|
Мечта об этом путешествии зародилась 30 лет назад, когда для меня, простого мальчишки с рабочей окраины, яркой кометой на беспросветном фоне заводских труб и убогих хрущоб промелькнули «Лесси», «Скиппи» и «Флиппер» — сериалы об умных колли, кенгуру и дельфине. Это было похоже на сказку — неужели есть на свете континент, где всегда тепло, а люди и животные живут в полной гармонии с собой и окружающим миром? Сначала мечта была утопией, потом стала обретать более-менее реальные черты (помню, несколько лет назад я даже купил свой первый путеводитель по Австралии), но все время находились какие-то другие дела и маршруты. И вот прошлым летом, скучая на пляже в Анталии, я решил — сейчас или никогда. Позвонил своему давнему и проверенному дорогами многих стран товарищу, получил одобрение авантюры, и поездка по Австралии стала превращаться в реальность. Бросок через экватор В результате сбора первичной информации — Путеводители (рекомендую англоязычный Lonely Planet), отчеты в Интернет и предложения турфирм, было решено отправиться на Зеленый континент на 5 недель — за меньшее время увидеть тот минимум, что хотелось, никак не получалось. Да и этого оказалось мало — пришлось вырезать из маршрута всю Западную часть страны и остров Тасмания. Маршрут был составлен так, что большие расстояния внутри страны мы преодолевали на самолете, а средние — на автомобиле. Маршрут получился круговой — мы двигались по часовой стрелке — начальная точка (Сидней) находилась на юго-западе континента, а самая дальняя от места старта (Дарвин) — на северо-востоке. Всего за 5 недель только в Австралии нам предстояло проехать около 5000 и пролететь что-то в районе 10000 км, посетить с десяток городов, несколько природных парков, и совершить океанский круиз. Наверное, читателей интересует, в какую сумму обошлась такая поездка. Честно говоря, мне не хотелось бы называть цифры (да я принципиально не считал расходы). Но, поверьте, они вполне подъемные для многих, по крайней мере, для тех, кто может позволить купить новую иномарку, а таких людей, судя по статистике, в области многие тысячи. Путешествие в Австралию настолько нематериальная вещь, что здесь главное решить — нужно ли тебе это. Если да, то финансы проблемой не станут. Сильные мысли вообще имеют свойство материализовываться.
Как и не станет проблемой муссируемая, но немного преувеличенная проблема получения визы. По крайней мере, для нас это было чисто техническое мероприятие — бумаг в посольство хоть и требовалось много, но их вполне реально собрать в течение дня. На личное собеседование (теоретически оно предусматривается) нас не вызвали (в отличие от процедуры получения американской визы) — визу мы получили почти автоматически. Кстати, иркутянам до Австралии добраться куда проще, чем жителям европейской части страны. Москвичам приходится лететь кружными путями через Европу (правда, в этом году у «Трансаэро» впервые появился прямой рейс Москва-Сидней, но только временно и раз в неделю). От Иркутска до Сиднея «всего-то» 10000 км, а при хорошем раскладе добраться можно чуть более чем за сутки (до Усть-Илимска на поезде «пилить» и то дольше). Два с половиной часа ночного перелета до Пекина — это уже почти такой же знакомый маршрут, как трансфер до Малого моря. Потом пять часов ожидания утреннего рейса до Гонконга, снова два часа в воздухе, и вот уже в иллюминаторе город-небоскреб. В лучшем по итогам прошлого года аэропорту мира нам предстояло провести 8 часов. Аэропорт Гонконга, главная перевалочная база между Европой и Азией, поразил своими масштабами — терминал длиной, наверное, с километр, если не больше, стерильной чистотой, невероятным количеством самолетов (не только на земле, но и в воздухе) и всемирным смешением рас и народностей — просто-таки второй Вавилон, находящийся в состоянии перманентного человеческого обновления. Тут и случилось наше первое приключение — сначала мы растерялись, потом, блуждая в бесконечных переходах, я вышел на станцию метро, естественно, решил прокатиться и уехал неизвестно куда (и это без визы). Выбраться обратно оказалось заметно сложнее, но зато как быстро пролетело время… Но вот, наконец, мы в самолете, который берет курс на Сидней. Наше первое пересечение экватора мы проспали, зато почти не заметили 8 часов перелета и 7,5 тысячи километров под крылом. Австралия — самый маленький континент, но огромная страна. С той поры, как мы, судя по бортовому GPS-навигатору, «вторглись» в границы континента (то есть с северной оконечности), до того, пока не увидели под крылом бесконечные пригороды Сиднея, прошло 3,5 часа, и над страной мы летели более 3000 км. А с запада на восток расстояние еще больше — более 4000 км. По своей территории Австралия сопоставима с США, но при этом людей здесь живет в 16 раз меньше — около 18 миллионов — как в Московской области. Мы не только оказались в другом полушарии, но и попали из зимы в лето. В прямом календарном смысле этого слова — в январе в Австралии не только самая теплая (и даже жаркая) погода, но и самые длинные дни. В Сидней мы прилетели в 7 утра, потратив на дорогу 28 часов (обратный путь будет в 3 раза длиннее, но об этом позже), но солнце было уже достаточно высоко. Время сместилось на 3 часа назад (в самой Австралии оно будет меняться постоянно и совершенно неожиданно для нас). Таможенные формальности таковыми и оказались, и вот мы уже официально на территории Австралии. Пора обзавестись валютой. Готовясь к поездке, мы узнали, что менять наличные доллары США или евро крайне невыгодно — удерживаются большие комиссионные, поэтому в «кэше» держали только НЗ, зато обзавелись несколькими банковскими карточками. Забегая вперед, скажу — несмотря на то что снимали наличные и оплачивали покупки картами бесчисленное количество раз (это можно сделать везде, вплоть до такси), отказов было всего пара случаев (и тогда на помощь приходила резервная карта). Без банковских карт в Австралии просто не выжить — будут серьезные проблемы при заселении в отель, регистрации на авиарейс, или на заправке. Мгновенно проходит не только платеж, но и SMS-уведомление на мобильный телефон. Удивительно, как информация преодолевает расстояние в десятки тысяч километров за секунду, причем, даже если мы находились в самой настоящей глуши, в прямом смысле слова на краю света. Но мы отвлеклись. Пора начинать наше путешествие. Мегаполис и город-сад Путь от огромного международного аэропорта Сиднея (в прошлом году он стал героем всех мировых выпусков новостей, именно сюда прилетел первый рейс суперлайнера Airbus A380 Сингапур-Сидней) до отеля занял всего минут 20, за которые мы успели мило пообщаться с таксистом на традиционную тему «Как вы тут живете». И пошли пять наших дней в Сиднее.
Вообще, Сидней очень напоминает американские города — Даун-таун, состоящий из небоскребов, и бесконечные двухэтажные пригороды, растянувшиеся на 50 километров вдоль океана и Сиднейского залива, причудливо изрезавшего материк. Со своими 4 миллионами населения Сидней находится только в четвертой десятке крупнейших городов мира, но по площади — 2,5 тыс. кв. километров (в четыре раза больше Москвы) входит в пятерку самых больших в мире. Но это и один из чистейших городов планеты — как по содержанию воздуха, так и по полному отсутствию грязи. Даже если в городе идет ливень, потоки воды на асфальте абсолютно прозрачные — хоть пей. Машины чистые всегда, а белую одежду можно не менять неделю (по крайней мере, об этом пишут в блогах наши студенты) — она все равно будет чистой. Представьте: в Сиднее 5000 парков и скверов! Площадь Сиднея — серьезная проблема для австралийцев, которые предпочитают жить в городах не с такими колоссальными расстояниями. Хотя любой австралийский город по площади все по тем же причинам — огромное количество парков и большие жилые личные владения, каждое из которых тоже мини-парк — картошку на участке здесь никому выращивать в голову не придет — намного больше российских аналогов. Считается, что среднестатистический сиднеец по маршруту «дом-работа-дом» проезжает в неделю 500 км, тратит на дорогу 16 часов и на топливо 50 долларов. Может, поэтому население Сиднея «вымывается» эмигрантами из Юго-Восточной Азии — коренные австралийцы переезжают (менять место жительства здесь по нескольку раз — в порядке вещей) в более компактные города. Самое сильное впечатление первых дней в Сиднее это даже не потрясающее дружелюбие этого города (в глобальном смысле: к туристам, животным, природе…), а обилие азиатских лиц, отчего иногда кажется, что ты находишься где-нибудь в Шанхае или Сингапуре. Да и вообще, Сидней настолько многонациональный (и многоязычный) город, что в какой-нибудь большой компании здесь запросто могут работать люди более чем 100 национальностей. Австралия — страна эмигрантов, поэтому наше российское гражданство здесь не удивляло никого. Абсолютно — как не удивляетесь вы в Иркутске, скажем, человеку из Улан-Удэ. Главные достопримечательности Сиднея — Оперный театр и мост Харбор-Бридж. Первый в России хорошо известен, хотя бы потому, что недавно мелькал во время визита российского президента в Австралию (кстати, первого в истории наших стран). Сиднейская Опера официально признана одним из самых выдающихся архитектурных сооружений в мире (может, после этого здесь был поставлен спектакль «Восьмое чудо света»). Кажется, что театр здесь был всегда, настолько гармонично архитектору удалось вписать его в пейзаж Сиднейской бухты — но на самом деле открыли его только 25 лет назад. Крыша театра, выложенная из миллиона кафельных плиток, которые меняют цвет в зависимости от освещения, напоминает одновременно морские раковины или паруса корабля (автор проекта — датский архитектор Й. Уотсон говорил, что его вдохновила композиция из долек апельсина). Ну, можно еще найти аналогии с крыльями бабочки. Внешне многофункциональный театр кажется не слишком большим, но на самом деле он огромен — 1000 комнат, 5 театральных залов, два главных холла, бары, сувенирные магазины и самый пафосный в городе ресторан. Вокруг Оперного театра — средоточие сиднейской жизни. Причал Секьюлар-Куэй — один из транспортных центров города, отсюда отходят паромы в многочисленные пригороды, а это самый экономичный, а зачастую быстрый способ добраться до дома. Отсюда, по сути, начиналась современная Австралия — в январе 1788 здесь пришвартовалась Первая Флотилия с заключенными (страна начиналась как место ссылки британских каторжников), и еще долго пристань была связующим звеном между поселенцами и большим миром. Прошло более двух веков, но это место по-прежнему для австралийцев святое — здесь проводятся массовые гуляния во время национальных и новогодних праздников и знаменитые сиднейские салюты. Прямо напротив Оперы другое грандиозное архитектурное сооружение — мост Харбор-Бридж, о котором мы еще подробно поговорим. Днем Сиднейская гавань заполнена не только большими и маленькими кораблями, но и многочисленными яхтами и яхточками, что все вместе — бухта, Опера, мост — создает просто-таки нереально эстетически-завораживающий пейзаж. Устроившись поудобнее, здесь можно просто сидеть часами, наслаждаясь гармонией окружающего мира.
Секьюлар-Куэй — место, откуда начинается сиднейский Даун-таун, нашпигованный офисными и отельными высотками с редкими вкраплениями исторических зданий XIX века. Его можно было бы признать почти американским, если бы не несколько но. Во-первых, порядок улиц не такой строгий — «стриты» далеко не всегда идут параллельно друг другу, могут внезапно прерваться, сойтись под разными углами, а «блоки» (кварталы) довольно хаотичны. И все-таки заблудиться здесь сложно — и сам Даун-таун относительно небольшой, и улицы строятся не совсем уж бессистемно. Во-вторых, жизнь здесь не замирает (как, скажем в Детройте, Лос-Анджелесе и Чикаго) по вечерам и в выходные, благодаря многочисленным отелям, торговым центрам, сувенирным магазинчикам и бесчисленным барам и ресторанчикам (что-что, а посидеть-выпить австралийцы любят, причем до вечера это дело не оттягивают). Хотя к полуночи все стихает — ночная жизнь здесь уходит в подполье — австралийцы рано ложатся спать. И третье — центр Сиднея это не только бездушные небоскребы, но еще и небольшие скверы, и огромные парки с экзотической живностью (вплоть до летучих мышей), в которых запросто можно забыть, что находишься в центре самого большого на континенте мегаполиса. К Даун-тауну примыкает еще один культовый и еще более тусовочный район — раскинувшийся вдоль залива Дарлинг Харбор с пешеходно-тусовочной зоной, сотней баров и ресторанов, знаменитым океанариумом и морским музеем. Дарлинг Харбор стал еще и нашим местом обитания на эти пять дней — отель Ibis располагался прямо на берегу Сиднейского залива, недалеко от остановки монорельсового поезда. Расположение со всех сторон выгодное — примерно на равном удалении от всех основных достопримечательностей и рядом с остановкой туристического Sydney Explorer. Поездка на подобных автобусах — испытанный способ познакомиться с городом. Покупаешь билет на весь день и курсируешь по достопримечательностям. На любой остановке можно выйти, а потом сесть на следующий автобус. На одной из остановок случился забавный эпизод из цикла World is small (а вы в это не верите?). Мы были в Сиднее вот уже третий день и еще не слышали ни слова по-русски. И вдруг нежданно-негаданно встретили знакомого — партнера моего товарища по бизнесу, совершающего с женой свадебное путешествие. Причем он ждал тот же самый автобус и направлялся в ту же сторону, что и мы — на самый знаменитый сиднейский пляж Бонди-Бич!
В Сиднее только поначалу кажется, что для того, чтобы познакомиться со всеми его достопримечательностями, отпущенных пяти дней не хватит. На самом деле уже на четвертый день понимаешь, что обязательная программа вроде как уже и выполнена. Город ведь относительно молодой (нет и двух веков) и еще не успел обрасти историческими ценностями. Но в любом крупном городе всегда есть укромные уголки, почему-то не упоминающиеся в путеводителях, но достойные пристального внимания. Почти случайно рано утром мы забрели на сиднейский рыбный рынок — просто-таки царство деликатесов (хотя здесь они, возможно, таковыми и не являются). Для начала совершили чисто русский обряд — поедание черной икры ложками, после чего пошли дивиться ассортименту. Всевозможные виды креветок и устриц — от совсем мелких до гигантских, крабы, кальмары, осьминоги и лобстеры, устрицы, мидии, улитки. Многие — живые, так что выбор превращается в небольшой сердце- и пальцещипательный аттракцион. Рыба — форель, тунец, семга, палтус — живая, свежая, очищенная, всех цветов и оттенков, самых фантастических размеров, в аквариумах и пересыпанная мраморным льдом. Тут же многочисленные кафешки, где все это можно опробовать. Просто гастрономическое царство! Над землей, по воде и на поезде Транспортная система Сиднея своеобразна, как и все в этом городе (первая покупка, которую мы сделали — трехштырьковый адаптер для электросети). В центральной части всего одна современная магистраль — Кахилл, которая огибает Даун Таун, Секьюлар Куэй и выходит на Харбор-Бридж. Магистраль с одной стороны проходит через главные «иконы» Сиднея, с другой стороны почти незаметна, потому что находится либо ниже, либо выше уровня глаз. Только при выходе на эту магистраль есть двухуровневые развязки, но и они взгляд не режут. Большинство улиц в центральной части города — односторонние с 2-4 полосами движения (причем одна, а то и две, как правило, выделены исключительно под общественный транспорт), никаких широченных проспектов а`ля Москва. Почти на каждом перекрестке — светофорная система, отчего передвижение замедленное, даже несмотря на не слишком насыщенный трафик. Из-за проблем с парковкой (система подземных стоянок не так распространена, как в Европе, а на обочине парковочных мест просто нет) в центре доминируют таксисты. Система общественного транспорта развита настолько хорошо, что простые сиднейцы в Даун-таун и прилегающие районы (если нет места в подземном паркинге офисных центров) на личном автомобиле просто не суются. Кроме того, каждый из 400 сиднейских пригородов построен по принципу замкнутой и самодостаточной системы со всей необходимой инфраструктурой, поэтому если ты не работаешь в центре, вроде как и ехать сюда нет особой необходимости. Поэтому население Даун-тауна это в основном туристы (2,6 миллиона в год!), офисные клерки и разноликая, в основном азиатская, масса обслуживающего персонала.
В центре Сиднея нет ни одного подземного перехода при невероятном количестве регулируемых перекрестков, поэтому двигаться с традиционной пешеходной скоростью 5 км/час невозможно. Через каждую сотню метров приходится ожидать «зеленого человечка» (предварительно отжав кнопку на светофоре). Впрочем, переход на красный возможен и довольно распространен, благо, как уже говорилось, движение не слишком интенсивное. Метро (train) в Сиднее достаточно оригинальное — внешне это электрички, которые только в центре идут под землей. Трэйн — двухэтажный состав из 6-8 вагонов. Встречаются как поезда прежних поколений, своей громоздкостью напоминающие бронепоезд, так и вполне современные и эстетичные. Но в любом случае во всех трэйнах чисто, светло и комфортно, большинство пассажиров сидят в мягких креслах, а поезд идет почти бесшумно. Метро в Сиднее — единственное в стране. Станции, опять же в отличие от московских, достаточно примитивны, хотя чисты и функциональны. Линия трамвая всего одна и серьезной роли в жизни города не играет. Монорельс формально считается общественным транспортом (а таковых в мире единицы), но это больше туристическая фишка — маршрут кольцевой и проходит через центральную часть города, причем зачастую — прямо сквозь здания. Ну и, конечно, огромную роль в жизни города играет водный транспорт — разве что еще только в Венеции это едва ли не основной способ передвижения. Сидней разбросан по берегу Тихого океана и многочисленным бухтам Сиднейского залива, поэтому зачастую паром или водное такси являются оптимальным средством передвижения. Без бумажки ты — пешеход Жизнь в Сиднее была безмятежна (он почти официально признан самым дружелюбным городом мира), но на четвертый день мы устали и от многочисленных пешеходных прогулок (думаю, что в день мы наматывали километров по 20), и от достопримечательностей, да и просто от большого города. И самое главное — мы приехали в Австралию за приключениями, а разве могут они быть в заорганизованном мегаполисе? Но именно четвертый день приготовил нам самую большую неприятность, поставившую под вопрос выполнение дальнейшего плана поездки. Автомобиль нам в Сиднее был не нужен — как и во всем мире, машина в подобном мегаполисе — вещь непрактичная: проблемы с парковкой, навигацией и т.д. Но на следующий день нам предстояло отправиться в 1000-километровый пробег Сидней-Канберра-Мельбурн, и пора было обзавестись колесами. Насытившись рыбными деликатесами, мы взяли такси и попросили довезти нас до ближайшей прокатной фирмы. «Я знаю самую недорогую, братья», — сказал таксист-серб, признав в нас братьев-славян (сколько раз мы брали такси, столько поражались, с каких только частей света не бывают водители). И действительно, привез в фирму, где сутки аренды новенькой Toyota Corolla стоили всего $25. Мы уже предвкушали запланированную на этот день поездку в Голубые горы (одно из самых красивых мест в Австралии, расположенное в 90 км от центра), но выяснилось, что эта фирма не имеет филиалов, то есть сдавать автомобиль возможно только в Сиднее. Не беда — по соседству располагалось еще пять «рентакаров» с хорошо известными названиями — Hertz, Avis, Europcar… Нигде никаких очередей, полная парковка автомобилей. «Нам нужен автомобиль на 4 дня, с возвратом в аэропорту Мельбурна». «Никаких проблем, что будете брать?». Выбрали Holden Omega (по Австралии надо ездить на австралийском автомобиле, хотя в эпоху глобализации это весьма условно — посмотрите внимательно на модель). Правда, цена выросла примерно до $90/сутки, но у нас не было времени на поиски более доступного варианта — хотелось просто взять ключи и рвануть из этого доброжелательного, но уже поднадоевшего города — к более естественным красотам. Начали оформлять бумаги, и тут безмятежное выражение лица менеджера сменилось на недоумение при виде нашего водительского удостоверения (того, что в форме пластиковой карточки) — что это, мол, мы ему подсунули. Как так, по этим правам я получал машины, наверное, в двух десятках стран, в том числе и в такой пунктуальной, как США? Посчитав случившиеся недоразумением или прихотью данного конкретного менеджера, мы поспешили раскланяться и отправились в соседнее заведение. Но и там все снова повторилось. С таким же результатом мы обошли все ближайшие конторы — наши российские «полумеждународные» (часть записей выполнена на французском) права признавать никто не хотел. Шок, отчаяние — что же делать, ведь значительная часть нашего путешествия планировалась на автомобиле. Впрочем, выход нам подсказали там же, в прокатных конторах — нужно обратиться за помощью в местное РЭО, которое находилось в зоне пешеходной досягаемости. РЭО оказалось весьма респектабельным и малолюдным офисом. Местные товарищи буквально за минуты решали свои проблемы — получали номера и дубликаты документов, но в решении нашего вопроса в этой организации нам помочь отказали. Точнее, почти отказали. Толстый и улыбчивый служащий выдал нам координаты бюро, которое занимается переводом и заверением иностранных документов, и даже позвонил туда, чтобы добить нас окончательно — сегодня суббота, и фирма не работает. Это был удар — вместо Голубых гор еще день торчать в Сиднее. И главное — на завтра у нас забронирован отель в Канберре. Впрочем, главное правило наших поездок, благодаря чему они всегда были успешными — не паниковать и не раскисать, а из минусов извлекать плюсы. До Канберры (а это всего 300 км) мы вполне успешно доберемся на автобусе. А в столице, наверное, без труда решим все бюрократические вопросы, а может, и в прокатных конторах порядки там более либеральные. Центральная станция — железнодорожный вокзал и автостанция, находились буквально в нескольких сотнях метров от места нашего разочарования. Немного поплутав в сплетении переходов и эскалаторов, купили билеты на завтрашний утренний автобусный рейс в Канберру (был еще вариант поехать на поезде), уже почти весело пошутив, что сэкономили на дороге (билеты обошлись куда дешевле, чем аренда машины). А что делаем сегодня? А сегодня — день отдыха. И мы отправились в один из безмятежных баров на берегу Сиднейского залива. Рано утром мы уже ехали на большом комфортабельном автобусе в сторону австралийской столицы. До свидания, Сидней, мы провели здесь далеко не худшие пять дней своей жизни! Вернемся через месяц — когда полетим домой — так думали мы, а на самом деле все оказалось совсем по-другому. Но об этом — в следующую пятницу…
Продолжение следует
Часть втораяЧасть третьяЧасть четвертаяЧасть пятаяЧасть шестаяЧасть седьмаяЕфим Незванный
|
|