Идея омологации армейских джипов для гражданского
рынка не только не нова, а даже имеет свое историческое и судьбоносное
значение. И дело даже не в том «немецком чуде», когда специалистам
Mercedes удалось сделать из Gelandewagen один из самых престижных и
дорогих люксовых внедорожников. Специалистам УАЗ сделать из «бобика» и
«козла» символ большой власти и больших денег не удастся никогда, но вот
недорого «причесать» и «побрить» старослужащего и закостенелого
колхозника до уровня нормального классического джипа не просто можно, а
сама конъюнктура велит, буквально требует.
Дослужился
С одной стороны, сегодня весь продвинутый off-road
беззастенчиво ушел на асфальт, а те, кто поддерживает старые каноны,
слишком культивировались и «окрутели» до каких-то высокосветских
обязанностей и условностей. А что, на рабочие лошадки уже нет спроса
совсем? На крепкие, простые и недорогие внедорожники традиционной
конструкции? Да нет же, такие востребованы и за рубежом, и тем более у
нас в России. По идее, УАЗ мог сейчас по-хозяйски закрепиться в
обескровленной нише, если бы выпускал машины на уровне хотя бы, скажем,
японских джипов 80-х годов. В самом деле, зачем лезть в область
непознанного и недостижимого, если в руках остался ценный инструмент, от
которого почти отказались ведущие мировые автопроизводители?
Поздновато,
ох поздновато пришли на УАЗ менеджеры, кто увидел эту конъюнктуру и
запустил в дело проект Hunter и всю с ним связанную PR-акцию. Давно
Уазики заждались своего «Папы Карло», того, кто бы взял неотесанный
сучкастый чурбачок и выстругал из него бедного, но обаятельного и
пронырливого «Буратино», который не пропадет при любых обстоятельствах.
Пусть название Hunter («Охотник») не оригинальное (у Toyota так
называется среднебазный трехдверный Land Cruiser-«семидесятка»), и
вообще, не привычно для потенциального «электората», но главное-то,
чтобы по сути машина отвечала каким-то современным требованиям и не
имела ничего общего с техническими стандартами 50-х годов прошлого века.
Декларированные производителем новшества впечатляют и
дают надежду. Более трехсот изменений и доработок по сравнению со старым
джипом! Обращается внимание на значительно улучшенный комфорт и удобство
управления. Так что, может, в самом деле уазовский «Охотник» плоть от
плоти «Охотник» «тойотовский», который по конструктивной концепции
идентичен? Если это так, то первым встану в очередь на покупку нового
УАЗа, чья цена всего-то чуть более 200 тысяч рублей. А пока разведка
боем, для чего выбран самый мощный в семействе Hunter, модификация
315195-023, оснащенная 136-сильным ЗМЗ-409 и всеми прочими новшествами
по полной программе.
Узнай меня
Внешне Hunter свою миссию несет как будто удачно. По
крайней мере, пока не дотрагиваешься до него руками, а наблюдаешь со
стороны. Что и говорить, один из лучших обликов армейского джипа, не
потерявший свой самобытный стиль, натуральность и узнаваемость даже в
гражданской облицовке. Более того, все новые внешние элементы без лишней
помпезности, а весьма гармонично, облагораживают коренной статус
внедорожника. Конечно, нет той гладкой и отточенной подгонки деталей
экстерьера, когда высокие конвейерные технологии видны издали, но все
же. Да и в целом для начала ХХI века машина больше походит на музейный
экспонат, но с другой стороны, на фоне реинкарнации традиций с
появлением, например, Hummer II, наш Hunter еще и неплохо смотрится,
если его должным образом «довести».
|
|
Спереди матерый джип... |
...сзади обычная «будка» |
Дутые бока, смещенные к центру круглые фары, нарочито
грубые вырезы арок, узенькие дверцы, квадратный плоскостенный верх — это
история. По-своему легендарная и непреходящая. Пухлая накладка на
радиаторной решетке-сетке, объемные бамперы, 16-дюймовые колесные диски
с радиальными шинами пониженного профиля, фары с гидрокорректором и
штатные противотуманные фонари впереди и сзади — это уже из
современности.
Но
в рестайлинговом джипе больше подкупают другие новинки. Такие, как
цельная распашная дверь багажника с прикрепленной к ней запаской,
дополнительным стоп-сигналом и очистителем стекла с омывателем!
Секундная манипуляция ручкой, и весь багажный проем, как на ладони.
Другая важная деталь кузова, к которой УАЗ шел тридцать лет и тридцать
зим — это сдвижные стекла дверей. Для лучшего, так сказать,
проветривания салона. Из более тонких материй во внешности хотелось бы
отметить аэродинамическую форму муфт (хабов) на передних колесах и
отсутствие «рожек» на рамке лобового стекла под опору капота. Теперь
капот легко поднимается и удерживается двумя газовыми опорами! Кроме
того, впереди для буксирования вместо крюков появились скобы в
специальных гнездах внизу бампера. Ну, братцы, боязно испортить
настроение или получить шок от волшебного перевоплощения машины, но пора
подойти к ней вплотную и пощупать все руками.
|
Такое оформление панели
давно не новость |
Наружные ручки дверей даже после стоянки на
20-градусном морозе сработали четко, пружинисто, со звоном. В общем,
весело так, бодренько. Особенно понравилась ручка багажной двери. Она
такая же, но расположена вертикально и кнопкой вверх, на оптимальной
высоте, открывать тяжелую воротину ею очень удобно. С тыльной стороны
есть своя ручка и рычажок замка. И захлопнулась дверь нормально. Чего не
скажешь о боковых дверцах. Те же, давно ставшие нормой,
безрезультативные с первого раза и неинформативные срабатывания защелок.
У каждой дверки в разной степени, но преемственность порока налицо.
Научиться захлопывать сразу — дело времени. Что хуже того, две правые
дверцы отказались открываться изнутри, даже в положении рычажка «не
заперто». И дергать сильно за рукоятки страшновато — они хлипкие и
разболтанные, того гляди, останутся в руках. В какой пропорции не
работают двери в других «Охотниках»? Может, это трагическая случайность?
Эврика!
Ведь здесь сдвижные стекла, можно просунуть руку к наружной ручке и
вызволить себя из салона. Пять минут на изучение и разгадку мудреных
защелок стекол, которым можно предсказать ненадежную работу, и вот
пробуем открыть. Тырк-мырк, а стекла не сдвигаются, уже и ручки жалко
оторвать, а они никак. Наверное, замерзли. Ну и ладно, зимой ни к чему,
а выйти из машины можно через левые дверцы, а теперь и через багажную.
Ну что ж, проглотим как должное, именное, а как здесь с «притиркой»
кузовных деталей? Не очень плотно, черт побери, сидят двери в своих
гнездах, даром что двойное уплотнение предусмотрено. У правой сзади в
закрытом положении сквозная щелка по оконной рамке. Не очень-то
герметично и багажная дверь прилегает, пыль будет засасывать.
Ну вот, развел сопли на морозе. Японский Hunter
померещился. Не стоит о грустном, на хорошее внимание надо обращать,
позитивное в массы нести, не оскорблять национальное достояние. Тогда
смотрим дальше. В отличие от прежних моделей, здесь уже нет ощущения
суровой действительности в стиле «хэви-металл». Мягкие кресла с
подголовниками в окружении пластиковой отделки и ковролиновой обшивки
заметно смягчают обстановку. Для переднего пассажира предусмотрена
мощная и хваткая рукоять. Это правильно, лишь бы не оторвалась вместе с
панелью на каком бездорожье. Для других пассажиров сделаны менее удобные
гибкие ручки над окнами. Зная, какая болтанка бывает в Уазиках, хотелось
бы ручки понадежней.
Обещанной
оригинальности в оформлении передней панели не наблюдается. Круглые
приборы с бликующими стеклами и множество клавиш (появился и
прикуриватель), во главе со спидометром до 160 км/час сдвинуты к центру
панели, отчего весь массивный «щиток» по-самолетному создает серьезное
«предполетное» настроение. К тому же поза за рулем
вертикально-сосредоточенная, не терпящая расслабленности. Большой
толстый руль приходится обнимать, как подушку, жалко, что нельзя его и
кресло отрегулировать в индивидуальном порядке. Обзор сносный, хотя
через салонное зеркало скорее несносный. Выступающая запаска и высокие
задние кресла с подголовниками «загромождают» и без того ограниченный
обзор через откровенно маленькое окно. Так что на дорогах общего
пользования и в стесненных городских условиях придется полагаться на
разум соседей.
Почему-то не нашлись в машине два дополнительных
сиденья в багажнике, зато по бокам у пола есть глубокие сейфоподобные
ниши из металла, в одной из них прячется бачок омывателя заднего стекла,
другой свободный, для инструмента и прочих железок, а можно для
CD-чейнджера или усилителя приспособить. Защищены будут надежно, хоть
кирпичи вповалку вози. Сам багажный отсек небольшой по длине, но высокие
кресла оставляют приличный сквозной проем для длинномеров. Кроме ниш в
дверях, заботливо прикрытых ковролином, других бардачков не видно. В
общем, в салоне Hunter создается впечатление, что сотни доработок в
машине в основном пришлись на технику и модернизацию ходовых качеств.
Тогда в путь.
Есть прогресс!
Чтобы оценить новую эргономику водительского места,
нужна определенная перестройка сознания и прежних навыков вождения.
Всего два рычага управления трансмиссией — это само по себе
конкурентоспособно, но что случилось с алгоритмом переключения передач?
Пятиступенчатая коробка арзамасского производства в корне меняет
концепцию выживания джипа, предлагая вместо второй передачи заднюю. Для
оперативности и удобства сделано по-российски смекалисто, а если на ходу
по забывчивости воткнуть «вторую»? С хорошим ли запасом прочности
сделаны шестерни, синхронизаторы и подшипники коробки?
И
все же главная интрига Hunter с индексом 023 связана с его двигателем:
четырехцилиндровым 2.7-литровым 136-сильным ЗМЗ-409, оснащенным
двухвальной 16-клапанной головкой и распределенным впрыском топлива.
Мощный моторчик, но по- легковому «высококрутильный», максимальные силы
развивает при 4400 оборотах, а не слишком большой максимальный момент в
227 Н.м обеспечивает только при 4000 оборотах. Как бы не ударить в грязь
лицом на тяжелом бездорожье. Зато под капотом новый агрегат смотрится
очень гармонично, как тяжелоупряжный рысак под Ильей Муромцем. Даже
солидней, нежели аналогичная по объему рядная четверка 3RZ-FE на Toyota
Prado. К слову, японский «аналог» мощнее на 15 лошадей и при тех же 4000
оборотах развивает более высокий момент.
Запуск после длительной морозной стоянки прошел
успешно. С усилием прокручивая себя, необкатанного, в масле явно не по
сибирскому сезону, тем не менее двигатель запустился с первого раза и
заработал ровно, стабильно. И красиво. С тем благородным «вкусным»
густым звуком, который так непривычно слышать снаружи и в «стенах»
Уазика, простите, «Хантера». Из трубы несвойственно большого диаметра
равномерно курился выхлопной конденсат с нормальным запахом — процесс
сжигания бензина явно нормальный, какой должен быть. Характерный хрип
старого мотора с едкими выбросами и тщедушными плевками — теперь уже
ностальгия. Что самое примечательное, шум и вибрации в салоне, по
субъективным оценкам, с новым двигателем стали ниже. Видимо, над
звуковиброизоляцией поработали не на словах. А может, это достижения
заволжских мотористов.
Прогрелся двигатель быстро, но вот система отопления
салона по-прежнему малоэффективная и малофункциональная. Ноги легко
попадают на педали с массивными опорами, но теснота в педалях такая же,
как прежде. Сцепление Luk вполне информативное, и к рулю при маневрах не
надо припадать всем телом — гидрач в стандарте. Но вот с включением
передач заминка. Может, здесь и механическая противоугонная блокировка
КП в стандарте? Да нет, после тренинга на точность и силу «шар попал в
лузу». Хотя, скорее всего, его туда затолкали. Зато как смачно и
уверенно 409-й повел «Охотника» на оперативные просторы! Не распугать бы
«дичь» по дороге.
Мужики, готовьте резину
|
Держат надежно |
|
Возит лихо |
|
Шумят меньше |
Очевидно уже, что господа и дамы к новой машине
интерес не проявят. Даже тот факт, что топ-менеджеры УАЗ сами-то ездят
на «Круизерах» и «Меринах», как бы и есть лучшая рекомендация для
Hunter. Этот джип по-прежнему для «настоящих мужчин», готовых ко всему,
и в этой связи стоило бы сказать о новых принципиальных качествах
машины, к которым надо быть готовым всем потенциальным потребителям.
На дороги общего пользования Hunter вырвался сущим
мустангом. На укатанной снежной улице реакция на педаль газа оказалась
более чем ожидаемой. Не особо пришпоренный для разгона, а точнее,
подстегнутый на уровне старых моделей УАЗ, автомобиль вдруг пустился в
глубокую пробуксовку и начал неистово «крестить» дорогу, едва не
разворачиваясь поперек. Успевай отлавливать легким, но
малочувствительным к спортивному драйву рулем. Да, «дури» на ведущих
колесах в избытке, а под ними скользко и никакой загрузки сверху. Ну что
ж, самое время передний мост активировать.
Выходишь, два раза низко кланяешься машине при
включении муфт в положение 4WD, потом рычаг раздатки, опять же не без
усилия в положение 4Н. Все, в твоих руках два моста с жесткой связью,
как раз для снежного «дрэгрейсинга». Но даже в полноприводном варианте
Hunter будто век на охоте не был. Под газом рвет всеми четырьмя и не
стонет от напряга. Сцепления со скользкой дорогой и курсовой
устойчивости на разгоне сразу заметно прибавилось, даже появился
вдавливающий эффект, но все равно пробуксовка и вихляния от избытка сил
имели место. И это явно на полузастывшем в мостах масле. А когда
двигатель обкатается, и детали трансмиссии притрутся? Да если в мосты и
коробку залить маловязкое импортное масло на синтетической основе? Это
же ураган будет.
Даже интересно, готовы ли новые коробка, раздатка и
мосты с неразъемными «чулками» долго выдерживать возросшие динамические
нагрузки? На сколько хватит крестовин при интенсивной эксплуатации? Но
вот что уже понятно совершенно точно — это несоответствие шин новому
джипу. Кировская всесезонка 225/75R16 с невыразительным протектором на
роль штатной резины явно не тянет. По крайней мере, чтобы у нас зимой
безопасно ездить на столь мощном джипе с далеко не идеальной
управляемостью, нужны соответствующие и хорошие шины (читай импортные).
Такие, какими комплектуют Hunter для выставок и рекламы. Иначе передний
стабилизатор и дисковые вентилируемые тормоза так и останутся лишь
приятным дополнением в оборудовании.
|
Жалюзи остались. Фирменный эксклюзив |
Само ощущение движения в джипе действительно
претерпело изменения. С плавностью хода все довольно привычно: мягче,
чем на старом, полностью рессорном Уазике, но еще не так комфортно, как
может быть в джипе с передним мостом на пружинах. А вот акустический
комфорт действительно выше прежнего. И двигатель даже под нагрузкой не
режет уши, и трансмиссия даже в полноприводном варианте не воет. Новая
раздатка с косозубыми шестернями устроилась под полом совсем не зря. В
плане геометрической проходимости Hunter вряд ли уступает предку, разве
что моделям на редукторных мостах с клиренсом в 300 мм. А вот тяговые и
сцепные способности в вязком «грунте» — дело принципиальное. Глубокий
снег для этого теста подходит если не идеально, то весьма критично.
|
Маленький тест на «проходимость» |
Намеренно лезем в сугробы по самые ступицы. И вот
первые результаты рассогласованности сцепных свойств шин и тяговых
характеристик двигателя. В нормальном положении раздатки тракторного
момента на низких оборотах не хватает, двигатель глохнет, а если
притопить педаль газа, то колеса легко срываются в пробуксовку, зря
поднимая снежную пыль. А ведь сцепление Luk, его жалко жечь попытками
выбраться «внатяг» за счет компенсации высоких оборотов. Со старым 402-м
двигателем, наверное, было бы проще. Именно за его тракторный момент на
низах он и был любим поклонниками Уазов. Скорее всего, с ним не
понадобилась бы и понижающая передача.
Технические
характеристики |
КУЗОВ |
Тип |
универсал |
Конструкция |
рама |
Количество мест/дверей |
5/5 |
ДВИГАТЕЛЬ |
Тип |
ЗМЗ-409.10 бензиновый с
распределенным впрыском |
Количество и расположение цилиндров |
4 в ряд |
Рабочий объем, куб. см |
2698 |
Степень сжатия |
9.0 |
Количество клапанов на цилиндр |
4 |
Мощность, кВт (л. с.) при об./мин |
100.5 (136.7)/4400 |
Крутящий момент, Н.м при об./мин |
227.5/4000 |
ТРАНСМИССИЯ |
Расположение двигателя |
продольно |
Привод |
задний с жестким
подключением
переднего моста |
Коробка передач |
5-ступенчатая |
ТОРМОЗА |
Тип |
двухконтурная с гидроприводом и вакуумным
усилителем |
Механизмы передние/задние |
дисковые
вентилируемые/барабанные |
ПОДВЕСКА |
Передняя |
зависимая на пружинах со стабилизатором
поперечной
устойчивости |
Задняя |
зависимая на рессорах |
КОЛЕСА |
Шины |
225/75 R16 |
РАЗМЕРЫ, ОБЪЕМЫ, ВЕС |
Длина/ширина/высота, мм |
4170/1960/2020 |
База, мм |
2380 |
Клиренс, мм |
210 |
Снаряженная масса, кг |
1760 |
Полная масса, кг |
2510 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Максимальная скорость, км/ч |
130 |
РАСХОД ТОПЛИВА, л/100 км |
Загородный режим: |
|
при 90 км/ч |
12.5 |
при 120 км/ч |
16.6 |
Здесь же пришлось переводить рычаг раздатки в
положение 4L. А также пришло на помощь то самое ноу-хау арзамасских
машиностроителей, предложивших первую и заднюю передачи на одной линии в
схематике переключений. Раскачивать застрявшего в снегу «Охотника»
действительно проще и эффективней будет, когда коробка приработается, и
включаться скорости станут мягче и четче. Силы инерции — великая вещь в
деле проходимости, и если джип с механической коробкой не врос в грунт
мостами, то его самовызволение только дело техники и некоторого времени.
Конечно, не помешал бы «Охотнику» хотя бы задний самоблокирующийся
дифференциал, но и без него из снежного плена мы выбрались, оставив на
насте глубокий след от корпуса редуктора. Жалко, что для «Охотников»
пока не предлагаются редукторные мосты. Да и фирменную электролебедку
надо бы предусмотреть, хотя бы в качестве заказного оборудования.
«Универсальный
автомобиль для работы и отдыха в условиях бездорожья». Это дословный
слоган в позиционировании UAZ Hunter его продвиженцами, маркетинговой
службой завода. Вот именно, в условиях бездорожья. В качестве городской
машины модернизированный ульяновский вездеход по-прежнему видится только
«от нужды». Для коммунальных служб или каких аварийно-спасательных. Тем
более, в семействе предусмотрено несколько модификаций, в том числе до
ноября доступна версия с карбюраторным двигателем УМЗ. Для личного
использования в городе Hunter ничем, собственно, не убеждает, кроме как
возможностью на равных срываться с перекрестков и, конечно, играючи
форсировать городское бездорожье. О карбюраторном «Охотнике» частникам
лучше не думать. Его эпоха на верном закате, с ноября он вне закона. Но
будут модели с дизелями, а вот это уже другая тема.
В. ЛАРИН
Фото автора
Автомобиль на тест был предоставлен фирмой
«БайкалГАЗсервис»
"Автомаркет+Спорт" №04 30.01.04
|