Стремление к усовершенствованию собственного автомобиля —
вполне естественное человеческое качество, проявляющееся, впрочем, всегда
по-разному. Кто-то, имея хороший достаток, позволяет себе приобретать
кит-комплекты и устанавливать их в фирменных сервисах. Кто-то пичкает машину
«музыкой», а иной автогурман просто меняет надоевший автомобиль. Но бывает, что
денег нет, зато есть хороший объект для усовершенствований, большое желание и
пара умелых рук. Все это присутствует у моего приятеля, который вот уже 15 лет
потихоньку-помаленьку собирает автомобиль своей мечты.
Честно говоря, не всегда понимаю тех людей, которые сейчас
приобретают новые отечественные автомобили. Но тогда, в 1989 году, по большому
счету и альтернативы-то не существовало. Выбрали с отцом «Ниву». Круче нее на
тот момент была лишь «Волга». Однако в 21-й модели ВАЗа привлек внедорожный
потенциал, который предполагалось использовать в частых поездках на Байкал.
Использовали, но как-то уж совсем скромно — за всю жизнь машина наездила всего
23 тысячи километров. То есть, по сути дела, 14 из своих пятнадцати лет
автомобиль прозябал в гараже. Тем не менее нельзя сказать, что был позабыт и
заброшен. Практически всегда после школы, института, а потом и работы, дабы
скрасить его одиночество, с ним оставался приятель. Копался себе помаленьку,
доводя до совершенства сущие мелочи, которые по мере взросления «конструктора»
становились все серьезнее и серьезнее.
|
Предел мечтаний еще не достигнут, но
определенная высота взята |
А что, «Нива» — хороший объект для апгрейда. Изначально
интересная конструкция и первая в среде джипов концепция «легкового внедорожника»
соседствуют в ней с характерным хамским отношением к сборке. Где криво, где
косо, а где и коряво установлены решительно все внутрисалонные панели. Комфорта,
понятно, вообще никакого. Это в конце 70-х 21-я стала едва ли не законодателем
моды на цивильный интерьер. Нынче же любая «деревянная» «японка» поинтересней в
опционе будет. В общем, поле для обширнейшей деятельности вазовские инженеры
создали. Не для тюнинга, но для приведения автомобиля в нормальное, насколько
это возможно, состояние. Конечно, вначале отец позволял заниматься лишь
банальным украшательством, отчего «Нива» мгновенно, как больной сыпью, покрылась
наклейками. Даже на зубастой Вли-5, взятой по случаю вылазок на природу,
появились выполненные через трафарет надписи Michelin, заставлявшие
оборачиваться всех окружающих. Ясное дело, всякими там молдингами-накладками
машина тоже обросла, после чего стала походить, скорее, на елочную игрушку, чем
на средство передвижения. Наверное, при стоячем образе жизни, который вела
«Нива», это было в чем-то естественно и вполне объяснимо. Однако в какой-то
момент нашлепка наклеек перестала отвечать растущим амбициям. Начался обратный
процесс, сопровождавшийся кардинальной перекройкой не устраивающих вещей. В
основном, конечно, тех, которые понравились в появившейся на тот момент 213-й
модели, но отсутствующие в 21-й. Взять, например, средние стойки кузова. На
предыдущей версии джипа они голые, металлические. На следующей — уже в
пластмассовом облачении. Или также прикрытый пластиком тоннель под рычагами
трансмиссии. Почему нельзя их самостоятельно установить. Да можно. Купить,
вырезать по форме и вставить. А «дворник» на задней двери это вообще элемент
безопасности, без которого ездить как минимум не комфортно. И его установил от
более свежей «Нивы».
|
Убогое нивовское торпедо решено ампутировать |
Тут надо сказать, что приятеля никогда не волновали
скоростные или, что применительно к «Ниве», внедорожные качества. Более того,
свою любовь к этому автомобилю он никогда не аргументировал. Быть может, была бы
возможность пересесть на что-то импортное, пересел бы. Но раз таковой нет, надо
то, что имеешь, сделать максимально приспособленным к эксплуатации. Комфортным,
короче. Пластиковые накладочки — это лишь полдела. Дошла очередь до более
кардинальных атрибутов. Таких, как внутрисалонная электрика. Но какая она в
«Ниве»? Правильно. А хотелось бы большего. Точнее, всего, что только возможно
получить в стандартном отечественном салоне. Его переделка началась со стекол
дверей, которые еще имели архаичные форточки, неудобные и мешавшие обзорности
через наружное зеркало. К черту эти поворотные стеклышки, вместо них одно
цельное от все той же 213-й. Плюс, конечно, иные резиновые уплотнители.
Полученный результат заставил по-иному взглянуть на единственное ущербное
зеркальце на хромированной ножке. Вместо него явно просилось что-то более
цельное и органичное, естественно, в парном количестве и зарубежном исполнении.
Блуждая по разборкам, нашел зеркала от Nissan Laurel. Поставил, покрасил в
соответствующий цвет, прокинул по салону провода и подключил к ниссановским же
клавишам. Вышло и с электрорегулировками, складыванием, и качественно. После
зеркал электростеклоподъемники были лишь делом времени и денег. Опять же на
разборке отыскал механизмы и приводы от Nissan Skyline, которые весьма органично
втиснулись в тоненькие нивовские дверцы. Впоследствии в них был установлен еще
один электроатрибут — дверные замочки, которые в совокупности с установленной
самостоятельно сигнализацией дали хозяину машины центральный замок. А последними
штрихами в электрификации нивовского жизненного пространства выступил модуль
стеклоподъемников, при постановке на охрану доводящий стекла до закрытия, а
также антенна с электроприводом, позаимствованная у ВАЗ-21213.
Не сказать чтобы скрещивание импортных комплектующих и
отечественной основы прошло без изъяна. Так, клавиши стеклоподъемников и
регулировки зеркал из-за отсутствия места на дверях расположены между сиденьями,
там, где у 213-й модели находится пепельница с прикуривателем. Не совсем удобно.
А движение стекол происходит задумчиво-медленно. Но это лишь последствия
российской неряшливости в сборке и отсутствия внимания к мелочам. В общем же,
никогда не виданные «Нивой» опции, серьезно облагородили ее салон, который
теперь выглядит круче, чем у иных иномарок.
|
|
«Кама»... |
...и Plaza отлично дополняют друг друга |
Работая над салоном, знакомый не меньшее значение придавал и
технической части объекта своей любви. Правда, чему там уделять внимание при
таком-то пробеге? Но ведь залезть в агрегат и посмотреть, как его состояние,
всегда интересно. Вот разобрал редуктор, коробку, «раздатку». Промыл, почистил
до идеального блеска. Распотрошил двигатель, которому в процессе сборки
достались немецкие поршневые кольца, силиконовые провода высокого напряжения и
все новые резиновые уплотнения. Не знаю, заработала лучше силовая установка или
нет, но зато теперь под капотом у «Нивы», словно у иного ретроавтомобиля,
прошедшего через многочисленные круги отнюдь не дешевой реставрации. Внутри узлы
и агрегаты, надо полагать, блестят не меньше. Заливается-то в них исключительно
синтетика Shell в самых ультимативных и низкотемпературных своих версиях. Зачем,
если машина эксплуатируется только в теплое время года? Так хочет владелец.
Любовь-то к «Ниве» настоящая, сильная, а это чувство, как известно,
всепоглощающее. Проявляется оно и в отношении к внешнему виду автомобиля. Как
без эстетики-то обойтись? Ее привносят небольшое антикрылышко (зачем оно
«Ниве»?) над дверью багажника с самодельным стоп-сигналом в нем, воздухозаборник
на капоте и... Раньше спереди под бампером «красовался» спойлер, который 21-й
шел как наружная «запаска» Ferrari. Поняв всю несуразность подобного сочетания,
хозяин отказался от этого аэродинамического атрибута в пользу откровенно
внедорожного предмета — кенгурина. Он в сочетании с порогами ручного
(собственного) изготовления и такими же противотуманными фарами (тракторный
корпус, галогеновые лампы, чей-то отражатель) даже на «Ниве» смотрится вполне
естественно.
|
Вся электрика уместилась на этой панели |
Но, пожалуй, основная вещь благодаря которой автомобиль
буквально преобразился — это, конечно, «литье». 15-дюймовые колеса K&K
облагородили машину как ничто другое. С «резиной» только заминка вышла. Пока
искал импортную «бэушку» размерностью 205/75R15 (очень не хотелось терять
дорожный просвет и в то же время пошире колеса желал), стоимость ее выросла
неподъемно. Пришлось остановить выбор на отечественной Каме-213 указанных
габаритов. Теперь вот надо бы расширители арок ставить, а то борта вмиг
забрызгивает. Но это уже вопрос второй. Кстати, эстетика эстетикой, а между тем
даже отечественная «резина» на широких колесах кардинально изменила поведение
автомобиля. Кто ездил на «Ниве», знает, что похожая на фрезу Вли-5 для асфальта,
мягко говоря, не подходит совсем. А лучше сказать — они друг другу
противопоказаны. Рев при движении стоит такой, что трансмиссионный гул отдыхает.
Добавьте сюда изначальную жесткость покрышек и значительные уводы. Да, короче, «диагоналка»
и есть «диагоналка», вчерашний день, в общем. Другие шины просились давно. Но
прежде чем их установить, хозяин поставил перед собой задачу решить другую
проблему — вылечить-таки еще одну врожденную нивовскую болезнь. Огромную
склонность в силу короткой базы и особенностей подвески к вертикальным
ускорениям. Ходовую, понятно, кардинально не перекроить, но что-то в ней
изменить можно. Например, поменять вкруговую амортизаторы. Перед их покупкой
было проведено настоящее исследование, цель которого заключалась в поиске
наилучшего соотношения цены и заявленных характеристик. Оказалось, наиболее
оптимально этому отвечают питерские однотрубные (!) амортизаторы Plaza Arctic,
которые и были куплены. Вкупе со старыми покрышками они на самом деле
практически исключили скачки вверх-вниз, однако при этом продемонстрировали
достаточно жесткий характер. А вот с 213-й «Камой» автомобиль стал мягок и
субъективно проворнее в поворотах. Осталось узнать, насколько продолжителен их
ресурс.
|
Сейчас машина смотрится куда как органичнее |
Чувствую, у читателя возник вопрос, зачем все это нужно
такому прозаичному и до мозга костей отечественному автомобилю, как «Нива»? Да я
и сам не знаю. Наверное, это способ самовыражения, замешанный на желании
усовершенствования собственного авто. Пожалуй, ничего не скажу по поводу
внутрисалонной электрики, это дело вкуса (жаль, что завод-производитель им
пренебрегает). Наверное, кто привык к «мясорубкам», об их замене на
электроприводы не задумывается. Но однотрубные амортизаторы и литые колеса с
более мягкой «резиной» существенно преобразили поведение машины. Настолько, что
подобный «кит-комплект» можно порекомендовать ВАЗу для конвейерной прописки.
Глупая, конечно, и не выполнимая рекомендация, тем более, что 21213 уже почти
снят с производства. Однако остальным хозяевам «Нивы» такой подвесочный «прикид»
посоветовать берусь.
Что касается моего приятеля, то он на достигнутом
останавливаться не собирается. У него еще более грандиозные планы. Хочется
убогое торпедо поменять на заимствованное от газовской «десятки». Хочется
поставить импортные сиденья и наконец-то избавиться от мазохистской посадки.
Хочется (если это удастся, прецедент будет еще тот) установить японский
двигатель и «автомат». Зачем? Да черт его знает, зачем. Нравится, хобби такое.
Максим МАРКИН.
Фото автора
И тюнинг бывает недорогим:
вот сколько понадобилось средств
на облагораживание «Нивы» (руб.) |
Зеркала |
1000 |
Стеклоподъемники |
700 |
Стекла |
320 |
Уплотнители |
400 |
Центральный замок |
300 |
Модуль закрытия стекол |
650 |
Сигнализация |
800 |
Поршневые кольца |
650 |
Ремкомплект двигателя |
300 |
Воздухозаборник |
300 |
Антикрыло |
1400 |
Кенгурин |
3000 |
Подкрылки |
400 |
Амортизаторы (задние) |
1500 |
Амортизаторы (передние) |
1400 |
Литые диски |
8000 |
Шины |
4200 |
Всего |
25320 |
"Автомаркет+Спорт" №19 14.05.04
|