Подержанные автомобили в Иркутске: покупка и продажа
Просмотров: 29538
1 Мая 2013
Теги: авторынок

НА ДВА ФРОНТА


Авторынок на «Фортуне» обрел цивилизованный вид и сегодня почти заменил старый авторынок в Рабочем

Именно так – на два фронта – сегодня живет иркутский рынок автомобилей second hand. Первый фронт – рынок в своем цивилизованном виде: со специально выделенной площадкой в районе ТЦ «Фортуна». А второй фронт – это все та же старая автобарахолка в Рабочем, которая после закрытия два года назад просто «переехала» на улицу Баррикад – к расположенным на ней комиссионным площадкам продажи авто – и по-прежнему остается дикой по сути и непрезентабельной по виду барахолкой.

На первом фронте – сражения стратегического характера (именно там сосредоточены «беcпробежные» автомобили, ввезенные как из Японии, так и из Кореи, и из Америки, и Сингапура…). А на втором – локальные битвы между разной степени убитости машинами с местным пробегом. На «Фортуне» автомобили ежедневно ждут своих будущих владельцев, тогда как в Рабочем основной пик торговли приходится на выходные дни…

Но четкого и однозначного позиционирования между двумя основными торговыми площадками second-hand нет: недорогие и хорошо потрепанные автомобили и на «Фортуне» встречаются. К тому же там тоже есть площадка «выходного дня», которую открывают только по субботам-воскресеньям. В Рабочем, в свою очередь, можно и относительно дорогие авто найти, и без пробега по России. Но и на «Фортуне», и в Рабочем не все продавцы дадут гарантию юридической чистоты предлагаемых автомобилей. При этом Рабочее привлекательно тем, что там проще проверить хотя бы техническое состояние выбранного авто (в округе немало СТО с подъемниками и ямами, где за небольшое вознаграждение разрешат осмотреть машину, или сами помогут найти скрытые дефекты).

Похоже, что борьба со старым авторынком закончилась закрытием основной торговой площадки, и стихийная торговля машинами просто переехала на улицу Баррикад, куда на выходные по-прежнему съезжаются сотни продаваемых автомобилей
Каждую весну окрестности улицы Баррикад и часть торговых площадок в буквальном смысле тонет в воде: с трудом проехать, с трудом пройти…

ЧТО ИМЕЕМ?


Удивительно, но и после введения заградительных пошлин, а также нескольких кампаний против правого руля, японский second-hand продолжает поступать на наши авторынки. Пусть и не в прежних количествах (в основном завозят модели с двигателями объемом не более 1,5 литра), но свежие беспробежные «праворульки» по-прежнему представлены в продаже, и даже находят своих покупателей! Вот только былого ассортимента давно уже нет – в основном ввозят наиболее востребованные модели от Toyota (например, представленные на фото седаны Corolla Axio и универсалы Corolla Fielder), Nissan или Honda...

Ford Focus пока самая распространенная модель на рынке second-hand с левым расположением руля. Но в свободной продаже Focus не задерживается…
Toyota Camry в своих различные модификациях и поколениях сегодня является самой распространенной моделью на иркутском рынке second-hand: на ее долю приходится почти 3% всего предложения
Среди автомобилей без пробега по России корейские авто занимают лидирующие позиции за счет своих многочисленных кроссоверов
Заградительные таможенные пошлины на ввоз иностранных подержанных автомобилей действуют уже не первый год. Однако до сих пор принципиального изменения в ассортименте представленных на рынке second-hand автомобилей не произошло: в продаже по-прежнему очень много праворульных машин, а модели «большой японской тройки» (Toyota, Nissan и Honda) сегодня удерживают почти 60% рынка. Можно, конечно, возразить, что и у Toyota, и у Nissan с Honda есть модели с левым расположением руля. Однако в десятку самых распространенных в продаже в Иркутске подержанных автомобилей входят сразу 4 сугубо праворульных модели: Toyota Mark II, Toyota Corolla Fielder, Toyota Caldina и Toyota Chaser (занимающие 2, 3, 6 и 10 места соответственно). А лучший из леворульных автомобилей – Ford Focus – в десятку войти не смог, остановившись на 11-й позиции.

Лидер рейтингаToyota Camry – в продаже встречается по меньшей мере в своих четырех поколениях, среди которых есть как праворульные, так и леворульные экземпляры, ввезенные не только из Японии (или приобретенные уже у нас – в салонах официальных дилеров), но и из Сингапура, и даже из далекой Америки! А суммарная доля разных поколений внедорожников Land Cruiser и Prado получится даже больше показателя Camry. Но ведь и Camry мы считали без родственных моделей Camry Gracia, Mark II Qualis, Vista и Vista Ardeo! Также в компанию к Mark II и соплатформенного с ним Chaser можно добавить модели Cresta, Verossa и Mark II Blit. Такой ход позволит попасть в десятку лучших леворульному Ford Focus, и даже занять 9-ю строчку. Но на 10-й позиции все равно окажется посланник правого руля – кроссовер Toyota Harrier, который на пару со своим леворульным двойником Lexus RX оттеснит Focus на 10-ю позицию…

В общем, хоронить правый руль в сегменте second-hand пока рано. Но и позиции левого руля недооценивать не стоит: на торговых площадках «Фортуны» как никогда много машин из Кореи. И это не только внедорожники и кроссоверы, но и легковые модели (которые раньше у нас не пользовались спросом), и коммерческие грузовички с фургонами… Постепенно растет и предложение бывших дилерских машин (чему пример все тот же Ford Focus). Но эти машины на общем фоне уже не выделяются.

А что с ценами? Увы, но насыщенность вторичного рынка разнообразными видами и типами машин не повлияла на величину ценников, которые по-прежнему достаточно высоки и относительно стабильны в этом своем уровне. Выделить рыночный сегмент или даже отдельные модели, приобретение которых можно было бы признать выгодной покупкой, практически нереально: таковые появляются только единичными экземплярами, большинство из которых вылавливается посредниками в первые же часы появления их в продаже.


ТОП-10 АВТОМОБИЛЕЙ НА РЫНКЕ SECOND-HAND ИРКУТСКА

марка/модель а/мдоля рынка
(ориентировочно)
1Toyota Camry2,9%
2Toyota Mark II2,4%
3Toyota Corolla Fielder1,9%
4Toyota Land Cruiser1,6%
5Toyota Land Cruiser Prado1,6%
6Toyota Caldina1,4%
7Honda CR-V1,3%
8Honda Accord1,2%
9Toyota RAV41,1%
10Toyota Chaser1,1%


ГДЕ В ИРКУТСКЕ МОЖНО ПРОДАТЬ/КУПИТЬ ПОДЕРЖАННЫЙ А/М (выборочно):

Автосалон «АвтоСити» (ул. Баррикад, 98, тел. 705-000) – любые а/м
Авторынок «Автомобильный» («Фортуна») (ул. Октябрьской Революции, 1, тел. 20-11-11) – любые а/м
Автосалон «U-Car Terra» (ул. Старокузьмихинская, 80, тел. 422-555) – только а/м с левым рулем
Автосалон «Маяк» (ул. Баррикад, 209а/6, тел. 68-27-62) – любые а/м
Автосалон «Перекресток» (ул. Баррикад, 210б, тел. 33-99-33) – любые а/м, спецтехника
Автосалон «Премьер-Авто» (ул. Баррикад, 209а, тел. 75-81-16, 72-78-75) – любые а/м
Автосалон «Капитал» (ул. Баррикад, 98/2, тел. 97-02-07) – любые а/м
Автосалон «Ника» (ул. Братская, 1, тел. 8-914-0135-888) – любые а/м
Автосалон «Mustang Avto» (ул. Баррикад, 88/1, тел. 54-90-54) – любые а/м
Автосалон «Олимп» (ул. Баррикад, 42, тел. 34-67-08) – любые а/м
Автосалон «Аврора» (ул. Баррикад, 217, тел. 90-65-07) – любые а/м, спецтехника
Автосалон на Ширямова (ул. Ширямова, 1, тел. 54-32-92) – любые а/м, спецтехника
Автосалон «ПремиумАвто» (ул. Старокузьмихинская, 82а, тел. 666-228) – любые а/м

КАК ВЫБРАТЬ ПОДЕРЖАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ?

Сделать грамотную экспресс-диагностику приобретаемого автомобиля под силу не каждому автомобилисту. Тем более что при покупке машины эмоции часто довлеют над здравым смыслом. Поэтому главный принцип при осмотре машины – спокойствие: только трезвый расчет поможет сделать правильный выбор. Еще один общий принцип – не стоит выбирать машину в одиночку: четыре глаза заметят вдвое больше косяков автомобиля, чем два. К тому же помощник может спокойно исследовать машину в то время, пока продавец будет занят вами.

Существует три основных критерия, на которые стоит обращать особое внимание.


ВНЕШНИЙ ВИД

В ряде случаев внешний вид может и не являться причиной отказа от покупки того или иного автомобиля (к примеру, если сознательно берется машина под будущий кузовной ремонт с соответствующей скидкой в стоимости). Но чаще всего внешность становится одним из основных критериев выбора. На что нужно обратить внимание при осмотре кузова?

Проверьте равномерность всех зазоров между кузовными элементами: любые отклонения как в пределах соседних деталей, так и по разносторонним (левое-правое) элементам указывают на возможные кузовные повреждения.

Оцените качество лакокрасочного покрытия кузова. Краска не только защищает металл от внешних воздействий, но и может скрывать следы ремонта. Все ли элементы имеют одинаковый оттенок цвета? Везде ли поверхность эмали одинакова и на вид, и на ощупь? Много ли на машине сколов краски (в наших условиях это признак того, что машину давно или вообще не перекрашивали, что безусловно хорошо). Не проступают ли из-под краски следы коррозии или иные дефекты?

Проверьте боковины и крышу автомобиля на бликование: если на боках или на крыше машины проявляются волны или изломы – это 100-процентная деформация кузова, что говорит о серьезной аварии в прошлом и гарантированных проблемах в самом ближайшем будущем.

Наличие на автомобиле заводских стекол – косвенное свидетельство отсутствия серьезных ДТП и деформаций кузова. Однако степень затертости лобового стекла в зоне дворников указывает на большой пробег автомобиля или его эксплуатацию в неблагоприятных условиях.


ТЕХСОСТОЯНИЕ

Многие считают важным, чтобы подержанный автомобиль находился в безупречном техническом состоянии. Однако на самом деле особое внимание нужно совсем немногим узлам автомобиля, требующим наиболее дорогого ремонта. Каким?

Двигатель. На подержанном автомобиле критичен только общий износ цилиндро-поршневой группы – проблема, требующая либо дорогого капитального ремонта, либо еще более дорогостоящей замены мотора. Но чтобы объективно оценить степень износа мотора, требуется грамотная диагностика в сервисе с замером компрессии и давления масла. Все остальное – состояние сальников и прокладок, приводных ремней и ремня ГРМ, свечей и катушек зажигания, радиатора и большинства навесных агрегатов – скорее повод для торга, а не отказа от выбранного автомобиля.

Коробка передач. Основное внимание к себе требуют автоматические трансмиссии: роботизированные, гидромеханические и вариаторные. На большинстве современных автомобилей «автоматы» диагностируются также на СТО, с применением специальных диагностических комплексов. В условиях авторынка сделать можно немного: проверить коробку на мягкость переключения режимов, на некоторых АКПП можно проверить уровень и состояние спецжидкости… Пожалуй, вот и все, что под силу непрофессионалу.

На полноприводных автомобилях внимание также следует уделить работе межосевой муфты.

Ходовая часть. Многие автомобилисты при покупке подержанного автомобиля «проверяют» работу амортизаторов, покачивая машину. Но такой метод диагностики дает условные результаты. Мы рекомендуем основное внимание уделить тормозной системе, которая прямым образом влияет на безопасность. Даже небольшого разгона с резким торможением на пыльной площадке достаточно, чтобы получить представление о работоспособности системы. Еще стоит проверить рулевую рейку – как правило, этот узел достаточно дорогой при замене, а его ремонт сложен и не всегда приносит эффект.

Электрооборудование. Едва ли не самая простая в подручной диагностике система автомобиля: проверить работу световых приборов, электроприводов и т.п. узлов и опций легко. Но выявленные проблемы не всегда можно решить банальной заменой лампочек или предохранителей. Кстати, о последних: не поленитесь открыть блок предохранителей и оценить их состояние: наличие «жучков» – признак неполадок в электрике, поиск которых может вылиться в копеечку, а при особом невезении грозит возгоранием автомобиля!


ДОКУМЕНТЫ

Проверка документов – один из самых важных моментов при покупке подержанного автомобиля, ибо любую неисправность можно исправить (это лишь вопрос денег), тогда как «криминальное» авто не просто создаст вам ненужные проблемы – его у вас могут изъять, не особо считаясь с тем, что вы добросовестный приобретатель.

Проверьте VIN-номер, а также все иные идентификационные номера на предмет совпадения с документами, читаемости и одинаковости всех символов. Если автомобиль из тех, что были проданы официальным дилером, то обратитесь в соответствующий дилерский центр для прояснения истории машины (это, кстати, поможет выяснить и некоторые нюансы технического состояния машины).

Изучите ПТС выбранного автомобиля: количество владельцев, а также время, которое машина была в их пользовании, может косвенно указывать на возможные проблемы (к примеру, если машина постоянно меняет хозяев, это может говорить о наличии какой-то скрытой проблеме как технического, так и юридического характера). Избегайте приобретения автомобилей с дубликатами ПТС – это один из признаков того, что автомобиль может находиться в залоге…

Один из способов снизить риск приобрести юридически проблемный автомобиль – провести процедуру переоформления (перерегистрации) автомобиля в присутствии прежнего владельца. Совмещением процедур вы сэкономите не только время, но и деньги (раздельные снятие с учета и постановка на учет обойдутся дороже). Если автомобиль направят на экспертизу – пусть это останется проблемой продавца, а не вашей! Продавцу, к слову, также выгодно присутствовать при переоформлении автомобиля: так он будет уверен, что за ним не будет числиться старый автомобиль, и штрафы за нарушения ПДД, а также налоговые начисления будут приходить уже новому владельцу…

Конечно, приведенный нами список далеко не полный: опытный автомобилист без труда добавит в него еще добрый десяток-другой пунктов для проверки. Но принципиально картину технического состояния автомобиля все они уже не изменят.



КАК ПРОДАТЬ СВОЙ АВТОМОБИЛЬ


Несмотря на ряд преимуществ, схема продажи автомобиля посредством trade-in в Иркутске так и не получила широкого развития. Площадок, где можно было бы посмотреть выставленные на продажу трэйд-иновские машины, в Иркутске по пальцам одной руки пересчитать можно, и принципиального влияния на рынок second-hand они не оказывают

Продажа автомобиля на автобарахолке в выходные дни. Один из самых эффективных способов. Плюсы – очень большое количество реальных покупателей, невысокая стоимость за въезд на торговую площадку. Минусы – необустроенная и грязная торговая территория, относительно небогатый контингент покупателей, торговля только в выходные дни.

Стоимость въезда на торговую территорию – 100 руб. Оформление Договора купли-продажи (ДКП) в расположенных тут же вагончиках – 1,5-2 тыс. руб.

Продажа автомобиля через комиссионные автомагазины. Основной плюс данного способа – ваш автомобиль выставлен на продажу 7 дней в неделю. Из минусов – все тот же, что и на автобарахолке, контингент покупателей, а также комиссионный сбор автомагазина.

Стоимость стоянки на время продажи машины – от 25 до 50 руб./сутки, в некоторых салонах оплата производится за неделю (300 руб.) или за месяц (до 1800 руб.). Стоимость оформления ДКП – 1,5-2 тыс. руб. Размер комиссии в среднем составляет 3-5 тыс. руб.

Продажа автомобиля на авторынке («Фортуна») в выходные дни. Популярность площадки выходного дня на «Фортуне» растет – соответственно, растет и предложение автомобилей, и количество реальных покупателей. Однако на этой площадке не хватает твердого покрытия (асфальта), точек общепита, а также общественных туалетов.

Стоимость разового дневного въезда на торговую площадку – 200 руб. Оформление ДКП в расположенных здесь павильонах – 2-2,5 тыс. руб.

Продажа автомобиля на ежедневной площадке авторынка («Фортуна»). Основной минус – ориентация на более дорогой сегмент second-hand. Но есть и плюсы, главный из которых – обустроенная (асфальт, разметка, павильоны оформления сделки…) и охраняемая торговая площадка.

Стоимость 1 машино-места для продажи автомобиля – 70 руб./сутки (при этом первый месяц стоянка бесплатная). Комиссия за продажу – 5000 руб. Стоимость оформления ДКП – 2-2,5 тыс. руб.

Продажа автомобиля через газету бесплатных объявлений. Традиционный способ продажи, формально не требующий никаких затрат (кроме дополнительных платных услуг по выделению объявления из общей массы, или публикации фотообъявления). Вариант противоречивый, поскольку с одной стороны, экономится время и средства автовладельца (не надо стоять на авторынке, не надо платить за пользование торговой площадкой…), с другой – процесс продажи может затянуться, так как с каждым потенциальным покупателем необходимо договариваться об отдельной встрече. Еще один минус газетных объявлений – падение популярности подобных изданий, а также обезличенность большинства объявлений (несколько сухих строчек не могут передать все достоинства вашего автомобиля.

Продажа автомобиля через интернет-объявление. Способ, аналогичный предыдущему, но исходящий из новых информационных реалий. Здесь также необходимо согласовывать с покупателем время и место осмотра машины. Однако, в отличие от газеты, для частных продавцов есть возможность бесплатной публикации фотографий машины, что в разы повышает и привлекательность, и информативность объявления.

Объявление на заднем стекле машины. Основное достоинство данного способа – полная независимость от торговых площадок и максимальная информативность о предлагаемом автомобиле (по сути, потенциальный покупатель может тут же его и посмотреть). Но чтобы такое объявление работало эффективно, на машине необходимо постоянно ездить и парковаться исключительно в людных и проходных местах!

Trade-in. Цивилизованный способ продажи автомобиля, подразумевающий обмен старого автомобиля в зачет стоимости нового. В своем рыночном виде trade-in можно назвать обменом с доплатой – на авторынках регулярно практикуют подобные схемы продажи и обмена машин. Однако рыночный вариант – самый непредсказуемый: при нем одинаково рискуют и один, и другой участники сделки.

Но есть и другой trade-in, рассчитанный, на тех, кто собирается продавать старую машину для приобретения нового авто в салоне официального дилера. Основной плюс данного способа – вы избавлены от выездов на авторынок, от многочисленных встреч с покупателями по объявлениям, и от риска быть обманутым при передаче денег. Кроме этого, автосалон или дилерский центр берет на себя обязательства по подготовке вашего автомобиля к продаже. Но при этом оценочная стоимость вашего автомобиля будет меньше рыночной. Кроме того, во многих дилерских центрах существуют ограничения на сдаваемые в trade-in автомобили по возрасту, расположению руля и, главное, по марке (ряд дилеров принимает только автомобили профильной марки, причем приобретенные также только у официального дилера в России).

Алексей СТЕПАНОВ

Весь автомобильный Иркутск № 27/2013

Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог