НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ-II
Совсем недавно, в «А+С» № 3 от 20 января, мы писали о проблеме, связанной с изменениями в Правилах Дорожного Движения, касающимися перевозки детей в автомобиле. Тогда основной упор мы сделали на вопросах логичности столь скоропалительных перемен в ПДД и на проблеме приобретения детских автокресел в магазинах Иркутска. Однако за два месяца ситуация изменилась.
|
Сесть на подушку без спинки совсем не сложно |
Прежде всего, стало легче приобрести эти самые кресла: во-первых, обнаружилось еще одно место в Иркутске, где есть неплохой выбор детских кресел — в ТЦ «4 сезона» (ул. Дзержинского, 23) сразу несколько павильонов предлагают автокресла, причем кое-где ассортимент весьма широк и превышает десяток наименований. Кроме того, наконец-то появились кресла и в ранее отмеченных магазинах «Малышок» в пос. Энергетиков и «Коляски» напротив к-т «Баргузин». Однако в 95% случаев то будут кресла, рассчитанные на маленьких детей до 2-3 лет. А как быть с детьми постарше?
|
Когда спинка на месте, 11-летнему подростку сидеть в кресле крайне неудобно |
Это один из камней преткновения для автовладельцев и один из «козырей» для тех, кто старается всеми правдами и неправдами добиться отмены нововведения вообще. Однако на самом деле проблема более чем надумана. Она в элементарной неосведомленности российских автовладельцев. Какие там автокресла, если подавляющее большинство из нас и штатными ремнями последний раз забыли, когда пользовались, а те немногие, кто их использует, не всегда представляют, для чего нужна, к примеру, регулировка диагональной лямки по высоте? Ну, а что касается автокресел, то, во-первых, все они делятся на 5 групп, каждая из которых рассчитана на ребенка определенного веса. Веса, а не возраста! Причем максимальный вес предусматривается до 36 кг, что в большинстве случаев соответствует 11-12-летнему возрасту! Стало быть, и для больших детей существуют специальные детские кресла. Но многие ли имеют представление о таких креслах, тем более видели их в продаже?
|
А вот 4-летний ребенок в детском автокресле и вовсе чувствует себя, как в салоне самолета первого класса |
Во время подготовки первого материала нам на глаза попался выпуск «Комсомольской правды» от 14 января 2006 года, где была статья, также посвященная проблеме детских кресел. И среди прочего журналисты КП провели своего рода эксперимент: взяли детское кресло — Recaro стоимостью $500 и попробовали посадить в него 11-летнего мальчика. Результат оказался грустным: ребенок не смог нормально поместиться в кресле, установленном на заднем сиденье Audi 80, при этом ремень безопасности оказался коротким и не застегнулся. Естественно, зная и о специальных креслах «на вырост», и о том, что в той же Европе никаких сложностей по данному вопросу почему-то не возникает, мы решили провести собственный аналогичный эксперимент.
|
Кто сказал, что взрослеющих детей нельзя перевозить «по правилам»? Места в этом случае более чем достаточно, сидеть не совсем привычно, но вполне удобно. Но главное — правильно расположенные ремни |
Мы приобрели в одном из магазинов Иркутска автомобильное кресло Cam Rally (Италия), рассчитанное на детей весом от 9 до 36 кг (так называемое универсальное, 1-2-3 группы). Особенность его в том, что в нем нет собственных ремней безопасности — ребенка удерживает штатный автомобильный ремень. Также у этого кресла съемная спинка, что как раз и позволяет разместиться (уже только на подушке) взрослому ребенку. Сама спинка отличается развитой боковой поддержкой (и одновременно дополнительной защитой) тела и головы. Кроме того, по бокам подушки есть два небольших, похожих на подлокотники, направляющих для ремня безопасности и проходящая через спинку дополнительная стропа, призванная правильно фиксировать диагональную лямку ремня относительно плеча ребенка. Судить об эффективности этой конструкции без специального краш-теста мы не можем, да и не в праве. Но одно точно: без кресла ребенок внутри автомобиля находится в большей опасности.
|
8-летний «киндер» также может обойтись одной лишь подушкой |
Прежде всего, мы проверили это кресло на 11-летнем школьнике (рост примерно 1.40 м, вес около 32 кг). На снимках видно, что в данном случае спинка достаточно сильно мешает подростку. Также не совсем понятно, нормально ли школьник уселся между двумя направляющими на подушке? Но после демонтажа спинки подросток без проблем (даже в осенней одежде) поместился как в самом кресле (то есть на подушке), так и в салоне далеко не самого крупного японского универсала Toyota Carib. При этом длины штатного ремня безопасности хватило с запасом, нижняя лямка не давила на живот, а диагональная даже без дополнительной фиксации проходила как раз по плечу. Наверняка в этом случае юный пассажир будет защищен с наиболее возможной эффективностью.
|
Обратите внимание, как защищена голова ребенка с боков |
Потом то же самое мы повторили с 8-летним ребенком. Как и в предыдущем случае, пришлось демонтировать спинку, после чего также никаких проблем с размещением и фиксацией ребенка ремнями не возникло.
Наконец, в кресло посадили 4-летнего малыша, весом 16 кг и ростом около метра. На этот раз без спинки уже не обойтись. Вдобавок, после застегивания ремня безопасности необходимо еще и дополнительную стропу кресла зацепить за диагональную лямку штатного ремня. Но в итоге, высказывающий в первые минуты недовольство малыш быстро оценил все удобства, которые предоставляет ему специальное кресло, и перестал возражать не только против самого кресла, но и против ремня безопасности, который не давал ему возможности вставать в машине! Мало того, развитая боковая поддержка тела и головы, из-за которой спинка мешала взрослым детям, позволила малышу даже заснуть в машине, не заваливаясь на бок!
|
Одна лямка под направляющей, другая поверх — и никаких проблем |
Однако есть у детского автокресла и недостатки. Какие? Во-первых, тратится лишних 20-30 секунд при посадке (именно столько необходимо, чтобы помочь ребенку сесть в кресло и правильно пристегнуть его). Кроме того, если вы не возите ребенка с собой постоянно, то кресло приходится каждый раз заносить домой, что не всегда удобно — например, у нашего кресла вообще нет ручек для переноски! К тому же рядом с ним двум взрослым пассажирам нормально уже не сесть. Но все же удобство для ребенка, а главное, его безопасность, думаем, стоит родительских неудобств и всего 3000 руб. В конце концов, ради дополнительного комфорта для собственной персоны при покупке автомобиля тратятся куда более крупные суммы!
|
Диагональная лямка фиксируется с помощью дополнительной стропы |
Но проблемы все равно остаются. Во-первых, поправки к ПДД сформулированы таким образом, что позволяют перевозить детей сзади и без кресел — лишь бы ребенок был пристегнут. Многие автовладельцы ухватились за эту соломинку и стали пристегивать даже совсем маленьких детей, не задумываясь о том, что проходящая мимо лица и шеи ребенка диагональная лямка может в критической ситуации стать самой настоящей удавкой (штатные ремни безопасности автомобиля наиболее эффективны только при росте пассажира не менее 150 см). А во-вторых, наше «любимое» правительство издало-таки указ, вводящий годовую отсрочку на применение детских автокресел. Шаг, конечно, вынужденный, и остается только молить Бога, чтобы из-за этой отсрочки не пострадал ни один ребенок. Но самый главный вопрос: что дороже, безопасность ребенка или цена специального кресла — до сих пор так и остается открытым.
Алексей СТЕПАНОВ
Автомаркет+Спорт № 11
|