Восточное побережье Байкала. Баргузинский и Чивыркуйский заливы, полуостров Святой нос. Рай для автомобильных робинзонов, для истинных ценителей дикого отдыха. Удаленность и сложные дорожные условия еще не испортили здешнюю природу, не сделали ее рабой оголтелых туристов, хотя уже сейчас и этот благодатный край вовсю обживается любителями экзотики со всего мира.
Когда по древнему тракту ляжет асфальт, а через реки протянутся мосты, приютиться в какой-нибудь чистой песчаной бухточке для уединенного отдыха, чтобы вокруг на пару километров не было ни души, уже не получится. Или возможно будет за очень большие деньги. А пока здесь еще можно открывать «нехоженые» тропы и лицезреть «неведомые» достопримечательности.
В прошлом году наша журналистская бригада совершила сюда автовояж, причем на Святом Носе дошла до тупиковой точки в рыбацком селе Курбулик, о чем Тимофей Митин представил полный отчет с пристрастием. Но тогда очень многого не удалось охватить. В том числе, самое-то важное, в зоне доступа для обычных автомобилей не успели «пробить» маршрут непосредственно в Баргузинскую котловину (или долину, другим словом).
И вот на этот раз познавательную географию получилось расширить. Мне и моим спутникам впервые удалось познакомиться с легендарными местами, сыгравшими весомую роль в истории Сибири и Забайкалья. А заодно полюбоваться уникальными природными памятниками, которые еще не пуганы массовым нашествием людей.
«БАРГУДЖИН-ТОКУН»
|
Пока дорога на Баргузин тяжеловата, но скоро все изменится | Многодневный автотур начался в конце июня, то есть не в разгар туристического сезона, что придало всему некую эксклюзивность — дороги не перегружены, насиженные места отдыха почти пусты, а главное, полная свобода на паромных переправах (в Татаурово и Усть-Баргузине). Ни тебе нервотрепки из-за очередей, ни глобально потерянного времени. Кроме того, всего через год этот маршрут предстал принципиально в новых перспективах.
|
Река Баргузин в районе одноименного поселка | Во-первых — достраивающийся мост через Селенгу в районе села Брянск. Это значит, что уже скоро и к заливу Провал, и в Усть-Баргузин можно будет идти «ходом», без задержек на архаичных паромах или объезда через Улан-Удэ. Во-вторых, на реконструкцию Баргузинского тракта брошены значительные силы, причем российских дорожно-строительных компаний — очевидно, сказывается приход нового руководства в Бурятии. Уже к концу года обещается асфальт до Горячинска, а в дальнейшем и до самого Курумкана, причем с новым мостом вместо парома в Усть-Баргузине!
Разумеется, это великий, доселе невиданный для этих мест прогресс, и это очевидный шаг к культурному освоению прибрежного Забайкалья, хотя, повторюсь, с мыслями об уединенном здесь отдыхе вскоре придется распрощаться. Уже сейчас земли во всех значимых местах отдыха резко подскочили в цене, при этом их скупка приобретает ажиотажный характер. Так что, «окультуривание» началось.
|
Одна из улиц Баргузина и одна из его достопримечательностей — Уездный банк постройки середины 19 века, сейчас архитектурный памятник |
|
На этом месте был дом, где жили братья Кюхельбекеры |
| Погода в наш отъезд тоже была не сезонной, ветреной и мокрой, причем два дня дождь лил по всему восточному побережью, где асфальт пока из разряда дефицитных, тем более качественный. В итоге некоторые участки, особенно ремонтируемые, размочило в неприглядного цвета кисель, проходить на легковых автомобилях эту ямистую отсыпку с песчано-глиняной «размазней» было непросто. Все-таки, здешнее направление пока лояльно только к автомобилям повышенной проходимости с мощной энергоемкой подвеской.
Во времена натуральной лошадиной тяги путь из Иркутска в Баргузин по прорубленному сквозь тайгу тракту занимал 4-5 дней, но это в условиях хорошей погоды. Почтовые станции располагались через 25-30 км и на каждой третьей менялись лошади. Дожди или снежные вьюги, конечно, способны были задержать путников надолго. К тому же зимой была реальная опасность подвергнуться нападению голодных волков.
Сейчас, даже если выехать из Иркутска в обед и в условиях «распутицы», с учетом нормальной ночевки, после полудня следующего дня можно быть на месте. Лет десять назад дорога была значительно хуже, вернуться с целой подвеской было почти нереально, а сейчас покрытие более-менее. Инфраструктура на маршруте при отвороте с федеральной трассы предполагает наличие АЗС, магазинов и кафе с той периодичностью, чтобы ничем таким не запасаться.
А вот уютных и тем более обустроенных мест для промежуточных ночевок — раз-два и обчелся. Мы останавливались на речке вблизи села Нестерово (75 км от Улан-Удэ), однако здесь же любят отдыхать и дальнобойщики-лесовозники. И потом, вблизи сел спокойная ночевка еще не гарантирована, что и произошло в наше там пребывание.
Поселок Баргузин, историческая справка
В 1648 году (время правления царя Алексея Михайловича, отца Петра I) казачий атаман Иван Галкин со своим отрядом обошел Байкал с севера, добрался до правого берега реки Баргузин в районе живописных озер в 50 км от устья и поставил здесь острог (случилось сие еще за несколько лет до основания Иркутского острога). Это было время усиления централизации российской власти: установление крепостного права для русских крестьян, с одной стороны, и подчинение других народов, с другой.
Баргузинский острог стал одним из «опорных пунктов» ясачного сбора и светочем российской власти в «диком» Забайкалье. Южнее, в бассейне Селенги, еще хозяйничали отпрыски распавшейся монгольской империи, но, совместно с притесняемыми ими тунгусами, казаки навели порядок. В 30-х годах 18 века острожные укрепления постиг пожар, после чего они уже не восстанавливались.
В дальнейшем здесь развиваются земледелие и промысел — рыбалка (когда-то омуль водился только здесь), охота, а позже и старательство. Процветает добыча пушнины, поскольку дремучие местные леса щедры белкой, песцом, горностаем, но самый драгоценный и знаменитый на весь мир — это темный баргузинский соболь. Что говорить, если шкурки этого хищного зверька поставляли не только к Романовскому двору, но также в модные дома Парижа, Лейпцига и даже Нью-Йорка.
Еще в 1783 году Баргузин определен уездным городом Нерчинской области, подчинявшейся иркутскому наместничеству. Однако при советской власти, в 1927 году, его «разжаловали» до статуса села, а в 1973 подняли до «звания» рабочего поселка. Тем не менее, в постперестроечный 1990 год Баргузин заслуженно включили в список исторических городов России. |
|
Вид на баргузинские озера из «окон» дома Кюхельбекеров. Неплохо было для статуса ссыльных, правда? |
|
Старые еврейское и православное кладбища сейчас окружены жилыми домами |
| Уже капитально стемнело, когда все вздрогнули от жуткого визга тормозов недалеко на трассе (еще асфальтовой). Пошли смотреть, ожидая увидеть страшное, и чуть сами не стали жертвами ДТП. Какая-то пьяная «Анна Каренина» из местной деревни уселась прямо по центру дороги, причитая что-то о личной драме. В свете фар разглядеть ее заранее, конечно, было невозможно. Уже на наших глазах ее чуть не переехал груженный под завязку КАМАЗ-лесовоз с прицепом. Водитель-ас сумел увернуться и удержать эту махину на дороге. Еще бы чуть, и прицеп с бревнами мог завалиться прямо на нас. Пришлось стаскивать эту дуру с дороги и еще защищать от разъяренных водителей.
В самом Усть-Баргузине можно расширить связь с цивилизацией в прямом смысле, а именно подключиться к сети «Мегафон» — это позволит оставаться «на проводе» в отдаленных точках, в том числе на полуострове Святой нос. Кроме того, если необходимо, в этом поселке можно найти магазины запчастей и даже эстакады общего пользования.
Отсюда наш путь сначала был намечен до заветного села Баргузин. Из Усть-Баргузина к нему можно доехать по главной дороге (около 50 км), перебравшись через паром, либо по «запасной» лесовозной, минуя паромную переправу. И хотя очередей на пароме не было, мы поехали разведать альтернативный маршрут.
|
Могила декабриста Кюхельбекера со знаменитым посланием Пушкина «Во глубине сибирских руд» |
|
Соленое озеро |
| Эта дорога уходит направо еще перед въездом в Усть-Баргузин, и в целом оказалась проходимой даже для груженых легковушек, хотя по качеству хуже, чем основная, и длиннее километров на десять. Впрочем, оба направления к Баргузину ведут через тайгу, так что любоваться особо нечем, разве что главная дорога жмется к самому берегу легендарной реки. Но на подходах к одноименному селу все резко меняется.
Во всю мощь и красоту открывается Баргузинская долина, протянувшаяся более чем на 200 км, и Баргузинский хребет, мохнатые острые горы которого дотягиваются до высот около 2900 метров. Реки здесь полноводны и хрустально прозрачны, воздух густо настоян на целебных травах, а земля богата лечебными водами и природными реликтами.
Вот она, могучая древняя сила, воспетая в байкальском эпосе и вписанная в многовековую историю коренных жителей. Следы разумного пребывания человека здесь нашли еще далеко из дохристовой эпохи, однако основательное расселение людей приходится на раннее средневековье, когда здесь на полных правах хозяйничали тюркские племенные союзы. Из них самый известный народ — баргуты, населявшие долину в 9-13 веках, а потом это развитое племя вошло в состав общемонгольского государства.
|
Деревня Суво и остатки «Сувинского замка» | В средневековых монгольских летописях немалая территория от низовий Селенги до верхней Ангары и Лены называлась не иначе как страна Баргуджин-Токум. От имени жены младшего сына Баргу-Багатура, которого считают одним из родоначальников бурят. Более того, именно «руководящему» роду баргутов приписывают появление в нем одного из предков самого Чингисхана. И якобы у Чингисхана потом люди из Баргуджин-Токума были на особом счету.
По преданиям, он говорил, что каждый родившийся здесь мальчик будет отважным и сметливым от природы, а каждая девочка будет прекрасна лицом, безмерно искусна и проворна. Потому неудивительно, что в расцвет империи Великого Хана баргуты были привилегированным племенем. Об этом говорит даже такой факт, что часть воинов этого племени служили в личной гвардии хана.
От всех созвучных названий и родилась основная версия происхождения слова Баргузин, хотя на этот счет есть и альтернативные варианты. Так, у эвенков (тунгусов), заселивших долину после баргутов, слово «баргусин» означает не что иное, как «переправиться на другой берег реки», а якуты в это слово просто вкладывают понятие «потусторонняя страна».
Бедствие
Вывоз древесного сырья в Забайкалье поражает своими масштабами. В заповедниках лес не трогают, но на «свободных» землях идут немыслимые вырубки. Не надо быть зрячим, чтобы понять нелегальный характер львиного объема вырубок — основной поток лесовозов идет именно ночью. Водителей винить не в чем — они люди подневольные, работают на хозяев. По некоторым весьма ориентировочным данным, эти хозяева с каждого лесовоза чистыми зарабатывают тысячу долларов. Понятно, что лесной бизнес — это сибирский «спрут», с которым ничего сделать сейчас уже невозможно. Нет на этот счет политической доктрины и твердой властной руки. Как известно, лесобраконьерство, помимо экономических убытков, наносит непоправимый вред экосистеме всего байкальского региона. Увы, начинается новый виток «Прирастания России Сибирью», и думать об экологии сейчас не модно, невыгодно и просто небезопасно. |
|
«Сад камней» у реки Ина |
|
|
Река Ина и местный аршан | Как бы там ни было, но история одноименного села в отдаленной, но столь знаменательной местности, не может быть обычной? Так оно и есть. Само рождение поселения уже говорит о его важном геополитическом значении. Основанный еще в середине 17 века как острог, Баргузин становится не только очередной «базой» для взимания дани (ясака) с подчиненных народов Сибири, но и, между прочим, одним из первых русских поселений в Забайкалье.
Постепенно долина заселялась самым разным народом: в середине 18 века из Прибайкалья сюда перебрались первые буряты, а сам Баргузин как промысловая «житница» привлек много торговцев, в числе которых были китайцы и евреи. А в 19 веке, ко всему, Баргузин становится одной из столиц политической ссылки — на поселении и в «гостях» здесь побывало немало именитых личностей из числа интеллигентов-бунтарей, среди которых самые первые и значимые: декабристы братья Кюхельбекеры. Сначала Михаил, прибывший сюда в 1831 году, а потом и сам Вильгельм — поэт и литератор, лицейский друг Александра Пушкина.
| Понятно, что просвещенное дворянство, при отсутствии каких бы то ни было здесь школ, волей неволей взяло роль культурных миссионеров. Кстати, рождение ныне народных песен «Священный Байкал» и «Бродяга» тоже связано с житием баргузинских ссыльных, часть из которых неоднократно предпринимала побеги, и всегда неудачные.
И вот, мы въезжаем в этот забайкальский природный феномен, в «Баргузинские Альпы», как назвал эти места революционер и теоретик научного анархизма господин Кропоткин, побывавший здесь в середине 19 века. «Баргузин с его волшебными окрестностями куда больше подходит быть летним курортом, чем местом поселения политических ссыльных», — справедливо удивлялся он в своих путевых заметках. Эх, не понимали тогда народовольцы всю доброту российской монархии. Дожили бы до сталинского геноцида, вспоминали бы царей, как херувимов.
|
Местные рыбаки улов вывозят на отечественных полноприводных грузовиках. Этот ЗИЛ-157 в Монахово недавно с консервации, в прекрасном состоянии, как будто с конвейера | Поселок большой, но с виду обычный, хотя, в отличие от Усть-Баргузина, здесь построен добротный мост. Много магазинов, есть центральная площадь с вещевым и продуктовым рынком и, конечно, свои достопримечательности. Например, красивые старинные дома, принадлежавшие богатым купцам, но особенно выделяется деревянное здание уездного банка середины 19 века. Написано, что памятник архитектуры и охраняется государством, но сейчас он в запустении, внутри никого и ничего нет. Того гляди, скоро просто сгниет и развалится. А еще мужская часть нашей компании не преминула дружно отметить, что здесь, действительно, немало красивых девушек и женщин с изящными азиатскими чертами в лицах, так что предания старины глубокой на этот счет не обманывают. Есть в здешних людях какая-то особая забайкальская породистость.
|
Баргузинский залив с видом на Святой нос | Дом, где жили братья Кюхельбекеры, не сохранился, но на этом месте создан открытый мемориал. Кстати, Вильгельм уже через год после приезда женился на дочери местного почтмейстера, и в целом пробыл в Баргузине недолго. В отличие от брата Михаила, который здесь же и умер. Старое православное кладбище, на котором он похоронен, соседствует со старым еврейским кладбищем, и сегодня они расположены буквально в окружении поселка. Через забор сразу дворы и спортивные площадки, где зачастую шум, гам и громкая музыка. Интересно, если живых сие не смущает, то каково усопшим от такого соседства?
Вечером мы отъехали от поселка и не отказали себе в удовольствии романтично заночевать в шикарном сосновом бору на высоком берегу мощного полноводного Баргузина. А с утра отправились в «турне» по долине, но сначала с ужасом констатировали духовную убогость современных людей — мусорные свалки в лесу, на стоянках возле реки и даже по берегам озер в самом поселке предстали картиной неправдоподобной, но очевидной.
ДОЛИНА
В долину от Баргузина идут две автодороги общего пользования: основная — на Курумкан непосредственно по правому берегу реки, и вторая — по левому на удалении от берега. Мы уходим на второй, менее «накатанный» маршрут, однако привлекательный своими загадочными природными явлениями. Отсыпка не ахти какая хорошая, но потихоньку трястись можно. В долине шириной до 35 км эта дорога жмется ближе к древнему Икатскому хребту с его низкими пологими горами, однако с первых же километров отсюда открывается величественная панорама на Баргузинский хребет. Так получилось, что с собой сюда мы привезли и «установили» ясную солнечную погоду, и пейзажи предстали нашему взору в самых одухотворенных красках.
|
|
Одно из здешних богатств — белые грибы |
| И первые загадки по этому маршруту тоже не заставили долго ждать — справа в горах засверкал какой-то странный объект. Вблизи этот «артефакт» оказался рукотворным — параболическая РЛС гигантских размеров, по-киношному растущая из зелени леса на макушке малоприступной горы. Видимо, что-то из области секретных стратегических объектов. Но через 35 км от Баргузина мы выходим на первую здесь известную достопримечательность природного происхождения — так называемое Соленое озеро, вода которого считается целебной.
Это довольно большой водоем с гладким песчано-илистым дном и глубиной всего по колено. В самых глубоких местах по пояс. Вода слегка мутноватая, солоноватая и «маслянистая» на ощупь, с полезными микроорганизмами. Лечит от многих болезней. Во всяком случае, слухи о невероятных целебных свойствах озера рождены не на пустом месте. Говорят, даже раз искупаться полезно, хотя для достижения эффекта надо регулярно. Инфраструктуры вокруг никакой, поэтому реально здесь побывать без ночевки. Поставить палатку где-нибудь поблизости можно, но как-то неуютно — ни дров вокруг, ни питьевой воды.
|
«Наша» бухта. Таких диких уединенных мест на Байкале все меньше и меньше | Дальше дорожка поднимается в гору и совсем скоро выводит в распадок, который по живописности своей мог бы поспорить с декорациями для «Властелина Колец». В распадке, как шляпки на грибной поляне, торчат крыши деревеньки Суво — по расположению, наверное, самая сказочная из всех деревушек: густой зеленый луг, быстрая вертлявая речка, на заднем плане звенящая синева неба, аппетитные клубы молочных облаков и темный заснеженный хребет гор. А пологие склоны окружающих деревеньку холмов укреплены реликтовыми «крепостными стенами» великанских размеров, с колоннами и башнями. Одна самая видная и характерная так и называется: «Сувинский саксонский замок». То есть, его «развалины». Издалека, действительно, очень на то похоже.
|
Здесь даже редких представителей фауны, например, цаплю, встретить несложно | Вообще, здесь и дальше местность все больше напоминает последствия древних батальных сцен с мифическими чудовищами, поскольку скальные художества как будто являют собой остатки гигантских монолитных укреплений и орудия войны. Некоторые нагромождения имеют «рисунки» в виде цветной каменной кладки, обрядные знаки как будто искусственного происхождения времен древних религиозных поклонений. Вероятно, на этих картинах и рождались легенды аборигенов о героях-богатырях. К такой мысли располагает и следующий природный феномен, который по этому маршруту предстает от Баргузина в 60 км и носит название «Сад камней». Лирично, но не совсем верно.
|
Рыбацкое счастье Чивыркуя вволю познал и наш кот | Огромная равнина, сплошь усыпанная валунами весом в десятки и сотни тонн. Конечно, можно поверить, что все это принесло сюда с последним ледниковым периодом, но что в том интересного? Надо верить в другое — это или кладбище мифических воинов-великанов с «надгробными камнями», или поле брани, на котором остались снаряды осадных орудий или наконечники боевых топоров и палиц. Но даже если в это не верить, побывать здесь все равно стоит, хотя бы ради подножных даров Баргузинской долины: для травников места невероятно богаты.
Сразу после каменного плато дорогу пересекает потрясающая по красоте река Ина, а за ней можно отвернуть на местный Аршан — небольшое поселение с целебными водами, куда приезжают подлечить суставы, сердце, нервы и много еще чего. Есть дацан, детская база отдыха, кафе-столовая. Выше в горах когда-то жили шаманы, и туда сейчас можно пробраться, но сделать это непросто. Нам повстречался местный сталкер, который предложил совершить туда поход, проверить чистоту совести. Однако на это нужно время, да и сталкер, будучи изрядно выпимши, к общению не располагал.
| По сути, к самым именитым лечебным источникам долины надо было ехать дальше, но разведка на месте выявила, что маршрут туда сейчас здорово разбит, а некоторые мосты даже снесло большой водой. По картам эта дорога должна соединиться с правобережной в Улюнхане, что примерно в 175 км от Баргузина. Там и есть официальный «конец» маршрута по Баргузинской долине. Оставшийся отрезок до северной цивилизации, до села Куморы с выходом на БАМовскую трассу, дорогой не считается, но «пролаз» сквозь броды, горы и тайгу все же есть. Правда, пока этот участок из разряда сверхэкстремального off-road.
Нам же не «светило» добраться даже до Улюнхана. Повернули обратно, чтобы к закату успеть на Баргузинский залив. Запася провизию в Баргузине (цены в магазинах могут различаться, но уровень нормальный) и к вечеру добравшись до устья реки, пересекли пост границы национального парка. Въезд и пребывание там платное: 100 рублей с машины и по 30 руб. с человека за сутки.
Остановились на заливе в лесистой зоне, где только начинается перешеек на Святой нос. Решили отдохнуть и набраться сил перед решающим этапом. Здесь повезло попасть в пик аномального произрастания байкальских белых грибов — за полчаса можно было насобирать приличную горку крупных, крепких и абсолютно чистых грибов. Правда, заодно подверглись атаке клещей — аномально в этом году было все!
СВЯТОЙ НОС
|
Отплытие из Монахово в Змеевую бухту. За штурвалом Вован, его раритетная лодка оснащена японским дизелем | Через две ночи двинули на финишную точку маршрута, планы о чем вынашивались с прошлого года. По искореженной ямами и камнями дороге Баргузинского перешейка добрались до полуострова. Сразу развилка. Налево до Глинки, откуда любители горного туризма по тропе могут подняться на хребет и лицезреть весь залив как на ладони. Но мы едем направо, в Монахово, где намечен наш «перевалочный» пункт для заброски по Чивыркуйскому заливу «куда подальше».
|
Эпизод высадки «робинзонов» в безлюдную бухту полуострова | В принципе, можно доехать и до Курбулика — оттуда по воде (или через тайгу) ближе всего до заветной бухты, но дорога к этому поселку через хребет для наших машин может оказаться роковой. Решили не рисковать и остановиться в Монахово. К тому же, здесь имеется импровизированная и платная (50 рублей) стоянка — лесная поляна под наблюдением местных старожилов. На ней уже «отдыхало» несколько автомобилей, в том числе джипы с лодочными трейлерами.
Да, лучший вариант — приехать сюда с собственной моторной лодкой, например, резиновой с японским двигателем, тогда отдых будет интересней, насыщенней и мобильней. У нас же только весельная «резинка», поэтому машины оставляем на стоянке, а весь немалый скарб грузим в деревянную рыбацкую «шаланду», которую правильно называть байкалкой — старинный, надежный и до сих пор очень распространенный тип судна у байкальских рыбаков.
О заброске мы заранее договорились с местным жителем Вованом (так он представился), который за 2000 рублей берется доставлять туристов до сказочных прелестей именитой Змеевой бухты. Те места воочию удалось увидеть еще прошлым летом в ходе короткой экскурсии, а сейчас предстояло побывать там с многодневным визитом.
|
|
Самая интересная встреча на баргузинском перешейке. Мистер Крис здесь проездом аж из самой Австралии! До континента добрался на корабле, а в России на тот момент уже пять недель. Путешествует на внедорожнике собственной конструкции, особенность которой — возм |
| По всему, Вован авторитетный здесь человек — косая сажень в плечах, немногословный, деловой, а в качестве двигателя на лодке дизель Toyota 2C. Это что-то значит, поскольку на других подобных лодках приходилось видеть древние отечественные моторчики. Японский дизелек довольно неплохо «гребет» эту тяжелую посудину, к тому же, туда плыли, вернее сказать, ныряли навстречу волнам — разбиваясь о прочный нос, они освежающе окатывали нас колючими брызгами. В общем, с адреналинчиком плыли.
Вован оказался человеком слова и дела. Как и обещал, ровно через час нос лодки уперся в золотой песок абсолютно безлюдной бухты, полумесяцем протянувшейся на добрый километр. Выгрузились, расплатились за доставку, договорились о времени возвращения и попрощались. С моря бухта ограждена мысами, со стороны суши густой лес и горы, есть полянка под палатки, а также срубленные из бревен стол со скамьями. И ни души. Полное ощущение робинзонады. Здесь даже подключенный «Мегафон» уже не действует. Настоящая изоляция от большого мира и от людей. Восторг, эйфория!
Конечно, в Курбулик отсюда ведут лесные тропы, но это на самый крайний случай. К тому же, здесь высока вероятность встречи с медведем, без особой надобности в лес соваться не хочется, и это тоже придает особый шарм отдыху. При этом в бинокль можно наблюдать «потустороннюю» жизнь, «оптически» ощущать связь с миром: вдали на противоположную сторону залива время от времени заходят катера и корабли с туристами — как раз там и находится известный источник.
Неподалеку от него базируется дебаркадер — плавучая гостиница, рассчитанная на иностранных любителей экзотики. Место в нем стоит 2600 рублей в сутки, да и обслуживание не из дешевых — заказать пирог из омуля будет стоить 1000 рублей. Нанять катер до Ушканьих островов обойдется до 23000 рублей. Другие виды практикуемого здесь организованного отдыха связаны с рыбалкой — также можно нанять моторную лодку хоть на неделю, и хозяин будет катать по самым клевным местам Чивыркуйского залива.
Мы же прекрасно довольствовались стационарным уединенным отдыхом, организовав свою знатную рыбалку. Главное в нашем случае — не просчитаться с запасами, особенно что касается огненной воды и табака. Соседние бухты в это время тоже были практически пусты, хотя погода уже стояла отличная, и вода время от времени даже позволяла купаться. Но вскоре и в соседние бухты стали прибывать редкие туристы. Они также «десантировались» с воды, а самые отчаянные (среди них в основном иностранцы) пришли по тропам.
Кстати, среди этих робинзонов были и специальные экологические отряды, собирающие мусор. Да, в парке порядок поддерживается, деньги как будто взимаются не зря. А вот местные жители не очень довольны нынешними порядками. Если рыбалка еще приносит какие-то доходы, то охота постепенно отмирает. Говорят, закупочные цены на шкурки, в том числе нерпы, в последнее время заметно падают, а боеприпасы дорожают, поэтому промышлять охотой стало невыгодно.
В назначенный день и время ждали Вована. Накануне был день рыбака, видимо, поэтому он слегка задержался. Однако обиделся, когда кто-то пошутил в таком духе: «А мы думали, уже не дождемся». Крайне ответственный человек. За доставку обратно тоже заплатили 2000 рублей, но путь обратно оказался очень комфортным и быстрым — шли уже по волнам, не было ни «прыжков», ни брызг. Кстати, весь свой мусор мы собрали в мешки и привезли с собой в Монахово, где скинули в специально сооруженные «загоны». А когда забирали машины со стоянки, сторож поведал, как нынешнюю ночь боялся высунуть нос из избушки — наведывался молодой медведь, который долго ворошил помойные кучи. Рядом с Монахово стоял отряд МЧС, ребята чистили дно, но о медведе том ничего не знали.
Уже по пути домой вновь убедились в размахе начатого дорожного строительства по древнему баргузинскому тракту. Но как потом оказалось, непосредственно участок близ Улан-Удэ, который идет через перевал, пока так и остается разбитым и беспризорным. Так что, через Татаурово идти было не только короче, но и комфортней. Было 11 июля, и навстречу уже «валил» поток самых разных автотуристов. А через несколько лет, очевидно, здесь будет людей не меньше, чем на Малом море.
Василий ЛАРИН Фото автора
Автомаркет+Спорт № 31/2007 |