Как не допустить снижения мощности двигателя
Просмотров: 12543
23 Сентября 2009

КУДА ПРОПАЛА МОЩНОСТЬ





Снижение мощности двигателя

Силушка уже не та, и машина еле-еле ползет в горку или даже от перекрестка к перекрестку перемещается не так быстро? Безнадежно это или нет — зависит от многих факторов. Причин может быть почти столько же, сколько деталей в автомобиле, от которых напрямую зависит степень его резвости.

ОТБРОСИТЬ ЛИШНЕЕ

В первую очередь следует исключить субъективные факторы, не имеющие отношения к происходящему. Как ни странно, их наберется немало.

Подобное «падение мощности» можно заметить по так называемому выбегу, то есть движению за счет запасенной энергии. Расстояние, которое автомобиль, разогнавшийся до определенной скорости, проедет на нейтральной передаче по горизонтальной прямой до полной остановки — и есть выбег. Даже с годами на одном и том же автомобиле и при прочих равных условиях он хоть и меняется, но не так существенно, чтобы говорить о фатальных причинах. А вот, например, затянутый ручник, неправильно отрегулированные колодки или чрезмерно спущенные шины неизбежно внесут свои коррективы. На резвости скажется и неправильное схождение колес.

Точно так же влияет на динамику размер колес. Согласно элементарному правилу рычага, сопротивление вращению будет возрастать пропорционально увеличению радиуса колес. Поэтому, увеличивая клиренс за счет установки колес большей размерности, придется мириться с падением динамики, и чем значительней отступление от рекомендованного производителем размера, тем существенней будет разница.

Зимой причиной вялой езды становится сгущение смазки — это особенно заметно в начале движения. Вообще, потери в трансмиссии возрастают по мере износа деталей, но даже с годами вряд ли составят заметную величину.

В эту же группу субъективностей можно записать и плохое качество топлива — если двигатель заметно скис сразу после очередной заправки, не стоит оставлять без внимания этот факт, лучше перестраховаться и заменить содержимое бака.

ЧЕТЫРЕ СУЩНОСТИ

Как правило, причины объективного снижения мощности скрываются непосредственно в системах двигателя: питания, зажигания, газораспределения, выпуска.

Нарушение смесеобразования часто зависит от состояния топливного и воздушного фильтров. Поскольку фильтры — расходные материалы, замена должна проводиться в рекомендованные сроки. Если топливный фильтр забит грязью, мощности бензонасоса не хватит, чтобы подать необходимое количество бензина к инжекторам. Отсюда — бедная смесь, неустойчивая работа двигателя на холостых, вялый разгон. Грязный воздушный фильтр не пропускает объем воздуха, необходимый для качественного сгорания топлива. Недостаток или избыток поступления воздуха может быть спровоцирован неисправностью дроссельных заслонок. Состав горючей смеси также может изменяться и из-за подсоса воздуха во впускную систему.

Свою лепту вносят неисправности форсунок или блока управления ими. Если форсунка забита отложениями — топлива в цилиндр поступает недостаточно. Бывает и наоборот, форсунку заклинивает в открытом положении, и топливо беспрепятственно льется в цилиндр, заливает свечу, разжижает масло. Двигатель заводится с трудом, не развивает достаточно мощности, не поддается контролю расход топлива.

Причина падения мощности может заключаться в топливном насосе или в регуляторе давления. Обычно давление топлива в системах впрыска поддерживается на уровне 1-3 бар, при отклонении от этого значения неизбежны проблемы смесеобразования.

Отказ хотя бы одного цилиндра сразу дает серьезный минус мощности. Если двигатель четырехцилиндровый, падение составит не 25%, а больше, поскольку трем другим цилиндрам придется затрачивать часть мощности на преодоление сопротивления неработающего цилиндра и сил трения в нем, сжатия несгоревшей смеси, вентиляционных потерь и т.д.

Когда двигатель начинает «троить» — заметить это может даже неопытный автовладелец. Цилиндр может выключиться по причине неисправностей в системе зажигания, коих немало: свечи, катушка, прерыватель, высоковольтные провода с наконечниками. Если изоляция последних подвержена старению, мощность искры может оказаться недостаточной. У вполне исправной свечи со временем увеличивается зазор, что также сказывается на работе двигателя. Нагар на свечах ухудшает искрообразование.

Когда двигатель при исправных системах зажигания и питания работает неровно, шумно — не исключена совокупность различных факторов естественного износа, и главный из них — состояние цилиндро-поршневой группы (ЦПГ). Если компрессия заметно ниже нормы — не стоит удивляться снижению мощности.

Неисправности могут скрываться и в электронной начинке. Блок управления двигателем выбирает определенную программу в зависимости от условий движения, воспринимая сигналы с датчиков. По какой-либо причине могут зашкалить сами «мозги», могут и датчики. Например, кислородный, который часто выходит из строя при использовании некачественного топлива. Одновременно с этим меняется программа управления двигателем — в результате падает мощность, растет расход топлива. Отклонения рабочих параметров температурных датчиков скажутся на смесеобразовании — например, компьютер может скорректировать количество подаваемого топлива, основываясь на неверных показаниях датчика. В поисках подобных причин помогают коды неисправностей, которые выдает система диагностики.

Неисправности газораспределительного механизма (ГРМ) не только влияют на мощность, но и чреваты серьезными проблемами. Нарушение фаз газораспределения — одна из самых распространенных причин потери мощности.

Плохо натянутый или изношенный ремень ГРМ может проскочить на зуб, и если при этом двигатель еще сохранит способность работать, заметное снижение мощности неизбежно. Неплотная посадка клапанов в результате износа не обеспечивает требуемой компрессии в цилиндрах — еще одна причина. Кроме того, клапаны должны открываться полностью, а если кулачки распредвала изношены, это нарушает процессы продувки цилиндра и наполнения его смесью.

Заметим, что при поиске причин потери мощности системе выпуска внимание обычно уделяется в последнюю очередь, а ведь даже у нового автомобиля выпускная система отнимает порядка 5-7% «лошадей». Что уж говорить, когда выхлопная труба забивается замерзшим конденсатом (что случается при использовании зимой систем автозапуска). Если выпускная система до места образования пробки герметична, двигатель серьезно потеряет в мощности, а может не запускаться вовсе, и не исключено, что определение истинных причин растянется во времени.

Нарушение нормального отвода газов может произойти также из-за разрушения внутренних элементов глушителя или резонатора (последнего чаще, поскольку он испытывает большие перепады температур). Сильный удар по выхлопной трубе может замять ее, снизив тем самым мощность мотора. Забивается копотью и смолой каталитический нейтрализатор, что тоже не редкость. При использовании этилированного топлива керамические соты нейтрализатора оплавляются, двигатель «умирает», и процесс этот может растянуться на месяцы и даже годы. На первом этапе теряется мощность на больших оборотах, что трудно заметить сразу. Затем мощность пропадает уже в районе 3-4 тыс. об/мин. А со временем двигатель начинает плохо заводиться и не раскручивается выше 2500-3000 об/мин. Проблема решается заменой нейтрализатора.

Кирилл Юрченко

Автомаркет+Спорт № 19

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог