Если бы я не знал, что именно эта машина подверглась тюнинговой доработке, что именно она не только участвовала, но и побеждала в драгрейсинге, я бы ни за что не обратил на нее внимание. Ну, мало ли еще ездит у нас старых иномарок как ухоженных, так и не очень? А здесь на внешность без жалости и смотреть нельзя: на кузове разве что крыша осталась целой. Все остальное носит на себе следы долгой и непростой жизни машины в России. Мелкие и не очень дефекты разбросаны практически по всему кузову: передний бампер с трещинами, кромка капота носит следы аварии, фары не родные, на боках красная грунтовка и следы подкраски... В общем, тот еще экземплярчик!
Краткая информация об автомобиле: |
Toyota Corolla FX GT АЕ82 1985 г.в. Установлен двигатель 4A-GE 20 Valve Silver Top. Машина строилась для уличных гонок, лучшее время на 402 метра 15.01 по замерам Apex’i RSM.
|
Я-то знал, что эта Corolla, как говорится, с секретом. А вот несведущий, только если присмотрится к машине поближе, увидит непривычно широкие для такой малютки летние покрышки Pirelli P5000 на литых дисках, а в салоне — синий спортивный «ковш» с четырехточечными ремнями и маленький спортивный же руль. А если случайно заглянуть под капот, то взгляд цепляется за воздушный фильтр-нулевик и растяжки между стаканами стоек и кузовом. Неужели эта «старушка» может не просто передвигаться самостоятельно, но еще и показывать свои оставшиеся к старости зубки?
|
Большую часть багажника занимают самодельные сабвуфер и усилитель (а как же без них-то?). Владельцу эта «музыка» нужна, чтобы приглушать слишком уж навязчивый звук выхлопа |
Оказывается, может, да еще как! Вместе с владельцем этой машины мы совершили небольшую поездку по улицам города. Честно говоря, злое и агрессивное поведение машины я предвидел, но чтобы так вести себя на внутриквартальных переулках... Там, где иная легковушка даже небольшую скорость набрать едва успевает, эта Corolla достигает почти «сотни»! Конечно, в том есть и заслуга владельца, который на переключение передач тратит мизерное время, совсем не сбрасывая газ при интенсивном разгоне. В результате, как только впереди появляется свободное пространство — газ в пол, машину бросает вперед, стрелка тахометра подлетает к красной зоне, сцепление не столько выжимается, сколько происходит просто очень быстрая работа левой ноги с одновременным толчком рычага коробки в следующее положение — и Corolla продолжает стремительное ускорение, не забыв при этом отвесить бренным телам, сидящим у нее в салоне, достаточно чувствительный тычок спинками кресел.
|
Кресло, руль, рукоятка КП, дополнительный тахометр и индикатор смены передач на козырьке — вроде бы и не ахти что, но знающий человек поймет и оценит |
Только в таких условиях начинаешь понимать и осознавать ту грань, которая отделяет гоночные машины от просто мощных и быстрых гражданских легковушек. А о том, что эта Corolla FX — автомобиль уже не гражданский, говорит не только ее участие в гонках GT-клуба, но и инжиниринговая доработка машины, а точнее, ее частичная переделка. Вообще-то, тот набор изменений, который здесь есть, далеко не самый масштабный и безумный. Скорее даже наоборот: это можно назвать бюджетным вариантом тюнинга — все переделки вместе со стоимостью автомобиля обошлись в сумму, примерно равную полутора тысячам «зеленых» (вы попробуйте за такие деньги просто найти нормально работающую машину!).
|
Как и весь автомобиль, красотой и блеском подкапотное пространство не выделяется |
Приобретен автомобиль был чуть больше года назад — прошлой зимой. Машина далекого 1985 года выпуска обошлась всего в 17 тыс. руб. Состояние было соответствующим: кузов почти в том же виде, что и сейчас, подвеска тоже, можно сказать, никакая, а двигатель вообще лежал в виде запчастей в багажнике! Кстати, родной мотор, как и ныне установленный, обозначался 4A-GE, только мощность его была всего около 125 лошадок (точно узнать сегодня практически невозможно). Однако новому владельцу этого было мало. Да и собирать мотор тоже не хотелось — а зачем, ведь в наличии был уже не 16-, а 20-клапанный 4A-GE, подвергнутый доработке и завоевавший чемпионский титул в гонках в сезоне 2003 года, мощность которого превышает полторы сотни коней! Вот он-то и прописался в подкапотном пространстве машины. Но если механическая часть вселилась на новую «квартиру» без проблем, то вот с электропроводкой пришлось повозиться: чтобы сделать новый жгут проводов, потребовался целый месяц (правда, как минимум две трети из него ушло на то, чтобы просто начать работу). А весь процесс «постройки» машины занял четыре месяца, причем работа выполнялась по вечерам. Была модернизирована головка двигателя (увеличена до 11,0 степень сжатия, доработаны впускные и выпускные каналы, впускной коллектор), изменилась настройка AFM, выхлопной тракт стал прямоточным, появился воздушный фильтр Apex’i с нулевым сопротивлением (ну их-то и просто так уже начинают ставить, понтов ради). Ходовая часть машины получила пружины Apex’i, передние стойки от Levin GT в 101-м кузове, задние — от Subaru Legacy BG5 (в родные корпуса были вставлены субаровские стаканы и штоки). Коробка осталась старой, но с короткоходным штифтером и индивидуально подобранным диском сцепления. В принципе, в технической части это все изменения. В общем-то, немного, но в результате автомобиль из стоящего возле кровати тапочка превратился в тапок летающий, которым запускают в кого-нибудь ради острастки.
|
На фотографии все приборы видны хорошо, но на практике тахометр скрыт ободом руля |
|
Салон внутри оказывается больше, чем снаружи |
А ведь по сути этот автомобиль — обычный трехдверный хэтчбек. Салон даже поражает: от столь небольшого авто никак не ожидаешь такого простора внутри. Возможно, тому причиной угловатый кузов, возможно — нетолстые внутренние панели дверей и боковин, а может быть, еще не успевшие распухнуть сиденья не занимают много места в салоне. Вдобавок ко всему вместо водительского кресла стоит самый настоящий спортивный ковш Corsaro с четырехточечными ремнями. Если вам повезло с комплекцией, и вы влезете в этот ложемент и пристегнете ремни, то сможете ощутить смешанное чувство плотной связанности и слияния с машиной одновременно. Тело чувствует буквально каждый квадратный сантиметр кресла и каждый сантиметр ремней. При этом движения рук и ног ничто не сковывает. Просто удивительно!
|
Спортивный «ковш» Corsaro достался в подарок с другого, не менее известного в городе гоночного автомобиля: «красного» Civic (его владелец просто не помещался в нем) |
Еще больше удивляешься, когда видишь вместо традиционных приборов электронные: температура двигателя и уровень топлива выполнены в виде светящихся столбиков, спидометр — цифровой, а тахометр представляет собой дугообразную светящуюся полоску, пытающуюся обрамить все это. Кроме них новый владелец дополнительно установил слева еще один... тахометр! Зачем? Ответ приходит, когда сидишь за рулем: этот самый руль — спортивный бублик PRO Sport — из-за меньшего диаметра своим ободом идеально закрывает дугу штатного тахометра. А без него на гоночной машине никак нельзя. Но и это не все: маленький «глазок» с проводком, укрепленные на козырьке приборной панели аккурат напротив водителя, — светодиод, сигнализирующий о необходимости переключения передачи. И после этого кто-то еще будет говорить, что в гонках на ускорение от водителя ничего не зависит?
|
Пожалуй, наиболее сильное (и ощутимое во всех смыслах) впечатление оставляет подвеска: ее жесткость чувствуется с первых же метров пути. Даже безобидные с виду неровности заставляют сбавлять скорость на них до минимума. Но это только тогда, когда движение в обычном темпе, не быстрее других. Причем управлять этой старой Corolla так же просто и легко, как и обычной полуторалитровой — сцепление имеет практически стандартное усилие на педали, да и руль крутится легко. Ну а про доступность органов управления и говорить не стоит — даже в восьмидесятые у «японок» с этим был порядок. И только металлический рычаг коробки не понравился — выглядит стильно, но в руку не ложится (хотя это вопрос привычки, поскольку форма рукоятки — точная копия фирменной).
Из-за того, что сцепление по сути осталось стандартным, на машине легко трогаться и переключать передачи. И двигатель не выдает своего характера, пока не продавишь педаль газа — современная Corolla BZ-Touring с аналогичным 4A-GE имеет схожий характер разгона. Вот только FX легче, чем BZ, да еще доработанный двигатель — и в результате 402 метра могут быть преодолены за чуть больше чем 15 секунд! Но этого владельцу Corolla FX мало — ведь соперники-то не спят. Поэтому в планах на будущее значатся шлифовка и полировка всех каналов двигателя и увеличение его рабочего объема до 1800 кубиков, установка разрезной шестерни на выпускной распредвал, изготовление и установка Sport Ingection Kit . Есть желание и турбонаддув установить, но на это нужны деньги, которых пока нет. А вот модернизация тормозов будет обязательно, так как штатные механизмы уже тяготятся возросшей динамикой машины, да и безопасность тоже важна. Так что этот тапок, надо думать, еще не скоро перебесится.
Сергей Поляков, владелец: |
— Подготовкой машин занимаюсь давно, но в основном чужих, два года готовил к гонкам Toyota Levin своего друга, труды не прошли даром, машина является чемпионам 2003, 2004 года в малом классе. Случайно подвернулась FX, было решено — забираю. Так как в «Левине» к тому моменту был установлен новый мотор, старый достался мне. Он и был инсталлирован. Оттуда же достались и пружины. После окончательной сборки машина показала острый характер. Новая подвеска с легкостью позволяет проходить повороты на достаточно большой скорости, на сухом асфальте избыточная поворачиваемость не проявляется, машину не кренит, вот только покрытие наших дорог доставляет неудобства: подвеска жесткая, и каждый стык отдается в 5-й точке. Посадка в «ковше» удобная, тело не устает, в длительных загородных поездках неудобства не испытывал. Ремни очень хорошие, при полной фиксации из кресла никакая сила не вырвет, проверено на себе: после лобового столкновения с другим автомобилем болела только шея. Машина строилась изначально только для участия в драгрейсинге, но постепенно превратилась в повседневный автомобиль и переквалифицировалась в уличного бойца. На городских улицах и в пробках она мало кому оставляет шанс на победу. По эксплуатационным затратам немного дороже обычной Corolla. Большая часть затрат приходится на резину, причем летней хватает только на один сезон, а размерность 195/50R15 в магазинах так просто не купить. Масло в двигателе меняется каждые 5 тыс. километров, используется Castrol RS 0W40 летом и Castrol GTX 5W40 зимой. Бензин не менее Аи-96 (высокая степень сжатия накладывает свои рамки) расход в спокойном режиме (до 3 тыс. об.) составляет 11,5 литров, в спортивном режиме (5-8 тыс. об.) поглощает 15-16 литров. На гонках используется спортивное топливо ручного производства, октановое число которого 110 единиц.
Пользуясь случаем хотелось бы выразить благодарность всем тем, кто помогал мне в создании этого тапочка: Александру (Alex.Irk), Евгению (Reebok), Константину (Ballbreaker), всему коллективу магазина автозапчастей TWIN CAM и всем ребятам, собиравшим машину.
|
Алексей СТЕПАНОВ
Автомаркет + Спорт № 17/2005
|