ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМ
|
В октябре Skoda Octavia справит свое тринадцатилетие. По меркам автопрома, возраст преклонный, если не сказать старческий. За это время появилось второе поколение модели, успевшее к началу нынешнего года пережить рестайлинг и серьезную техническую модернизацию. Однако первое поколение Octavia, получившее дополнительное имя Tour, по-прежнему остается на конвейере и продолжает пользоваться неплохим спросом и у нас, и в ценящей хорошие автомобили Европе — настолько удачным оказался этот чешский автомобиль! Вообще, Skoda Octavia стала первой моделью чешской фирмы, созданной на платформе немецкого концерна Volkswagen, а конкретно — на базе знаменитого и до сих пор считающегося эталонным в своем классе VW Golf. И сегодня можно уверенно сказать: Octavia выдержала проверку временем. Не безупречно, но выдержала. К примеру, двигатели откровенно слабых мест не имеют, однако отличаются индивидуальными особенностями. Так, 75-сильный 1,4-литровый мотор из-за своей слабой удельной мощности работает с большими нагрузками и имеет меньший в сравнении с другими моторами ресурс. Что интересно, и самый мощный для «Октавии» 1,8-литровый турбомотор также не образец долговечности. Но здесь причина в его провокационном характере: с таким мотором тянет к активному вождению, естественно, с не менее серьезными нагрузками на двигатель. Плюс — здесь стоит турбонаддув. А вот 1,6-литровый 101-сильный бензиновый, или такой же мощности 1,9-литровый турбодизель, по сути, для семейной «Октавии» будут в самый раз! Каких-то откровенно слабых мест у двигателей «Октавии» не обнаружено. Даже турбина на 1,8-литровом бензиновом турбомоторе не страдает откровенно малым ресурсом, поскольку на расположенном поперечно двигателе она меньше склонна к перегреву. Еще один турбомотор — 1,9-литровый дизель — в основном требует внимания к качеству топлива, поскольку на нем применена электронная система управления топливным насосом. А вот два оставшихся бензиновых «атмосферника» объемом 1,4 и 1,6 литра и вовсе страдают изредка, да и то «дежурными» в наших условиях проблемами с электрикой: датчики расхода воздуха, кислородные датчики и электрооборудование в целом, чувствительное к попаданию влаги через стареющие со временем разъемы. Кроме того, общим для всех четырех двигателей Octavia Tour является требование своевременной замены ремня ГРМ, т.к. его обрыв приводит не просто к встрече поршней с клапанами, а к обрыву последних и как следствие к полному разрушению мотора. Особых требований к моторному маслу для двигателей Skoda Octavia не предъявляется. Для планового ТО дилер использует масла Shell универсальной вязкости 5W-40. Замена — каждые 15 тыс. км на бензиновых, и каждые 10 тыс. км на дизельных машинах. А вот в механической коробке передач замена масла не регламентируется вовсе, и если с коробкой не происходит ничего неординарного, оно служит весь срок эксплуатации автомобиля. Подвеска «Октавии» выполнена по классической для подобных европейских автомобилей схеме: стойки McPherson спереди и скручивающаяся балка сзади, и зарекомендовала себя не только как комфортная, но и как надежная. Даже на российских дорогах средний срок службы амортизаторов может доходить до 100 и даже более тысяч километров. К тому же за доплату производитель предлагает так называемый «пакет плохих дорог», в рамках которого владелец получает усиленную подвеску с увеличенным клиренсом, защиту картера двигателя и грязезащиту моторного отсека. За все время выпуска модель предлагалась только в двух типах кузовов: классический универсал и пятидверный лифтбек. Последний был выбран во многом как компромисс между практичным хэтчбеком и солидным седаном. Но компромисс получился весьма удачным: до сих пор по объему багажника (528 л) Octavia Tour является едва ли не лучшей в классе! У универсала багажник еще больше — 548 литров. При этом багажник Octavia удобный и практичный: под полом большая ниша с полноразмерной запаской, внутри которой размещены необходимые инструменты, рядом — пенопластовая «форма» под принадлежности (аптечку, знак аварийной остановки, трос и т.д.). А складываемые по частям задние сиденья позволяют увеличить полезный объем багажного отделения более чем вдвое.
Салон «Октавии» по современным меркам нельзя назвать просторным: здесь и для ног места не так уж много, и по ширине есть ограничения (кузов Octavia Tour `уже большинства своих нынешних конкурентов). Однако к качеству используемых в отделке материалов претензий по-прежнему нет: пластик достаточно дорогой и приятный на ощупь, а подгонка элементов интерьера на хорошем немецком уровне. Хороша «Октавия» и с точки зрения эргономики водительского места, особенно приятно то, что даже в базовой версии есть регулировка водительского кресла по высоте, а руль можно настроить не только по углу наклона, но и по вылету. Но текстильная обивка кресел со временем засаливается и без регулярной чистки теряет презентабельный вид — использование чехлов будет не лишним. Кроме того, в дверях со временем могут поселиться «сверчки», которые, к сожалению, являются следствием естественного износа механизмов замков и стеклоподъемников.
• Оснащение
Ищите опции!После появления второго поколения модели, Octavia Tour стала, по сути, бюджетным вариантом среднеразмерного семейного автомобиля. Соответственно, список базового и опционального оснащения был серьезно пересмотрен и кое в чем сокращен. К примеру, базовая 1,4-литровая версия не имеет ни пассажирской подушки безопасности, ни ABS, ни бортового компьютера, ни центрального замка, а автоматическую коробку невозможно заказать ни на одну из версий Octavia Tour даже за доплату. Интересно, что комплектаций у Octavia Tour не осталось: сегодня уровень оснащения напрямую зависит от выбираемого двигателя. Самая скромная по оснащению получается Octavia с 1,4-литровым мотором. Далее следует версия с 1,6-литровым двигателем. А в качестве топ-вариантов выступают 1,8-литровая бензиновая и 1,9-литровая дизельная версии с турбонаддувом.
• Цены и кредиты
Большая разницаБазовая стоимость в 464 тыс. руб. формально относит «Октавию» в своего рода эконом-сегмент C-класса — туда же, где уверенно обосновались Chevrolet Lacetti и базовые версии российского Ford Focus. Причем, в отличие от Focus, «Октавия» даже в базе не такая уж «пустая», хотя в салоне пустоты и заглушки вместо и без того немногочисленных клавиш дополнительного оборудования недвусмысленно указывают на недорогой уровень машины. Однако Chevrolet Lacetti здесь смотрится выигрышнее. Более достойно выглядят 1,6-литровые варианты Octavia, предлагаемые от 524 тыс. руб. Однако и здесь впечатление от стоимости портит отсутствие в списке базового оснащения кондиционера, заказ которого обойдется в нескромные 49390 тыс. руб. А вот хорошо оснащенные (но по-прежнему требующие некоторых опций) бензиновую и дизельную турбоверсии уже не назовешь бюджетным вариантом: такие машины оцениваются от 614 тыс. и от 609 тыс. руб. соответственно. Разница с базовой версией получается достаточно велика. Поэтому для многих покупателей Skoda Octavia Tour встает вопрос о приобретении автомобиля в кредит. К сожалению, фирменная программа кредитования выгодных вариантов предложить не может. Поэтому кредитные условия, предлагаемые Сбербанком или банком ВТБ-24, можно считать типичными и во многом наиболее выгодными вариантами автокредита при покупке данного автомобиля. Что касается тарифов страхования КАСКО (обязательное условие при покупке в кредит), то здесь особых отличий от других автомобилей подобного класса, а равно и разницы между страховыми компаниями нет: в среднем КАСКО для новой Octavia Tour обойдется в 5% от стоимости автомобиля.
• Экспресс-тест
С искринкойО том, как ездит Skoda Octavia, было рассказано много: и в центральных автоизданиях, и в «А+С» (№9, 2008). Главный вывод из этих тестов то, что Octavia нередко оказывалась лучше многих своих конкурентов, в том числе и считающегося эталонным Volkswagen Golf, на платформе которого была создана. Правда, гурманам автомобиль нравился своими более азартными, по сравнению с «Гольфом», повадками, тогда как сами по себе реакции на управляющие действия у чешского автомобиля все же немного не дотягивали до эталонной нормы «Гольфа». Тем не менее, главное — отменный баланс комфорта и управляемости — у «Октавии» на высоте. Управляемость здесь хорошая: прозрачный и в меру острый руль может вызвать нарекания разве что недостаточной «четкостью» в «нуле». Виражи проходятся без явных сносов или заносов, и с небольшим, не выходящим за рамки дискомфорта, креном. Подвеска неплохо отрабатывает дорожную мелочь, лишь немного потряхивая седоков на крупных колдобинах. Однако на хорошем покрытии к машине практически нет претензий (это неудивительно, учитывая, что шасси достойно отрабатывало даже на «горячей» версии RS). Также похвалы заслуживает и шумоизоляция «Октавии»: двигатель слышен, но не мешает разговору даже на скорости, а шум от колес и вовсе скорее угадывается, чем прослушивается. Самый распространенный на Octavia Tour 1,6-литровый 102-сильный бензиновый двигатель, благодаря удачно подобранным передаточным числам в коробке, неплохо справляется со своими обязанностями хоть в городе, хоть на трассе. Правда, динамичные обгоны, особенно при полной загрузке, даются на таком автомобиле тяжеловато. Но любителям активного драйва лучше присмотреться к 1,8-литровому 150-сильному турбомотору: вот тут-то недостатка мощности нет. Мало того, такая «Октавия» способна «зажигать» ненамного хуже многих заряженных хэтчбеков гольф-класса. 1,9-литровый турбодизель также заслуживает исключительно летных отзывов: этот мотор, как и 1,6-литровый бензиновый вариант, не отличается взрывным характером, зато одинаково хорошо тянет как пустую, так и груженую машину. А вот базовый 75-сильный вариант лучше рассматривать исключительно как эконом-вариант для городской эксплуатации. Хотя отлично подобранные передаточные числа и тут могут удивить: 1,4-литровый автомобиль едет лучше, чем ожидаешь. Во многом это заслуга современной конструкции мотора с двухвальной 16-клапанной головкой из алюминиевого сплава. К сожалению, АКП на предлагаемые в России Octavia Tour больше не ставят. Также не предлагаются и полноприводные версии универсала Octavia 4x4. Однако без увеличения клиренса полный привод все равно не делал из «Октавии» даже паркетника, а 4-ступенчатый «автомат» не отличался быстродействием при динамичной езде. Так что жалеть об отсутствии этих дорогостоящих опций не стоит.
• Безопасность
Достаточный уровеньФронтальный краш-тест — 10 (63%) Боковые краш-тесты — 15 (83%) Общая оценка — 25 (74%) По результатам краш-теста EuroNCAP, первое поколение Skoda Octavia заработало 25 баллов и четыре звезды — для 2001 года более чем достойный показатель. Однако удержаться на уровне машине помогли во многом менее жесткие требования, предъявляемые тогда к базовым версиям без боковых подушек безопасности: именно боковой удар Octavia выдержала лучше всего — благодаря прочному кузову. Но пол в салоне недостаточно жесткий — при фронтальном ударе сварные швы могут разойтись. Кроме того, коленям водителя угрожают травмоопасные зоны под передней панелью, а на машинах без преднатяжителей ремней безопасности нагрузки на грудь манекенов оказались существенными. plaza-escorts
• Модификации
Былые вариантыЗа время выпуска Skoda Octavia первого поколения автомобиль представал не только в облике добротного, но недорогого семейного автомобиля. Существовало несколько любопытных модификаций, выделяющихся на фоне основной массы Octavia. Во-первых, это полноприводный универсал Octavia Combi 4x4, оснащаемый электронноуправляемой муфтой подключения задних колес Haldex. Кроме полноприводной трансмиссии, эта версия отличалась еще и полностью независимой многорычажной задней подвеской, из-за чего для запасного колеса места не нашлось, и вместо него автомобиль комплектовался набором для ремонта шин с баллончиком-герметиком. Вторая, заслуживающая внимания версия — «горячая» модификация Octavia RS, имевшая заимствованную у Audi TT полноприводную трансмиссию и 180-сильный 1,8-литровый турбомотор. Octavia RS выпускалась с обоими типами кузовов, и от гражданских модификаций отличалась более агрессивной формой бамперов, 17-дюймовыми колесами, спойлером и заниженным на 20 мм клиренсом. На базе модификаций RS в 2001 году была подготовлена раллийная версия модели, дорожный вариант которой — Octavia RS WRC Limited Edition — предлагался всем желающим. Наконец, особняком стояла люкс-версия Skoda Octavia Laurin & Klement, имеющая кожаный салон, отделку под дерево, ксеноновые фары и люк с электроприводом в списке стандартного оборудования. А несколько таких версий было выпущено в бронированном варианте, защищающем от выстрела из пистолета. Алексей Степанов
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||