В 2012 году иркутскими официальными дилерами было реализовано около 21000 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 15% превысило результат предыдущего года и превзошло общефедеральный показатель (только +11%).
Основной рост рынка уже традиционно пришелся на легковой С-сегмент и автомобили класса SUV, однако свои подвижки есть в премиум-сегменте и среди китайских марок. Отмечен также возросший интерес к спортивным автомобилям и минивэнам. Вместе с тем «просели» некоторые народные марки и отдельные популярные модели. И все же внутренняя картина с конечными цифрами и распределением мест по брендам и моделям отличается от федеральной. Первую строчку рейтинга продаж занимает Toyota, а в пятерку лидеров уверенно вошли корейские марки Hyundai и Kia, которые заметно оторвались от Renault, Ford и Mitsubishi.
В Иркутске среди моделей уже второй год первое место в рейтинге продаж держит Hyundai Solaris, который лихо обошел даже Ford Focus. Очень хороший рывок сделал седан Toyota Camry – судя по всему, решающим фактором стал выход этой модели в новом поколении. Хотя по-своему удивила и дебютант Lada Granta, сразу вошедшая в пятерку лидеров! А вот прежний бестселлер Renault Logan на этот раз даже не попал в топ-десятку – очевидно, свою роль сыграла обострившаяся в малобюджетном классе конкуренция. В целом же, если судить хотя бы по десятке самых продаваемых моделей Иркутска, среди них немалую долю составляют автомобили класса SUV, причем ведущие позиции занимают две отечественные модели: Chevrolet Niva и UAZ Patriot.
В этой связи возьмем на себя смелость назвать модели в оптимальном на сегодня соотношении цена/качество, но с учетом именно массового спроса. По нашим представлениям – это как раз парочка Renault Duster и Lada Largus. Цены на первый от 470 до 725 тысяч рублей, на второй от 330 до 462 тысяч. А проблема одна, вытекающая из их преимуществ – сохранение больших очередей. В текущем году явный претендент на этот статус – новый малобюджетный Nissan Almera (подробнее – ниже). Также в этот список включим Hyundai Solaris (445-689 тысяч), Kia Rio (489-680 тысяч), VW Polo седан (450-640 тысяч), но с той оговоркой, что без топовых комплектаций – цены за такие версии на том уровне, когда становятся доступны некоторые модели полноценного С-сегмента в неплохом оснащении.
TOP-20 БРЕНДОВ ИРКУТСКА В 2012 ГОДУ
(ПО ДАННЫМ WWW.38A.RU И АЕБ)
Марка | Количество проданных автомобилей в 2012 г. | Показатель к 2011 г. | |
1 | Toyota | 2873 | +50% |
2 | Nissan | 2010 | +35% |
3 | Lada | 1596 | -39% |
4 | Hyundai | 1408 | +14% |
5 | KIA | 1369 | +163% |
6 | UAZ | 1354 | -3% |
7 | Renault | 1230 | +44% |
8 | Ford | 967 | +8% |
9 | Mitsubishi | 896 | +1% |
10 | Chevrolet | 834 | +199% |
11 | Skoda | 572 | +15% |
12 | Peugeot | 530 | -25% |
13 | Volkswagen | 469 | +4% |
14 | Suzuki | 434 | -2% |
15 | Honda | 400 | +17% |
16 | Mazda | 359 | -5% |
17 | Mercedes-Benz | 339 | +34% |
18 | Fiat | 332 | -3,5% |
19 | Great Wall | 313 | +160% |
20 | Citroen | 285 | +26% |
Десять самых популярных моделей Иркутска в 2012 году
(по данным www.38a.ru)
(по данным www.38a.ru)
|
Однако то, что осталось за рамками топ-десятки, тоже вызывает повышенный интерес у покупателей. Так, из внедорожников высокий спрос отмечен и на Toyota LC Prado – реализовано 405 машин (с приростом на 85%). Среди пикапов по-прежнему востребован Mitsubishi L200 – продано 139 моделей. Из кроссоверов весьма популярны Toyota RAV4 – 458 экземпляров, Kia Sportage – 270 машин, Honda CR-V – 256 моделей, Mitsubishi Outlander – 232 кроссовера, Hyundai ix35 – его предпочел 231 покупатель. В легковом С-сегменте набирает силу Skoda Octavia – 276 моделей, Chevrolet Cruze – 267 машин, а также новая Opel Astra – 87 моделей, причем 23 из них – это спорт-хэтчбеки GTC. Кстати, спортивная тема вообще оживилась в 2012 году на официальном рынке, чего раньше не отмечалось. Например, впервые в Иркутске было реализовано два седана Opel Insignia OPC, а также два американских спорткупе Chevrolet Camaro, которые теперь официально поставляются в Россию. |
Десять важных премьер года
В наступившем 2013 году аналитики не ждут ощутимого роста продаж новых автомобилей. Однако каким бы ни было развитие, автопроизводители и на этот раз не обделят покупателей своим вниманием. Вот, на наш взгляд, десять наиболее интересных новинок, так или иначе «подогреющих» рынок в текущем году. И, опять же, большинство из них относится к недорогим седанам среднего класса или сегменту SUV.
Давно ожидаемая новинка, производство которой организовано на АвтоВАЗе, а продажи начинаются с весны. Седан в размерах С-сегмента предложен с единственным двигателем 1,6 литра в 102 силы, но и с МКП, и с АКП. В базовое оснащение входят две подушки, ABS, гидроусилитель руля, бортовой компьютер, часы, электропривод передних стекол, задние «туманки». Цены от 429 тысяч рублей, с 4-ступенчатой АКП – от 453 тысяч. Всего предусмотрено 10 вариантов комплектаций. |
Еще один игрок в классе недорогих седанов, продажи которого начаты с марта. Автомобиль предложен по ценам от 456 тысяч рублей с учетом базового двигателя объемом всего 1,2 литра в 72 силы. В стандартное оснащение входят одна подушка, ABS, электроусилитель руля, бортовой компьютер, электропривод передних стекол, защита картера. С двигателем 1,6 литра в 115 сил цены от 565 тысяч рублей, а с 4-ступенчатой АКП от 600 тысяч. Всего предусмотрено шесть вариантов оснащения. |
Свой вариант народного седана, соплатформенного с C-Elysee, представит и Peugeot. Модель должна выйти на рынок в мае, но цены и точные комплектации пока не известны. Надо полагать, что для России также будут предложены двигатели объемом 1,2 и 1,6 литра, с МКП и АКП (во втором случае), а вот дизель пока вряд ли. Судя по другим «двойникам» с фирмой Citroen, цены на Peugeot 301 могут оказаться чуть ниже своего «брата», но и оснащение тоже может быть попроще. |
Также новичок в нише недорогих седанов, продажи которого начинаются с весны. Займет нишу между моделями Aveo и Cruze, а в козырях багажник в 563 литра! Модель предлагается с единственным 1,5-литровым двигателем в 105 сил, но с МКП или 6-ступенчатой АКП. Цены от 444 до 530 тысяч рублей. В базовое оснащение входят подушка водителя, электропривод передних стекол, корректор фар, подогрев сидений. Предусмотрено только три комплектации. |
Летом выходит модель нового, третьего поколения, построенная на единой платформе с VW Golf VII. Кузов по прежнему типа лифтбек, но его длина выросла на 45 мм, база на 105 мм, а багажник увеличился на 30 литров, став 590-литровым. Для РФ на первом этапе предусмотрено три бензиновых турбомотора: объемом 1,2 литра 105 сил, 1,4 литра 140 сил и 1,8 литра 180 сил. Коробка механическая или роботизированная DSG. Цены пока не известны – их объявят ближе к лету. |
Продажи хэтчбека нового поколения начались зимой. Заметно изменилась внешность, интерьер, богаче стало оснащение, а двигателей два бензиновых: объемом 1,3 литра 99 сил и 1,6 литра 132 силы. Цены тоже выросли, причем базовая в 735 тысяч рублей принадлежит единственной версии с двигателем 1,3 в паре с МКП. С мотором 1,6 предусмотрено шесть фиксированных вариантов комплектаций стоимостью от 774 до 944 тысяч рублей. Версии с вариатором – от 814 тысяч. |
В начале марта вышел культовый кроссовер нового, четвертого поколения. Расширена гамма двигателей: кроме 2,0-литрового в 146 сил стал доступен 2,5-литровый в 180 сил (как на Camry), а также дизель 2,2 литра в 150 сил. С двигателем 2,0 идет передний привод или полный, и в обоих случаях с 6-ступенчатой МКП или вариатором. А вот с двигателем 2,5 и дизелем только полный привод и только 6-ступенчатая АКП. Цены от 998 до 1543 тысяч рублей, а минимальная цена за 4WD – 1135 тысяч. |
Модель нового поколения продается с марта. Главные отличия – в силовой части. Теперь базовым выступает 1,6-литровый турбодвигатель Ecoboost в 150 сил, который в базовой версии 2WD идет с МКП, а в версиях 4WD только с 6-ступенчатым роботом Powershift. Кроме того, предусмотрены варианты 1,6-турбо мощностью 182 л.с., а также 2,0-литровый дизель в 140 сил, и во всех случаях только 4WD и робот. Всего предлагается восемь вариантов комплектаций по ценам от 899 до 1473 тысяч рублей. |
HONDA CR-V
Модель четвертого поколения вышла на рынок еще в конце 2012 года, но ее значение для года текущего неоспоримо, ведь это лидер продаж у марки. Тем более уже летом должны появиться версии с топовым двигателем 2,4 литра. А до того кроссовер доступен только с 2,0-литровым мотором в 150 сил, с МКП или 5-АКП. Всего с этим двигателем для российского рынка предусмотрено четыре варианта комплектации, зато только с полным приводом – по ценам от 1149 до 1349 тысяч рублей.
Модель четвертого поколения вышла на рынок еще в конце 2012 года, но ее значение для года текущего неоспоримо, ведь это лидер продаж у марки. Тем более уже летом должны появиться версии с топовым двигателем 2,4 литра. А до того кроссовер доступен только с 2,0-литровым мотором в 150 сил, с МКП или 5-АКП. Всего с этим двигателем для российского рынка предусмотрено четыре варианта комплектации, зато только с полным приводом – по ценам от 1149 до 1349 тысяч рублей.
Новый компактный кроссовер также вышел в конце 2012 года, но с прицелом «выстрелить» именно в году текущем, пока не появились другие конкуренты (а они готовятся!). В базе 4 подушки, ABS, ESP, борткомпьютер, CD, кондиционер и даже круиз-контроль. Двигателей два бензиновых: атмосферный 1,8 литра и турбо 1,4 литра, оба мощностью 140 сил. С первым доступно 5 версий, включая 4WD с 6-АКП, по ценам от 729 до 970 тысяч рублей. Со вторым только две версии 4WD с МКП по ценам 895 и 950 тысяч. |
Кроме того, в начале 2013 года появились рестайлинговый Mitsubishi ASX и Chevrolet Cruze с кузовом универсал, а уже в марте на рынок вышел седан Honda Accord нового (девятого) поколения, с двигателем 2,4 литра 180 сил и 3,5 литра 280 сил, по ценам от 1149 до 1699 тысяч рублей. Также весной выходят седан Kia Quoris, кроссоверы Infiniti JX и Great Wall Hover H6, новый Mercedes А-класса и рестайлинговый Renault Fluence. Будут новые Lada Kalina и «Газель», а летом появятся модернизированный UAZ Patriot и другие новинки. |
Василий ЛАРИН
Весь автомобильный Иркутск № 27/2013