Репортаж о БайкалМоторШоу-2008
Просмотров: 4390
1 Января 2008

ПОСЛЕ БАЛА...



















БайкалМоторШоу - 2008

Отшумело, отгремело… БайкалМоторШоу-2008 стало достоянием истории. Можно подвести итоги. С помощью читателей и зрителей, конечно. Потому как мы — два десятка сотрудников Издательского дома «Автомаркет» в этот день не журналисты, рекламные менеджеры или дизайнеры, а — продюсеры, промоутеры, судьи, охранники, контролеры, ведущие и еще много кто. БМШ мы смотрим позже — в видеофильмах, профессиональных и любительских, на фото (основную фотосессию делал фрилансер), в телесюжетах, в репортажах наших коллег из других изданий. И удивляемся — как все было интересно, а мы этого не видели… Перед вами коллективный репортаж, сделанный журналистами «Автомаркета». А в следующем номере о БМШ расскажут зрители.

I have a dream

У меня есть мечта. Встать в солнечный (неизменно солнечный — вот уже четыре года подряд) субботний день часиков в 10 утра (а не соскакивать на рассвете, как ужаленный, после бессонной ночи). Не спеша выпить чашечку кофе (а не заталкивать в себя на ходу бутерброд), заказать такси (с парковкой в этот день будут большие проблемы, да и вообще в эту субботу все должно быть только для меня), приехать к самому открытию БМШ — пока народу будет не слишком много, и начать наслаждаться лучшими автомобилями Сибири. Спокойно поговорить с владельцами, по возможности запечатлеть что-то на память, обойти все конкурсы, шоу и сценические площадки. Посидеть-передохнуть на трибуне — пожмуриться на солнышко. Поразмышлять, кому отдать свой голос, и отправиться на второй круг — проголосовать и увидеть еще что-то важное, чего не заметил в первый раз. И тут — обязательно встретить друзей, которых не видел лет 20 (а где же их еще встречать — если не на БМШ), и пойти в один из многочисленных ресторанчиков в центре Иркутска. В этот день я позволю себе нарушить «сухой закон» — выпью пару-другую кружечек своего любимого «Крушовице». Мы будем долго-долго говорить обо всем подряд — о том, как неожиданно «Зенит» победил в Лиге чемпионов, смогут ли завтра наши в пятый раз подряд обыграть Канаду в финале Чемпионата мира по хоккею, о том, что лучше — когда цена на нефть растет или падает. И, конечно же, о БМШ. А ближе к вечеру мы — уже компанией — снова отправимся на «Труд», чтобы смотреть финальную церемонию БайкалМоторШоу.

Но пока все по-другому. Потому что чуть более четырех лет назад, накануне 10-летия «Автомаркета», мне пришла в голову идея — а почему бы в честь этого не собрать в одном месте самые интересные и оригинальные модели города? Что из этого вышло — в очередной раз можно было видеть 17 мая на «Труде».

Помню, как-то читал интервью известного спортсмена (не помню кого), который на вопрос «что вас в жизни раздражает больше всего», ответил — банальные вопросы журналистов. Так вот, в последнюю субботу мне пришлось раздать три десятка интервью — в том числе федеральным каналам и изданиям, и в каждом неизменно присутствовало три вопроса. Первый — сколько автомобилей сейчас на стадионе? Но так ли это важно? Ведь количество автомобилей сдерживает только вместимость «Труда» (заявок было подано в два раза больше и, в очередной раз, пришлось проводить отборочный тур). Для нас важнее не количество (все же и 80 автомобилей внимательно осмотреть для большинства зрителей более чем достаточно), а качественный состав участников. Скажем, если на первом Фестивале тюнинга (тот, который проходил возле СибЭкспоЦентра) было в лучшем случае с пятерочку так называемых шоу-стопперов, то сейчас их добрая половина, если не две трети. А наши чемпионы? Помоему мнению (я его никому не навязываю), они бы не затерялись на российских и даже мировых тюнинг-шоу. Надеемся — в том, что тюнинг в регионе развивается такими темпами, есть частичка и наших трудов.

Второй вопрос от коллег — чем БМШ-2008 отличается от БМШ-2007? Частично я на него уже ответил. Плюс — впервые проводилось не одно, а сразу два шоу — на площадке перед Дворцом спорта прошла выставка дилерских машин. А вот далее не все однозначно. Как все помнят, прошлое БМШ стало по-настоящему региональным — тогда на «Труд» впервые приехал солидный состав из сопредельных территорий — Новосибирска, Красноярска, Читы. В этом году были все шансы, чтобы БМШ-2008 стал международным — проделана огромная работа по привлечению очень интересных участников из Казахстана. Но когда дело дошло до дороги в Иркутск, началась какая-то немыслимая полоса неприятностей (что для нас вообще-то нехарактерно — БМШ всегда сопутствовала удача). Сначала несколько машин выбыли из авантюры ехать в Сибирь (4000 км в одну сторону!) — кто сломался, у кого-то нашлись более важные дела, кто банально испугался. В понедельник, когда машины уже были погружены на автовоз, вдруг забастовал его водитель — давайте 50-процентную предоплату (все расходы по доставке машин взял на себя Оргкомитет). Сутки ушли на то, чтобы переправить деньги в Казахстан (другая страна, другая валюта). Поехали. Но не далеко. На российской границе автовоз встал намертво — в глухом таможенном терминале попросту не знали, как оформлять уже зарегистрированные автомобили при отсутствии владельцев (они добирались отдельно). Сутки ушли на переговоры и согласования. Шанс успеть еще был, но вдруг в Тулуне после неимоверной тряски по нашей «федералке» ломается крепление прицепа. Сварка в полевых условиях и дальнейшее движение «шепотом». Не помогло — перед самым Иркутском у автовоза «сложился» второй этаж…

Так бывает — не везет так не везет. В результате казахи заехали на стадион только в 8 вечера, когда уже были известны все победители БМШ (а шансы побороться за Гран-при у них были более чем весомые), и когда большая часть зрителей арену уже покинула. Самые стойкие — те, кто дождался и пришел на церемонию награждения, казахов увидели, но можно ли считать БМШ-2008 международным? Да, форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы), но все равно осталась горечь — как будто не удалось сделать что-то очень-очень важное. А самим казахам в Иркутске очень понравилось — они здесь «отжигали» двое суток по полной (на машинах, естественно). И клятвенно обещали на следующий год приехать в гостеприимный Иркутск как минимум за неделю.

Наши недостатки — продолжение наших достоинств. Сейчас на различных форумах в Интернет организаторов клянут, на чем свет стоит, в том, что на БМШ было много зрителей и к машинам не протолкнуться. Да, БМШ-2008 стало самым массовым мероприятием в Иркутской области за всю ее историю, если не считать советских демонстраций (но туда ходили, как известно, не по зову души и сердца). И кто мог предположить, что по сравнению с прошлым БМШ на «Труд» придет на треть больше зрителей? И хотя на любом международном автосалоне (по крайней мере, из тех, что входят в top-10) к автомобилям тоже не так-то просто пробиться, камни в сторону организаторов швыряются один за другим. Что ж, это наш крест — на всех не угодишь. Проще всего было бы сделать билеты по 500 руб. — наверняка у машин стало бы в три раза просторней. Но мы по этому пути не пойдем. Уже сейчас по горячим следам разработана программа, как эффективно повысить зрелищность экспонатов (стоит только корить себя — почему эти мысли не пришли раньше?). Да и вообще, идей, навеянных БМШ-2008, много. Так что до встречи через год.

Игорь ВЕРХОЗИН,

главный редактор

ИД «Автомаркет»

Когда начинается Праздник

Все закончилось в семь часов утра 17 мая 2008 года, когда вместе с первыми лучами солнца у ворот стадиона «Труд» появился первый участник БайкалМоторШоу-2008. Закончились суета и ожидание, находки и разочарования. Позади безразмерные дни и бессонные ночи, раскалившийся от непрерывной вереницы звонков телефон и казавшаяся бесконечной чехарда заявок, фотографий, газетных публикаций… И начался Праздник.

Оставалось и в самом деле немного — день простоять, да ночь продержаться. То есть в четвертый раз совместить в одном месте и в одно время веселое шоу и серьезный чемпионат с внушительным призовым фондом. Совместить так, чтобы получился Праздник.

Простояли. Выдержали. Сделали. И сегодня я вновь пожимаю плечами на вопрос: «А что было на БМШ?». Не знаю. В смысле, не знаком со всеми подробностями шоу-программы, не участвовал в многочисленных акциях и конкурсах, но с маниакальным упорством вновь и вновь продирался сквозь зрительские цунами, чтобы «послушать» претендентов на «Лучший автозвук» или оценить уровень инженерных вмешательств в подкапотном пространстве болидов. Или заменить под горлышко наполненную купонами для голосования канистру. Или… Впрочем, какая разница? Главное — Праздник.

И он состоялся, без всяких оговорок. Со дня первого Фестиваля Автотюнинга прошло всего чуть-чуть, а мы уже спокойно воспринимаем участие в БМШ болидов такого уровня, само существование которых четыре года назад казалось ненаучной фантастикой. Сквозь горнило предварительного отбора сегодня не проходят автомобили, которые на Первом Фестивале считались бы самыми крутыми шоу-стопперами. Растет уровень и общая культура тюнинга, все больше участников БМШ способны сделать честь многим подобным мероприятиям не только регионального или российского, но и международного уровня. Да, не все возможности пока воплощены «в железе», не все способности реализованы в полном объеме, не все таланты раскрыты в сумасшедших проектах, не все амбиции удовлетворены на гоночных трассах. И трасс-то никаких пока нет, но жажда скорости и стремление к индивидуальности по-прежнему заставляют нас переосмысливать исправно работающие механизмы, чтобы создать на их основе нечто беспрецедентное. Чтобы подарить людям Праздник.

Так что же в итоге? Праздник, которого не увидел? Ничего подобного! Может, я и впрямь не увидел шоу-программу, не отдохнул на трибунах и не запечатлел себя на фоне самых крутых экспонатов БМШ, но я не увидел хмурых лиц, не споткнулся о равнодушные взгляды и не услышал ни одного нелестного отзыва. А значит, Праздник состоялся! Когда-то местный, потом городской и региональный, а теперь Международный. Как будет дальше — не стоит гадать, очевидно лишь одно: двигаясь по возрастающей и стремительно меняя один качественный уровень на другой, БМШ (как и сам Тюнинг) не может и не должен останавливаться. Предел совершенства всегда будет где-то рядом, и каждый новый штрих в работе станет только полировать форму, бесконечно приближая ее к идеальной. Станет ли БМШ безупречным? Не знаю, но хочется к этому стремиться. Чтобы раз в год не видеть, но чувствовать Праздник…

Вячеслав Старцев

О субъективном

и объективном

Несомненно, все участники БМШ заслуживают наград, но дело в том, что в рамках такого события объективно оценить даже самых достойных не получается. Как, если для этого нужны и результаты «динамических» испытаний, и анализ жизнеспособности конструкции. По размеру бюджета тоже не судят, хотя построить достойный аппарат, понятно, без вливаний капиталов (кроме вложения собственных сил) невозможно. Если же судить по реальным «боевым» заслугам, то претендентов не так уж много, и они как бы наперед известны. Например, тот же Александр Пушкарь должен бы всегда брать Гран-при. Опять же, в этом случае из номинации «Инженерия» надо бы выделить отдельную номинацию «Спорт» или что-то в этом роде, поскольку понятие инженерия так или иначе касается большинства участников и прямо связана с личными способностями.

Так что выявление победителей все равно сводится к субъективным оценкам вроде «красоты инженерной или (и) дизайнерской мысли». Главное, подойти к этому не абстрактно, а со знанием конкретного дела, хотя бы теоретически. В общем, быть «прошаренным». А для этого надо не только давно и лично знать автора, быть его товарищем или даже другом, но и буквально прожить с ним весь период постройки машины. То есть быть в теме не только c технической стороны, но и моральной. Тогда можно определить всю глубину задуманного и полученного, хотя при этом кого из авторов вообще можно упрекнуть в несерьезности намерений? К сожалению, объять таким образом всех номинантов не представляется возможным. В результате многие оценки так и выглядят довольно абстрактными, на эмоциях. Кстати, зачастую успех машины зависит еще от умения автора подать ее должным образом, от умения рассказывать и убеждать. И все же, на подобных шоу основным мерилом работы становится, грубо говоря, количество любопытствующих и фотографирующих зрителей. В принципе, не ради этого ли все и затевается?

Василий ЛАРИН

Костюм на вырост

Ох, тяжеловато судить о том, каким же стало IV БайкалМоторШоу. Меня радует то, что оно стало-таки международным. Не упущу очередной возможности выразить нашим казахстанским гостям свое уважение и благодарность — за то, что, несмотря на все преграды, все же приехали и выступили на стадионе.

Да и вообще на все Шоу, так уж сложилось, пришлось посмотреть разными глазами — участников, организатора, зрителя, судьи, иностранных гостей. Быть может, поэтому впечатления остались сумбурные: с одной стороны — сильный, обновленный состав участников, в котором практически каждая машина является неповторимым шедевром, бешеная конкуренция, которая в сравнении с прошлым годом выросла в разы, измененная философия в отношении к БМШ самих участников, которые воспринимают Шоу как серьезное глобальное мероприятие, где есть возможность показать себя и доказать, кто ты. Это очень мощная энергетика Шоу. Город буквально жил этим событием за многие дни, а то и недели до БМШ, и продолжает жить до сих пор. Нечто большое, глобальное, неповторимое. Теплое отношение к иногородним гостям-участникам, которым, даже несмотря на большие трудности и фактически потраченные зря силы и время, все очень понравилось — они искренне хотят приехать в следующем году еще раз, учтя все огрехи нынешней не совсем удачной попытки.

Это и «выросшее» судейство. Пусть не идеальное, пусть с некоторыми оговорками, но все-таки.

Но с другой стороны: страшный сумбур, реально огромное количество народа на стадионе, низкая зрительская культура — желание потрогать, покрутить, пощупать, поцарапать, тяга к спиртному, которое умудрялись проносить даже через жесткие противоалкогольные кордоны на входе. Совершенно непонятная «безголовость» людей, лезших на стадион по световым вышкам. Общее бескультурие и банальная невоспитанность народа, который бросает бутылку от сока не в мусорную урну (или хотя бы рядом, чтобы легче было убрать), а прямо на дорожки, себе и другим под ноги. Вопрос о месте проведения встает с каждым годом все острее — БМШ растет, количество приобщающихся к автомобильному творчеству тоже, зрителей становится больше, а стадион, увы, остается прежним. Будем надеяться, что все эти мелочи разрешатся. Впереди год, а это значит, что у нас будет возможность в очередной раз сделать прорыв, и БМШ-2009 в лучших традициях станет интересней, масштабней, зажигательней. Предела росту у таких проектов не бывает.

Наталья Новикова

Пять мгновений БМШ

Идет десятый час утра. Три четверти автомобилей уже стоят на своих местах. Но делать фотографии пока рано — большинство участников наводят последний глянец на свои произведения технического искусства. Я пытаюсь вспомнить прошлый БМШ и неожиданно с удивлением и даже с ужасом понимаю, что ничего конкретного от прошлогоднего шоу в памяти не осталось — один сплошной калейдоскоп из людей и машин, вперемешку с судейскими организаторскими обязанностями. Неужели на сей раз будет то же самое? Чтобы не думать об этом, начинаю ловить в видоискатель фотоаппарата случайные кадры подготовки к шоу…

В начале двенадцатого дня проходит информация, что несколько человек попали на стадион без билета — залезли на одну из осветительных мачт и уже с нее перелезли на трибуны. Поднимаюсь наверх. Между мачтой и трибуной около двух метров, несколько электрических кабелей, и все это на высоте как минимум четвертого этажа. Кто как, но я бы не рискнул. Но спустя полтора часа я все же застаю очередную группу халявщиков. Неужели полторы сотни сэкономленных рублей для них дороже жизни?..

…Уже шестой час. Все еще ждем казахов. Наталья, курирующая их, готова по первому звонку сорваться встречать. Но вестей пока нет. В штабе председатели судейских коллегий подводят итоги. Уже как минимум двум участникам выдаем по третьей (!) канистре для голосования — первые две не могут вместить все отданные за них купоны. Заодно приходится проверять информацию о жульничестве — вроде бы не подтверждается, но осадочек остается…

Десятый час вечера. Церемония награждения в самом разгаре. Дикий звук колонок, и за сценой от звуковой вакханалии тоже не скрыться. Начинаю завидовать сидящим на трибунах, но уйти туда не могу — мой фотоаппарат с такого расстояния бесполезен. А народу в этот раз на порядок больше, чем в прошлом году, и, кажется, уже не совсем трезвого — державшийся весь день «фэйс-контроль» к вечеру, похоже, сдался. Нет, с пивом в руках по-прежнему не пускали, но процент прошедших на стадион на «автопилоте» стал в несколько раз выше. Или мне так показалось? Опять осадочек...

Шоу закончилось, на стадионе остались только организаторы и рабочие, снимающие баннеры и начавшие демонтировать сцену. Стоит выбор: ехать домой или с коллегами на автопати в Панораму? Понимаю, что домой в ближайший час я не попаду — после ухода такой толпы заказать такси нереально. Складываю в сумку фотоаппарат и туда же отправляю так и не пригодившуюся баночку энергетика — сегодня этой самой энергии было хоть отбавляй…

Алексей СТЕПАНОВ
Мнения читателей «Автомаркета» в следующем номере «А+С»

Автомаркет+Спорт №21/2008

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог