Март — самый благоприятный весенний месяц для путешествий по льду Байкала. В это время, как правило, устанавливается хорошая солнечная погода, становится тепло, можно подолгу неподвижно сидеть, греясь на солнце, у лунки с удочкой, или совершить увлекательное путешествие на автомобиле, велосипеде или лыжах к сверкающим ледяным наплескам на ольхонских мысах и сказочным гротам с феерическими сосульками. Все это ледяное убранство недолговечно и уже в начале апреля от активного весеннего солнца потускнеет и потеряет свою привлекательность. Осталось всего несколько недель, чтобы успеть насладиться уходящей красотой зимнего Байкала. Самый простой и безопасный вариант — воскресное путешествие на автомобиле на остров Ольхон через официальную зимнюю переправу.
ИЗ ИРКУТСКА НА ОЛЬХОН
|
Усадьба Никиты Бенчарова |
В выходные на льду Малого Моря можно увидеть сотни автомобилей рыбаков, которые образуют живописные лагеря — рыбацкие «камчатки». Кроме рыбаков на льду в марте можно встретить туристов, именно в этот месяц большинство из них устремляется покорять ледовые просторы Байкала, пересекая всю его акваторию вдоль берегов.
От Иркутска до Хужира, центрального поселка на острове Ольхон — 293 км. Время в пути — 3-3,5 часа. Дорога хорошая, большая ее часть покрыта новым асфальтом, а участки с гравием в это время года закатаны снегом и проходятся на большой скорости даже на легковых автомобилях. Как правило, из Иркутска до Еланцов едут без остановок. По дороге рекомендуется сделать остановку для обеда в кафе «Бригантина» (пос. Петрово, в нескольких километрах перед Еланцами). Оно выгодно отличается от других точек быстрого питания вкусными блюдами и традиционными ароматными бурятскими позами и чебуреками, которые можно здесь упаковать в специальные контейнеры и взять с собой в дорогу.
|
Лучше заправиться на въезде в Еланцы. В МРС есть также бензозаправочная станция, но лучше не оставлять дозаправку на самый последний момент. На Ольхоне восполнить запасы топлива уже негде.
От Еланцов до берега Малого Моря ехать всего около 30 минут (45 км). Дорога проходит по Тажеранской степи, примечательным местом будет группа Тажеранских озер (93-95 км), мимо которых идет асфальтированное шоссе. При свежевыпавшем снеге этот пейзаж похож на северную Аляску — такой же простор и великолепная дорога, уходящая за горизонт. Кроме новой автострады, год назад вдоль трассы появились столбы электрической линии. Теперь электричество подается по ним и по подводному кабелю через пролив Ольхонские ворота на остров, и все туристические базы теперь имеют круглосуточное освещение.
|
Усадьба Сергеича |
На 113 км у дороги есть развилка — поворот налево ведет на дорогу по берегу Малого Моря в пос. Онгурен, направо — к пос. МРС. Ледовая переправа в этом году сделана поперек Малого Моря и начинается сразу за дельтой реки Сарма. Участок от развилки до дельты реки и начала ледовой переправы наиболее неровен, здесь узкая гравийка с несколькими крутыми спусками и подъемами, но она также легко проходится на легковых иномарках. После подъема от залива Мухор с горы открывается замечательная панорама на Малое Море. Можно свернуть на край горы, чтобы полюбоваться пейзажами.
К ледовой переправе надо ехать по указателям — ее видно по вмороженным вешкам на льду. Два ряда вешек — для двухрядного движения в противоположных направлениях, чтобы развести встречные машины на скользком льду. Наиболее надежными являются официальные ледовые переправы, отмеченные дорожными знаками и вешками, но даже на них следует проявлять внимание и стараться проезжать по льду в светлое время суток. Такие переправы безопасны: толщину льда здесь систематически проверяют, а торосы и надувы снега очищают бульдозером.
|
По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом, при замерзании озера менее прочный, чем однородный и монолитный. Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра — груженый вагон.
Официальная переправа проложена, минуя становые трещины. Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров в стороне от ледовой переправы. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически сужаясь или расширяясь. О существовании трещин и пропарин на льду, крайне опасных для автомобилей, не надо забывать, если ехать самостоятельно, без маркированных дорог. В конце марта, когда начинает пригревать солнце, опасно близко подъезжать к скалам, около которых таяние происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. У выступающих мысов чаще встречается колкий лед и незамерзающие трещины. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него рядом с берегом видны камешки на дне, а ходить по нему, чтобы не упасть, лучше скользящим шагом, не отрывая подошв ото льда.
К тому, что обычно берут с собой автомобилисты летом, рекомендуется добавить пешню для проверки толщины льда в трещинах, унты или валенки, теплую шубу, лопату, спички, фонарик, запасную канистру с бензином, буксировочный трос, термос с горячим чаем, бензиновый примус или портативную газовую печку, наконец, солнцезащитные очки, крем от загара и даже компас, чтобы не заблудиться в арктической мгле. Все это может оказаться полезным.
ЭКСКУРСИЯ ПО ЛЬДУ НА МЫС САГАН-ХУШУН
|
Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на скалах достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Одним из наиболее значимых и красивых подобных мест является мыс Саган-Хушун на севере Ольхона.
Ехать к нему придется по не наезженному следу и в конце пути по дороге без вешек. Отличие дорог по льду — плотные надувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. Ехать быстро весьма опасно, можно даже перевернуться после такого снежного трамплина. А если зазеваться и потерять скорость, в снегу вполне можно забуксовать даже с двумя включенными мостами. В этом году для «Экспедиции-Трофи» в сторону мыса Саган-Хушун была провешкована дорога, чего ранее никогда не делалось, и найти этот след сейчас легко. На пути две трещины, при пересечении которых надо быть особенно внимательным. Обязательно прежде убедитесь, что трещина скована льдом и не разошлась накануне. В целом ледовая дорога безопасна, и по ней ежедневно ездят местные рыбаки на автомобилях. Близко к Саган-Хушуну подъезжать не стоит. От него отходят две становые трещины, и рядом с выступающим мысом лед испещрен множеством мелких трещин. Лучше оставить машину на подъезде и прогуляться вдоль мыса пешком. Вот тут можно выиграть в автоматы и казино реальные деньги с выводом.
ПРОЖИВАНИЕ НА ОЛЬХОНЕ |
Место проживания | Телефон | Стоимость услуг |
УСАДЬБА НИКИТЫ БЕНЧАРОВА п. Хужир, ул. Кирпичная 8, E-mail: Nikita@olkhon.info | Моб. 8-9086-61-91-51 | От 600 с питанием. Аренда УАЗ до м. Хобой — 1000 или 350 с чел. 40-50 мест Баня — 200/час. Велосипед — 350/день |
УСАДЬБА СЕРГЕИЧА Леоненков Анатолий Сергеевич п. Хужир, ул. Пушкина 32, 14 мест — летом, 6 — зимой | Моб. 8-9027-61-33-38 | Проживание — от 550 с питанием. Баня — 250/час. Экскурсия на «Ниве» на Хобой — 1500. |
ТУРБАЗА «СОЛНЕЧНАЯ» Обогоев Валерий Владимирович п. Хужир, ул. Солнечная 14, E-mail: info-irk@yandex.ru. 20 домиков на 10 мест | 683-216, 389-103, 420-930 | 500-780 с питанием |
БАЗА ОТДЫХА «ШАМАНКА» Василенко Яков Андреевич п. Хужир, ул. Ворошилова, 25 E-mail: shamanka11@yandex.ru 60 мест | Моб. 8-9086-56-36-00 | От 500-1000 с 3-разовым питанием |
КЕМПИНГ ОТЕЛЬ «ОЛЬХОН» п. Хужир, ул. Байкальская, 64 28 мест — зимой (душ в номере), 92 места — летом | 208-673 | От 500 с завтраком |
Саган-Хушун (белый мыс) — чрезвычайно живописен, с тремя ярко выраженными пирамидальными скалами, протяженностью около километра, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого буровато-красными пятнами лишайника. Находится он в 4 км от северной оконечности острова. На уровне прибоя в скалах Саган-Хушун имеются многочисленные гроты, увешанные сосульками. Самый большой из них расположен под скалой Средний брат, севернее небольшой бухты, куда можно летом войти на катере. Сама бухта с отвесными мраморными стенами зимой представляет чарующее зрелище. Ледяные гроздья, причудливо свисающие со стен, напоминают восточную оранжерею орхидей, настолько ледяные украшения-наплески похожи на экзотические цветы. Грот рядом с бухтой в этом году полностью забило льдом. Если в прошлом году в него можно было войти пешком в полный рост, то в этом можно только проползти на животе.
Скалы Саган-Хушун внесены в список памятников природы Байкала. Это место выделяется среди монотонного побережья эффектными скалами пирамидальной формы, известными у местного населения под названием Три брата. Особенно величественны и красивы они в лучах заходящего солнца. Ледяные торосы со сколами бирюзового льда на фоне скал, густо покрытых красным лишайником, представляют незабываемое зрелище. После экскурсии на Саган-Хушун, даже после заката, можно в этот же день вернуться в Иркутск, затратив на всю поездку два воскресных дня, с одной ночевкой в Хужире.
Сергей ВОЛКОВ
Автомаркет+Спорт № 11/2006
|