| Стремление к усовершенствованию собственного автомобиля — 
вполне естественное человеческое качество, проявляющееся, впрочем, всегда 
по-разному. Кто-то, имея хороший достаток, позволяет себе приобретать 
кит-комплекты и устанавливать их в фирменных сервисах. Кто-то пичкает машину 
«музыкой», а иной автогурман просто меняет надоевший автомобиль. Но бывает, что 
денег нет, зато есть хороший объект для усовершенствований, большое желание и 
пара умелых рук. Все это присутствует у моего приятеля, который вот уже 15 лет 
потихоньку-помаленьку собирает автомобиль своей мечты.  Честно говоря, не всегда понимаю тех людей, которые сейчас 
приобретают новые отечественные автомобили. Но тогда, в 1989 году, по большому 
счету и альтернативы-то не существовало. Выбрали с отцом «Ниву». Круче нее на 
тот момент была лишь «Волга». Однако в 21-й модели ВАЗа привлек внедорожный 
потенциал, который предполагалось использовать в частых поездках на Байкал. 
Использовали, но как-то уж совсем скромно — за всю жизнь машина наездила всего 
23 тысячи километров. То есть, по сути дела, 14 из своих пятнадцати лет 
автомобиль прозябал в гараже. Тем не менее нельзя сказать, что был позабыт и 
заброшен. Практически всегда после школы, института, а потом и работы, дабы 
скрасить его одиночество, с ним оставался приятель. Копался себе помаленьку, 
доводя до совершенства сущие мелочи, которые по мере взросления «конструктора» 
становились все серьезнее и серьезнее.  
  
    |  |  
    | Предел мечтаний еще не достигнут, но 
	определенная высота взята |  А что, «Нива» — хороший объект для апгрейда. Изначально 
интересная конструкция и первая в среде джипов концепция «легкового внедорожника» 
соседствуют в ней с характерным хамским отношением к сборке. Где криво, где 
косо, а где и коряво установлены решительно все внутрисалонные панели. Комфорта, 
понятно, вообще никакого. Это в конце 70-х 21-я стала едва ли не законодателем 
моды на цивильный интерьер. Нынче же любая «деревянная» «японка» поинтересней в 
опционе будет. В общем, поле для обширнейшей деятельности вазовские инженеры 
создали. Не для тюнинга, но для приведения автомобиля в нормальное, насколько 
это возможно, состояние. Конечно, вначале отец позволял заниматься лишь 
банальным украшательством, отчего «Нива» мгновенно, как больной сыпью, покрылась 
наклейками. Даже на зубастой Вли-5, взятой по случаю вылазок на природу, 
появились выполненные через трафарет надписи Michelin, заставлявшие 
оборачиваться всех окружающих. Ясное дело, всякими там молдингами-накладками 
машина тоже обросла, после чего стала походить, скорее, на елочную игрушку, чем 
на средство передвижения. Наверное, при стоячем образе жизни, который вела 
«Нива», это было в чем-то естественно и вполне объяснимо. Однако в какой-то 
момент нашлепка наклеек перестала отвечать растущим амбициям. Начался обратный 
процесс, сопровождавшийся кардинальной перекройкой не устраивающих вещей. В 
основном, конечно, тех, которые понравились в появившейся на тот момент 213-й 
модели, но отсутствующие в 21-й. Взять, например, средние стойки кузова. На 
предыдущей версии джипа они голые, металлические. На следующей — уже в 
пластмассовом облачении. Или также прикрытый пластиком тоннель под рычагами 
трансмиссии. Почему нельзя их самостоятельно установить. Да можно. Купить, 
вырезать по форме и вставить. А «дворник» на задней двери это вообще элемент 
безопасности, без которого ездить как минимум не комфортно. И его установил от 
более свежей «Нивы».  
  
    |  |  
    | Убогое нивовское торпедо решено ампутировать |  Тут надо сказать, что приятеля никогда не волновали 
скоростные или, что применительно к «Ниве», внедорожные качества. Более того, 
свою любовь к этому автомобилю он никогда не аргументировал. Быть может, была бы 
возможность пересесть на что-то импортное, пересел бы. Но раз таковой нет, надо 
то, что имеешь, сделать максимально приспособленным к эксплуатации. Комфортным, 
короче. Пластиковые накладочки — это лишь полдела. Дошла очередь до более 
кардинальных атрибутов. Таких, как внутрисалонная электрика. Но какая она в 
«Ниве»? Правильно. А хотелось бы большего. Точнее, всего, что только возможно 
получить в стандартном отечественном салоне. Его переделка началась со стекол 
дверей, которые еще имели архаичные форточки, неудобные и мешавшие обзорности 
через наружное зеркало. К черту эти поворотные стеклышки, вместо них одно 
цельное от все той же 213-й. Плюс, конечно, иные резиновые уплотнители. 
Полученный результат заставил по-иному взглянуть на единственное ущербное 
зеркальце на хромированной ножке. Вместо него явно просилось что-то более 
цельное и органичное, естественно, в парном количестве и зарубежном исполнении. 
Блуждая по разборкам, нашел зеркала от Nissan Laurel. Поставил, покрасил в 
соответствующий цвет, прокинул по салону провода и подключил к ниссановским же 
клавишам. Вышло и с электрорегулировками, складыванием, и качественно. После 
зеркал электростеклоподъемники были лишь делом времени и денег. Опять же на 
разборке отыскал механизмы и приводы от Nissan Skyline, которые весьма органично 
втиснулись в тоненькие нивовские дверцы. Впоследствии в них был установлен еще 
один электроатрибут — дверные замочки, которые в совокупности с установленной 
самостоятельно сигнализацией дали хозяину машины центральный замок. А последними 
штрихами в электрификации нивовского жизненного пространства выступил модуль 
стеклоподъемников, при постановке на охрану доводящий стекла до закрытия, а 
также антенна с электроприводом, позаимствованная у ВАЗ-21213.  Не сказать чтобы скрещивание импортных комплектующих и 
отечественной основы прошло без изъяна. Так, клавиши стеклоподъемников и 
регулировки зеркал из-за отсутствия места на дверях расположены между сиденьями, 
там, где у 213-й модели находится пепельница с прикуривателем. Не совсем удобно. 
А движение стекол происходит задумчиво-медленно. Но это лишь последствия 
российской неряшливости в сборке и отсутствия внимания к мелочам. В общем же, 
никогда не виданные «Нивой» опции, серьезно облагородили ее салон, который 
теперь выглядит круче, чем у иных иномарок.  
  
    |  |  |  
    | «Кама»... | ...и Plaza отлично дополняют друг друга |  Работая над салоном, знакомый не меньшее значение придавал и 
технической части объекта своей любви. Правда, чему там уделять внимание при 
таком-то пробеге? Но ведь залезть в агрегат и посмотреть, как его состояние, 
всегда интересно. Вот разобрал редуктор, коробку, «раздатку». Промыл, почистил 
до идеального блеска. Распотрошил двигатель, которому в процессе сборки 
достались немецкие поршневые кольца, силиконовые провода высокого напряжения и 
все новые резиновые уплотнения. Не знаю, заработала лучше силовая установка или 
нет, но зато теперь под капотом у «Нивы», словно у иного ретроавтомобиля, 
прошедшего через многочисленные круги отнюдь не дешевой реставрации. Внутри узлы 
и агрегаты, надо полагать, блестят не меньше. Заливается-то в них исключительно 
синтетика Shell в самых ультимативных и низкотемпературных своих версиях. Зачем, 
если машина эксплуатируется только в теплое время года? Так хочет владелец. 
Любовь-то к «Ниве» настоящая, сильная, а это чувство, как известно, 
всепоглощающее. Проявляется оно и в отношении к внешнему виду автомобиля. Как 
без эстетики-то обойтись? Ее привносят небольшое антикрылышко (зачем оно 
«Ниве»?) над дверью багажника с самодельным стоп-сигналом в нем, воздухозаборник 
на капоте и... Раньше спереди под бампером «красовался» спойлер, который 21-й 
шел как наружная «запаска» Ferrari. Поняв всю несуразность подобного сочетания, 
хозяин отказался от этого аэродинамического атрибута в пользу откровенно 
внедорожного предмета — кенгурина. Он в сочетании с порогами ручного 
(собственного) изготовления и такими же противотуманными фарами (тракторный 
корпус, галогеновые лампы, чей-то отражатель) даже на «Ниве» смотрится вполне 
естественно.  
  
    |  |  
    | Вся электрика уместилась на этой панели |  Но, пожалуй, основная вещь благодаря которой автомобиль 
буквально преобразился — это, конечно, «литье». 15-дюймовые колеса K&K 
облагородили машину как ничто другое. С «резиной» только заминка вышла. Пока 
искал импортную «бэушку» размерностью 205/75R15 (очень не хотелось терять 
дорожный просвет и в то же время пошире колеса желал), стоимость ее выросла 
неподъемно. Пришлось остановить выбор на отечественной Каме-213 указанных 
габаритов. Теперь вот надо бы расширители арок ставить, а то борта вмиг 
забрызгивает. Но это уже вопрос второй. Кстати, эстетика эстетикой, а между тем 
даже отечественная «резина» на широких колесах кардинально изменила поведение 
автомобиля. Кто ездил на «Ниве», знает, что похожая на фрезу Вли-5 для асфальта, 
мягко говоря, не подходит совсем. А лучше сказать — они друг другу 
противопоказаны. Рев при движении стоит такой, что трансмиссионный гул отдыхает. 
Добавьте сюда изначальную жесткость покрышек и значительные уводы. Да, короче, «диагоналка» 
и есть «диагоналка», вчерашний день, в общем. Другие шины просились давно. Но 
прежде чем их установить, хозяин поставил перед собой задачу решить другую 
проблему — вылечить-таки еще одну врожденную нивовскую болезнь. Огромную 
склонность в силу короткой базы и особенностей подвески к вертикальным 
ускорениям. Ходовую, понятно, кардинально не перекроить, но что-то в ней 
изменить можно. Например, поменять вкруговую амортизаторы. Перед их покупкой 
было проведено настоящее исследование, цель которого заключалась в поиске 
наилучшего соотношения цены и заявленных характеристик. Оказалось, наиболее 
оптимально этому отвечают питерские однотрубные (!) амортизаторы Plaza Arctic, 
которые и были куплены. Вкупе со старыми покрышками они на самом деле 
практически исключили скачки вверх-вниз, однако при этом продемонстрировали 
достаточно жесткий характер. А вот с 213-й «Камой» автомобиль стал мягок и 
субъективно проворнее в поворотах. Осталось узнать, насколько продолжителен их 
ресурс.  
  
    |  |  
    | Сейчас машина смотрится куда как органичнее |  Чувствую, у читателя возник вопрос, зачем все это нужно 
такому прозаичному и до мозга костей отечественному автомобилю, как «Нива»? Да я 
и сам не знаю. Наверное, это способ самовыражения, замешанный на желании 
усовершенствования собственного авто. Пожалуй, ничего не скажу по поводу 
внутрисалонной электрики, это дело вкуса (жаль, что завод-производитель им 
пренебрегает). Наверное, кто привык к «мясорубкам», об их замене на 
электроприводы не задумывается. Но однотрубные амортизаторы и литые колеса с 
более мягкой «резиной» существенно преобразили поведение машины. Настолько, что 
подобный «кит-комплект» можно порекомендовать ВАЗу для конвейерной прописки. 
Глупая, конечно, и не выполнимая рекомендация, тем более, что 21213 уже почти 
снят с производства. Однако остальным хозяевам «Нивы» такой подвесочный «прикид» 
посоветовать берусь.  Что касается моего приятеля, то он на достигнутом 
останавливаться не собирается. У него еще более грандиозные планы. Хочется 
убогое торпедо поменять на заимствованное от газовской «десятки». Хочется 
поставить импортные сиденья и наконец-то избавиться от мазохистской посадки. 
Хочется (если это удастся, прецедент будет еще тот) установить японский 
двигатель и «автомат». Зачем? Да черт его знает, зачем. Нравится, хобби такое.  Максим МАРКИН.Фото автора
 
	
		| И тюнинг бывает недорогим: вот сколько понадобилось средств
 на облагораживание «Нивы» (руб.)
 |  
		| Зеркала | 1000  |  
		| Стеклоподъемники | 700  |  
		| Стекла | 320  |  
		| Уплотнители | 400  |  
		| Центральный замок | 300  |  
		| Модуль закрытия стекол | 650  |  
		| Сигнализация | 800  |  
		| Поршневые кольца | 650  |  
		| Ремкомплект двигателя | 300  |  
		| Воздухозаборник | 300  |  
		| Антикрыло | 1400  |  
		| Кенгурин | 3000  |  
		| Подкрылки | 400  |  
		| Амортизаторы (задние) | 1500  |  
		| Амортизаторы (передние) | 1400  |  
		| Литые диски | 8000  |  
		| Шины | 4200  |  
		| Всего | 25320 |  "Автомаркет+Спорт" №19  14.05.04 |