Недавно довелось быть в ГАИ. Почти случайно услышал, как девушка, оформлявшая документы молодому человеку, стоявшему передо мной, неожиданно произнесла вслух: «Тридцать три нарушения!». Это было сказано громко, с нескрываемым удивлением и обращено скорее не к клиенту, а к самой себе и капитану, сидевшему по соседству и выдававшему новые документы. Может быть, девушка и нарочно употребила известное число, неразрывно связанное со словом «несчастье», и реальное количество нарушений было меньше, но, во всяком случае, с моей стороны это не шутка, не преувеличение — за что купил, за то и продаю. «Тридцать три!» — именно так было сказано, и я склонен верить своим ушам, хотя такое количество нарушений само по себе способно заставить волосы встать дыбом. С интересом я наблюдал за тем, как они оба (девушка и молодой человек) смотрят друг на друга. Она — с насмешкой и любопытством, он — с еле уловимой тенью смущения. Неоплаченных штрафов, к его счастью, не оказалось. Впоследствии я рассказал об этом наблюдении одному своему знакомому, на что он, грустно усмехнувшись, заметил, что «таким» надо не новые права выдавать, а, по меньшей мере, колесовать, чтобы больше не появлялись на дорогах. Увы, остается засвидетельствовать, что вся нынешняя система наказаний за нарушения ПДД благоприятствует появлению таких «горе-водителей». Чтобы там ни говорили, а балльная система, которая существовала в советское время и была отменена в новейшие времена, имела эффект. Вспоминается хороший советский фильм «Инспектор ГАИ» (1982), где герой Сергея Никоненко отличался редкостной принципиальностью и ставил дырки в талоне всем, кто того заслуживал, будь то даже директор автосервиса (завидная должность в эпоху застоя). Понятно, человек прослыл дураком. А так как он оказался непреклонен в своем упорстве и тем самым опасен — последовали наезды, намеки, преследование родных и близких, естественно, понижение в должности, поскольку его начальство считало себя обязанным «сильным мира сего». Но инспектор так и не смог поступиться своим пониманием честности и справедливости. Именно таких принципиальных, которых немало и в нынешней ГИБДД, боялись бы современные нарушители. А так — чего опасаться? Ну, заплатишь штраф, зачастую копеечный. Заплатишь два. Три. Тридцать три... Не страшно. Вероятно, отменили баллы из-за того, что законом не предусмотрено двойное наказание. Но никто не подумал, что не наказание это — а единственно возможный способ лечения. Ситуацию можно сравнить с медициной. Когда у больного гангрена, и есть риск потерять конечность, ему могут вколоть несколько антибиотиков разного происхождения, в надежде, что какой-нибудь один победит патогенные бактерии — да, это серьезный удар по печени, могут быть разные последствия, но в данной ситуации не имеет значения. Только балльная система (или что-то ей подобное), на мой взгляд, заставит пересмотреть свое мировоззрение всех тех, кто привык откупаться взятками или штрафами, и навести, наконец, порядок на дорогах. Как вариант — засчитывать общее количество штрафов и наказывать за систематическое нарушение ПДД. Например, набрал за год десять штрафов — ставь машину на прикол. Если не умеешь ездить, не уважаешь никого на дороге — значит, недолго тебе оставаться безнаказанным. Похоже, что власти вместе с ГИБДД в последнее время призадумались и допускают возможность возврата учета баллов, как это делается во многих странах. И с этой мерой я бы согласился. Можно возразить, что введение баллов не напугает тех, кто имеет немало денег и связей. Как откупались, так и будут откупаться. Возможно, и так, но на подавляющее большинство нарушителей эта мера подействует отрезвляюще. Да и не стоит забывать, что связи рано или поздно заканчиваются, а принципиальность и честность никогда не считались пороком. Кирилл Юрченко
Автомаркет+Спорт № 07 | ||