзорность, а прозрачный потолок, затемненный ровно настолько, чтобы не пропускать внутрь жгучий ультрафиолет, обеспечивает пассажиру дополнительные «созерцательные» возможности. 3 литра на сотню и 140 км/ч по спидометру? Охотно верю! Тем не менее своим ощущениям я доверяю много больше, а они опять раздваиваются, предлагая вашему вниманию «разнополюсную» сумму впечатлений.
|
Перевозка багажа — не основная обязанность Smart. Да и не обязанность вовсе |
С одной стороны, Smart сразу навязывает водителю довольно энергичный темп езды. Не охотно крутящийся на низких оборотах моторчик в середине и на верхах старается походить на своих более объемных соратников. Даже у предельных 6000 об/мин, даже на самой верхней октаве ему хватает сил, чтобы вытягивать песню разгона в полный голос. Сказывается, понятно, «шестисоткубовость» и «пятидесятичетырехсильность», подкручивать надо, но в потоке Smart держится молодцом. Это там, за городом, он уже не боец на равных, а здесь еще вполне. И ведь голосок трех поршеньков отнюдь не противен. Напротив, радует слух певчим характером и бойцовским нравом.
|
Неплохой, в сущности, двигатель работает в паре с коробкой, обладающей большим самодурством |
Но с другой стороны, видно, «терминатору» в коробке мозги так и не вправили. То ли денег не хватило, то ли особо шизофреничный попался. При каждом переключении я готов был самым гнуснейшим образом ругать все эти новомодные трансмиссионные изыскания. Вместе с их создателями, чтоб им там, в Германии икалось. То, что происходит в момент перехода на повышенную, можно называть коробочным апокалипсисом. Агрегат самостоятельно прерывает подачу топлива и разъединяет фрикционную связь между сцеплением и маховиком. Делает он это столь изощренно и безжалостно, что разгон на время перехода с передачи на передачу превращается... в торможение двигателем. Теперь понятно, почему легкий, в общем-то, Smart достигает сотню за 17,5 секунд. Будь у него обычная «механика», либо самый допотопный трехступенчатый «автомат», и, уверен, третью часть из этой бесконечности можно было бы ликвидировать.
|
По сути, единственная в салоне емкость для «личных вещей» |
Появление, неожиданное и трудно предсказуемое, понижающей еще хуже. Казалось бы, мотор может тянуть и тянуть, а «робот» уже решил за вас воткнуть вторую или третью. Удар и Smart, будто остановленный на полном скаку пони, осаживает свой бег до медленного шага. Пристегиваться ремнями в нем надо хотя бы для того, чтобы не приложиться в этот момент о баранку.
«Ручной» (смешно говорить о «дополнительном» «ручном» режиме в отношении механической коробки передач) режим значительно сокращает время «отклика», но кардинально положение не спасает. Несмотря на то что вверх при этом КП сама не переключается, смена передачи все так же длится бесконечно долго и протекает толчком-ударом. А вниз коробка уходит самостоятельно, аналогично непредсказуемо и с таким же «торможением двигателем».
КРАТКИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Длина/ширина/высота, мм | 2500/1515/1529 |
База, мм | 1812 |
Снаряженная масса, кг | 720 |
Полная масса, кг | 980 |
Емкость багажника, л | 150 |
Мощность, л. с. при об/мин | 54/5250 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 80/4500 |
Максимальная скорость, км/ч | 135 |
Время разгона до 100 км/ч, с | 17,5 |
Подобные алгоритмы особенно обидны в свете работы шасси. В ней не понравились лишь тормоза с чересчур «пространным» приводом. Но подвеска Smart — качественно проработанная система. Есть у нее некоторая «козлячесть», что, учитывая короткую базу, вполне естественно. А вот плавность хода и борьба с кренами по ощущениям «принадлежат» автомобилю на класс-два выше. То, как машина проходит небольшие и крупные неровности, то, как она идет в повороте, заставляет (конечно же, меня) по-другому отнестись к этому франко-германо-швейцарскому чижику-пыжику. Знаете, понравился. Возможно, потому, что не ожидал от него таких «подвигов». Правда, на мой взгляд, автоматизированная коробка передач перечеркивает все «заслуги». Хотя допускаю, что кому-то думающий за тебя механизм и не помешает.
Узнать подробности приобретения Smart можно по тел.: 585-207
Максим МАРКИН
Фото автора
Автмаркет+Спорт N 32/2005
|