Долго культивируемый проспортивный имидж автомобилей Honda привел к тому, что в модельном ряду компании универсалы оказались фактически в опале. Cамая массовая модель компании — Civic — не имела грузо-пассажирской универсальной версии. Но имидж имиджем, а чтобы существовать, необходимо продавать больше автомобилей. А чтобы их продавать, необходимо удовлетворять запросы покупателей. А чтобы удовлетворять эти запросы, необходимо их знать. В девяностые годы маркетологи и инженеры Honda наконец-то задумались над этим вопросом.
|
Рестайлинговая Orthia сохранила прежний вид, но стала чуть более округлой, «мягкой» |
Итогом раздумий стало появление в модельном ряду (вопреки имиджу) парочки универсалов на платформе Civic: в феврале 1996 года компания выпустила в продажу Honda Orthia и почти одновременно с ним утилитарную грузо-пассажирскую версию модели под собственным именем Partner. Эта парочка, хоть и создана на платформе Civic, но с седанами и хэтчбеками не имеет ни одной общей кузовной детали. Даже двигатели здесь иные: 1.8-литровый B18B и 2.0-литровый B20B на седанах и хэтчбеках Civic не устанавливались. Плюс более крупные размеры, и универсалы у нас с компактными Civic уже не отождествляют. Правда, это относится только к комфортабельным Orthia. Утилитарный Partner с черными некрашенными бамперами, урезанными задними фонарями и аскетичным салоном все же больше похож на недорогие версии седанов. К тому же и линейка двигателей для Partner осталась сивиковская: 1.3-литровый D13B (91 л.с.), 1.5-литровый D15B (105 л.с.) и 1.6-литровый D16A (105 л.с.). Что интересно, универсалы оказались обделены знаменитой системой изменения фаз газораспределения VTEC. Но если 140-145 «лошадок» Orthia вполне достаточно для большинства владельцев, то вот Partner особыми динамическими качествами не отличается, а с 1.3-литровым двигателем и вовсе становится машиной медленной. Причем механическая коробка передач на 1.3-литровых авто не сильно исправляла ситуацию.
В 1998 году универсал на базе Civic появился и в Европе — под именем Honda Civic Aerodeck. Эта модель была создана на основе европейского пятидверного лифтбэка Civic, производилась в Великобритании, на свою историческую родину не поставлялась, и у нас, соответственно, абсолютно неизвестна. |
Одним из основных недостатков хондовских двигателей называют затрудненный холодный запуск. Знающие мастера на СТО говорят, что как минимум половина праворульных Honda страдает этой проблемой — машина наотрез отказывается заводиться уже при -10-150С. Одна из причин — Honda практически для каждого рынка сбыта предлагает особую настройку процессора и, к примеру, автомобиль для Японии может не иметь элементарного прогревочного режима с повышенными оборотами. Приходилось слышать и о температурном датчике во впускном тракте, который при -150С вообще блокировал любую попытку запуска двигателя! В результате проблему зимнего пуска приходится решать либо перепрограммированием процессора (что дорого и далеко не всегда возможно), либо установкой подогревателя (электрического либо автономного), либо разработкой и установкой особого устройства, принудительно увеличивающего, к примеру, время открытия форсунок при запуске. Ну и, конечно, на успех холодного запуска сильно влияет состояние двигателя и его остаточный ресурс.
|
Дерматин, «весла» стеклоподъемников, отсутствие тахометра, рычаг «механики» — это самый простой Partner |
Но прежде чем упоминать о ресурсе хондовских моторов вообще и моделей Orthia/Partner в частности, необходимо обратить внимание на то, что все эти двигатели «одноразовые» — то есть они не предполагают возможность ремонта (имеется в виду капитальный ремонт). Соответственно и ремонтных размеров, скажем, поршневых колец или вкладышей к этим двигателям не предусмотрено. Да, те же кольца в продаже можно найти (их стоимость примерно 2400 руб.), однако они будут только номинального размера. А если вам предложат ремонтный — лучше сразу уйти, поскольку эти детали не соответствуют требованиям фирмы и скорее навредят, чем помогут.
|
Открывающееся отдельно стекло багажника на универсалах такого класса вещь крайне редкая, если не эксклюзивная |
Что касается собственно ресурса, то здесь двигатели Honda, несмотря на мощностную отдачу выше среднего, демонстрируют почти феноменальную живучесть, превосходя в этом отношении даже Toyota! И причина этого кроется, скорее всего, в той самой высокой технологичности, которая восхищает и пугает одновременно: особые материалы, прецизионное изготовление и передовой конструктив в совокупности способствуют повышению ресурса. Но не зря было употреблено слово «почти»: дело в том, что благодаря более традиционным конструкции и материалам двигатели той же Toyota могут умирать не сразу, а постепенно, позволяя либо вдоволь накататься на остатках ресурса, либо успеть продать машину ничего не подозревающему покупателю практически без восстановительных или реанимационных работ. А вот Honda стареет гораздо быстрее, зачастую просто не оставляя владельцу времени на осмысление происходящего. И когда это случается, приходится менять либо отдельную деталь, либо сам узел или даже агрегат. Например, двигатель. Слава Богу, что особого их дефицита среди контрактных для Orthia/Partner не наблюдается, хотя найти мотор в хорошем состоянии не всегда просто. При этом разброс цен может быть неслабый: к примеру, стоимость 2,0-литрового контрактного B20B колеблется от 20000 до 38000 руб.! Само собой, что в первую очередь смотреть необходимо не на ценник, а на сам мотор, а точнее — внутрь, поскольку, к примеру, стенки цилиндров в результате длительного или не очень простоя/пролежки на складе могут элементарно покрыться налетом ржавчины, что для мотора Honda может обернуться «коррозией ресурса». Так что лучше всего выбирать тот двигатель, который прибыл с заглушками на всех открытых патрубках, штуцерах и воздуховодах (а такое, как и пресловутую ржавчину в цилиндрах, доводилось видеть лично).
|
Багажник Partner очень большой и легкомоющийся |
Примерно теми же словами можно охарактеризовать трансмиссионные агрегаты Honda: их ресурс также достаточно высок. Но только при условии применения качественных смазочных жидкостей и своевременной их замены. А поскольку «автоматы» Orthia/Partner базируются на вальных конструкциях (почти как в «механике»), то и жидкость требуется особая. Причем жидкость дорогая: ATF Z1, к примеру, стоит 2320 руб. за 4-литровую канистру, а при замене требуется как минимум две канистры! Хорошо хоть, что эта замена нужна не через 30000 км (как у ATF Toyota Type-T), а через 60000.
С системой DPS (Dual Pump System) на полноприводных версиях Orthia/Partner стоит быть внимательнее: ее ресурс предполагается на уровне 150000 км. А дальше как повезет: если полным приводом не злоупотребляли, то и к концу второй сотни километров пробега она будет еще вполне работоспособной. Главное — четко осознавать, что полный привод на легковом универсале Honda поможет при движении по скользкой дороге, но никак не при буксовании в грязи. К тому же полноприводным машинам противопоказана буксировка методом частичной погрузки. Ну а к переднеприводным авто, при условии контроля состояния пыльников ШРУСов, вообще никаких претензий не должно возникнуть.
Стоимость некоторых расходных материалов (руб.) для универсалов Honda Orthia/Partner |
Ремень ГРМ | Partner — 1500, Orthia — 1700 |
Воздушный фильтр | Partner — 300 (Корея), Orthia — 550 (Корея), 1050 (Япония) |
Масляный фильтр | Partner/Orthia — 173 (Корея), 555 (Япония) |
Тормозные колодки | передние: Partner — 1100 (Lucas), Orthia — 1200 (Lucas), 1300 (Nisshinbo); |
| задние: Partner — 1100 (Blue Print), Orthia — 600 (JFBC) |
|
Самый скромный 1.3-литровый D13B, вопреки ожиданию, под капотом не потерялся |
Только добрые слова довелось услышать и про подвеску Orthia/Partner. Простой ее не назовешь, соответственно и ремонт обойдется дороже, чем для стоечных Toyota. Неудобства могут вызвать верхние шаровые опоры, которые фирма поставляет только в сборе с рычагами. Да еще в задней подвеске есть один большой сайлент-блок, также время от времени требующий замены. Но необходимость ремонта подвески у Orthia/Partner в сравнении с конкурирующими моделями Toyota при прочих равных условиях возникает как минимум не чаще, а скорее всего — заметно реже.
В целом же опрошенные нами механики не смогли назвать каких-то откровенно слабых или неудачных технических решений в конструкции этих моделей. Но владельцы Honda вообще и Orthia/Partner в частности отмечают более высокую стоимость запчастей на эти машины. Цены в среднем на 20-30% (а то и на 100%) выше, чем на з/ч для других япономарок. К примеру, тормозной шланг на Partner может обойтись в 1500 руб, а б/у стартер для D15B — до 5000 руб., то же и в отношении оптики: если задний фонарь (около 1500 руб. для Partner и 1600 для Orthia) еще не слишком дорог, то вот за фару придется выложить 5500-6000 руб. Даже лобовое стекло обойдется в 2400-2500 (с заменой) — что на тысячу дороже стекла на внедорожник Nissan Patrol! При этом многих запчастей нет в наличии и их приобретение возможно только через заказ: например, в ТЦ «Автоград» мы с трудом смогли найти амортизаторы для Orthia (Kayaba по 2900-1600 за передний-задний соответственно, и 2500-2650 за Bilstein).
На сегодняшний день наиболее популярной является модель Partner. На авторынке в РабоЧем эти универсалы 1998-2000 годов выпуска предлагаются по ценам $6000-7200. Более свежие модели 2001 года пока редкость и стоят, соответственно чуть дороже (до $7500). При этом подавляющее большинство машин предлагается с 1.5-литровыми двигателями и передним приводом. Полноприводных 1.6-литровых Partner меньше, а с 1.3-литровым двигателем и вовсе считанные единицы.
Orthia, в силу своей лучшей оснащенности и тяговой вооруженности, соответственно дороже: беспробежные экземпляры стоят от $7900 за 1998 год. Можно встретить авто 1996 года, заявляемое как «конструктор» (около $7000), но в этом случае необходимо внимательно осматривать выбранное авто, поскольку этот год может скрывать как большой пробег, так и российскую эксплуатацию (что при хорошем отношении к машине прежнего владельца еще не есть недостаток). Модели второй половины 1999 и 2000 годов, отличающиеся измененной внешностью, вряд ли встретятся дешевле $9000. Но в целом универсалов Orthia в продаже не слишком много, из-за чего влияния на стоимость авто объема двигателя (1.8-2.0 литра) или типа привода (передний-полный) отследить не получилось. Но, по крайней мере, в Японии полноприводные Honda заметно дороже переднеприводных аналогов. |
|
Масляные фильтры для Honda: справа VIC, слева оригинальный — почувствуйте разницу |
Но вот что интересно: несмотря на то что большинство запчастей для Honda либо дороже деталей для других японских авто, либо их необходимо заказывать, несмотря на большую трудоемкость ремонта, сложности с зимней эксплуатацией, более дорогое обслуживание и далеко не демпинговую стоимость этих автомобилей вообще, хондовских универсалов на наших дорогах становится все больше. Почему? Тот, кто ездил на Honda, знает, что даже 1.3-литровый Partner по динамическим качествам совсем немного уступает 1.5-литровым универсалам Toyota Corolla. А 2.0-литровая Orthia по объему и мощности двигателя, а равно как и по вместимости салона, конкурирует уже не с Corolla/Carib, а с более крупной Caldina. Упругая и жесткая подвеска Honda способствует более отточенным характеристикам управляемости. Причем в отличие от рессорных грузо-пассажирских Toyota, Honda Partner имеет независимую пружинную подвеску сзади и более дружелюбный для пассажиров задний диван. А Orthia отличается еще и такой приятной мелочью, как открывающееся отдельно стекло багажной двери.
|
Orthia c 1.8-литровым B18B встречается гораздо реже 2.0-литровых версий |
Кстати, история этой парочки до сих пор не закончена: комфортабельная Orthia в 2002 году была снята с производства, а вот утилитарный Partner производится до сих пор. Правда, в единственной, максимально упрощенной комплектации, и только с двумя двигателями: 1.5-литровый D15B с передним приводом и 1.6-литровый D16A в полноприводном варианте. Видимо, эта модель действительно неплохая, если даже в Японии смогла десять лет продержаться на конвейере!
P.S. Буквально три дня назад в Японии все-таки продемонстрировали второе поколение модели Partner...
Алексей СТЕПАНОВ Консультации при подготовке материала: «H-Моторс-Иркутск», СТО «Диалан» и «Технопарк».
Автомаркет+Спорт № 11
|