Опыт эксплуатации. "Чебурашка" на "войне" ("ОКА")
Просмотров: 10647
15 Июня 2007

Сейчас это кажется невероятным, но купил я свою «Оку» 12 лет назад — в феврале 1995-го. В том же году летом начал ездить, в год накатывал по 25 тыс. км. Сейчас пробег у машины 274 тысячи км. Почти каждый день езжу на работу (30 км в один конец), да ещё выходные прихватываю. «Ока» была произведена в 1994 году ещё на ВАЗе и оказалась таким же «конструктором», каким являются все советские автомобили. Когда меня спрашивают: «Что менял?», я отвечаю: «Всё, кроме двигателя». И это близко к правде.

2 в 1 — повторители поворотов и стоп-сигналов

Именно двигатель преподнёс мне первый сюрприз. В феврале 1996 года, в день, когда на одометре должна была появиться цифра 10000, лопнул ремень ГРМ и загнуло клапаны. Правда, мне и машине повезло — под рукой оказался механик Виктор — «золотые руки». Ремонтом моей «Окушки» все эти 12 лет занимается только он. Уже назавтра вечером я уехал домой на отремонтированной машине с задачей найти новый ремень привода генератора, так как старый оказался надорванным. Что вылилось в большую проблему, так как в Иркутске запчастей для «Оки» в те годы не было совсем, да и самих машин на город с населением почти в 600 тыс. было несколько штук. Выручало, что машина — «сборная СССР», как мы её называли, и на ней много деталей от других моделей ВАЗа. Если же надо было заменить что-то «родное», то Виктор «сочинял» что-нибудь сам, используя личный опыт. В итоге, ремень генератора я приспособил от ГАЗ-53, вытянув на максимум регулировку, и ездил так больше года.

После первого же ремонта завёл тетрадочку — этакий бортжурнал — в которую записываю, что делал с машиной, дату и пробег. В этой тетради уже 233 параграфа, всё как на ладони — могу сказать, что, когда и на каком километре пробега менял. Очень удобно. Отдельно пишу о смене масла и расходе топлива.

Дополнительный уплотнитель водительской двери — сухо в любой ливень

Первую зиму отъездил на обычном «жигулёвском» масле, но уже со второй, в конце 96-го года, машина впервые ощутила вкус синтетики Chevron 0W-30. С тех пор зимой — только «нулёвка»: Titan 0W-40, в последние годы — Mannol 0W-40. Летом и то стараюсь на «синтетике» ездить, но уже на летней 10W-60. Синтетика очень помогает зимой, тем более, что машина хранится в металлическом гараже. Но ещё больше помогает установленный в январе 2000 года предпусковой подогреватель тосола мощностью 1 кВт. С крепежом для «Оки» его в те годы не продавали, пришлось взять для «восьмёрки», а крепёж сочиняли «на коленке». Постоянной линии электричества к гаражу нет, поэтому в особо морозные дни разматывал удлинитель до соседа. Тоже, скажу вам, приключение — разматывать в 40-градусный мороз задубевший провод рано утром в темноте.

Отверстия в задней двери — провал в борьбе за вентиляцию

Надо отдать должное «Оке» — пускается на морозе неплохо, но, как я понял, здесь всё индивидуально, кому как повезёт. У меня по мере «старения» карбюратора проблемы с пуском возрастали, а после замены на новый — осенью 2002-го, на 188-й тыс. пробега — все сложности холодного пуска исчезли.

Особо повезло «Оке» в прошлую зиму (была она рекордно тёплой), когда, уступив место в гараже ВАЗ-21053, машинка ночевала во дворе у друга. Я подвёл к ней удлинитель, купил суточный механический таймер, и утром «Ока» встречала меня тёплым двигателем. Большего водительского счастья я не испытывал за все 12 лет морозных пусков. А ведь они бывали очень сложными, особенно до установки предпускового подогревателя и замены карбюратора. Помню, как несколько раз меня заводили с буксира. Один из этих пусков был очень затяжным — УАЗик тащил меня чуть ли не километр под змеиное шипение вакуумного усилителя при нажатии на тормоз (что исчезло лишь с прогревом двигателя).

Пороги — жертва иркутской соли

Зимы сейчас мягче, чем раньше, но неделька-другая с морозом ниже -30° , -35° бывает обязательно. Рекорд был установлен в январе 2001-го, когда с 1 по 15-е стояли морозы до минус 42 градусов. Такого не случалось за все 110 лет метеонаблюдений в Иркутске. Приходилось ездить каждый день, тем более, что из трёх наших машин на работе — «двадцать девятой «Волги», ВАЗ-21099 и «Оки» — на ходу осталась только «Окушка». Если бы не подогреватель тосола, то и не знаю, как бы запускался в такой мороз. Достаточно было погреть систему охлаждения 10-15 минут, чтобы машина легко запустилась с первой попытки. Двигатель был укутан так, как ни до ни после не укутывался. Все щели спереди были заткнуты широкими лентами поролона, на двигателе была «душегреечка» из старой фуфайки, плюс весь моторный отсек был укрыт сверху. Даже единственный раз подвязал одеяло снизу и заткнул щель между радиатором и подрамником. Пока занимался этим — ноги замёрзли даже в валенках (я обычно езжу без верхней одежды — «Ока» очень тёплая машина), но в том случае даже в дублёнке в салоне было не жарко. Но выдержали! Хотя стойки и задние амортизаторы по весне поменял. Такие морозы их, конечно же, «убили».

А теперь пробежимся по отдельным частям машины.

Подогрев зеркала. Некрасиво, но технологично

Двигатель. Пробег 274 тыс. км, фильтр при смене масла обычно ставлю Fram. Капиталку сделали после 220 тыс. пробега, до этого лишь два раза меняли кольца на 106 тыс. и на 175 тыс. пробега, да сменили сальник. Все эти годы доливаю в масло ЕR. Масло меняю через 10 тыс. км, одновременно с воздушным фильтром и фильтром тонкой очистки топлива, которого, кстати, не было — врезал сам. Однажды на 146 тысяче пробега, на ходу срезало зубья текстолитовой шестерни балансировочного вала. Бензонасос периодически призывает запахом бензина поменять диафрагмы. Благо, что процедура лёгкая.

Карбюратор создавал мороку до замены. То соринка, то пылинка, то жиклёр выпадет, то клапан электромагнитный «умрёт». Чего только не было. Сейчас в машине вожу баллончик очистителя карбюратора.

Сиденья от Toyota — потолок ближе, но комфорта больше

«Помпа» стоит уже четвёртая. Заводская отходила всего 47 тысяч км. Термостат уже пятый по счёту, хотя на самом деле седьмой, если считать установки-снятия — возвраты некачественных, запчасти-то сейчас сами знаете какие... Первый отходил почти 133 тысячи за пять лет.

Езжу на свечах А-17ДВРМ. Эксперименты с фирменными четырёхэлектродными и прочими показали, что не для нас это. Не тянет машинка. Видимо, энергия катушки слабовата для таких свечей. Поэкспериментировал и пришёл к выводу, что нет ничего лучше предусмотренного конструкторами.

Глушитель стоит четвёртый по счёту. Первый поменял при пробеге 74 тыс. после многочисленных подвариваний. Первые три глушителя были конструктивно выполнены так, что от вертикальных перемещений выходящая труба выламывалась из корпуса. Не помогали никакие усиления «косынками». Сейчас продают глушители изменённой конструкции: труба выходит сбоку и, огибая глушитель, создаёт амортизирующую петлю.

Корзину сцепления, диск, выжимной подшипник, вилку поменял на 142-й тысяче, на шестом году езды. Шаровый болт проломил в вилке сцепления дыру. Ещё раз заменили выжимной во время капремонта на 220 тысяче.

О коробке передач сказать нечего. Заливаю масло синтетическое 0W-40 и забываю о ней на 100 тыс. км. Зато ШРУСы и их чехлы ох и попили моей кровушки. Хрустят, подлые! Новые ставим — хрустят в повороте уже на второй день! Вот такое качество запчастей. Пыльники тоже долго не живут. Может, морозы тому виной?

Подшипники передние ступичные тоже сменил. Правый на 162-й тысяче, левый «хрустнул» на ходу на 171-й тысяче пробега. Медленно доплёлся до сервиса — пришлось поменять ещё и ступицу, рассыпавшийся подшипник её повредил. Задние поменял через 10 лет службы на 245-й тысяче, но регулярно смазывал. У правого откололся кусочек ролика и раскрошился, испортив весь подшипник. Следом и левый «кончился».

Стойки амортизаторов прошли 102 тысячи, после чего поменяли их и левую пружину. Сейчас слева уже третья по счёту стойка, а справа — четвёртая. Задние амортизаторы уже третьи по счёту. Первая замена была на 148-й тысяче.

Рулевая рейка стоит третья по счёту, собранная из первых двух. Сначала на 146-й тысяче заменили рулевые тяги, а уж на 162-й тысяче саму рейку. Заметил, что не любит «Ока» гравийных дорог — и колёсики маленькие, и рейку разбивает быстро.

Теперь о тормозах. С ними тоже всякое бывало: диски протачивали и меняли, потому что било-колотило при торможении; тормозной цилиндр потёк — заменили. Тормозная педаль всегда ватная немного, но привык. Жидкость тормозная медленно, но верно куда-то уходит — доливаю. При смене задних колодок заметил — не удаётся надеть барабан, не обточив немного накладки. А самое первое приключение с колодками было, когда на 21-й тысяче износилась накладка правой передней колодки, а новую взять негде! Выпилили ножовкой из «восьмёрочной» и приклепали пружинку — до сих пор где-то в гараже лежит чуть изношенная.

Тросики ручника сменил на 203-й тысяче.

Электрооборудование периодически подбрасывает задачки. То перемнутся провода, идущие к заднему стеклоочистителю, то сгниёт проводка к освещению номера. Сейчас вот задний противотуманный фонарь не горит — не могу найти причину отказа.

Стартер заменил на восьмом году езды, на 196-й тыс. пробега, генератор — на 10-м году, на 226-й тысяче, сгорел якорь.

Фару правую поставил новую на 153-й тысяче.

А вот аккумулятор у меня всего второй. На первом, австрийского производства, я отъездил 4,5 года и 111 тыс. км. На втором — Centra — езжу и сейчас, уже 8-й год.

Об отопителе можно сказать одно — тепло! Если двигатель утеплён хорошо, то и в сильные морозы тепло. Была течь радиатора печки — ликвидировал герметиком, но через год радиатор пришлось сменить. Моторчик долго крепился, но и он через пять лет стал визжать, повторив общую судьбу. На 169-й тысяче поставил мотор на подшипниках и забыл о визге.

А вот вентиляция в «Оке» куда хуже отопления. Если окно не приоткроешь — стёкла не очистятся. Попытался улучшить положение: насверлил отверстий по краям задней двери, установил в ней два вентилятора (вычитал об этом в Интернете) — не помогло. На 112-й тысяче сломался левый стеклоподъёмник, отказал и новый, сейчас уже третий стоит. Кстати, стёкла у «Оки» всегда перекашиваются, и отрегулировать это безобразие невозможно. Привык, при закрывании придерживаю пальцем.

Левый дверной уплотнитель пропускал воду, капало сверху на колено. Прочитав совет в вашем журнале, натянул на дверь сверху дополнительный уплотнитель — стало сухо.

Словом, приключений хватало. Однажды на ходу оторвалась петля капота и он открылся, продавив лобовое стекло и порядком напугав. Петли подварили, стекло заменили, уже к обеду был на работе.

Чуть меньше проблем было с «жестянкой». Первые четыре года жизни машины проходили в Ангарске — я там работал. Соль и прочие гадости дорожные службы этого красивого сибирского города не используют принципиально, только так называемый отсев, поэтому кузов машины был цел. С 1999 года вернулся работать в Иркутск, где соли не жалеют, да и дороги — дряннее поискать! Кузов начал ржаветь, и этот момент я прокараулил — прогнили пороги. Хоть и сделал антикоррозийную обработку, но... Теперь пороги надо менять.

Испытала моя «Чебурашка», как её ласково называет Виктор, и неприятности ДТП. На 90-й тысяче пробега в январе 1999 года в Ангарске сзади въехал зазевавшийся дедушка на «Москвиче», когда я уступал дорогу трамваю, а через 12 дней около дома «копейка» помяла мне, стоящему на месте, левый бок позади двери, когда её «понесло» в повороте. В итоге: разбитый бампер, повреждённая задняя дверь, помятые бок и задняя часть кузова.

А теперь о том, что я добавил машине сам: обогрев сиденья — незаменимая вещь в Сибири; сделал обогрев бокового зеркала (оно у меня одно), врезав в него лампочку 3 Вт от подсветки прикуривателя — помогает в любые морозы; протянул провода, подключил к тумблеру вентилятор радиатора — получилось принудительное включение — классная вещь в жару и на подъёмах длинных летом; установил передние сиденья от Toyota Camry — совсем другие ощущения от езды; заменил форсунки омывателя, поставив с двумя жиклёрами; подсоединил противотуманные фары; установил сигнал от «Волги» (КАМАЗы шарахаются!); постепенно везде поменял хомуты.

Кроме общеизвестных преимуществ «Оки» — юркости, манёвренности, высокой проходимости — есть ещё одно, выявленное в процессе эксплуатации — это невероятная для такой маленькой машинки вместительность. Кто бы мог подумать, что на ней можно увезти такие габаритные вещи, как телевизор с диагональю 52 см в коробке, швейную или стиральную машинку, столик, холодильник... И с закрытой задней дверью, в тепле.

Зимой езжу на шипованных шинах, у меня они на своих дисках, поменять колёса — раз плюнуть! Однажды купил Nokia HakkapelIitta 10 новые, что было редкостью в то время — на 12 дюймов найти резину было почти невозможно. Так мне хватило их на 8 зим, с тех пор я сильно уважаю шины Nokia. Сейчас езжу на шипованных «Кама-503» и летом на Омских О-131 «Вариант».

Расход топлива в последние годы летом чуть более пяти литров на сотню, зимой — шесть с небольшим. Иногда зимой бывает и за 7 литров, но это уже в морозы. Однажды, в начале 2002 года, был длинный пробег — пятьсот с лишним километров в один конец. Посчитал расход — получилось 4,5 литра на сотню, в машине кроме меня были два пассажира-мужчины средней комплекции. Кстати, однажды ехали на «Оке» всемером: я, пять женщин среднесибирской комплекции и грудной ребёнок. Хорошо, что недалеко ехали.

Дороги у нас в безобразном состоянии, люди поездившие говорят, что хуже дорог, чем у нас, нет нигде. На этих вот дорогах идёт круглосуточная «война» — все пытаются доказать всем, что они круче. Поэтому «Оке», конечно же, трудно выживать в такой недружелюбной атмосфере, но, как видите, пока удаётся.

Подводя итог, можно сказать: да, «Ока» оказалась, как и весь наш «автопром», огромным полем деятельности для «самоделкиных»; да, слабоват движок и маловат багажник, но, несмотря на все эти срезанные болты, самодырявящиеся мембраны и выпадающие жиклёры, все эти, не дающие заснуть за рулём мелочи, я люблю эту машинку и, кажется, она отвечает мне тем же!

Александр МЕДВЕДЕВ
2200 руб.

Автомаркет+Спорт № 24

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог