КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩИХ ЧАСТЕЙ
Наш герой с детства бредил автомобилями. В 8 лет он впервые прокатился на отцовской «двойке». Едва исполнилось 18, получил права и окончательно завладел семейным «Москвичом». Удовольствия от вождения автомобиль не доставлял, но позволил получить первые уроки. Параллельно у отца появился УАЗ-31512, но он разочаровал еще больше, так как был абсолютно не приспособлен для городского передвижения. Первой собственной иномаркой в 1996 году стал 8-летний хэтчбек Mitsubishi Lancer. После «Москвича» передвижение на нем казалось чудом эргономики и динамики, но Lancer за 7 месяцев буквально достал многочисленными техническими проблемами — слишком уж плачевным оказалось состояние машины. С трудом от нее избавившись, наш герой вернулся к отечественным «истокам» — с помощью родителей купил новенький ВАЗ-2107. Но и этот вариант удовлетворения не принес, ввиду известных недостатков российских машин — архаичной конструкции и отвратительного качества. Были в жизни нашего героя еще и три «Газели», которые оставили больше отрицательных эмоций. А первой настоящей иномаркой стала Toyota Mark II в 80-м кузове, после которой он плотно запал на японские машины.
TOYOTA CARINA ED
В 2002 году Mark стал для меня слишком старым и несовременным, очень хотелось опять же «Марк», но в 90-м кузове, один из самых гармоничных и красивых седанов в мире. К сожалению, тогда он стоил слишком дорого для меня. Студенчество позади, но есть молодая жена и ребенок, есть низкооплачиваемая работа и кое-какие накопления. А еще есть теща, которая, наблюдая страстное желание зятя обладать новой машиной, нашла знакомого, который занимается поставкой машин из Владивостока в Иркутск.
Словосочетание «без пробега» завораживало и манило. На «Марк» не хватало, и мы с женой решили, что нам подойдет Corona-«бочка» 1994 года. Продал любимого «Марка» по объявлению в газете в службу такси, отдал задаток и стал ждать «Корону». После трех недель ожидания пошел забирать деньги. И тут мне говорят, зачем забирать деньги — вот за эту цену есть машина, только пришла. Не Corona, а Toyota Carina ED, того же 1994 года, черная, литье, «метла», все дела. Она мне понравилась — и выглядит круче, и более молодежная такая — полуспортивный вариант. Но не такая функциональная из-за своего маленького приплюснутого салона.
Через полчаса мы с женой уже на новой машине потихоньку выезжали со стоянки. Резина — летняя, шоссейка, а на улице декабрь, снег и лед. Как управлять переднеприводной машиной — для меня полная неизведанность. Мало того — режимный автомат. А я всю сознательную жизнь ездил на механике и заднем приводе, либо 4WD. Потопал я тогда при остановках ногой по несуществующей педали сцепления несколько раз, привычка — страшная штука. Скользко, поехал за резиной, купил комплект зимнего нешипованного Matador-Омск. Хорошая попалась резина, при балансировке понадобилось по
5-10 граммов грузиков на колесо. На этом зима для меня кончилась — на переднем приводе оказалось ездить неинтересно. Ни заносов тебе, ни пробуксовок. Пришлось всю зиму баловаться ручником, в итоге до того я с ним привык общаться, что в простых поворотах постоянно перекидывал зад машины, не говоря уж о разворотах. Под капотом обнаружилась распорка между стойками, пользу от нее я оценить не мог, так как не ездил на этой машине без распорки.
Полуспортивный автомобиль напрягал меня своей жесткостью, но управляемость — выше всяких похвал. На этой машине я забыл, что такое крены в поворотах и заносы задней оси. Я не задумывался о скорости вхождения в поворот, смог удовлетворить все свои гоночные амбиции и наконец-то начал учиться ездить спокойно. Хотя мало получалось, та же самая полулежачая посадка подстегивала продавливать акселератор в пол.
Но вот для задних пассажиров поездка превращалась в сущую муку. Помимо того что в эту машину нужно не садиться, а залезать, свернувшись калачиком, так еще и спинки передних сидений практически лежат на ногах пассажиров. Ширина машины достаточная, но сильно наклоненные к центру стойки сводят вместительность заднего кресла до двух детских. При росте 184 см шапку приходилось снимать заранее, потом пятая точка падала куда-то к асфальту, а когда я выходил, приходилось рывком, отталкиваясь от руля и сильно пригибая голову, почти на колени выпадать на дорогу.
Двигатель показался мне полным компромиссов. Старый добрый двухлитровый 3S-FE в совокупности с хитрой коробкой, настроенной на динамичную езду, позволял рвать с места в карьер, динамика была отменная, но зачем же при этом гудеть таким страшным голосом, пугая собак и детвору? Очень жесткая работа газораспределительного механизма, много вибраций. Выяснил из литературы, что во всем виновата конструкция ГРМ, где один распредвал через шестерню приводит в движение второй. Но ведь у 4S-FE точно такая же конструкция, но при этом он гораздо тише!
А тем временем задняя подвеска на острых стыках асфальта начала издавать громкий неприятный стук. И я второй раз наступил на одни и те же грабли. Поехал в сервис Mobil на Трактовой и отремонтировал задние стойки, сделав их разборными. Грохот никуда не исчез, как я позже понял — причина была в 50-рублевой втулке стабилизатора. Так я ее и продал позже с грохотом, руки не дошли поменять.
По эксплуатации особо сказать нечего — вовремя заливал полусинтетику Shell, пользовался только 95-м бензином, которого требовалось ровно 10 литров на каждую сотню, причем не зависимо от времени года и загрузки машины.
TOYOTA MARK II
|
Проездил я на «едэхе» полтора года и 30 тысяч километров и опять начал сопоставлять плюсы с минусами. Получился такой расклад: красивая динамичная и очень надежная машина удовлетворила мой рэйсерский потенциал, но постоянное нытье пассажиров и отсутствие «марковского» комфорта преклонили чашу весов в сторону замены. Договорился о продаже сотруднику по работе и поехал в Рабочее. Ходил по рядам с твердым намерением найти Cresta с двигателем 2,5 литра, с пробегом, естественно, денег на б/п не хватало. Не нашел ничего подходящего, и тут я увидел его! Сине-фиолетовый металлик-«хамелеон» сверкнул мне в глаза, хищный разрез фар зазывал подойти, узкая полоска фонарей на толстом багажнике своей красотой остановила меня возле этой машины. Toyota Mark II, 1993 год выпуска, объем двигателя 2 литра, комплектация Grande, то есть ничего лишнего, простой электропакет и АБС.
Продавец попросил абсолютно подъемную сумму, сверху «едэхи» требовалось доплатить каких-то $400. Двигатель — родной и до боли знакомый 1G-FE тоже не смущал, нагонялся на «едэхе», можно теперь и медленно, но комфортно. Литье — паутина BBS на 16 дюймов тоже привела в восторг. Ширина 8J и измененный вылет расставляли настоящие «лапти» чуть в сторону. А еще «Марк» был тонированный американской пленкой, чрезвычайно темной «пятеркой». И опять, как каждый раз при покупке машины, я стал самым счастливым человеком. Опять попал в атмосферу комфорта и уюта, что, не говоря о выдающейся внешности машины, не могло не возносить меня на седьмое небо. Какой плавный и приятный после «едэхи» ход! Даже низкопрофильная резина, полустертая Dunlop Graspic, зимняя липучка не портила картину и съедала ямы и бугры также мягко, как старый «Марк». На заднем сиденье оказалось гораздо больше места, чем в прежнем «Марке», ноги пассажиров не дотягивались до спинок передних кресел. Зато багажник стал коротким, но глубоким. Бензобак о 70-ти литрах занял половину полезного пространства.
На ходу я почувствовал большую разницу. Отчего произошла перемена — не ясно, то ли от применения двухрычажной подвески вместо старого доброго МакФерсона, то ли от резины на 16 дюймов, но крениться и заваливаться Mark II стал гораздо меньше. В повороты, можно сказать, ввинчивался, слегка вильнув задом. Отлично! Как-то раз меня катали на Skyline, славящимся своим поведением на дороге. Так вот, большой разницы я не почувствовал. Зато почувствовал на Cresta на 15-ти дюймовых колесах — мягкость и валкость налицо. Неужели так много зависит от колес? Но к этому Dunlop Graspic у меня остались серьезные претензии. Зимой эта резина проявила себя только с отрицательной стороны. До безобразия ранний и резкий срыв в скольжение, любой маломальский уклон я старался объезжать, подняться было нереально. Такая же картина, но только под треск АБС, происходила и при движении под горку.
Двигатель в сочетании с автоматом давал скучнейшую картину по своим динамическим характеристикам, тоска да и только. Для этой машины мало двухлитрового двигателя, с таким мотором «марковник» способен подарить наслаждение от своего комфорта, но никак не от активной езды. И мне приходилось выкручивать мотор практически при каждом старте почти до красной зоны тахометра. Привык быстро, но все же часто страдал от недостатка динамики. Не заметил я и увода с траектории на высоких скоростях, на который грешат искушенные пользователи «марковников». Говорят, сложно удержать на трассе. Не было такого.
Зато больше по конструкции нареканий у меня не возникало. Незначительно побрякивала передняя подвеска, но я, чувствуя машину на ходу, плюнул на это дело, зная почти наверняка, что это втулки стабилизатора. Заднее левое крыло и дверь выказывали следы не очень качественного кузовного ремонта, больше по кузову проблем не было.
Обидно, но двигатель подъедал масло точно так же, как на первом «Марке», но при этом не дымил нисколько. Уходило где-то два литра на 10 тысяч километров. Как ни странно, расход бензина оказался небольшим: всегда укладывался в 11 литров бензина. Не работал моторчик омывателя, купил на разборке за 300 рублей (на эту машину на наших разборках есть все).
Зеркала слишком маленькие для большого «Марка», здесь эргономисты пошли на поводу у дизайнеров. Были проблемы и с отопителем: у меня все время мерзли ноги. Воздух горячий, но дует выше ступней на 10 сантиметров. У пассажира ноги потеют, а у меня ледяные. Я даже пытался на сопло одевать трубку, чтобы направить горячий воздух на ступни, не получалось.
Заехал перед дальней поездкой в Читу на регулировку схождения. Мастер показал на приличный люфт в нижних шаровых опорах. Это самое больное место машины, вырывает их нещадно. Купил какие-то, якобы японские, ставил сам. И надо же такому случиться, при замене отводил стойки в стороны и выдернул провода АБС с клеммами на конце из датчиков на обоих колесах. Обратно вставить их довольно проблематично, датчик спрятан в ступице, а провод должен зажиматься пластиковой колодкой с зажимом с внешней стороны. Оставил на потом, да так и ездил без АБС с горящей лампочкой. Но зато поменял шаровые, так спокойнее. При полной загрузке неудачно попал в яму, пробил заднюю стойку. Вытекла полностью через день, поставил новые Kayaba. Ездил себе спокойно, раз в месяц подливал масло и никого не трогал.
И тут надо же, какая полоса неудач пошла! Стоявшую возле подъезда машину благополучно подбил сосед на Honda Prelude. Незначительно — разбит передний поворотник, чуть замято крыло и содрана краска. Неприятно, но что делать. Отдал в хороший сервис, сделали абсолютно незаметно. Но не прошло и полгода, как моя собственная жена, которая уже давно получила права, но ездит редко, в гаражном кооперативе перепутала педали и порвала губу переднему бамперу, сорвав его с креплений. Не беда, сделали и бампер. Но полоса продолжалась! Еще через полгода выезжал со стоянки возле работы и остановился, чтобы пропустить машины. Зато один сотрудник, ехав задним ходом, останавливаться не собирался и, не смотря на мои длинные сигналы, запаской RAV4 благополучно превратил переднее круглое крыло в плоское. Как так, 9 лет проездил и ничего, а тут навалилось. Но причиной продажи машины стало не это! Я обожаю свой «Марк» до сих пор и считаю, что лучше машины не бывает. Но ведь дурная голова ногам покоя не дает!
Toyota Sprinter Carib
Причин смены машины было три. Первая — наступила пора крупных вложений: нужно было менять ремень ГРМ, маслосъемные колпачки, делать капремонт подвески (да, наступила зрелость, больше я к машине халатного отношения не терплю). Вторая, и самая главная — собрались с друзьями во Владивосток. Я был в отпуске и планировал просто проехать в качестве водителя, ведь моя машина меня устраивала. Но не удержался! Как так, ехать в автомобильную Мекку островного автомобилестроения и не привезти себе машину? Задумал купить такого же «Марка» во Владивостоке и приехать на нем домой! Пусть пробеговый, но с двигателем 1JZ-GE 2,5 литра. И третья причина — мой 93-й год на поверку оказался декабрем 1992 года, все-таки старая уже машина, а хотелось 1995-96.
Продал машину с первого же выезда на рынок. Всю дорогу на поезде я мечтал о черном «Марке» в комплектации Tourer S, в общем, рисовал себе радужные картины. Я знал, что старее 1997 года машины искать не стоит: рассчитывал на «конструктор», либо на вариант с пробегом. И какое же разочарование испытал, целый день проболтавшись по Зеленому Углу! Нет ни одной машины, которая мне нужна! Мало того, в мою цену, в мои, зашитые в трусах бабки, нет вообще ни одной приличной машины! Одни Corolla, почти все белые, почти все 98-99 года, всякие там Raum, Mazda Familia а еще в громадном количестве Nissan, от Pulsar до Primera. А все машины, на которые можно было положить взгляд, стоили, начиная от $9000, когда у меня было $6500.
И тут судьба преподнесла мне очередной сюрприз. Зашел на стоянку, а на меня смотрит необычным черным хрусталем что-то злое и набыченное. Совершенно сердитый взгляд, снизу небольшая губа, по порогам тоже стоковый пластиковый обвес. Краска сияет черным металликом, красиво. Литье пяти-лучевое, ни одной царапины. И я уже почти прошел мимо, взгляд зацепился за текст белым маркером по стеклу. И что же это? Как так, ведь так не бывает! А там написано: 165 л.с., twin cam 20, АБС, 6800 у.е. Встал я как вкопанный возле той машины. Привод только передний, а мне 4WD и не надо, мне на заднем хорошо. Дисковые тормоза сзади. Глушитель другой, толстенький какой-то. Зачем, думаю, от счастья бежать, вот ведь оно, вот волк в овечьей шкуре! Тут друг выдал вердикт — недостатков нет, разве что коробка не механическая. Не битый, не крашеный, год родной, растаможка три дня назад, застояться еще не успел. Сбили цену на $150, и я уехал на своей машине c надписью BZ-Touring сзади.
Комплектация довольно интересная. Крышу украшают релинги, над задней дверью приличных размеров спойлер. По салону тоже нашлись кое-какие изменения по сравнению с простыми «карибами». Стоят спортивные сиденья, жесткие, с серьезной боковой поддержкой. Сразу скажу, спать на них неудобно, но зато моя спина за всю поездку до Иркутска не подала признаков усталости ни разу. А вот на любимом «Марке» спина за поездку в Читу довольно сильно гудела. Руль — толстенький бублик, покрытый кожей с нарочито грубым швом, поддержка для пальцев и перфорированная кожа в том месте, где по науке должны быть руки водителя — то есть и на два часа, и на десять. Панель приборов красная. Красная зона начинается аж с 8 тысяч оборотов. Автомат режимный, где-то на просторах Интернета выискал, что он тоже не простой, sport-type. Поначалу меня пугала одна его интересная характеристика. При движении по трассе в режиме «разгон-торможение», при начале этого самого торможения, коробка подтыкает пониженную и тормозит двигателем. Довольно интенсивное замедление получается. Также этот режим включается при движении с уклонов, при малейшем нажатии на тормоз включается третья. А вот когда хочется уже на четвертую, может подумать пару секунд, в общем, переход на нормальный режим автомату удается не сразу. Переключается немного жестковато, но зато вовремя, «кикдаун» мгновенный и реакция на него отменная. На 3000 оборотов происходит серьезный пинок под зад, ускорение взрывное. Все то, чего мне так не хватало в «Марке». Подвеска оказалась заниженной на 15 мм, клиренс по документам всего 140 мм. Установлены укороченные стойки и более жесткие пружины. А между чашками передних стоек стоит распорка, увеличивающая жесткость кузова на кручение.
Двигатель — «черноголовый» 4AGE о 20 клапанах — просто зверь. Гудит громко, но зато тащит легкую машинку вперед с завидной агрессивностью, колеса пытаются шлифовать асфальт постоянно. Есть информация, что головку блока для этого двигателя выпускала Yamaha, а также, что этот мотор — первый с механизмом изменения фаз газораспределения VVT-i. И вообще, поведение «суперкариба» на дороге очень похоже на хондовское. Отменная управляемость, дикий двигатель. А какой звук у системы выпуска! Благородно, негромко, но за душу берет. Система выпуска начинается с «паука», чего только не сделали тойотовские инженеры, чтобы поднять мощность 1,6-литрового двигателя.
Никогда у меня не было столь резвой машины, и я в нее влюбился. В салоне оказалось места едва ли не больше, чем в «Марке», по крайней мере, покорил запас пространства над головой. Обратил внимание на большие зеркала с идеально подобранным увеличением, при переводе взгляда с внутрисалонного зеркала на боковые, расстояние не меняется.
Доехал до дома отменно, расход бензина просто порадовал, по трассе получилось 6,3 литра на 100 км. Приехал счастливый и довольный, параллельно полюбив дальние поездки. Дома, честно говоря, меня никто не понял. Друзья крутили пальцем у виска когда узнавали, что я пересел с «Марка» на «Кариб». Но что случилось со мной! Мне больше не нужны седаны! В палатках отпала необходимость, длинные строительные материалы до 3,5 метров входят в салон — одни удобства. Поменял еще в дороге ремень ГРМ, делал для себя на долгую и счастливую эксплуатацию. Заменил трансмиссионную жидкость в «автомате» на Mobil ATF220, поменял и антифриз. При покупке немного расстроился по поводу резины — стояла зимняя липучка BF Goodrich Altica. Довольно любопытное для меня открытие, всегда думал, что «Гудрич» выпускает только джиповые катки громадной размерности, а здесь липучка 185/60 R14. И зря расстраивался! Отличная оказалась резина! Доехал до дома, проездил летом, зимой она показала себя отменно. Очень прогнозируемые срывы, уверенное торможение и гудит не сильно. Со временем нашел в салоне и недостаток — очень неудачно расположены электронные часы: чтобы посмотреть на хронометр, приходится отрывать левую руку от руля и смотреть вниз.
И вот так езжу по сей день, уже 9 месяцев и 24 тысячи километров пробега. Масло — Castrol TXT 5W-30, бензин — только высокооктановый, степень сжатия 11, 92-й противопоказан. Расход по городу около 10 литров, можно и меньше, но не с такой манерой езды, какую привил мне мой «волчок». На нем невозможно медленно ездить, я, наверное, распугал уже полгорода, обороты постоянно 5-7 тысяч. Кроме размера устраивает все, привык к жесткости подвески, громкости двигателя. За зимние холода (месяц 30-градусных морозов по утрам) подразболталась подвеска, мои укороченные стойки увлажнились. К лету планирую поменять вкруг, наверное, выберу Monroe или Bilstein, к Kayaba холодное отношение, слишком много подделок появилось в наших торговых точках. Вот еще неприятность — лопнуло лобовое стекло, некрасивая температурная трещина во всю ширину стекла на высоте 15 см от торпедо прошла по маленькому сколу резко, одним щелчком. Я знал, что нельзя резко включать поток горячего воздуха на стекло, никогда так не делал, а стекло не уберег.
В планах поездка на Черное море, и я на все 100% уверен в своем автомобиле, на нем можно ездить долго и без проблем.
GrizLi (Станислав Г.)
9.03.2005 г.
"Автомаркет + Спорт" №17 29.04.05
|