Недавно мне довелось побывать в столице Китая —
Пекине. И как специалиста-дорожника, меня, прежде всего, интересовало
состояние транспортной сети города.
|
Движение по магистралям может достигать
нескольких полос |
Улично-дорожная сеть китайской столицы состоит из
дорог и улиц самого широкого назначения. Через город в разных
направлениях проходят скоростные автомагистрали, построенные по
последнему слову дорожного строительства с транспортными развязками в
двух-пяти уровнях. Значительная часть таких дорог проложена по
эстакадам. Вверху движется транспорт, внизу под эстакадами расположены
автостоянки. На выходах из города скоростные автомагистрали переходят в
платные дороги. Трехполосная дорога расширяется до 8 полос и упирается в
контрольно-пропускной пункт с 8-ю постами, на которых и взыскиваются
деньги за проезд. Сам процесс оплаты занимает несколько секунд, так что
очередей практически нет. Один километр проезда легкового автомобиля в
пересчете на рубли стоит примерно 2 руб., автобуса — 6 руб.
|
Стоянки такси разбросаны по всему городу |
В городе много широких транспортных магистралей с
регулированными перекрестками. Количество полос движения достигает пяти
в каждую сторону. Кроме того, рядом может быть проложена велосипедная
дорожка. Движение регулируется яркими светодиодными светофорами, которые
замыкаются на центральный пульт управления светофорами с системой
видеонаблюдения за дорогами.
|
Дороги в Пекин постоянно расширяются |
Дорожное покрытие, чистоту улиц и дорог можно назвать
почти идеальными. Автопарк Пекина составляют современные транспортные
средства. Большинство наиболее известных мировых автомобильных фирм
открыли в Китае свои совместные производства и сейчас, по оценкам
западных экспертов, страна является самым перспективным автомобильным
рынком на планете. Самые современные марки автомобилей рекламируются с
установленных на подиумах образцов в аэропортах, парках, супермаркетах.
Автомобили по местным меркам очень дорогие, к тому же при продаже
облагаются 100-процентным налогом. Тем не менее средний доход пекинцев в
500 долларов в месяц позволяет каждой третьей семье обзавестись
автомобилем.
|
В Пекине по-прежнему можно встретить
велорикшу |
Автомобилей с правым рулем замечено не было, хотя
Япония рядом. Нет и российских автомобилей, как будто нет общей границы
в 5 тыс. км.
Основу легкового автопарка составляют малолитражки. В
частности, из них в основном состоят такси. Проезд в пересчете на рубли
в такси стоит 4 рубля за 1 км, посадка около 10 рублей. Небольшую часть
парка такси составляют лимузины, проезд на которых соответственно
дороже. Никаких препирательств при посадке в такси нет, водитель везет
туда, куда скажет пассажир. Расчет строго по счетчику. Водитель от
пассажиров отделен решеткой.
|
Многоцелевое транспортное средство без
мотора |
Общественный транспорт составляют также автобусы и
троллейбусы. Трамваев и маршрутных такси нет. Автобусы есть различных
типов, в том числе двухэтажные. Двухэтажные автобусы есть и со спальными
местами для дальних маршрутов. В час пик при посадке на некоторые
маршруты наблюдается давка, причем наиболее ловкие проникают в автобус
через окна. Техническое состояние общественного транспорта оставляет
желать лучшего. Довольно типичная картина — заглохшее такси толкает
водитель, а пассажир рулит к обочине. Иногда такси ломается прямо на
стоянках.
|
Основа автопарка — малолитражки |
Обычных двухколесных мотоциклов мало. Гораздо больше
трехколесных. Велосипед по-прежнему играет важную роль в транспортном
сообщении. Около каждого предприятия или фирмы, офисного здания
организованы стоянки велосипедов от нескольких десятков до нескольких
тысяч. Велосипедные дорожки распространены, но есть не везде. Там, где
их нет, велосипедисты двигаются в общем транспортном потоке. При дожде
некоторые велосипедисты раскрывают над собой полог вроде палатки. Не
исчезли окончательно пока и велорикши. За небольшую плату на них можно
доехать в пределах местных улочек двум пассажирам. Есть и грузовые
велорикши, которые дежурят у магазинов. У них вместо кибитки для
пассажиров находится грузовая площадка.
|
Так выглядит парковка для велосипедов |
На 10 млн. жителей Пекина приходится два миллиона
автомобилей. Это относительно немного, но в совокупности с
многомиллионным количеством велосипедистов породило колоссальные
проблемы в движении транспорта. Днем по городу передвигаться еще можно,
несмотря на периодически возникающие транспортные заторы. Кошмар
начинается около 17.00, когда начинают пустеть велосипедные стоянки. Все
перекрестки со светофорным регулированием оказываются блокированными. В
помощь к светофорам на перекресток выставляется по нескольку
регулировщиков. Но и это не спасает, и на дорогах царит полнейший хаос.
Надо отдать должное водителям — они умудряются как-то передвигаться в
этих условиях и не давить велосипедистов и пешеходов. Иногда вечером,
примерно до 21.00, Пекин превращается в одну сплошную транспортную
пробку. Над городом стоит сплошной гул от автомобильных сигналов, так
как у водителей есть странная привычка подгонять впереди едущего
нажатием на клаксон.
Несмотря на трудности в организации движения
транспорта в Пекине, там есть немало интересных решений транспортных
проблем, которые можно применить и в условиях Иркутска.
|
КПП, на котором оплачивается выезд на
магистраль |
Так, например, получило широкое распространение
строительство надземных пешеходных переходов: их значительно больше, чем
подземных. Для нас — иркутян, надземные пешеходные переходы выглядят
непривычно. Но из-за того, что стоимость строительства их значительно
меньше, чем подземных, можно было бы приступить к их строительству и в
Иркутске.
Много лет в Иркутске предпринимаются безуспешные
попытки упорядочить переход улиц пешеходами. К примеру, устанавливаются
пешеходные ограждения вдоль тротуаров. Однако при этом остаются
неогороженными остановочные пункты общественного транспорта. В Пекине
пешеходные ограждения устанавливаются по середине проезжей части на
осевой линии. При этом улица перегораживается от перекрестка до
перекрестка, лазейки для пешеходов отсутствуют. Кроме того, достигается
экономия металла, так как ограждений требуется в 2 раза меньше по
сравнению с установкой ограждений вдоль тротуаров. Устанавливаются
ограждения на чугунных подставках, проезжая часть не раскапывается. Все
выглядит довольно симпатично. Если применим такой способ установки
ограждений в Иркутске, это будет радикальным решением проблемы
безопасности дорожного движения в городе.
Поскольку в Китае выпускается достаточно чугуна и
стали на душу населения, металл применяется и в других неожиданных
местах. Металлическими плитами прикрываются раскопанные на проезжей
части траншеи для различных коммуникаций. По ним ездят автомобили и
передвигаются пешеходы до тех пор, пока траншеи не будут зарыты.
|
Большинство мотоциклов — трехколесные |
В Иркутске у половины мостов и путепроводов
повреждены несущие балки из-за провоза под ними негабаритов. На их
ремонт затрачиваются большие деньги. В Пекине перед проездами под
путепроводами с недостаточной высотой устанавливаются защитные
устройства, сваренные из массивных труб в виде габаритных ворот.
«Лежачие полицейские» в некоторых местах выполнены из
металла и прикрепляются к проезжей части болтами. Особенность китайских
«лежачих полицейских» еще и в том, что они меньше размером, имеют
светоотражающие катафоты и устанавливаются исключительно на
второстепенных улицах.
Настоящее бедствие для иркутских водителей — открытые
и неисправные люки колодцев подземных коммуникаций. Все люки подземных
коммуникаций на пекинских улицах имеют явно другую конструкцию,
исключающую самопроизвольное открытие или поломку люка при проезде по
нему автомобиля.
Заслуживает внимание порядок размещения рекламы на
дорогах и улицах Пекина. На скоростных дорогах никакой рекламы нет —
исключительно информация о направлениях движения. На транспортных
магистралях с регулируемым движением реклама уже появляется. Небольшие
рекламные щиты определенной формы и цвета (их невозможно спутать с
дорожными знаками и указателями) устанавливаются на опорах уличного
освещения выше дорожных знаков и указателей. На второстепенных улицах
все столбы завешаны различными вывесками и рекламой.
|
Так эффектно выглядит ночью многоуровневая
развязка |
В целом улично-дорожная сеть Пекина соответствует
подобной сети столиц промышленно развитых стран. Все проблемы возникают
из-за неразвитости метро, две линии которого с двумя десятками станций
не играют большой роли в транспортном обеспечении огромного города. Нет
сомнений в том, что современный Китай, с его гигантским ВВП, самым
большим в мире, сможет в ближайшем времени построить отличное столичное
метро, как, впрочем, дополнительное количество самых современных
автомобильных дорог.
Виктор ЕВСЕЕВ, гострансинспектор ИрОО РТИ
"Автомаркет+Спорт" №04 30.01.04
|