ПОБЕДИТЕЛЕЙ СУДЯТ
Приз зрительских симпатий
Голосование зрителей с каждым годом проходит все активнее. Прошлогодний победитель этой номинации Александр Боровиков набрал 1481 голос. Но это позволило ему быть всего лишь вторым, тогда как в прошлом году для победы хватило 1143 зрительских купона. Абсолютно лучший результат Дениса Боровикова – новый рекорд БМШ. Реконструированная Supra Александра Данилова позволила ему подняться с прошлогоднего 7-го места на 3-е (в прошлом году он собрал 442 купона). Как мы поняли, победителя можно с достаточно большой долей вероятности определять по тому, насколько сложно пробиться к автомобилю на БМШ – автомобиль Дениса Боровикова на арене в этом плане был самым востребованным.
Выбор редакции
Аргументы в пользу Александра Данилова. Не просто участие, но и претензии на победу сразу в нескольких номинациях на всех предыдущих БМШ. Огромный вклад в дело продвижения идей автомобильного тюнинга в регионе. Подготовка к каждому (КАЖДОМУ!) БМШ эксклюзивных автомобилей. Высокие показатели в двух основных номинациях («Приз зрительских симпатий» и «Лучшая Инженерия») на нынешнем БМШ.
ЛУЧШАЯ ИНЖЕНЕРИЯ
Вячеслав Старцев, председатель судейской коллегии, журналист «А+С»: — Выделение в этой номинации второго и третьего мест – лучшее доказательство жесточайшей и НАСТОЯЩЕЙ конкуренции. Если сказать, что уровень подготовки автомобилей по сравнению с первым Фестивалем автотюнинга (да что там с первым – даже со вторым) вырос в разы – вряд ли это станет большим преувеличением. Действительно, техническая мысль не дремлет, участники год от года демонстрируют все более совершенные и изощренные схемы и конструкции. Спрашивается, кто из них лучший, кто более других достоин награды? Дать однозначный ответ на такой вопрос совсем не просто. Но дать его все-таки необходимо. И на таком противоречивом фоне единодушие судейской коллегии стало настоящим открытием. Впрочем, сплоченная команда судей, каждый из которых не понаслышке знаком с «основами жизнедеятельности» автомобиля и является настоящим профессионалом своего дела, еще на прошлогоднем БМШ доказала справедливость своего вердикта. Но задача с каждым годом усложняется: уровень инженерной подготовки участников БМШ давно перешагнул за тандем «нулевик плюс прямоток», и для составления сколько-нибудь внятного представления об автомобиле без предварительного знакомства со списком доработок каждого участника уже не обойтись. Списки эти были заблаговременно предоставлены, так что 17 мая на «Труд» судейская коллегия прибыла уже «подкованной». Без сомнения, собственные приоритеты нашлись у каждого, но общее мнение можно выразить следующим образом: «При всем многообразии решений многие участники идут по давно проложенным и отработанным путям, используют проверенные и общеизвестные алгоритмы. А действительно уникальных, не имеющих аналогов решений – считанные единицы». И с этим трудно не согласиться. Силовым тюнингом японских автомобилей занимаются многие, существует огромный перечень комплектующих и ряд наиболее распространенных схем строительства суперкаров на их основе. Этим путем идет абсолютное большинство «тюнеров». А драгстер на основе ВАЗ-2105, например, никто ранее не делал, никаких алгоритмов и готовых рецептов не существует – все нужно продумывать и реализовывать с нуля, полагаясь на собственные знания и ресурс отечественных деталей. Сделать так, чтобы конечный результат ПОЕХАЛ. Применить целый набор уникальных решений (турбина – только малая и не самая основная часть доработок) и заставить «пятерку» произвести фурор на драгстрипе «Красного кольца» летом 2007 года. Кто еще готов взяться за подобное, если намного проще найти что-нибудь японское и нафаршировать фирменными «улучшайзерами»? Смелость и талант Павла Логинова достойны уважения. Более того, результат его трудов может постоять за себя на участке асфальта длиной в четверть мили… Дмитрий Диденов, директор иркутского филиала НАМИ: — Волей случая знаком со многими участниками сегодняшнего БМШ – в разное время проводил по их автомобилям экспертизы и выдавал заключения по замене агрегатов. Но сегодня меня буквально покорили два красноярских автомобиля – уже знакомый по прошлому году MMC Lancer Evolution Дениса Пономарева и ВАЗ-2105 Павла Логинова. Первый удивил бесконечным стремлением к совершенству – год назад казалось, что из автомобиля выжат максимум, что полная переработка подкапотного пространства не оставляет места для творчества, а что на деле? Вновь уникальные решения с конфигурацией системы впуска или отказом от помпы, вновь первые места на российских драгстрипах и долгожданный «выезд» из 10 секунд. А «пятерка», о которой я был наслышан задолго до ее появления на БМШ? Никто готовое решение для этих ребят не берег – все пришлось изобретать самостоятельно. Другие бы плюнули, взяли первый попавшийся Civic и построили из него драгстер – победителей не судят! Другие так бы и сделали, но не эти – заставить российский ВАЗ-2105 ускоряться с места быстрее «стокового» Skyline GT-R до сих пор никому еще не удавалось. Очень понравился Trueno Александра Гудкова – уникальный проект, на создание которого ушел не один год упорного труда. И когда дождемся конкретных результатов, думаю, можно будет говорить об успешной реализации еще одного инженерного чуда.
Внедорожники
Сергей ПЕТРАЧКОВ, управляющий СТО «Технопарк»: — В первую очередь хочется посетовать на то, что у большинства судей не было возможности оценить внедорожники на ходу. Полагаю, что многие уникальные решения сложно оценить в статике. Причем широта этих решений вызывает уважение и демонстрирует отход от принятых стереотипов и догм. Surf не внедорожник? Достаточно подкатить под него уазовские мосты — и получается очень серьезный аппарат. Да и установить ульяновский «портал», оказывается, можно двумя способами. Я оценил оба, однако у «Тритона» больше подкупила простота «инсталляции», хотя торсионы вкупе с цельными мостами — весьма нетрадиционный конструктив. Очень понравился ГАЗ-69, точнее, качество исполнения. Правда, как полноценный «проходимец» он вызывает сомнения — для ульяновских мостов чересчур, на мой взгляд, велики колеса. Ну, а Bighorn — это, конечно же, творение, наиболее полно отражающее тот процесс, который начался в среде создателей внедорожников. Isuzu, в сущности, прототип, который приходилось видеть в деле. И мой не самый высший балл ему — только за неудачный даже в обычной эксплуатации дизель 4JX1 и трудный доступ к «автомату». Хотя это никоим образом не умаляет полета технической мысли, воплощенной в полностью оригинальном, не имеющем аналогов шасси.
СТАЙЛИНГ
Наталья НОВИКОВА, председатель судейской коллегии, журналист «А+С»: — Честно говоря, с самого начала, еще в период подачи заявок от участников, было понятно, что категория «Стайлинг» на БМШ будет в этом году одной из самых сложных и спорных. Какие дебаты разгорались на нашем сайте по поводу принципов судейства, состава судей и прочих нюансов в этой категории! Да и состав участников подобрался на редкость сильный, разнообразный, мощный. И потому судить было крайне нелегко. В основу моего выбора легло сочетание уникальности автомобиля, масштабности модернизаций, трудозатраты, качество готового автомобиля и его гармоничный внешний вид. escortdate Само собой, основными конкурентами стали Евгений Михлик на Toyota Sera и Денис Боровиков из Красноярска со своей «токийской» RX-7. И, на мой взгляд, Sera опередила красноярскую машину по масштабности доработок, по трудозатратам (практически полностью кузов автомобиля сделан руками одного человека), по уникальности – второй такой в мире нет. Очень хотелось отметить автомобиль Александра Данилова, March красноярца Петра Окулова и дрифтовый Chaser Алексея Горошко. Первый сопоставим по эксклюзивности и эффекту с RX-7. Второй – полностью рукотворная, масштабная работа, но, увы, чуть-чуть не доведенная «до ума». Немного портит эффект ряд мелочей. Chaser – просто красивая, необычная, очень качественная работа. Дмитрий Болбатовский, директор студии «Kuzoff»: — Максимум баллов я отдал Toyota Sera. На мой взгляд, это безоговорочный победитель. Во-первых, полный handmade, человек сделал все – от проекта до воплощения – сам. Интересный, уникальный, очень необычный проект и воплощение тоже на достойном уровне: качественно, профессионально. В работу вложено очень много времени, сил, опыта, знаний. Также отметил RX-7 – автомобиль просто прекрасный, великолепный, красивый. Но мы оценивали идею оригинальную, а не где-то увиденную и повторенную. Но сама по себе машина, конечно, очень интересна, к тому же воплощение этого проекта стоит фантастических денег, которые человек не побоялся вложить. Отмечу Supra Данилова, March красноярский и Mazda Atenza. Первая машина тоже очень необычна и красива, но, мне кажется, что в ней еще осталось место для доработок. March – тоже хорошая работа, от начала и до конца сделанная автором.
Ретро - кар
Александр БАРАКИН, ценитель старинных автомобилей: — Четыре года Horch-930V шел к первому месту. Самый старый из представленных автомобилей. Понятно, что заказ родного двигателя из Германии в хорошем состоянии в иркутских условиях — утопия. Зато в салоне до сих пор родное дерево, ручки, руль, стекла — Sekurit. Внешность автомобиля также приближена к оригиналу. Поставленный еще в прошлом году «чумадан» немало этому способствует. По сути, немалая часть баллов досталась ему явно за то, что он был одним из первых. Первым быть непросто. За это — на мой взгляд, вполне заслуженные баллы. «Волга» ГАЗ-21М, как написано в каталоге, и ГАЗ-21Р «Волга», если «как на самом деле». Честно говоря, после «инвалидки» в прошлом году явно наблюдается тенденция к «правильной» реставрации. Из «неродного»: плафон в салоне, фары, аккумулятор, карбюратор (К22И от второй серии «Волги», относительно родного «К-124» с окошечком поплавковой камеры, можно сказать, раритет...). Напомню: не считаются отклонением от оригинала шины (на «Волге» они «родные», И-194 6,70-15 или 170-380), свечи, лампы фар, источник тока. Машина досталась владельцу, по его словам, в очень хорошем состоянии. Набрать еще более высокий балл явно помешало следующее: ГАЗ-21Р — базовая (не люксовая, не форсированная) модель 65-70-х годов (то есть последней серии). Эта серия — самая массовая по объему выпуска. Салон полностью перешит современными тканями (хотя и «в стиле»; очень понравилось появление хозяина машины в цветастом костюме, довольно оригинально сочетающемся с эпохой автомобиля). Все же это, без сомнения, проще (хотя наверняка дороже), чем искать фактурную ткань «под оригинал». Двухцветная окраска «Волги» выполнялась на придворном предприятии ГАЗа — ГЗСА (ныне «Техносервис») «по спецзаказу» даже сразу же после выхода машины с ГАЗа, так что «неоригиналом» ее признать с некоторой натяжкой можно. Итого: очень качественные материалы, самокритичный подход и машина «для себя». Таким образом — второе место. Меньшего этот автомобиль не заслужил.
ПРОЕКТ
Василий ЛАРИН, председатель судейской коллегии, журналист «А+С»: — Смысл номинации «Проект» у кого-то вызывал, быть может, самые противоречивые чувства, в том числе у судей, а результаты виделись безальтернативными. Изначально эта номинация была создана под оригинальные, но еще не законченные «самострои». Потом стало ясно, что здесь могут участвовать вполне готовые конструкции, концепция которых напрямую не пересекается с другими. Если же ими «разбавить» схожие номинации, то, скорее всего, машины остались бы недооцененными, их мотивация была бы утрачена. Однако таких набралось немного, а ралли-рейдовый прототип Станислава Козлобаева заочно выглядел победителем. Как ни хороши были «Волга-Мустанг», «Боливар» или «Лорен Дитрих», но составить реальную конкуренцию они не могли, хотя, как можно видеть, высокие и даже максимальные баллы судьи выставляли и здесь. И все-таки, когда в эту номинацию включили болотоход «Пневмо-1» Александра Купального из Ангарска, борьба за первое место обострилась и стала вполне реальной. Несмотря на совершенно разный бюджет, объем работ и принцип постройки, эти машины задуманы и созданы для конкретных и серьезных целей, и в своем предназначении они не дают усомниться. По результатам голосования разрыв между ними получился не столь уж значительный. И все же, ралли-рейдовый болид Станислава, если отталкиваться от замысла проекта и воплощения его в жизнь, на судей произвел наибольшее и заслуженное впечатление.
МОТОЦИКЛ
Николай РУДЫХ, председатель судейской коллегии, журналист «А+С» — Шесть представителей в номинации, из которых непосредственно до стадиона доехали пять — не такая, казалось бы, жесткая конкуренция. Тем не менее все решил один балл. И я думаю, что победитель достоин первого места. На основе стандартного «Урала» сделано много доработок на серьёзном инженерном уровне. Создано практически новое транспортное средство. Чувствуется, автор делал это не для показа публике, а для души и для удовлетворения своих инженерно-творческих амбиций. У всех судей свой подход — кто-то интересовался внешней отделкой и качеством выполнения работ, кого-то — техникой, а кто-то смотрел с чисто практической стороны — можно ли на этом транспортном средстве безопасно ездить. Конечно, внешне бросался в глаза эффектный трайк. Тем более, что его аналог на прошлогоднем БМШ получил первый приз. Думаю, он мог бы победить, если бы больше внимания уделил аккуратности и отделке. Новую идею продемонстрировал Антон Скрипка — его банальный мокик Honda Lead претерпел незначительные доработки, тем не менее, очень привлекает желание молодого конструктора сделать что-то не просто новое, но и оригинальное. Аудиосистема с усилителем и четырьмя колонками звучит достойно, и сам факт установки «музыки» на подобное средство передвижения не просто интересен, а практичен. Мокик занял пятое место, но его создатель наверняка на достигнутом не остановится, и мы его еще увидим на БМШ.
АВТОЗВУК
Вячеслав СТАРЦЕВ, председатель судейской коллегии, журналист «А+С»: — Все, кто участвовал в номинации «Лучший автозвук» на прошлогоднем БМШ, сегодня уже были хорошо осведомлены о правилах судейства. О том, в частности, что на итоговый балл никоим образом не влияют размер и количество динамиков, россыпи усилителей и гроздья мониторов – основным критерием оценки стало качество звучания. Что и нашло свое отражение в судейских протоколах, за основу которых были взяты в несколько раз «уменьшенные» документы ЕММА. Так, протоколы БМШ лишились оценок по наиболее «продвинутым» параметрам, оставив это для официальных соревнований по автозвуку. Между тем, основные требования, как и пропорциональное соотношение между пунктами «инсталляция» и «качество звучания», остались нетронутыми. Надо сказать, общее впечатление от подготовки участников сложилось благоприятное – налицо если и не рывок на качественно иной уровень, то заметное движение вперед. Например, оставшись в рамках «дискотеки на колесах», Вячеслав Бирюков серьезно переработал музыкальную составляющую салона своей Toyota Dyna – теперь автомобиль звучит на порядок качественнее прошлогодних показателей, и только отсутствие тонкой настройки компонентов вкупе с не самой удачной конфигурацией пространства (грузовик все-таки) не позволили ему получить более высокие оценки. Но путь верный, и движение по нему обязательно приведет на подиум. Теперь несколько слов о победителе, ангарчанине Александре Холоде и его Toyota Progres. Понятно, что качественный звук редко сочетается с обилием внешнего декора, нет его и в этом автомобиле. Более того, инсталляция здесь максимально приближена к Stock – иными словами, салон Progres по большей части остался в первозданном виде, что считается высшим пилотажем в мире car audio. Но как ЭТО звучит! Независимо от жанра и громкости. Евгений Коробейников, фирма ТРЭК-Авто, Ангарск: — Общий уровень участников заметно вырос по сравнению с прошлым годом. Но одновременно с этим сократилось их количество, что одновременно радует и печалит. Радует, потому что участники стали трезво оценивать возможности своей аудиосистемы и понимать, что термин «качество звучания» имеет мало общего с гроханьем сабвуферов. А печалит, потому что переход количества в качество еще раз подтверждает – серьезное car audio никогда не станет массовым. А среди по-настоящему аудиофильских машин отмечу красноярскую Subaru Impreza WRX STi – чувствуется высокий класс инсталляции и грамотный подбор компонентов. Аркадий Цареградцев, владелец Impreza, убеждал меня в «заточенности» car audio на воспроизведение электронной музыки – охотно верю, но качественно отстроенная аудиосистема должна одинаково легко справляться с любым жанром. Победитель, Александр Холод, тоже не без греха – небрежность в подключении силовых проводов к АКБ, небольшой дисбаланс подиумов и передних стоек крыши с цветом обивки салона. Но в салоне Progres музыку хочется СЛУШАТЬ, а не размышлять о том, какой именно балл за тот или иной параметр придется выставить. Автомаркет+Спорт № 21/2008 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||