Исторически сложилось – когда на нашу землю приходит беда, российские правители принимают жесткие, но единственно возможные на тот момент решения. Москву отстояли после не имеющего аналогов в мировой истории приказа «Ни шагу назад». И кто знает, как сложилась бы война, не поставь генералиссимус позади отступающих загранотряды.
С другом мы часто играем в интеллектуальную игру «Если бы президентом (губернатором) был я». Так вот, если бы президентом стал я, то в первую очередь принял бы ряд жестких мер, направленных на прекращение войны на дорогах. Конечно, они не понравятся «правоведам и демократам», но если спасут хотя бы одну жизнь, этим гулом голосов я бы пренебрег. Итак, что нужно сделать в первую очередь, чтобы на российские дороги вернулся порядок:
1. Значительно ужесточить наказание за нарушение правил дорожного движения, которые непосредственно создают угрозу безопасности других людей – проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречную полосу, значительное превышение скорости, управление в состоянии опьянения. Одновременно упростил бы процедуру выявления подобных нарушений (скажем, состояние алкогольного опьянения определять на месте алкотестером). Наказание (градация в зависимости от тяжести поступка) – штраф от 10000 руб., административный арест или лишение прав на 3 года. В случае повторного нарушения - пожизненное лишение прав (горбатого могила исправит) либо сумасшедший штраф (например, от 500000 руб.) – после такого охота нарушать отпадет навсегда.
2. Разработать комплекс мир по неотвратимости наказания: установить на наиболее аварийных участках дорог средства видеофиксации, привлекать к патрулированию дорог общественность («дорожные дружинники») и т.д. Создать независимые от «основной ГАИ» службы быстрого реагирования с единым для всех регионов номером (скажем, 11-11-11) и мощным call-центром. К примеру, если гражданин видит «пьяную» машину или вымогающего взятку инспектора, звонит в оперативную службу, и та жестко и объективно реагирует на сигнал.
3. Проводить мощную и жесткую идеологическую кампанию с привлечением профессиональных пиар-агентств (на основе тендера). Скажем, с нарушителями скорости можно бороться успешно опробованным в Израиле лозунгом «Он мчится, потому что страдает комплексом «маленького», с проезжающими на красный – «Так поступают убийцы», а с игнорирующими пешеходные переходы — «Людей не уважают только жлобы». Воспитывать у россиян чувство гражданского долга можно под лозунгом: «Увидел пьяного за рулем, позвони 111111 – спаси ребенка».
4. Все эти акции не имеют никакого смысла, если не будет решен вопрос технического оснащения и искоренения взяточничества в ГАИ. Для создания прозрачного (для общественности) бюджета Фонда ГАИ есть десятки способов (отчисления от штрафов, продажа красивых номеров, доходы от «рекламных» указателей, налог на опасные автомобили и т.д). Для искоренения взяточничества есть проверенные в других странах способы.
Например, при поступлении на службу — получение льготного ипотечного кредита с вселением в собственный дом или квартиру через 3-5 лет службы. Недвижимость становится собственностью только по окончании срока безупречной службы. В случае увольнения «по статье» недвижимость освобождается, все платежи «сгорают». Никто не будет размениваться на копеечные поборы, зная, что завтра запросто может оказаться на улице – это проверено на опыте многих стран. Параллельно неимоверно вырастет престиж профессии, а конкурс для поступления на службу будет как в престижные вузы (решится и вопрос профессионального уровня кадров). Кроме того, обязательно морально (учеба, путевки, повышение по службе) и материально (премии за объективные показатели) стимулировать отличную службу. Конечно, возникает вопрос о финансировании подобных программ. Но, поверьте -- в стране, в которой десятки миллионов долларов выбрасывается на содержание заурядных футбольных клубов, при наличии политической воли это проблемой не станет.
5. Ввести обязательную сертификацию автомобилей на соответствие современным нормам EuroNCAP. При отсутствии такой сертификации или отрицательных оценках облагать крупным дополнительным налогом, делающим продажу таких автомобилей невыгодной.
Конечно, это только часть из комплекса возможных мер, и, наверное, они не бесспорные. Но что-то делать, чтобы прекратить самоуничтожение нации, нужно. Срочно. Решительно. Ведь пока вы читали эти строки, на дорогах России опять погибли люди.
Ефим НЕЗВАННЫЙ
Сегодня такой политической воли нет. А может, просто — не до этого. До кортежа, мчащегося по перекрытым улицам, война все равно не доберется, а для «пипла» достаточно грозно постучать перед камерой кулаком по столу. Нет, конечно, после разноса бумажная машина зашевелится, разработаются программы «повышения и укрепления», будет выделено соответствующее финансирование. Только все мероприятия будут больше походить на пиар-акцию, а деньги уйдут в неизвестном (хотя легко прогнозируемом) направлении. А на дорогах, на которых царит хаос (по количеству погибших на единицу транспорта мы — впереди планеты всей), по-прежнему будут гибнуть неповинные люди — сотни, тысячи, десятки тысяч.