Дуэль-тест. Ford Focus и Skoda Octavia Tour
Просмотров: 12675
29 Февраля 2008

РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ






















Ford Focus & Skoda Octavia Tour

Европейский гольф-класс нынче возмужал, повзрослел. Седаны здесь стали в порядке вещей. И спрос на такие автомобили только растет, а выбор становится разнообразней и, как это обычно бывает в таком случае, сложней. Вот и с открытием в Иркутске дилерского центра Skoda в данном классе стал законно доступен еще один представитель — модель Octavia.

Но дело в том, что официально доступными оказались сразу две модели Octavia. Современная, которую еще обозначают как серию А5, и предыдущая, получившая дополнительную приставку Tour. Конечно, прежняя Octavia за время своего производства периодически модернизировалась, однако в таком виде известна еще с 1998 года. То есть уже десять лет! Более того, великовозрастный предшественник, как обещается, будет выпускаться еще лет пять, не меньше.

Это своего рода прецедент. Но причина его на поверхности – в отличие от последователя, Octavia Tour позиционируется в меньшем ценовом диапазоне, начиная от 410 тысяч рублей (новая от 500 тысяч). И покупательский интерес в России к ней высок – по объемам продаж она опережает новую серию. А раз так, самое время понять – чем еще привлекательна Octavia Tour, кроме цены?

И сделать это лучше не в сравнении с новой Octavia, а с ее одноклассником примерно из той же ценовой категории, пусть и более свежим. Например, Ford Focus второго поколения, причем российской сборки. Почему бы и нет? К тому же эта модель, несмотря на свое появление в 2005 году, еще не попадала в сферу нашего подробного изучения, хотя на дорогах «второй» Focus — уже почти как «Жигули» в свое время.

Сошлись в цене

Да, в этой дуэли много условностей, начиная с типа кузова. Как известно, Octavia – это 5-дверный хэтчбек с профилем седана, а данный Focus – настоящий седан. К тому же дилер Skoda предоставил не совсем обычную версию: Octavia Tour WTS.

Уже в стандарте для Tour предусмотрены две подушки, ABS, гидроусилитель, электропакет с подогревом зеркал и форсунок омывателя, иммобилайзер, бортовой компьютер, противотуманки.

А в спорт-пакет WTS входит кожаный трехспицевый руль, спортивного профиля передние кресла, причем пассажирское также регулируются по высоте и поясничному подпору, интерьер в темной расцветке, включая потолок и оконные стойки, снаружи видоизмененные бамперы, задний спойлер и 16-дюймовые литые диски с низкопрофильными шинами. Надо сказать, штрихи эти для усиления внешности не слишком заметны. И правильно – как раз для Octavia было бы хуже «навесить» что-то крикливое. А так – утонченный стиль.

Кондиционера нет, нет и «музыки» – только аудиоподготовка, хотя из опций имеется подогрев передних кресел, подлокотник, дистанционный ключ и задние электростеклоподъемники (ничего не поделаешь, у европейцев в этом классе приходится заострять внимание и на таких мелочах). С учетом ничем не выдающегося 1,6-литрового 102-сильного двигателя и 5-ступенчатой «механики» такая Octavia Tour, выпускаемая в Чехии, стоит 529 тысяч рублей.

Привлеченный по случаю Focus стоит ненамного, но все же дешевле – 511 тысяч рублей. А что за эти деньги предлагает Ford of Europe, обосновавшийся на российской земле? Для начала надо заметить, что российские «Фокусы», предлагаемые от 335 тысяч рублей за простецкую «трехдверку» с двигателем 1,4 литра, в стандартной комплектации Ambiente беднее базовой Octavia Tour. Предусмотрена всего одна подушка безопасности, минимальный электропакет, гидроусилитель, иммобилайзер, аудиоподготовка, раздельно складываемая спинка дивана. Нет ни кондиционера, ни «туманок», ни бортового компьютера, ни даже ABS.

Но данный Focus далек от стандартного. Во-первых, он в более интересной версии Trend, которую также принято относить к «спортивной». Здесь кондиционер (без климат-контроля), «туманки», черная окантовка фар, кожаный трехспицевый руль, отделка хромом и алюминием, подлокотник.

Во-вторых, здесь хоть и не полный, но приличный по меркам «Ford Europe-Russian» опциональный пакет. Это фирменная, но обычная FM/CD-магнитола с шестью динамиками и без MP3, подушка для пассажира, ABS, задние электростеклоподъемники, а также, что интересно, электрогидроусилитель с возможностью его настройки через бортовой компьютер в трех режимах работы – Standart, Sport и Comfort. Есть также освещение зоны посадки фонарями, встроенными в корпуса наружных зеркал. Колеса стандартные.

Но интрига еще в том, что при адекватной для сравнительного анализа коробке (также 5-ступенчатая «механика») сей Focus имеет топовый для семейства бензиновый двигатель:

145-сильный объемом 2,0 литра. Более того, Octavia сзади комплектуется барабанными тормозами и полузависимой подвеской, а Focus щеголяет всеми дисковыми тормозами и задней многорычажкой.

Но тогда стоит отметить и геометрические особенности – Octavia Tour немного ниже и уже, чем Ford Focus II, и база меньше, но при этом она длиннее и заметно легче. В свое время Octavia, созданная тогда еще на перспективной платформе VW Golf IV, представлялась как «бонусный» задел на пути от сегмента С к старшему D. Сейчас этим удивить нельзя, однако за счет строгих пропорций и четко очерченных линий она еще не отстала от жизни, а идет по ней «классикой жанра».

А вот «второй» Focus как раз демонстрирует, к чему может привести вектор подобного развития. И дело не только в том, что неформальный наряд предшественника он вдруг резко поменял на более строгий костюмчик. Еще и в том, что сам кузов здесь ближе к «минивэновскому» – сравнительно высокий, с покатым укороченным капотом и сильно наклоненным лобовым стеклом. То есть Focus и скроен по моде, и смотрится для своего класса солидно, хотя такая «бочкообразная» стилистика для седана нравится далеко не всем, а высокая компоновка предполагает какие-то издержки по части управляемости и ездового комфорта.

Сказать, что в салоне Octavia витает какое-то особое, тем более «спортивное» настроение, нельзя. Конечно, графитовые оттенки, «карбоновые» панельки на консоли и тканевые вставки на дверях придают интерьеру благородство, но лаконичный дизайн, отсутствие ярких деталей, темный верх – все это выглядит не так спортивно, как мрачновато.

Кстати, у стандартного Focus интерьерчик тоже не ахти какой веселый, к тому же давит своей пластмассовостью. Однако в данной версии за счет «металлизированных» окантовок, более ухватистого и стильного руля, большого «экрана» интегрированной магнитолы, а также благодаря светлым потолку и стойкам, салон смотрится контрастно и в целом интересней. Нарядней. К тому же он здесь «поразмашистей», есть ощущение большего простора, что связанно именно с «вэнистой» компоновкой.

Разошлись в деталях

Но есть и другие нюансы. Верхняя часть передних панелей в обоих случаях из толстого мягкого пластика, но в Octavia он гладкий, почти «лайковый», приятный на вид и на ощупь, тогда как в Focus матовый и «пупырчатый» – предлагает живо вспомнить «730 дней в сапогах». Зато такой панцирь, кажется, хоть топчись по нему, никогда не повредится. А еще у Focus зазоры в местах сопряжения дверей и передней панели «светятся» слишком уж заметно.

Эргономика у них в целом удачная, и в чем-то схожая. Например, по принципу настройки климата – простые круглые рукоятки (кнопочно-дисплейные варианты как опция), и даже без «оцифрованной» температурной шкалы. Правда, у Skoda этот блок совсем прост: нет никакой индикации на температурной шкале, кроме синей и красной точки по краям, и всего четыре позиции воздухопотока. У Ford все же эти ручки информативней и функциональней: они крупней, температурная шкала разноцветная, а вариантов подачи воздуха аж целых шесть, плюс промежуточные! Но опять же усилие и звук при их вращении грубее.

Технические параметры участников (данные производителя)


Skoda Octavia TourFord Focus
Тип кузова5-дверн. хэтчбекседан

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

бензиновый с распределенным впрыском, Euro4

Рабочий объем, куб. см15951999
Кол-во и располож. цилиндров

4, рядное

Мощность, л.с. (кВт) при об/мин102 (75)/5600145 (107)/6000
Крутящий момент, Н.м при об/мин148/3800185/4500
Степень сжатия10,510,8

ТРАНСМИССИЯ

Коробка передач

механическая 5-ступенчатая

РАЗМЕРЫ, ОБЪЕМ, ВЕС

Длина/ширина/высота кузова, мм4507/1731/14314488/1840/1497
База, мм25122640
Колея спереди/сзади, мм1513/14941535/1530
Диаметр разворота, м10,810,4
Снаряженная масса, кг12051364
Полная масса, кг17901810
Объем топливного бака, л

55

ПОДВЕСКА

Передняя

McPherson, стабилизатор

Задняябалка, стабилизатормногорычажная, стабилизатор
Рулевое управлениереечное с ГУРреечное с ЭГУР

КОЛЕСА

Шины195/55 R16195/65 R15

ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Макс. скорость, км/час190210
Разгон до 100 км/час, сек11,89,3

РАСХОД ТОПЛИВА, л/100 км:

городской цикл9,99,8
загородный цикл5,55,4
смешанный цикл7,17,1
Топливо

Аи-95

У Tour WTS плотные и удобные передние кресла с отличной боковой поддержкой и расширенными возможностями по регулировке. У Focus сиденья «рыхлее» и не так хорошо облегают туловище, но сидеть в них тоже удобно. Профиль задних диванов очень похож и в целом комфортен, но у Focus как раз здесь имеются преимущества – запас по ширине, а также для ступней и колен немного больше, в том числе за счет большей базы и высоты сидений.

Кардинальные же отличия обнаружились в обустройстве «хозяйственной» части, то есть багажных отсеков. Не сразу можно поверить, что деловая с виду Octavia в мгновение ока превращается в заправского грузоперевозчика. Откидываешь большую дверь-крышку, и вот он, весь отсек как на ладони. Большой и глубокий. Такой, что на границе с салоном есть заметная ступенька. Наверное, запаска-докатка или нет вовсе? Есть, причем полноразмерное колесо! Доступ для погрузки-выгрузки великолепный, и что важно – колесные ниши очень компактные, почти не отнимают места, а если сложить спинки дивана, то Octavia становится до «неприличия» универсальным автомобилем. Если хочешь круто провести время вечером, то смело открывай сайт по ссылке и смотри жаркое порно летних женщин. Опытные зрелые дамы удовлетворят твои потребности и займутся горячим сексом у тебя на глазах!

На этом фоне «настоящий седан» Focus явно проигрывает по части удобства пользования багажником. Проем открывается довольно маленький, более того, глубина багажного отсека не велика, но это уже из-за искусственно поднятого пола, который съел литров пятьдесят от первоначального объема. Сей «акт вандализма» совершен ради упаковки полноразмерной запаски, как того требует российский рынок. Но ведь и в Octavia нормальное колесо! И еще не понятно – зачем тыльную сторону спинок дивана в Focus оставили металлической?

Что-то фордовцы явно перемудрили со святой для россиян частью. Однако и здесь не так уж плохо, и есть свои преимущества. Багажный отсек все равно достаточно большой, при этом с комфортной погрузочной высотой – во многих случаях это даже важнее, чем глубина. Под полом «компенсационный» лист пенопласта с ячейками, а сам пол получается вровень с салоном, если складывать спинки дивана. Кстати, складывать их проще, чем в Octavia. В том смысле, что достаточно утопить подголовники в спинку, тогда как в Skoda надо их вытаскивать и куда-то девать.

Без огня, но с достоинством

На ходу уже выяснилось, что выхлопная система в Octavia Tour WTS настроена, кажется, чуть боевитей, чем в обычных версиях. Поначалу «заводит», но быстро понимаешь, что «раскрутиться» не получится. Двигатель для своего объема выдает самую обывательскую мощность, однако выдает честно – дискомфортной нехватки сил, в принципе, нет ни в городе, ни на трассе, если ездить в нормальных для большинства людей режимах.

Тому объяснение, видимо, в эластичной характеристике и удачной согласованности с коробкой – уже с низов можно радоваться уверенному подхвату. Можно ездить и активно, тем более рычаг коробки работает легко, но долго выжимать из себя мощность двигатель не может – после 4500 он больше голосит, чем «везет».

Focus со своим арсеналом, конечно, понапористей, даже несмотря на больший вес. Об этом говорят цифры и подтверждают ощущения. Но здесь своеобразный характер динамики: где-то до 2500 оборотов мотор спокойный, как валенок, потом он вдохновенно пробуждается. Однако дальнейший «нажим» никакого развития этому вдохновению не приносит – уныло ровный «набор высоты», особенно на верхних передачах.

Уже к пяти тысячам это наскучивает, и невольно переключаешься, хотя в звуке фордовского двигателя дискомфортных нот не замечено. Наоборот, есть даже некоторый налет спортивной «злости». Ну а так, особо «горячей» жилы нет и у 2,0-литрового Focus. Скорее, своим запасом мощности он просто дает больше уверенности и возможности, да и то в основном в зоне средних оборотов.

По управляемости Octavia никаких сюрпризов не преподнесла — легкий руль обладает хорошей чувствительностью и приятной информативностью, хотя на трассе ему не хватает должной упругости в «нуле». И в повороты автомобиль входит без видимых кренов и сносов – все очень предсказуемо и удобно, несмотря на скручивающуюся балку сзади и зимние шины.

А по комфорту шасси «проспортивная» Octavia и вовсе удивила — при низкопрофильных покрышках почти ласково обтекает большинство дорожных изъянов, показывая образцовую для класса плавность хода. И против грубых колдобин есть запас энергоемкости, хотя в этом случае, а также на коротких волнах и глубоких ямках, кузов немного подбрасывает и качает. Но на хорошей трассе автомобиль устойчив, высокие скорости не напрягают.

У Focus шасси явно жестче и короткоходней, и поведение несколько другое. Седан почти не реагирует на всякую «мелочь», но довольно подробно повторяет дорожный профиль и не очень любит грубые колдобины, отзываясь на них хоть и глухо, но с заметным недовольным толчком. Зато ни «масса тела», ни высота кузова особо не сказываются на управляемости – реакции точны, крены незначительны, раскачек нет. И повороты Focus «пишет» четко, если делать скидку на присущий зимним шинам «увод».

Вообще, по стремлению к безопасной нейтральной поворачиваемости эти переднеприводные автомобили очень схожи. Однако разница в поведении и управляемости есть, и заметной она становится в более напряженных случаях. Когда задняя подвеска Focus с ее хваленым подруливающим эффектом на скорости реально работает! Ждешь, что нос машины сейчас «сорвется» и поплывет к обочине, но корма начинает «сама» поправлять траекторию даже без резкого сброса газа.

Если же явный перебор со скоростью, машину может понести наружу боком, как полноприводную. Тогда короткий «качок» рулем в сторону поворота, и траектория вновь восстановлена. Интересно! Иногда, с непривычки, активность задней подвески кажется излишней и даже неуместной, особенно при резких перестроениях, но потом «въезжаешь», и все становится не только прогнозируемо, но даже азартно.

В какой-то мере Focus, несмотря на некий налет «семейного консерватизма», можно признать драйверским автомобилем, на котором очень уверенно «стоишь» на прямой и приятно «зажигаешь» в поворотах! К тому же у него хорошо настроенные педали сцепления и тормоза, а руль налит «спортивной» упругостью даже в режиме Standart (в других лишь немного меняется усилие). При этом особой информативностью, к сожалению, он не обладает: есть в нем «зажатость», мешающая нормально чувствовать дорогу. Аналогично и рычаг КП – вроде бы короткие и четкие ходы, но какой-то законченности в настройке привода нет.

Octavia в таких ситуациях ведет себя спокойней, «расслабленней», но тоже весьма надежно. Если угодно, более азбучно, академично, или даже заурядно. И это тоже плюс, поскольку видно, что автомобиль до сих пор не просто выпускали, но и следили за его соответствием современным требованиям к ездовым параметрам.

Что касается акустического комфорта, то его в обоих случаях в основном определяли шипованые шины. И вот здесь неожиданный факт – Octavia, обутая в GY Ultra Grip Extreme, оказалась заметно тише, чем Focus на Michelin X-Ice North. И дело вряд ли только в шинах. Эти шиповки от Michelin считаются малошумными, но в салоне Focus, который неплохо изолирован от двигателя, низкочастотный «металлизированный» гул от шин оказался существенным. Тогда как в Octavia слышно только не слишком навязчивое их завывание. Вот вам и старый конь, что не портит борозды.

Василий Ларин
фото автора

Автомаркет+Спорт № 09/2008

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог