Появление новой версии Forester с мощным мотором
сподвигло нас на сравнительный тест двух модификаций этого автомобиля.
Первый Forester — с атмосферным 2,5-литровым двигателем мощностью в 167
л. с., другой — с 2-литровым турбомотором мощностью 250 л. с. Мы не гнались за сравнением
динамических характеристик — в данном случае это некорректно, но вот
сравнить модели по оснащению и по поведению на разных покрытиях было
интересно.
Что такое Forester?
Что
же такое Subaru Forester? Настоящий внедорожник? «Паркетник»? УПП
(универсал повышенной проходимости) или УПВ (универсал повышенной
вместимости)? В этой модели многие классовые грани стираются. Ведь его
можно причислить к приподнятым полноприводным универсалам или к
«заземленным» асфальтовым проходимцам. В любом случае, оба экземпляра
можно отнести к автомобилям для отдыха — универсал спортивной
направленности, как обычно пишут в иных автокаталогах.
В
качестве прогулочной машины Forester подходит идеально, а спортивной и
подавно, тем более в версии с турбомотором. Прямых конкурентов нет,
ближайшие — «паркетники» Toyota RAV4 и Honda CR-V. Выскажу свое мнение:
для меня Forester — это первопроходец в новом классе, который находится
где-то между легковыми автомобилями и вседорожниками. И думаю, что
японская автомобильная индустрия нам выдаст еще что-нибудь подобное.
Forester, по задумке инженеров, должен впитать в себя
лучшие качества легкового автомобиля: комфорт,
высокую
динамику, экономичность и управляемость, при достоинствах внедорожников
— проходимости, прочном и жестком кузове, высокой посадке для лучшего
обзора и, естественно, безопасности. Эту необычную на первый взгляд идею
назвали Best of The Both (дословно — «лучшее от двоих»).
За
основу при создании Forester была взята Impreza. Те же, в принципе,
подвески колес, оппозитный 4-цилиндровый мотор и полноприводная
трансмиссия с вискомуфтой. А далее начинаются внедорожные атрибуты —
большие колеса под «дутыми» арками, боковые накладки на кузове и большие
бамперы. Вот и получился симбиоз внедорожника и легковой машины. И, судя
по успеху на рынке, компромисс удался.
Внешние впеЧатлениЯ
Subaru лет восемь назад продемонстрировала необычно
угловатый и грубый по части эстетики концепт Stiga — похоже, от него
берет свое начало Forester. «Лесника» явно делали не в угоду бушевавшей
в свое время моде — все достаточно просто и без изысков. Нет никчемной
вычурности, резкие линии внешности отметают мысли о поклонении
биодизайну. В его облике есть что-то даже утилитарное, но на грубую
болванку это не похоже. Ведь неслучайно многие из тех, кто познакомился
с этой машиной, вообще никак не распыляются по поводу ее облика —
правильный автомобиль, вот и все. И это к лучшему — слишком неординарные
оформления экстерьера быстро устаревают, а вот такие с первого раза
неприметные долго выглядят свежо. Но не надо путать такие понятия, как
чистый и спокойный облик, с отсутствием индивидуальности или даже
безликостью. Ведь Forester трудно с чем-то спутать — эта модель сама по
себе, со своими фирменными чертами.
Мы
поставили рядом два Forester и начали к ним приглядываться. Надо отдать
должное японцам, они умеют правильно расставлять акценты во внешности.
Отличить внешне версию Turbo не составит труда даже для дилетанта, а для
настоящего поклонника это станет забавой — найди больше отличий. Версия
с атмосферным мотором напрашивается именно как утонченная в дизайне
модель — хромированная радиаторная решетка, бронза литых дисков, да и
сам кузов окрашен в более благородный, с серебристым оттенком цвет.
Скорее всего, неким украшением, а не обязательной деталью выглядит
спойлер над пятой дверью. И в то же время в нем есть мужское начало —
мощный передний бампер с большими противотуманными фарами,
дополнительная ручка на пятой двери, которая несет больше практические,
чем декоративные функции.
Turbo
совсем другая. Создается впечатление, что это и вовсе и не вседорожник,
а настоящий пижон, которому место только на хорошем асфальте. Он готов
рассекать воздух своим пусть грубым, но все же аэродинамическим кузовом.
Разглядывая черное, вороненое крыло Forester, понимаешь, как будет
здорово пролететь со свистом очередной перекресток. Многочисленные
аэродополнения на кузове буквально волочатся по земле. Среди них
выделяются низко висящие пороги, которые явно не хотят быть оставленными
на земле после очередного трофи-рейда, и «фартук» заднего бампера. Так
же, как и все версии Turbo, наш Forester выделяется «губой» на капоте, а
также мелкой сеткой радиаторной решетки. Все в стиле спорт — как и
пятиконечные литые диски, благо, что не на низкопрофильной резине, а на
хорошей всесезонке, иначе наши испытания на грунтовке закончились бы
очень быстро. Атмосферная модель может позавидовать щегольскому облику
своего мощного собрата.
|
Происхождение от Impreza будет заметно
именно на задних сиденьях |
Решаюсь заглянуть в салон — разочарования в любом
случае не будет. Сразу понимаешь — ты в Subaru, фирменные черты так и
бросаются в глаза у обоих Forester. Достаточно удобное сиденье с
приемлемым диапазоном регулировок, приятный на ощупь, не слишком толстый
«бублик» руля Momo, регулируемый по высоте. Изменяя высоту сиденья и
руля, можно организовать два совершенно разных рабочих места: низкое —
как в легковом автомобиле, или довольно высокое — как во вседорожнике.
Усаживаясь на переднее сиденье, сразу замечаешь, как много места над
головой: здесь можно и в шляпе сидеть.
Очень понравились откидные подлокотники, как спереди,
так и сзади. Несмотря на маленькие размеры, они оказались вполне
удобными. Еще больше приглянулись кармашки и ящички для всякой мелочи,
которые в изобилии разбросаны по всему салону. Секретные ящички имеются
даже в дверях. В отличие от большинства японских машин, бардачок здесь
один, но большой. Остальные карманы и ящички годятся разве что для очень
мелких предметов. На потолке пристроен очечник, причем с микролифтом!
Под полом багажника, где покоится полноразмерная запаска, расположены аж
три ящика, в одном из которых можно хранить даже длинные зонтики или
бейсбольную биту. Так, на всякий случай — шишки сбивать.
|
|
Удобство и функциональность —
характерная черта всех |
В общем, отделка салона любого Forester — это не
избушка лесника. Да и в сравнении с многими конкурентами оснащение выше.
Добротные материалы отделки, двухцветное оформление всего салона, общий
дизайн вполне соответствует духу — солидно, но без монументальности.
Комбинация приборов с точки зрения эргономики идеальна — и днем, и ночью
для контроля достаточно беглого взгляда: четкие, крупные цифры,
ярко-красные стрелки. Любопытно организован блок управления
микроклиматом: «круглых» рукояток нет, за все отвечает система
климат-контроля. Не только оригинально, но и удобно.
Правда,
разочаровали задние сиденья. За водителем ростом 185 см такой же рослый
пассажир усядется с ворчанием: коленками он будет подпирать передние
сиденья, а головой, возможно, еще и потолок. Происхождение от Impreza
дает о себе знать. Немного скрашивает это присутствие задних
подлокотников по краям сидений — редко такое встретишь. Пожалуй, это
характерная черта именно Forester. И еще о задних местах: так же, как и
в Impreza, здесь разместятся с комфортом только двое, о чем говорят
отдельные подголовники с регулировкой высоты.
Багажник
хорош (доступ в него открывает подъемная дверь). Здесь масса маленьких
ящичков, крышками которых, словно паркетом, застлан пол грузового отсека
(в самом большом «ящичке» спрятана полноразмерная запаска). Сам багажник
большим объемом не блещет, хотя если сравнивать с Toyota RAV4, то
Forester будет в более выгодном положении. А если к тому же откинуть еще
и обе спинки заднего сиденья, то объем увеличится до 1630 литров.
Кстати, пол при складывании сиденья получается абсолютно ровным.
Так
же, как и в экстерьере, в интерьере расставлены очень правильные
акценты. Атмосферный аристократ сражает наповал — представительский
вседорожник? Передняя панель с отделкой под дерево — это нонсенс для
семейной машины, псевдодерево встречается и в районе управления
электроприводом стекол. В фирменном руле Momo кожаную оплетку разбавляют
вставки из натурального дерева. Производитель ставит эту модификацию на
голову выше собратьев по конвейеру. Салон обшит хорошим велюром
спокойного серого цвета, который прекрасно гармонирует с внешностью. У
обоих передних сидений есть отдельные подлокотники. В первый раз вижу,
чтобы на Forester стояли электроприводы передних сидений.
А что же будет в более мощной версии? Хотя в салоне
нет вставок из дерева, но есть чему удивляться. Что мы обычно привыкли
видеть в авто подобного класса?
Для
примера возьмем хотя бы Honda CR-V: скучный серый пластик, очень дешевые
материалы отделки салона, матерчатые сиденья. Скука. Версия Turbo, как и
во внешности, щеголяет пижонскими доработками. Отделанные кожей с замшей
под цвет кузова сиденья. Но, в отличие от «младшего» собрата, нет
электрорегулировок сидений, как и отдельных подлокотников. Зато есть
глубокие передние сиденья с более развитой боковой поддержкой: тесные
объятия и удобная регулировка (отдельно изменяется высота переднего и
заднего края подушки). Нет «деревянного» шарма, все традиционно: темный
пластик, да руль — просто кожаный, хотя тоже от Momo.
Дополнительно машины имеют хороший музыкальный
«комбайн» от Kenwood, а у серебристого образца есть еще круиз-контроль —
весьма полезная функция, все управление которой расположено на руле.
По долинам, да по
взгорьЯм
Поколесив по городским улочкам, мы свернули на одну
из дачных разбитых дорог. Скажу сразу: размытых поздними весенними
грязевыми ваннами дорог мы не нашли.
Какое-то
время мы осторожничали, старательно объезжая большие ямы и колдобины, а
затем осмелели и остерегались лишь откровенно опасных мест. Большой
дорожный просвет (190 мм) и вискомуфта, работающая в качестве межосевого
дифференциала (как на Impreza), вселяли большую уверенность. В штатных
режимах движения муфта распределяет крутящий момент поровну между
передними и задними колесами. Если пробуксовывают задние, вискомуфта тут
же перебрасывает крутящий момент на передние. И наоборот. Но и
вискомуфта не поможет в случае диагонального вывешивания колес; правда,
мы с этой ситуацией не столкнулись. И хотя мы уже отмечали, что Forester
до настоящего внедорожника не дотягивает, но это уже и не легковой
универсал.
|
Здесь прячется «табун» в 250 лошадей |
Мы решились на легкий off-road. Небольшие косогоры,
немного жижи под колесами, кочки и буераки — вот с чем без проблем
справляется данная модель. Большие свесы кузова сильно ограничивают
геометрическую проходимость, к тому же дорожные шины с «ласковым»
протектором не позволяют штурмовать серьезную грязь. Но все же на крутой
травянистый подъем на атмосфернике мы вскарабкались играючи. От
подобного трюка отказался Turbo — с его низкими порогами о подобном
можно забыть. У атмосферника уже на низах большой крутящий момент, что,
естественно, не требует раскручивать двигатели до предельных оборотов,
поэтому автомобиль лез в горку буквально как танк. А в итоге для себя я
определил, что проходимость этих моделей в любом случае ограничена,
прежде всего, геометрическими параметрами — длинные свесы, умеренный
дорожный просвет, а также характер шин.
|
Золотая середина — мотор в 2.5 литра объема |
Тестируемый Subaru Forester Turbo был оснащен
автоматической трансмиссией, чему я был даже рад. Ведь турбированный
250-сильный мотор требует аккуратного обращения с педалью акселератора
при старте. Такая резвость вызывает желание опробовать предельные
возможности мотора на хорошем покрытии. Благо, оно оказалось недалеко.
Слегка надавливаем на газ — Forester мягко и совсем не мощно стартует.
Пока двигатель доберется до рабочего диапазона турбины, даже
сомневаешься — а турбомотор ли у тебя под капотом. Но стоит стрелке
перебраться за отметку 2500 об./мин., как начинаешь улавливать
характерное пение турбины. Полуторатонный Forester начинает разгоняться
на зависть многим породистым иномаркам. Просто бешеный темперамент,
начинает вдавливать в кресло, стрелка тахометра продолжает движение
вверх. Мощный экземпляр снаружи производит характерное разбойничье
посвистывание турбины, которого не слышно в салоне — прекрасная
звукоизоляция. Где-то после 4000 об./мин. ускорение заметно снижается, а
дальше, вплоть до 6000 об./мин., только гул мотора, который уже не
сопровождается ростом скорости.
Иного
и не следовало ожидать — это особенность турбонаддува низкого давления.
Основная его задача — повысить крутящий момент двигателя на средних
оборотах. Разработчикам мотора это определенно удалось. Владельцу надо
привыкнуть к тому, что подобный двигатель S-turbo наиболее эффективен
при «моментной» езде. Да, это далеко не тот наддув, благодаря которому
двухлитровая Impreza Turbo становится бешеной. У турбины низкого
давления есть еще один плюс — помимо огромной мощности есть и большой
крутящий момент.
Создатели
версии Turbo предполагали, что владельцы такой модификации не будут
ездить по разбитым дорогам и принимать грязевые ванны. Поэтому в
настройку подвески были внесены изменения: в целях безопасности ее
сделали более жесткую. Но парадокс — комфорт передвижения от этого
только выиграл, автомобиль стал больше походить на обычную легковушку,
довольно подробно повторяющую профиль дороги, чутко и шумно реагирующую
на всяческую мелочь. На извилистой дороге с приличным асфальтом подвеска
буквально приклеивала автомобиль к виражам, позволяя ехать быстрее
большинства легковых моделей. А на разбитых трассах Forester опять же
оставался впереди, поскольку с колдобинами и выбоинами он справляется с
легкостью хорошего внедорожника.
Я был приятно удивлен, что увеличение мощности
практически не отразилось на акустическом комфорте, вот только небольшие
аэродинамические шумы стали чуть назойливее. Но это можно считать
нормальной платой за возросшие динамические возможности.
А
что же наш серебристый атмосферник? Испытанная во многих раллийных
баталиях концепция полного привода Subaru не дает сбоев. Естественно,
дает о себе знать более высокий центр масс, и было бы наивно ожидать от
этой модели более отточенных реакций, которыми порадовала Impreza, но, в
целом, характер управляемости оставил очень приятные впечатления. А
главное, что я ни на секунду не терял связь с автомобилем, чему
способствует хорошее реактивное действие на руле. Зато у этой
модификации есть приличная плавность хода даже на разбитой дороге —
Turbo в таких случаях заметно отставал. Причем такая подвеска прекрасно
удерживала кузов и на достаточно больших неровностях, и даже на волнах.
Акустический комфорт замечателен. Звук мотора слышен,
но он не раздражает, как у Turbo, а напротив, доставляет массу
удовольствия своей симфонией при активной езде. А то, что обе модели с
оппозитными моторами, можно определить по звуку, не открывая капота.
Есть и характерная черта — булькающая отсечка. Причем мне показалось,
что этому действию без разницы — с наддувом мотор или без. А вот разгон
разный.
|
Настоящие поклонники этой модели оценят
такой интерьер — руль от Momo, кожано-замшевые сиденья и, естественно,
хорошая музыкальная подготовка |
|
Все по полной программе |
Ехать на таком Forester просто и приятно, особенно на
хорошем и ровном асфальте, когда философия полного привода себя ничем не
выдает — очень тихо, очень мягко, да к тому же еще и быстро, руль очень
легкий (естественно, с гидроусилителем), тормоза с АБС — все прекрасно.
А двигатель просто песня, подхват идет от самых низов, поэтому мощь
чувствуется уже при старте, все-таки практически 170 сил для этой
модели, это просто золотая середина. Тяги хватает практически во всех
диапазонах. Конечно, она не такая бешеная, как у того же Turbo, но это и
не хилые два литра, где приходится постоянно топить педаль газа.
Моментного ускорения нет, все выполняется степенно и солидно, как ход
океанского лайнера. С большой важностью стрелка скорости набирает ход и
летит уже к максимальным показателям. При этом я не заметил и намека на
раскачку кузова. Не досаждают и другие шумы. Но при скорости 120-130
км/ч появляются неизбежные аэродинамические посвистывания — кузов-то
угловатый и дает о себе знать, когда разрываешь воздушную преграду.
Forester всегда славился хорошей плавностью хода, но вот именно в этой
модификации она поставлена во главу. В отличие от плотного и упругого
Turbo, он на удивление мягко демпфирует дорожную мелочь и небольшие
пологие волны. Но это не повадки седана бизнес-класса, напротив, в этой
комфортности все же больше от обычного легкового автомобиля.
Да,
это настоящие универсальные автомобили, на все случаи жизни. Кто из них
лучше? Все зависит от характера будущего владельца. Думаю, что Forester
Turbo больше подойдет водителям, предпочитающим адреналиновую езду — с
диким свистом турбин и запахом жженой резины. Именно в таких поездках по
хорошим дорогам и раскрывается вся суть этой модификации. А вот
серебристый собрат, чей двигатель имеет объем 2,5 литра, подойдет тем,
кто мечтал о хорошем и мощном универсале-всепроходимце, но кто не прочь
иногда получить удовольствие от вождения достаточно мощной модели. В
любом случае — конкурентов у этих машин нет.
Олег СЫЧЕВ.
Фото автора
Основные параметры S/tb
|
Тип кузова
|
SUV&Offroad
|
Привод
|
FULL 4WD
|
Трансмиссия
|
E-4AT (7 position
electronic control 4 speed full automatic)
|
Объем двигателя,
куб. см |
1994
|
Марка кузова
|
E-SF5
|
Размеры |
Габариты кузова
(ДхШхВ), мм |
4450 x 1735 x
1580 |
Колесная база,
мм |
2525
|
Высота
дорожного просвета, мм |
200 |
Вес без
пассажиров, кг |
1380
|
Число мест
|
5 |
Минимальный
радиус разворота, м |
5.4 |
Объем топливного
бака, л |
60 |
Двигатель |
Объем двигателя,
куб. см |
1994
|
Марка двигателя
|
EJ20
|
Максимальная
мощность, л.с./об.мин |
250/6250
|
Максимальный
момент, Н.м/об.мин |
305.97/4000
|
Тип двигателя
|
Horizontal opposition 4 cylinder
|
Доп.информация о
двигателе |
BOXER MASTER-4 4
cam |
Тип подачи
топлива |
EGI (electronic gasoline
|
Турбина
|
Turbo with
intercooler |
|
Основные параметры T25
|
Тип кузова
|
SUV&Offroad
|
Привод
|
FULL 4WD
|
Трансмиссия
|
E-4AT (7 position electronic control
4 speed full automatic) |
Объем двигателя,
куб. см |
2457
|
Марка кузова
|
GF-SF9-B58E |
Размеры |
Габариты кузова
(ДхШхВ), мм |
4450 x 1735 x
1580 |
Колесная база,
мм |
2525
|
Высота дорожного
просвета, мм |
200 |
Вес без
пассажиров, кг |
1410
|
Число мест
|
5 |
Минимальный
радиус разворота, м |
5.4 |
Объем топливного
бака, л |
60 |
Двигатель
|
Объем двигателя,
куб. см |
2457
|
Марка двигателя
|
EJ25
|
Максимальная
мощность, л.с./об.мин |
167/6000 |
Максимальный
момент, Н.м/об.мин |
235/2800
|
Тип двигателя
|
Horizontal opposition 4 cylinder
|
Доп.информация
о двигателе |
BOXER PHASEII |
Тип подачи
топлива |
EGI (electronic gasoline
|
Турбина
|
No |
|
"Автомаркет+Спорт" №19 14.05.04
|