Большой дорожный просвет, огромные ходы подвески – когда опорная поверхность не дает за себя цепляться, все эти вещи становятся эфемерными |
Ночь. Изредка сумрак прорезают лучи света, а тишину леса взрывает звук работающих на пределе двигателей. Местами фары выхватывают силуэты автомобилей — экипажи уже либо встали на ночевку, либо в безнадеге копошатся в грязи, потеряв всякие надежды по темноте покинуть эти засадные места. Где мы? Всего-то пригороды Иркутска, прорезанные десятками тропинок, кое-где заболоченных, но проходимых, порой совершенно не способных выдержать хоть сколько-нибудь серьезную нагрузку. Прошло часов двенадцать, взято менее половины точек, в самом разгаре очередной с использованием сварки ремонт. А так хорошо все начиналось. В меру разбитые грунтовочки, поддерживающие высокий темп езды и воспринятые в качестве полушутки слова организаторов о том, что на ориентирование отведено 15 часов. Мало ли кто как умеет сидеть. Мы-то едем в паре с «Перцем», нам сам черт не брат.
|
Как говорится, приехали... | Можно, конечно, попытаться дерзко заглянуть в будущее и по-бендеровски обрисовать все громадные перспективы нашего джип-движения. Например, предположить, что местные спортсмены станут лидерами всех имеющихся российских внедорожных серий. Что Сибирь и конкретно Иркутск превратится в off-road центр всей России. Что 44-е колеса прототипов, созданных нашими мастерами, будут топтать европейские, американские и еще какие-нибудь грязи. Что... Увы, мечты остаются мечтами, в то время как клуб «Протектор» в нашей сибирской действительности делает все возможное не только для пропаганды внедорожных видов спорта как таковых, но, в первую очередь, для того чтобы каждый желающий активного, с элементами экстрима, отдыха мог осуществить свои фантазии в мероприятиях, созданных именно для этого. Ставший уже ежегодным Фестиваль клуба «Протектор» как раз такое действо. И тому есть несколько подтверждений.
ВЫЖИВАЮТ... СЛАБЕЙШИЕ
Во-первых, количество участников — более сотни человек. Во-вторых, состав соревнующихся. Уж в чем, в чем, а в организации этакого off-road междусобойчика руководство «Протектора» упрекнуть нельзя. Почти из сорока машин, вышедших на старт, лишь девять принадлежали людям, ведущим «клубный образ жизни». Остальные несли экипажи Terrano-клуба, «Нива»-клуба, просто людей сторонних, что впервые решили попробовать себя в столь массовом спортивном мероприятии. Нельзя не упомянуть и об участии представителей читинского клуба «Диверсант» в числе семи автомобилей, что позволило говорить о Фестивале, как о Втором этапе кубка Восточной Сибири по трофи-рейдам. Вообще иркутских и читинских джиперов объединяет уже пять совместных соревнований, которые продемонстрировали, что территориальная отдаленность для клубов не проблема, и которые, возможно, станут предтечей основания полноценной региональной альтернативы российскому off-road чемпионату, включающему в себя клубы на западе страны.
|
Сергей Купальный, победитель последнего джип-триала, взял семь точек, оторвал от кузова тягу Панара, съездил в Ангарск, изготовил новый кронштейн, вернулся и занял по итогам первого дня второе место. Увы, в трофи-рейде по шлицам у его «Нивы» «разъединился» привод «раздатки». В результате – сход | Ну и, в-третьих, руководство «Протектора» более дифференцированно подошло к распределению по классам. Чтобы дать участникам возможность бороться в максимально равных условиях, их разбили не на «подготовленных» и «стандартных», как обычно, а, по сути, на любительскую аналогию ТР1, ТР2 и ТР3. Говоря русским языком, на тех, что «без всего», с резиной не более 33-х дюймов с опечатанными лебедками или без оных и на «безлимитных». В числе последних, кстати, значились и наш Toyota Land Cruiser LJ72 «Перец», и читинский суперBighorn, которых, в сущности, можно было выделять в отдельную под именем Proto группу. Да и без них претендентом на победу, несмотря на глобально-разную степень подготовки, в соответствующем классе себя мог считать каждый. Права на это предстояло отстаивать в течение двух дней, 10 и 11 мая, в ориентировании и трофи, чьи временно-очковые результаты обобщались в единственно возможный знаменатель — место на подиуме.
|
Одну из контрольных отметок организаторы скрыли в заброшенных ангарах. Пришлось поискать. Впрочем, когда к ней пробился первый экипаж, дело пошло по накатанной. В прямом и переносном смысле | Ну что такое 20 контрольных точек? В Чите их было 33, да и на местных соревнованиях, кажется, больше. Проходились и брались они на ура, определив джип-ориентирование в местном понимании как нечто либо развлекательно-игровое, отвлекающее на полдня от рутины будней, либо предлагающее разогреться в преддверии настоящего состязания. Поэтому, когда еще перед Фестивалем расставлявшие точки ребята с многообещающей улыбкой вроде бы не всерьез заявили о лимите времени в 15 часов, это было воспринято мной, словно иная страшилка на тему «туда лишь пешком и то по зиме» или как запас на всякий случай, чтобы ошибавшиеся в чем-то участники могли исправить свое турнирное положение. Поскольку время в ориентировании предполагалось не учитывать вовсе, а коррекцию в ситуации набора одинакового количества очков должен был решать трофи-рейд, последний вариант объяснения такой «часовой форы» выглядел правдоподобно.
|
Владимир Душенькин на своем Toyota Blizzard — герой обоих дней. Мало того, что в ориентировании пришел первым, так еще и в рейде сумел финишировать с оторванной стремянкой и почти без тормозов | Но, видимо, зацепил наших координаторов читинский подход к прокладыванию трассы и выбору спецучастков. Еще тогда были слышны фразы вроде «ну мы вам тропинки-то найдем». И в самом деле, не за тем же паковали «диверсанты» свои боевые машины в фуру, чтобы ни разу не «лебедившись», устраивать вечером посиделки у костра под гитару. Да, кроме того, не ежемесячно же проводится подобный массовый слет, на котором можно в угоду общению забыть о полноценном в топях «лебежении». В общем, ехидная улыбка в ответ на «15 часов» и первые точки, взятые еще по гравийкам, были не более чем заблуждением, вероятно, только подчеркнувшим все те события, которые последовали за этим.
|
Это называется «слик по-внедорожному». Вязкая глинисто-черноземная субстанция облепляет даже самый агрессивный протектор | Вся грандиозность замыслов организаторов предстала перед нами уже после взятия первых двух-трех точек. Какой размах, какая масштабность! Судьи, расставлявшие контрольные точки, не поленились и расположили их на территории площадью в двести квадратных километров. Раньше-то, собирая отметки, блудили буквально в трех соснах, а теперь... Нет, плутать опять же пришлось, но только в дорогах. Дачные кооперативы, лежащие по правую сторону на пути из Иркутска в Мельничную Падь, предопределили такое количество различного рода бетонных, гравийных и грунтовых направлений, что GPS-навигаторы оказались решительно недостаточными для точного (метр в метр) позиционирования на местности. А уж по карте можно было ориентироваться с точностью до километра-другого. Проскочил нужный сворот и будь готов переть с добрый пяток километров, по завершении этого спецучастка с ужасом обнаружив, что где-то в самом начале слегка ошибся в выборе направления.
|
Джиперы — сильные люди. Могут походя согнуть реечный домкрат | Была, впрочем, у подобного ориентирования одна позитивная черта. В нынешнем виде большинство российских трофи-рейдов, будучи компактными по расположению контрольных отметок, предполагают движение к каждой из них на протяжении не одного часа. Провалился в болото по лобовое стекло, «подлебедился», опять засел. И так ползешь полдня пару верст. У нас же поиск точек располагал прямо-таки к раллийному темпу передвижения, что вселяло кое-какие надежды на взятие всего списка за те неоправданно долгие 15 часов.
Конец таким самоуверенным размышлениям был положен внезапно. Оказалось, в каком-то десятке километров от Иркутска есть отличные болотца, хоть и прикрытые сверху обманчивым покрывалом дерна. Въезжаешь на такое и чувствуешь, как даже широкий и беззубый «Гудрич» непринужденно взрезает травянистый слой, увлекая машину на опасную, когда рычагам уже тесно на грунте, глубину. Мутация земной «не тверди» на небольшом участочке происходит фатально быстро. Только что здесь было этакое футбольное поле с небольшими кочками, а теперь уже в хорошие полсотни метров склизкая «простокваша» с нарезанными вдоль окопами. И разница между представителями двух крайних классов, надо сказать, в этой среде обитания на днище не столь показательна, как в колее, к примеру. Всего-то шагов двадцать, которые может пробурить своим Simex, скажем, наш «Перец», не севший на киль, но уже не могущий прокрутить катки. Тем не менее «стандартов» все равно жалко — у подавляющего большинства нет лебедок, и они вынуждены от всей своей джиперской души работать хай-джэками, стаскивая под колеса имеющиеся в округе древесные заменители сэнд-трэков (рубить или как-то портить живые деревья, а также пользоваться стальным тросом без корозащитной стропы запрещено регламентом). https://lustzone.ch/
Цветочки. В стремлении сделать дистанцию заковыристей судьи непонятно на чем залезли в места, трудно проходимые без лебедки даже для прототипов. Одна такая полянка, раскинувшаяся на несколько десятков квадратных метров и пересекаемая ручейком, по прибытии нас туда открыла поистине вдохновенную картину массовых посиделок. Непонятно зачем вслед за более-менее подготовленными внедорожниками к двум КТ полезли совершенно стоковые джипы. Само собой, весь сколько-нибудь держащий колеса «настил» был уже снят, и поляна превратилась в чересчур прогрессивно всасывающую автомобили губку, на которой или около уже вхолостую крутили колесами с десяток машин.
|
Контрольные точки располагались в самых неожиданных местах и часто имели варианты подхода к ним с различных направлений. Рассказывают, что эту отметку один экипаж взял снизу. Обратите внимание, стоять на подъеме довольно трудно, к тому же в его основании раскинулось хорошее такое болотце | Правда, как выяснилось чуть позже, это тоже не ягодки. Каким-то образом организаторы проползли по-партизански целую сотню метров болота. Натурального, на максимуме всех своих несущих способностей держащего человека. Отметка манила наибольшим количеством очков, однако взамен сулила превращение джипа в батискаф с последующим его оставлением, либо с насильственным умерщвлением лебедки, которое бы привело к аналогичному результату. Понятно, что брать КТ никто не решился.
|
Экипажам безлебедочного «стандарта» оставалось только активно работать хай-джэком, да подкладывать под колеса имеющийся в наличии «пиломатериал» | Незаметно сгустившиеся сумерки вместе с шикарными закатными пейзажами принесли здоровое спортивное разочарование. Восемь точек — таков итог не хилого по подготовке тандема Toyota Land Cruiser KZJ78 и LJ 72 «Перец» (парное выступление положением Фестиваля не запрещалось, и каждый сам для себя решал, выступать ли в одиночку или брать «на буксир» один-другой экипаж). К сожалению, не оправдалась, по крайней мере, моя надежда увидеть беспрецедентный поединок — иркутский «Перец» и читинский Bighorn. Первыми нас покидают самые лучшие и достойные — изречение, характерное в отношении хомо сапиенсов, употребимо и для автомобилей. Сложная оригинальная конструкция, извечная нехватка времени на подготовку, как результат — брошенная в лесу техника.
|
Это только кажется, что поверхность твердая, а колейка неглубокая. На самом же деле тонкий травянистый покров скрывает под собой болотные массы, которые позволяют раскачиваться на себе, будто на батуте | У Cruiser, чьи создатели, учтя предыдущий трофийный опыт, перенесли опорные чашки пружин на поворотные кулаки, одна из них со стороны рулевой сошки несколько раз «отсоединялась» по месту сварки. Isuzu, чья трансмиссия и подвеска подверглись более глобальному вмешательству, подвел один из рулевых наконечников и крепление на оригинальных точеных болтах опять же сошки.
В условиях сложного бездорожья простые технические решения, считают некоторые, оказываются живучей сложных, но прогрессивных схем. В этот раз сей тезис полностью подтвердился двумя первыми в ТР3 позициями. Suzuki Vitara (не зря ребята не хотели пускать ее хозяина, Романа Боровика, постоянно подтверждающего свой позывной «Пуля», в класс подготовленных) и не клубная почти стандартная хоть и с лебедкой Toyota 4Runner! Честное слово, будет ужасно, если наши джиперы из самых инженерно продвинутых, в силу такой расстановки сил начнут отказываться от постройки прототипов. Все-таки, мне кажется, это частный случай, который должен побудить опровергнуть приведенное только что мнение.
ПОБЕЖДАЮТ БЫСТРЕЙШИЕ
|
«Включаю форсаж, разгоняюсь, взлетаю, беру точку». Владимир Волков объясняет собравшимся принцип фиксирования контрольных отметок. Мы еще не знаем, что до некоторых из них лучше добираться как раз на крылатых машинах | Утро второго дня началось, нет, не стартом трофи-рейда, но приездом участников, возвращавшихся с ориентирования. В течение вечера и ночи до базового лагеря доползли только чуть больше половины экипажей, и то из тех, что поняли всю бессмысленность ночного барража по проселкам и болотам. Поэтому в семь-восемь утра все джиперское общество разделилось надвое — одни только вставали, другие еще не ложились и, влетая на стоянку (побыстрей бы отметить финишное время в итоговом протоколе), надо полагать, решали для себя выступать ли в рейде.
Через часок вместе с результатами ориентирования, по-видимому, дабы не обезглавить такой внушительный еще вчера список участвующих, организаторы вывесили объявление в самом что ни есть оптимистическом духе. Дескать, трофи, конечно же, будет, однако максимально облегченное, скорее, похожее на 45-километровое ралли. Это мы в Чите проходили. И все же часть экипажей, бывших в лагере, «самоликвидировалась» (в ТР2 вообще стартовало два экипажа). Будем считать, что по причине состояния не машин, но людей.
И снова, как вчера, рейд начался с воодушевляюще-ровной грунтовочки, по которой можно и восемьдесят идти и все девяносто. Длинные прямики, отсутствие грязи. Ну, сидит в болоте эвакуационная «шишига», так с ее узкими бэтээровскими колесами это неудивительно. Тем более, нам в объезд.
Но то ли сказалась усталость людей, то ли напряжение техники, а может, виной всему было желание во что бы то ни стало взять первое место — например, у «подготовленных» претендентами на золото были сразу семь команд — так или иначе, приключения начались вскоре после старта.
Грунтовка вдруг превратилась в узкую с сухими колеями тропу, за очередным поворотом предложившую нашему вниманию стоящего в стороне от нее одного из фаворитов — читинский Toyota Land Cruiser (экипаж Бизяев/Козак). Вышли как минимум за час до нас и почему-то загорают. Плюнули на соревнование и превратили для себя гонку в прогулку? Оказалось, их машина сделала «полууши», облокотилась на борт, подкорректировав жестянку и лишившись заднего бокового стекла. Немудрено, в таком темпе продольные «шурфы» ежесекундно готовы увести колеса с горизонтали и положить внедорожник «на боковую». Где-то, мы узнали позже, подобное же случается с протекторовским Nissan Safari «Надежда». Машина отрывает колеса по одному борту, какое-то время «каскадирует» в такой позе и, о чудо, встает на все четыре. Гонка для ребят продолжается.
|
Читинский Isuzu Bighorn мы видели только однажды. Чуть позже он подвел своего хозяина Сергея Рогова | А нам этот раллийный доп подставляет банальный сучок (или что-то подобное) в боковину покрышки. Для меня это откровение — Simex Jungle Trekker тоже порется! «Переобуваемся», а через несколько верст вообще теряем колесо, слегка опираясь передком о «пассивно-безопасные», судя по их диаметру, деревца. Диск запаски по креплениям не соответствует. Короткий шиноремонт и вперед.
|
А какая между этими двумя монстрами должна была состояться борьба! Зато они составили друг другу компанию, проведя ночь в лесной чаще | Но в чью-то сторону от нас Фортуна все-таки отвернулась. Да, впрочем, и не от нас только. Встречаем вчерашнего лидера в ТР2 Владимира Душенькина. Его Blizzard лишился тормозов. Везут, говорит, жидкость, но «мылить воду», похоже, придется. Чуть дальше «Надежда». Опять же фавориты. Стоят как бизяевский Cruiser, но посередине дороги. Ребята сокрушенно сообщают, что на ходу врубились в лесистую обочину, и подвернувшееся некстати бревнышко тараном вломилось в решетку, пробив радиатор. Не менее обреченно дополняют — мол, сейчас стоит другой, облегченный кенгурин, старым бы загородились как щитом. Идет активный из каждого источника сбор воды. Похоже, претендентов на лидерство становится все меньше.
|
А говорят, что Simex не плющится. Просто это надо уметь делать | То, что произошло дальше, можно трактовать по-разному. Кто-то увидит в этом проделки лешего, выбравшего из участников любимый экипаж и доведшего его до победы. Я же сошлюсь на элементарную усталость. Иных вариантов тому, что в четыре машины почти пять часов мы бродили в пределах каких-то пяти-шести квадратных километров, имея довольно точные координаты местности, я не нахожу. И как бродили! Узрев после одного из своротов порядком расквашенную болотинку с едва ли не криками «здесь были люди», бросились переплавляться «на тот берег». Видимо, не хватило в этом ралли нам трофи. К тому времени на одном из Land Cruiser лебедка уже не работала, на втором дымила и тянула только с передыхами.
|
Падение на бок и долгие поиски правильного направления лишили экипаж Александра Бизяева шансов на победу. Тем не менее всю дистанцию он прошел очень уверенно. Например, в данный момент подвижными из доброго десятка машин остаются лишь пара джипов. Бизяевский Cruiser и наш «Перец» | Переправились и обнаружили, что следы пребывания джипов заканчиваются очень быстро. А далее — обратно на «материк», искать правильное направление. В конце концов, поняв тщетность этих безысходных попыток, встали на вынужденный отдых. «Надежда» за это время успела починить радиатор, читинцы сообщили о том, что в ходе блуждания вслепую практически «высушили» топливный бак, мы — отзвонились и подали сигнал SOS. Получилось прямо как в том анекдоте: ящик водки и этих обратно. Наши желания были менее эгоистичны и более практичны. Воду, соляру и кого-нибудь, кто выведет из этого бермудского треугольника. В сущности, борьба для нас, не успевающих уложиться в восьмичасовой лимит, уже закончилась. Но даже если кто-то телепортировался бы тогда из базового лагеря меж наших «трех сосен» — помощь финишировавших финиширующим запрещена и приговаривает к высшей мере — пенализации.
|
Не надо думать, что ГАЗ-66 всемогущ в деле борьбы с бездорожьем. У него также есть колеса, а через них — довольно большое, передаваемое на грунт, удельное давление. В данном случае узенькие колеса от БТР взрезали дерн и познакомили мосты с землей. Надолго | Рокоток дизелька с характерными ульяновскими трансмиссионными звуками в тот момент был, словно сирена спасателя, идущего к терпящим бедствие, а УАЗ команды СТО «Авторесурс», вынырнувший из леса, как раз и стал этим долгожданным «плавсредством». От ребят узнаем, что первый в ТР3 опять Роман Боровик. Похоже, он уже оправился от той финансово-психологической травмы, которую в виде конченого движка и полуоси он сам себе нанес в процессе читинского «Саранакан-трофи». Ничего не скажешь, молодец. Вчера собрал максимум точек — 14! Сегодня «порвал» ближайших конкурентов из числа весьма и весьма серьезных, в очередной раз на собственном примере доказав, что стремление к победе выше недостатков автомобиля. Впрочем, повторюсь, от него этого уже ожидали.
В ТР2 ситуация оказалась менее предсказуемой. Из двух, вышедших на старт экипажей, первым и единственным уложился в норматив Владимир Душенькин. Хотя его Blizzard не миновала участь финишировать «на честном слове и на одном крыле».
|
Выправление погнутых рулевых тяг — обычное с утра дело | Ну, а представители ТР1 устроили свой междусобойчик, не пустив в число призеров клубные экипажи. Стоит отметить, что таковых в этой группе я и не припоминаю. Вместе с тем примечательно, что, к примеру, третьим в классе стал экипаж на Mitsubishi Delica, еще неделю назад на городском джип-триале не взявший ни одних ворот. По идее, думаю, так могут считать многие, человеку бы плюнуть и решить, что сия забава для каких-то самых отмороженных автомобильных нигилистов, а он выступал оба дня и, как видим, показал неплохой результат.
Да что там, и в процессе, и после соревнования можно было слышать вполне конкретные заявления вроде «продаю свой Goodrich и покупаю Simex» или «классные силовые бамперы!, где делал?» или «все, избавляюсь от этого корыта и приобретаю что-то более подходящее для тюнинга». Быть может, я несколько преувеличиваю, однако общее настроение показалось именно таким, позитивно нацеленным на для кого-то первые, для кого-то дальнейшие технические преобразования.
А еще «Протектору» удалось качественно обезопасить себя от упреков в лояльном отношении к участникам из числа клубных. Никто из вышедших на старт, будь он хоть руководителем нашей джиперской организации, абсолютно не знал не только расположение контрольных точек, но и вообще трассы, что было доказано совместными с теми же читинцами поисками дороги в лагерь.
Но успех организации для меня и многих участников не только в том, что удался выбор места ориентирования и трофи, места расстановки контрольных пунктов. Дело в том, что клуб ежегодно прогрессирует, всегда привнося в свои праздники что-то новое. На нынешнем Фестивале, например, в заключительный день сеть СТО ГОРДЭР предложила исключительную услугу — замену техжидкостей всем желающим (с соблюдением самых строгих экологических норм, разумеется) прямо в базовом лагере.
Главное же — это общение, возможность отдохнуть в компании единомышленников, будь они хоть из Читы, хоть откуда-то еще. Отдохнуть в атмосфере взаимопонимания, общности интересов, где нет места каким-то спорам и склокам, а все отношения выясняются на бездорожье в рамках редко встречающейся в окружающем мире корректности и взаимопомощи.
Владимир Волков, руководитель клуба «Протектор»
— Основной задачей этого Фестиваля было привлечение максимально возможного количества сторонних участников. С ней, мне кажется, мы справились отлично. Такой массовый сбор джиперов, не относящихся к клубу, на наших встречах и соревнованиях происходит впервые. Причем вопреки довольно сложной даже для экипажей подготовленных машин трассе, ею, по-моему, были довольны и ребята на «Нивах», и на абсолютно стандартных «японцах». Было неожиданно приятно видеть, как к точкам, у которых только что сидели «монстры», буквально по-пластунски на брюхе продираются обычные Escudo и УАЗы с апгрейдом в виде «резины», лишь немногим более зубастой, чем штатная. Это позволяет надеяться, что в будущем «Протектор» обязательно расширится за счет новых членов.
К нашим недоработкам я, пожалуй, отнесу не слишком внятную карту, по которой было сложно ориентироваться, и не везде предельно понятные координаты точек, из-за которых пришлось совершать довольно внушительные прогоны. Ну и еще точки, наверное, надо было располагать компактнее. По итогам первого дня кто-то успел накатать до полутора сотен километров. А в сумме у кого-то получилось значительно больше двухсот. С другой же стороны, мы не хотели, чтобы у «стандарта» на протяжении всей дистанции была одна только грязь. Не хотели оттолкнуть этих людей. Думаю, у нас это тоже получилось. |
ТР1 |
1 место |
Суслов, Nissan Datsun (Иркутск) |
2 место |
Безухов, УАЗ (Чита) / Глухов, Nissan Terrano (Ангарск) |
3 место |
Хороших, Delica (Ангарск) |
ТР2 |
1 место |
Душенькин, Toyota Blizzard (Ангарск) |
ТР3 |
1 место |
Боровик, Suzuki Vitara (Иркутск) |
2 место |
Кастрицкий, УАЗ (Чита) |
3 место |
Шифрин, Nissan Safari (Чита) |
Максим МАРКИН Фото автора
Генеральный спонсор клуба «Протектор» при проведении джип-триала – сеть СТО ГОРДЭР
Спонсоры: компания «БайкалВестКом». Компания «ВиммБилльДанн» в лице официального представителя ООО «Виктория». Сеть магазинов Japan-Шина. Магазин комплектующих и аксессуаров для внедорожников «Сафари». Фирма «Все для шитья». Магазин «Экспедиция». «Иркутский внедорожный центр».
При поддержке сети магазинов «ФанСпорт».
Автомаркет+Спорт № 24/2007 |