И почему так? Ну, никакого уважения и покоя старикам в нашей стране! Только-только УАЗ собрался «свалить» на пенсию, честно, каким уж сделали, отпахав десятки лет на социализм. Только-только нагрел местечко на завалинке истории, и на тебе, востребован оказался!
|
А это «капотник» незадолго
до фестиваля |
Говорят, нет тебе замены, старик, когда нужна ломовая внедорожная сила по сходной цене. В самом деле, не GW же на эту роль рассматривать, и не Defender, и даже не Land Cruiser или кого-то из «корейцев» (хотя, иные «китайцы» могут претендовать). Только вот твои закоснелые привычки и «деревенская» осанка никуда к черту не годятся теперь. Хочешь не хочешь, а придется нырнуть в сказочный чан с молодильным кипяточком, пройти сатанинскую мощь пластической хирургии, побывать в тайных кабинетах, откуда не возвращаются даже с собственными органами!
|
Один из первых опытов тюнинга капотных моделей и как один из вариантов замены двигателя, в данном случае на дизель Toyota 3L |
Раньше эти армейские джипы в частных руках даже в стандарте были чем-то эксклюзивным, привилегированным. Самодельный металлический верх — предел совершенства. Теперь же, в эпоху технической свободы творчества, в них увидели совсем иные образы.
|
Тот самый «Пехотинец», ставший самым видным тюнинг-проектом фирмы в прошлом году. Мастера тогда выложились по максимуму, но уже в этом году подобный типаж вышел основательно усовершенствованным |
УАЗ как материал для произведений в стиле жесткого off-road действительно неповторим — доступен, неприхотлив, при этом базовый стиль практически идеален. Конечно, качество комплектующих и сборка остаются притчей во языцех, и по части эргономики это отпетый человекофоб, но для специального назначения находка замечательная. И, разумеется, для всякого рода поисков и экспериментов.
К примеру, думал ли в свое время командир войсковой части или председатель передового колхоза, не говоря уж о редком частнике, что под капотом «козла» когда-нибудь затарахтит японский дизель, или, того «страшней», появится японская же автоматическая коробка? Даже с глубочайшего «бодуна» такое не мерещилось.
|
А это «Пехотинец» на «заводских» испытаниях в условиях, максимально приближенных к боевым |
О профессиональной работе на этом поприще в Иркутске уже не раз говорилось и показывалось. Но, надо отметить, появилось это не сразу и не вдруг. Первый опыт «накачки» и переделки УАЗов относится еще к середине 90-х, когда появились крупные дилеры по реализации продукции ульяновского автозавода.
Тогда, чтобы повысить эксплуатационную привлекательность вездеходов, по заказам клиентов могли врезать люк и затонировать стекла, установить штатный кенгурин и пластиковый обвес, поменять жесткие кресла на мягкие, а брезентовый верх на металлический. Могли перекинуть шины или даже поменять гражданские мосты на военные, установить гидроусилитель и, как нечто особенное — лебедку. Уже тогда подобные операции в стиле конструкторов Lego стали называться тюнингом.
|
Активные водные процедуры требуют особой организации воздухозабора, системы обдува радиатора и вывода сапунов |
Постепенно представления о джипах как о настоящих «проходимцах» менялись, а среди активных видов отдыха рейды off-road набрали нешуточную популярность. Таким образом, с началом нового века тюнинг УАЗов логично переходит в плоскость инженерно-технического искусства, где классический ульяновский джип становится просто базой для самых смелых творений.
Фургоны
|
Совершенно нетипичная картинка — 130-сильный турбодизель TD27-ET под капотом ГАЗ-69! |
На прошедшем в мае фестивале автотюнинга наверняка все обратили внимание на два рядом стоящих и свежераскрашенных в камуфляж УАЗика: обычный «капотник» и фургон. Готовились в иркутской фирме «Авторесурс», мастера которой как раз прошли долгий путь от «гарантийных» ремонтов до работы над УАЗами по спецзаказам.
|
Новое модное решение — утопленная в переднюю панель лебедка |
Кто знакомился с машинами ближе, непременно узнавал, что на грузо-пассажирском фургоне, кроме всего, установлен известный ниссановский дизель TD27. Сцепление, механическая коробка и раздатка тоже японские. А ведь никто не знает, но мы скажем «по секрету», что на эту машину в свое время ставилась еще и АКП от Nissan Terrano!
Да, был такой период. Можно сказать, экспериментальный, который стал частью не только в подготовке именно этой «буханки», но и вообще в эпопеи развития тюнинга УАЗов, коих через «Авторесурс» уже прошло немало.
|
Установка дизеля TD27 под «капот» фургона не была легкой задачей, пришлось даже демонтировать кое-что из навесного и оставить родной радиатор. А также установить более компактный и эффективный его обдув из двух электровентиляторов |
Мне довелось увидеть этот фургон еще прошлым летом — на подъемнике в боксе фирмы, где только что были закончены работы по монтажу японской АКП и раздатки. Машина еще была в родном сереньком цвете, но уже с лифтом, на редукторных мостах и больших грязевых колесах — 33-их BF Goodrich M/T.
|
Регулируемую рулевую колонку позаимствовали от «японца» |
Громоздкий автомат как-то неестественно для УАЗа с наклоном «висел» ниже плоскости днища, что вызывало вопросы о его защищенности. Однако крепкая «подпорная» балка, стальные экраны и приличная высота кузова с мощными отбойниками порогов должны были гарантировать неуязвимость «почетного» для такой машины агрегата.
Уникальный опыт с АКП инициировали сами владельцы фургона, пожелавшие сделать из рабочего УАЗа максимально комфортабельный вездеход. Этакий реванш в сторону Mitsubishi Delica. К сожалению, опыт не удался из-за сложностей с электронным блоком управления, который не получилось активировать с данным дизелем. Полноценные ходовые испытания не состоялись — машина могла ехать только в аварийном режиме коробки на первой передаче.
В конечном итоге решено было вернуться к «механике». Жаль, поскольку работы по внедрению автомата в маленькую базу бывшей «санитарки» потребовали больших инженерных усилий. Например, в этом случае задний кардан получался очень коротким, что затрудняло решение его «угловой» согласованности с редуктором моста. Отчасти потому автомат наклонно «висел» ниже плоскости днища.
Что ж, японская «механика» (все агрегаты, включая двигатель, позаимствованы от полноприводного м/а Nissan Caravan), наверное, в данном случае вариант даже разумней. Никакой электроники, при этом степень комфорта управления по сравнению с родными уазовскими агрегатами уже почти как «автомат».
По сути, грузовой атмосферный дизель TD27 (объемом 2,7 литра мощностью 85 сил) с шестеренчатым приводом ТНВД и штанговым приводом клапанов сам по себе удачная находка для УАЗа. Он и по дизайну как родной, и по габаритам неплохо вписался даже в тесный «кокпит» фургона, хотя пришлось переделывать крепления и немного «раздвигать» кожух под навесные агрегаты. Что интересно, радиатор оставили родной уазовский — по опыту уже было понятно, что он хорошо справляется с теплоотдачей такого дизеля.
|
Установка на фургон «Барсовских» редукторных мостов стала возможна «наращиванием» опорных площадок рессор внутрь колеи. Получилось даже лучше, чем в родном исполнении |
А вот система его обдува изменена принципиально — вместо громоздких шкива и лопастей компактно установлены два электровентилятора от ВАЗ (конечно, можно и японские), но обязательно, кроме автоматического режима работы от температурного датчика, с возможностью принудительного включения-отключения.
|
Пневморессивер установлен в помощь основному усилителю тормозов. Как вариант для этого можно использовать баллон огнетушителя |
Такая концепция тоже родилась не вдруг — в «Авторесурсе» к ней пришли и успешно опробовали на нескольких моделях после анализа недостатков ременного привода. Как правило, японские вискомуфты со временем выходят из строя и требуют замены в сборе, а уазовский жесткий привод вообще анахронизм — не годится для бродов (в этом случае даже скидывают ремень!) и не обеспечивает оптимальный температурный баланс.
|
Так этот фургон выглядел
незадолго до фестиваля |
Впрочем, с точки зрения нынешних представлений о проходимости, УАЗ вообще полуфабрикатное изделие. И по шасси, и по кузову.
Так, фургон и в родной «оболочке» обладает завидной геометрической проходимостью, но для серьезных целей в таком виде не годится — длинная «юбка» цельнометаллического кузова не только ограничивает внедорожную функциональность, но и эстетически не выдерживает никакой критики.
К тому же родные «узкоколейные» колеса утоплены в маленьких арках «широкофюзеляжного» кузова. Смотрится тяжело и уныло. Все это необходимо резать и перекраивать.
|
А так — еще прошлым летом. Это не обман зрения — под днищем бывшей «санитарки» видна АКП от Nissan Terrano |
В первую очередь, полностью переделать колесные арки, а также облегчить кузов от лишнего металла — срезать «вислые» пороги и установить подножки-отбойники, сваренные из труб. Разумеется, штатные для фургонов мосты надо менять на редукторные, и здесь как раз удалось найти интересное решение, убившее двух зайцев.
|
В пассажирском отсеке фургона видно, что основной бюджет отдан «силовому» тюнингу, но всем необходимым салон тоже оборудован и отделан мягкими материалами |
Обычно колея и габаритная ширина вырастает за счет отрицательного вылета дисков и размера шин, но здесь главное решение подсказал длиннобазный «Барс», для которого завод специально выпускал редукторные мосты с увеличенной колеей. Подогнать такие под рессоры фургона удалось путем не очень сложной доработки опорных кронштейнов (заодно усиливших балки), а уж машина садится на такие мосты куда естественней — и выглядит лучше, и боковая устойчивость круче в прямом смысле.
|
Из импортных амортизаторов выбираются Monroe Adventure 4x4 или Rancho, а если из отечественных, то нередко от ГАЗ-53 |
Более того, поскольку рессоры остались на прежнем месте, с широкими «Барсовскими» мостами увеличились ходы подвески. Лифт с проставками над балками мостов, скомбинированные из родных и японских карданные валы, задний самоблокирующийся дифференциал и упомянутые 33-и колеса на легкосплавных 15-дюймовых дисках в целом завершили тюнинг шасси.
Хотя изменений было еще столько, что кроме кузова и рамы, кажется, от прежней «санитарки» ничего и не осталось.
|
Грязевые шины Maxxis Mudzilla и стальные диски Rockcrowler — непременный атрибут профессионального off-road тюнинга, а для УАЗа это еще и отменный «форсаж» стайлинга |
Например, с учетом возросшей массы и стремления достичь высокой эффективности, глубокой модернизации подверглась тормозная система. Вакуумный усилитель и главный цилиндр подобраны от «японцев», но самое интересное ноу-хау — это установка пневморесивера, который образует отрицательное давление в помощь усилителю тормозов.
По опыту прежних работ было ясно, что при лифте и суровом бездорожье не выдерживает штатная рулевая тяга — гнется. Поставили усиленную, к тому же с защитой. Штатную рулевую колонку вместе с рулем тоже выкинули куда подальше. Подобрали регулируемую по наклону от легкового «японца», и кажется, это был седан Toyota Chaser, хотя с его установкой тоже пришлось повозиться из-за особенностей компоновки кузова и расположения двигателя.
Поскольку пороги подрезались, баки перенесли и «утопили» выше. Гидроусилитель руля, откидной охоничий люк, лебедка и шноркель, понятно, здесь тоже установлены, причем воздухозаборник скрыто проложен под стенкой кузова и аккуратно выведен вверху за передней дверцей — оптимальный вариант для этой модели.
|
Первый случай заказа силового тюнинга для УАЗ-3162. Дизель TD27 уже наготове |
А еще кузов облачен в надежный стальной обвес: по индивидуальному проекту изготовлены пластины и «лыжи» под днищем, боковые и задние отбойники-подножки из мощных труб, бампер в комбинации с кенгурином и наружный каркас безопасности с огромным крышевым багажником и лесенкой. Все имеют антикоррозийное и специальное антигравийное покрытие.
Салон в целом не отличается роскошью и обустраивался владельцем предельно функционально: мягкие сиденья, столик, разделенный багажный отсек, альтернативные печки на газе и дровах-угле, что бывает необходимо в длительных автономных поездках.
Капотники
|
Впервые для такой модели в задней части кузова готовят укромное место под 90-литровый бак от ГАЗ-53 |
Другой участник фестиваля тоже выпестован с учетом прежних наработок, но уже в отношении наиболее традиционных, капотных моделей УАЗ. На первый взгляд, он копия прошлогоднего проекта, получившего в газетной публикации экспромт-название «Пехотинец». На самом деле машины во многом разные, начиная с «фундамента».
Тот, что «Пехотинец», создавался на абсолютно чистой «базе» — владелец купил новенький УАЗ-31519 специально под полную его переделку для охоты и прочих таких поездок. А этот, что недавно сошел со стапелей фирмы, строился уже на базе старенькой модели 31514, приобретенной за небольшие деньги в плачевном состоянии.
Этот автомобиль тоже довелось застать еще ранней весной, в самый разгар работ. Кузов был «раздет» и «очищен» от всего лишнего, а резался и переделывался не только по порогам, дверям и колесным нишам, но также и в багажном отсеке — под установку дополнительного бака. Если в прошлых работах баки переносились под задние сиденья прямо в салон, то здесь пошли другим путем: в задней части уютно и почти незаметно разместили 90-литровый бак от ГАЗ-53.
Силовые агрегаты оставили родными, но, разумеется, не оставили в прежнем состоянии: переборке и капитальному ремонту подверглись двигатель и вся трансмиссия вместе с редукторными мостами, выхлопной тракт также полностью переделан. С одной стороны — это более простой, «бюджетный» вариант тюнинга, а с другой, он позволяет «отполировать» природные возможности машины и легче заложить новые идеи, возникающие в эволюции УАЗ-тюнинга.
Например, помимо уже ставшего стандартом внедрения «режимных» электровентиляторов в системе охлаждения, усовершенствовали и систему «дыхания», применив более эффективную фильтрацию воздуха от УАЗ «Хантер» с двигателем ЗМЗ-409.
Если же говорить о видимой части тюнинга, то родные агрегаты и перекомпоновка глушителя обеспечили абсолютно гладкое днище без выступающих элементов, несмотря на «обрез» порогов, лифт и большой бак. Причем здесь лифт сделан как проставками под рессоры, так и проставками под кузов. Последнее опять- таки позволило убить двух зайцев. Во-первых, оптимально «вкатить» 35-дюймовые «лапти» Maxxis Mudzilla с очень агрессивным грязевым протектором.
Во-вторых, сделано это и в угоду лебедки, точнее, более компактному ее размещению с углублением в переднюю панель — решение тоже из новых и, надо сказать, уже из модных. Если кузов относительно рамы не приподнять, то эстетично интегрировать мощную лебедку (в данном случае Came UP 9000 с выносным блоком управления) здесь не получится.
Есть принципиальный момент и в отношении колес — в этой модели уже использованы стальные диски марки Rockcrowler, которые относятся к профессиональным изделиям в области off-road. Прежде в основном ставили легкосплавные отечественные диски с нулевым вылетом, но опыт экстремальной эксплуатации тяжелых колес на таких дисках оказался негативным — от перегрузок «мягкие» посадочные отверстия деформируются и колесные гайки откручиваются.
А эти стальные диски с большим отрицательным вылетом хороши еще тем, что легко позволяют установить бэд-локи (приспособления для надежной фиксации шин при езде с пониженным давлением). Правда, в «Авторесурсе» сами бэд-локи пока не делают, для их качественного изготовления нужно специальное оборудование.
Подвеска модернизирована полностью. Установлены новые рессоры с усилением по одному листу, подобраны длинноходные амортизаторы Rancho с переделкой креплений, но что особенно важно — это крепление самих мостов. Мастерам фирмы известны случаи, когда неграмотный лифт со слабыми крепежными узлами приводил к «провороту» и «развороту» мостов не то что на гиблом бездорожье, а просто при интенсивном торможении. О возможных последствиях нет смысла говорить.
Поэтому здесь креплению мостов уделяют особое внимание. Проставки делаются особой конфигурации, а стремянки рессор индивидуально изготавливаются из высокопрочной стали, обычно марки 30 ХГСА — крепежный узел даже на вид получается сверхнадежным.
Вообще, нюансов по мелочам много. Да что говорить, если именно в кропотливой работе с «мелочами», которые никак не сказываются на внешнем антураже и кажутся чем-то второстепенным, на самом деле и заключается серьезный подход в тюнинге.
Взять те же выводы для сапунов, без чего нельзя представить настоящий внедорожник, которому приходится буквально плавать в грязи и воде. Однако просто соединять шланги с клапанами сапунов, как это часто делается, не выход. Дело в том, что клапаны сапунов односторонние, и при выбросе масла в шланг, обратно оно не попадает. В шланге образуется пробка и в картере моста создается избыточное давление со всеми вытекающими в буквальном смысле последствиями. В «Авторесурсе» практикуют другой подход: клапаны убирают вовсе, а шланги подсоединяют через штуцеры — так можно гарантировать свободное «дыхание» картеров при их надежной гидроизоляции.
Защитный обвес для этого УАЗа тоже значительно усовершенствован. То, что бампер сварен из 4-мм стали и имеет многослойное покрытие, говорить уже излишне. Другое дело, отбойники-подножки и задний бампер более продуманы с учетом их многофункционального использования. То есть, чтобы и домкрат «зацепить» удобней, и «живой» противовес мог опираться комфортно и безопасно.
Внешний каркас кузова тоже сварен особенным образом. Венчает его прочный крышевой багажник с загнутыми по краям поручнями — такую форму подсказала дизайнерская фантазия, которая, в принципе, неиссякаема в этом деле. Получилось необычно и эффектно.
Генератор на 90 Ампер, аккумулятор на 90 А/ч, дополнительная светотехника, резиновые расширители на крыльях, самоблокирующиеся дифференциалы и другие «мелочи» — это уже обязательный типовой набор. Кстати, в мосты здесь устанавливают винтовые червячные самоблокирующиеся дифференциалы с 70% коэффициентом межколесной блокировки, как наиболее подходящие в данном случае. Если ставить жесткие блокировки, возможны обрывы полуосей и повышенный износ шин. Но самоблоки, как правило, слабо работают при полностью вывешенных колесах, поэтому лучше ставить их в оба моста.
Перспективы
Что касается других «типовых наборов». В «Авторесурсе» поделились, так сказать, производственными планами. Есть, например, желание и готовность отдельно заняться изготовлением на заказ и в свободную продажу деталей силового обвеса: бамперов с кенгуринами и прочих элементов защиты. Конструктивная концепция и технология уже сложилась и отработана, а если удастся наладить мелкосерийное производство, то стоить они будут значительно дешевле, чем заказывать аналогичные детали у специализированных столичных фирм.
Есть интересные предложения и по дополнительным обогревателям, без которых тоже не обходится подготовка внедорожников в условиях Сибири. Сейчас фирма наладила прямые контакты с китайским производителем обогревателей, которые при умеренной цене эстетически приятны и весьма компактны, что упрощает их размещение в салоне.
Много любопытного открылось и во время экскурсии по мастерским фирмы. Оказалось, традиционные модели УАЗов далеко не единственная возможность для приложения сил. Вот на подъемнике с «отцепленным» шасси УАЗ-3162 — первый заказ на силовой тюнинг по этой модели. Причем его владелец из Якутии пожелал сменить родной двигатель на японский дизель. Сошлись на уже опробованном TD27, хотя в фирме есть опыт установки и дизелей Toyota.
На другом посту голое шасси УАЗ «Хантера» — тоже пока «начинающий» предмет для тюнинга, но не менее перспективный. В данном экземпляре уровень работ сравнительно небольшой, можно сказать, легкая подготовка к бездорожью: импортные амортизаторы, самоблоки, кенгурин, лебедка и др.
Но из клиентов уже есть желающие, кто намерен замахнуться на суперэксклюзивный тюнинг — поставить в «Хантер» дизель TD42! Либо, на «худой» конец, QD32. Теоретически, конечно, возможно, но это потребует новых инженерных изысканий. Остается надеяться, что сей прецедент все же состоится.
Еще на одном посту мастерской и вовсе неожиданная «находка»: ГАЗ-69! Хозяин задумал глобальный тюнинг, где от машины, в сущности, останется только кузов, да и тот с капитальными переделками. А от механиков «Авторесурса» здесь требуется одна из главных ролей: установка японского дизеля, опять же Nissan TD27. Причем, что самое-то примечательное, в заряженной версии ЕТ: с турбонаддувом, интеркулером с жидкостным охлаждением, мощностью 130 сил.
А еще в фирме озвучили мысли и даже показали чертежи по тюнингу «незыблемых» агрегатов УАЗ, а именно его редукторных мостов.
В сущности, на сегодня из серийных нет альтернативы уазовским портальным мостам, но и они по конструкции далеко не последнее слово. Колесные редукторы уазовских «порталов» используют внутреннее зацепление шестерен, что на самом деле незначительно поднимает ось. Прибавка в клиренсе получается еще за счет компактности межколесного редуктора с «узеньким» корпусом.
Если же редукторы изготовить с наружным зацеплением шестерен, как встречается на некоторых военных транспортерах, клиренс увеличится уже значительно. Но пока эту идею невозможно реализовать на практике — для качественного освоения нет должной технической базы и оборудования.
Но есть еще одна замечательная и очевидная по своей концепции идея, которая вполне реализуема, как говорится, хоть завтра. А именно взять шасси от ГАЗ-66 и «подогнать» его под скомбинированную кабину УАЗ, например, с трехрядными сиденьями и шестью дверями. Есть даже эскизы такого монстра. В качестве силового агрегата можно что-то позаимствовать с японских грузовиков средней тоннажности. В общем, материалы для реализации этой идеи найти несложно, но пока не находится заказчик, который бы взялся оплатить проект.
Василий ЛАРИН Фото автора
Автомаркет+Спорт № 25
|