ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ
|
Что такое 1800 км? В Европе несколько стран поперек, а то и вдоль, скрещенные скоростными автобанами. В Америке — ряд штатов, связанных паутиной интерстейтов. У нас всего лишь три крупных города Восточной и Западной Сибири, чье сообщение в нормальном порядке осуществляется лишь железной дорогой, а автомобильные направления… В рамках подготовки к БайкалМоторШоу в Красноярск и Новосибирск мы отправились, разумеется, на автомобилях, один из которых олицетворял распространенную на этом «плече» «коммерцию» (3,5-тонный Isuzu Elf), второй же был верхом комфорта (Toyota Cygnus). Как выяснилось, особенности конструкции и, в первую очередь, подвески не дают подавляющего преимущества. Впрочем, говорить мы будем не только о дорогах. На протяжении многих лет Иркутск и область сохраняют лидерство по ценам на топливо и плохому состоянию дорог. Первое, конечно, можно найти в регионе и дешевле, чем в Красноярске и Новосибирске (сомнительная АЗС в районе деревеньки Тыреть; Аи-92 15,5 руб., солярка 16 руб; в названных городах горючее обычно чуть дороже), но федеральное покрытие у нас однозначно «лучшее». Да, за Тулуном асфальт еще как-то борется с гравием и ямами, однако после любимого всеми дальнобойщиками и перегонщиками Нижнеудинска второе настолько превалирует над первым, что контраст вызывает пробои даже внедорожной подвески. Парадокс: иные твердые покрытия на тех участках столь хороши, а грунтовки так плохи, что невольно задаешься вопросом — по какому принципу местные власти делили федеральные километры? Выбирали места, где грунты потверже, и клали на них асфальт, остальное оставляя в «естественном виде»? Конечно, можно пенять на болота и на обычные смывающие грунт весенние паводки, но ведь за столетия существования так называемого Московского тракта природу могли бы и победить. Кстати, в двух местах дорожная сеть предлагает обход по лучшим тропам. В районе поселка Поймо-Тины направление круто уходит налево (если двигаться на запад) и выбирается на «федералку» у поста ГАИ в Нижней Пойме. Грузовики здесь могут и не пройти (иногда им перекрывают въезд бетонными блоками), но на легковушках объездом лучше не пренебрегать — основное направление М-53 почти всегда гарантирует off-road приключение и последующие восстановительные работы. А вот после Разгона по отличному шоссе надо идти прямо (в то время как указатель «Красноярск» предлагает повернуть направо). И путь сокращается, и дорога, выводящая на большой терминал «Транснефти», значительно лояльнее к технике. После такого бездорожья ждешь асфальта, будто избавления от всех подвесочных грехов. Однако не стоит полагать, что за Канском (этот город стоит форсировать через центр, а не в объезд — выигрываете по километрам и их состоянию) и Красноярском крае дороги содержатся в идеале. Периодически можно слышать звук рычагов, севших на ограничители, да ловить машину, плавающую в протоптанных грузовиками колеях, и только на половине пути к Новосибирску начинаешь по-настоящему отдыхать. Но лишь в том случае, если с автомобилем все в порядке. Нам, к сожалению, пришлось столкнуться с тем, что где-нибудь в Европе может называться придорожной инфраструктурой, в России же представляет собой ее зачатки. Еще до Красноярска пропороли на Cygnus колесо, в краевом центре его сделали, а позже почувствовали, что люксовый внедорожник превратился в вибростенд. Так и не удалось выяснить, чем была вызвана вибрация двух или даже трех колес — мойкой под давлением, удалившей часть грузиков, скопившейся на дисках грязью, некачественной балансировкой отремонтированного колеса или всем вместе. Дело не в этом. Заезжая по трассе чуть ли не в каждую шиномонтажку, мы с удивлением узнавали, что 18-й колесный диск (вместе с ним и 17-й), оказывается, такой эксклюзив, под который не предусмотрено оборудования. В результате только за Ачинском после пяти или шести остановок на монтаж нам удалось найти сервис, где паренек охотно и дешево (75 руб./колесо; до этого работу оценивали в 180 руб.) исправил ситуацию. Рекомендуем это заведение: красно-белый бокс рядом с АЗС справа от трассы предлагает любые виды ремонтов, включая капитальный двигателя и коробки. Таких очагов цивилизации на всем протяжении М-53 — единицы. А что делать на off-road допах в районе Тайшета? Там, где подвеска трудится в экстремальных режимах и всегда есть шанс пробить поддоны картеров? По пути домой, сделав Cygnus буксировщиком 7,2-метрового катера, мы с ужасом пришли к выводу, что лопни по дышлу и без того постоянно разбирающийся на составляющие прицеп — жить нам на «федералке» в поисках редкой в этих краях сварки. И если от Красноярска до Новосибирска М-53 не облагорожена частыми СТО, то к Иркутской области применимо недавно встретившееся в СМИ определение о том, что российская глубинка по многим аспектам жизни на пятьсот и даже тысячу лет в прошлом. Более того, можно предполагать, что ситуация с придорожным сервисом, вероятно, станет еще хуже. Ведь кормившие многих перегонщики сейчас редкое явление. Автовозы, идущие на восток с дилерскими машинами, обратно возвращаются пустыми или просто обнаруживаются заброшенными в огородах. Стало заметно меньше дальнобойщиков, а на СТО говорят о серьезно снизившихся по этим причинам доходах. Правда, это никак не сказывается на кафе и ценах в них — подкрепиться можно в пределах 80-180 рублей. Есть пример и кое-какого развития — у Алзамая напротив известного заведения «У Петра» появился новый мотель «Паллада» с бесплатной стоянкой, копеечными ценами за ночлег (в среднем переночевать в дороге удастся за 600-1000 руб.), приятным во всех отношениях обслуживанием и будущими ремонтными боксами. Никуда не делся и стихийный рынок. В Иркутской области на обочинах можно купить натурпродукт в виде орехов и варений, в Красноярском крае — поделки из бересты и дерева. Вяло течет жизнь в отделениях ГАИ. Еще пять лет назад мы отмечали, что из стационарных постов, когда-то покрывавших всю страну, остались единицы. С тех пор ничего не изменилось. Иногда на бывших форпостах ГИБДД еще течет жизнь, в основном благодаря выездным экипажам, однако в большинстве случаев (или, лучше сказать, при удачном раскладе) от Иркутска до Новосибирска можно проехать «безостановочно». Правда, есть риск нарваться на ДПС около населенных пунктов, где гаишники дежурят совершенно открыто (хотя недалеко от Канска в безлюдной местности мы наблюдали спрятавшихся дэпээсников с качественно замаскированным автомобилем). Но в случае, когда речь не идет о нарушении, скорее всего, дело ограничится коротким разговором. Даже на обратном пути, когда казалось, что катер значительно увеличит продолжительность нашего общения с сотрудниками ГАИ (несмотря на то, что везли его по всем правилам, любопытство с их стороны к таким негабаритам общеизвестно, да к тому же периодически терялся свет в одном из фонарей, так что повод для «контакта» был), ничего подобного не происходило. Рецепт, как выяснилось, достаточно прост. Надо лишь отдать весь пакет документов, состоящий из более чем 15 бумаг (пара водительских прав, свидетельство о регистрации автомобиля, документы на прицеп и катер и т. д.), после чего наблюдать, как сотрудник начинает испытывать резкую нехватку верхних конечностей. Работает безотказно — суешь, оставляешь его наедине, и какие уж тут обмеры-обвесы-досмотры... Не хочется верить, что с подобным отношением по стране можно провести все, что угодно. Единственный пример обратного подхода в который уже раз доводится наблюдать на действующем стационарном посту на окраине Красноярска — у многих водителей из Иркутской области на поддельность проверяют удостоверения. Говорят, были прецеденты. Сами сибирские города производят двоякое впечатление. С одной стороны, у них есть все признаки мегаполисов — например, широкие проспекты с неплохим покрытием и человеческое отношение к соседям по потоку. А с другой, свернешь на периферию, и к услугам подвески уже совсем другой асфальт, привычный по Иркутску, Ангарску, даже по Усолью-Сибирскому. Исключение — Кемерово, через который федеральная трасса плутает довольно долго. Проблем это не создает — везде есть указатели, а дороги в этом городе из всех сибирских центров лучшие. Причем в начале апреля там вовсю занимались ямочным ремонтом! Может, дело не в финансовой ситуации — в грамотном управлении? И все-таки общего впечатления это не меняет. Мы говорим о создании совместных предприятий с участием зарубежных капиталов, об открытии новых дилерских центров, бешеном росте продаж новых автомобилей. Нам сообщают о стремлении сделать рынок цивилизованным, о повышенных техтребованиях к ввозимым автомобилям, о льготных автокредитах и бесплатной доставке машин на восток. А основные артерии государства-организма, будто у дряхлого старца. Поможет ли глубокая хирургия и будет ли она? Ведь с 80-х годов эти направления видят только легкую косметику, не меняющую положения вещей. И все изменения — в разросшихся кафе и заправках. Достижение! Максим Маркин
Автомаркет+Спорт № 15/2009 | |