Опыт эксплуатации. ВАЗ-21213 «Нива»
Просмотров: 5764
12 Сентября 2012
Теги: Нива
 Статья из архива (2004 год)

СОТВОРИ СЕБЕ «НИВУ»

Стремление к усовершенствованию собственного автомобиля — вполне естественное человеческое качество, проявляющееся, впрочем, всегда по-разному. Кто-то, имея хороший достаток, позволяет себе приобретать кит-комплекты и устанавливать их в фирменных сервисах. Кто-то пичкает машину «музыкой», а иной автогурман просто меняет надоевший автомобиль. Но бывает, что денег нет, зато есть хороший объект для усовершенствований, большое желание и пара умелых рук. Все это присутствует у моего приятеля, который вот уже 15 лет потихоньку-помаленьку собирает автомобиль своей мечты.

Честно говоря, не всегда понимаю тех людей, которые сейчас приобретают новые отечественные автомобили. Но тогда, в 1989 году, по большому счету и альтернативы-то не существовало. Выбрали с отцом «Ниву». Круче нее на тот момент была лишь «Волга». Однако в 21-й модели ВАЗа привлек внедорожный потенциал, который предполагалось использовать в частых поездках на Байкал. Использовали, но как-то уж совсем скромно — за всю жизнь машина наездила всего 23 тысячи километров. То есть, по сути дела, 14 из своих пятнадцати лет автомобиль прозябал в гараже. Тем не менее нельзя сказать, что был позабыт и заброшен. Практически всегда после школы, института, а потом и работы, дабы скрасить его одиночество, с ним оставался приятель. Копался себе помаленьку, доводя до совершенства сущие мелочи, которые по мере взросления «конструктора» становились все серьезнее и серьезнее.

Предел мечтаний еще не достигнут, но определенная высота взята

А что, «Нива» — хороший объект для апгрейда. Изначально интересная конструкция и первая в среде джипов концепция «легкового внедорожника» соседствуют в ней с характерным хамским отношением к сборке. Где криво, где косо, а где и коряво установлены решительно все внутрисалонные панели. Комфорта, понятно, вообще никакого. Это в конце 70-х 21-я стала едва ли не законодателем моды на цивильный интерьер. Нынче же любая «деревянная» «японка» поинтересней в опционе будет. В общем, поле для обширнейшей деятельности вазовские инженеры создали. Не для тюнинга, но для приведения автомобиля в нормальное, насколько это возможно, состояние. Конечно, вначале отец позволял заниматься лишь банальным украшательством, отчего «Нива» мгновенно, как больной сыпью, покрылась наклейками. Даже на зубастой Вли-5, взятой по случаю вылазок на природу, появились выполненные через трафарет надписи Michelin, заставлявшие оборачиваться всех окружающих. Ясное дело, всякими там молдингами-накладками машина тоже обросла, после чего стала походить, скорее, на елочную игрушку, чем на средство передвижения. Наверное, при стоячем образе жизни, который вела «Нива», это было в чем-то естественно и вполне объяснимо. Однако в какой-то момент нашлепка наклеек перестала отвечать растущим амбициям. Начался обратный процесс, сопровождавшийся кардинальной перекройкой не устраивающих вещей. В основном, конечно, тех, которые понравились в появившейся на тот момент 213-й модели, но отсутствующие в 21-й. Взять, например, средние стойки кузова. На предыдущей версии джипа они голые, металлические. На следующей — уже в пластмассовом облачении. Или также прикрытый пластиком тоннель под рычагами трансмиссии. Почему нельзя их самостоятельно установить. Да можно. Купить, вырезать по форме и вставить. А «дворник» на задней двери это вообще элемент безопасности, без которого ездить как минимум не комфортно. И его установил от более свежей «Нивы».

Убогое нивовское торпедо решено ампутировать

Тут надо сказать, что приятеля никогда не волновали скоростные или, что применительно к «Ниве», внедорожные качества. Более того, свою любовь к этому автомобилю он никогда не аргументировал. Быть может, была бы возможность пересесть на что-то импортное, пересел бы. Но раз таковой нет, надо то, что имеешь, сделать максимально приспособленным к эксплуатации. Комфортным, короче. Пластиковые накладочки — это лишь полдела. Дошла очередь до более кардинальных атрибутов. Таких, как внутрисалонная электрика. Но какая она в «Ниве»? Правильно. А хотелось бы большего. Точнее, всего, что только возможно получить в стандартном отечественном салоне. Его переделка началась со стекол дверей, которые еще имели архаичные форточки, неудобные и мешавшие обзорности через наружное зеркало. К черту эти поворотные стеклышки, вместо них одно цельное от все той же 213-й. Плюс, конечно, иные резиновые уплотнители. Полученный результат заставил по-иному взглянуть на единственное ущербное зеркальце на хромированной ножке. Вместо него явно просилось что-то более цельное и органичное, естественно, в парном количестве и зарубежном исполнении. Блуждая по разборкам, нашел зеркала от Nissan Laurel. Поставил, покрасил в соответствующий цвет, прокинул по салону провода и подключил к ниссановским же клавишам. Вышло и с электрорегулировками, складыванием, и качественно. После зеркал электростеклоподъемники были лишь делом времени и денег. Опять же на разборке отыскал механизмы и приводы от Nissan Skyline, которые весьма органично втиснулись в тоненькие нивовские дверцы. Впоследствии в них был установлен еще один электроатрибут — дверные замочки, которые в совокупности с установленной самостоятельно сигнализацией дали хозяину машины центральный замок. А последними штрихами в электрификации нивовского жизненного пространства выступил модуль стеклоподъемников, при постановке на охрану доводящий стекла до закрытия, а также антенна с электроприводом, позаимствованная у ВАЗ-21213.

Не сказать чтобы скрещивание импортных комплектующих и отечественной основы прошло без изъяна. Так, клавиши стеклоподъемников и регулировки зеркал из-за отсутствия места на дверях расположены между сиденьями, там, где у 213-й модели находится пепельница с прикуривателем. Не совсем удобно. А движение стекол происходит задумчиво-медленно. Но это лишь последствия российской неряшливости в сборке и отсутствия внимания к мелочам. В общем же, никогда не виданные «Нивой» опции, серьезно облагородили ее салон, который теперь выглядит круче, чем у иных иномарок.

«Кама»... ...и Plaza отлично дополняют друг друга

Работая над салоном, знакомый не меньшее значение придавал и технической части объекта своей любви. Правда, чему там уделять внимание при таком-то пробеге? Но ведь залезть в агрегат и посмотреть, как его состояние, всегда интересно. Вот разобрал редуктор, коробку, «раздатку». Промыл, почистил до идеального блеска. Распотрошил двигатель, которому в процессе сборки достались немецкие поршневые кольца, силиконовые провода высокого напряжения и все новые резиновые уплотнения. Не знаю, заработала лучше силовая установка или нет, но зато теперь под капотом у «Нивы», словно у иного ретроавтомобиля, прошедшего через многочисленные круги отнюдь не дешевой реставрации. Внутри узлы и агрегаты, надо полагать, блестят не меньше. Заливается-то в них исключительно синтетика Shell в самых ультимативных и низкотемпературных своих версиях. Зачем, если машина эксплуатируется только в теплое время года? Так хочет владелец. Любовь-то к «Ниве» настоящая, сильная, а это чувство, как известно, всепоглощающее. Проявляется оно и в отношении к внешнему виду автомобиля. Как без эстетики-то обойтись? Ее привносят небольшое антикрылышко (зачем оно «Ниве»?) над дверью багажника с самодельным стоп-сигналом в нем, воздухозаборник на капоте и... Раньше спереди под бампером «красовался» спойлер, который 21-й шел как наружная «запаска» Ferrari. Поняв всю несуразность подобного сочетания, хозяин отказался от этого аэродинамического атрибута в пользу откровенно внедорожного предмета — кенгурина. Он в сочетании с порогами ручного (собственного) изготовления и такими же противотуманными фарами (тракторный корпус, галогеновые лампы, чей-то отражатель) даже на «Ниве» смотрится вполне естественно.

Вся электрика уместилась на этой панели

Но, пожалуй, основная вещь благодаря которой автомобиль буквально преобразился — это, конечно, «литье». 15-дюймовые колеса K&K облагородили машину как ничто другое. С «резиной» только заминка вышла. Пока искал импортную «бэушку» размерностью 205/75R15 (очень не хотелось терять дорожный просвет и в то же время пошире колеса желал), стоимость ее выросла неподъемно. Пришлось остановить выбор на отечественной Каме-213 указанных габаритов. Теперь вот надо бы расширители арок ставить, а то борта вмиг забрызгивает. Но это уже вопрос второй. Кстати, эстетика эстетикой, а между тем даже отечественная «резина» на широких колесах кардинально изменила поведение автомобиля. Кто ездил на «Ниве», знает, что похожая на фрезу Вли-5 для асфальта, мягко говоря, не подходит совсем. А лучше сказать — они друг другу противопоказаны. Рев при движении стоит такой, что трансмиссионный гул отдыхает. Добавьте сюда изначальную жесткость покрышек и значительные уводы. Да, короче, «диагоналка» и есть «диагоналка», вчерашний день, в общем. Другие шины просились давно. Но прежде чем их установить, хозяин поставил перед собой задачу решить другую проблему — вылечить-таки еще одну врожденную нивовскую болезнь. Огромную склонность в силу короткой базы и особенностей подвески к вертикальным ускорениям. Ходовую, понятно, кардинально не перекроить, но что-то в ней изменить можно. Например, поменять вкруговую амортизаторы. Перед их покупкой было проведено настоящее исследование, цель которого заключалась в поиске наилучшего соотношения цены и заявленных характеристик. Оказалось, наиболее оптимально этому отвечают питерские однотрубные (!) амортизаторы Plaza Arctic, которые и были куплены. Вкупе со старыми покрышками они на самом деле практически исключили скачки вверх-вниз, однако при этом продемонстрировали достаточно жесткий характер. А вот с 213-й «Камой» автомобиль стал мягок и субъективно проворнее в поворотах. Осталось узнать, насколько продолжителен их ресурс.

Сейчас машина смотрится куда как органичнее

Чувствую, у читателя возник вопрос, зачем все это нужно такому прозаичному и до мозга костей отечественному автомобилю, как «Нива»? Да я и сам не знаю. Наверное, это способ самовыражения, замешанный на желании усовершенствования собственного авто. Пожалуй, ничего не скажу по поводу внутрисалонной электрики, это дело вкуса (жаль, что завод-производитель им пренебрегает). Наверное, кто привык к «мясорубкам», об их замене на электроприводы не задумывается. Но однотрубные амортизаторы и литые колеса с более мягкой «резиной» существенно преобразили поведение машины. Настолько, что подобный «кит-комплект» можно порекомендовать ВАЗу для конвейерной прописки. Глупая, конечно, и не выполнимая рекомендация, тем более, что 21213 уже почти снят с производства. Однако остальным хозяевам «Нивы» такой подвесочный «прикид» посоветовать берусь.

Что касается моего приятеля, то он на достигнутом останавливаться не собирается. У него еще более грандиозные планы. Хочется убогое торпедо поменять на заимствованное от газовской «десятки». Хочется поставить импортные сиденья и наконец-то избавиться от мазохистской посадки. Хочется (если это удастся, прецедент будет еще тот) установить японский двигатель и «автомат». Зачем? Да черт его знает, зачем. Нравится, хобби такое.

Максим МАРКИН.
Фото автора

И тюнинг бывает недорогим:
вот сколько понадобилось средств
на облагораживание «Нивы» (руб.)

Зеркала

1000

Стеклоподъемники

700

Стекла

320

Уплотнители

400

Центральный замок

300

Модуль закрытия стекол

650

Сигнализация

800

Поршневые кольца

650

Ремкомплект двигателя

300

Воздухозаборник

300

Антикрыло

1400

Кенгурин

3000

Подкрылки

400

Амортизаторы (задние)

1500

Амортизаторы (передние)

1400

Литые диски

8000

Шины

4200

Всего

25320

"Автомаркет+Спорт" №19  14.05.04

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог