Что ждет автовладельца, «попавшего» на выплату по
«автогражданке»? Вот одна из услышанных нами историй.
Ситуация банальная — в зад горячо любимой машины
въезжает какой-то наглец. Итог — бампер под замену, поврежден задний
фонарь и немного вмялась задняя стенка. Ясно, что на месте не разойтись.
И тут виновник делает широкий жест рукой в неопределенном направлении и
сообщает: «Нормально, паря, у меня все схвачено — я застраховал
ответственность. Щас все будет!».
Ладно! Он звонит в страховую контору и сообщает
диспетчеру об аварии. Его просят привезти заключение ГАИ. Пока виновник
мило беседует по телефону, не стоим пнями — вызываем гаишников. Они-то
приедут обязательно, но неизвестно когда. Ждем... Машины не двигаем!
Напоминаем нашему недругу, что в его страховом полисе должны лежать
бланки извещения об аварии. Вот и заполняем, что время-то зря терять...
Тут и инспектор подоспевает. После традиционных
расспросов он при помощи специальных измерительных приборов (рулетки)
составляет схему аварии и при помощи специального пишущего прибора
(ручки) выдает справку о случившемся ДТП с перечнем видимых повреждений
и возможных скрытых. Все! Можно разъезжаться. Самое плохое, что виновник
остается спокойно сидеть дома и ни о чем больше не переживает. Вся
«тяжесть» ОСАГО, то есть сбор документов для получения страхового
возмещения, ложится на пострадавшего. Времени на это совсем немного —
бумаги нужно предоставить в страховую компанию в течение 5 дней.
Итак, прежде всего, в назначенные день и час надо
приехать в ГАИ по месту аварии и получить справку — форма номер 11 с
печатью, копию протокола и постановления по делу об административном
правонарушении (если оно выносилось) на виновника. В нашем случае имеет
место несоблюдение безопасной дистанции. На словах-то все, конечно,
просто, на самом же деле придется отстоять несколько часов в очереди
ради этих бумажек. Полдня, считай, угроблено.
Дальше едем в страховую компанию. При этом помним: мы
не клиенты этой компании, а всего лишь люди, которые хотят от них денег.
Такова идеология обязательного страхования в нашей стране. Так что
хорошего обхождения ждать не стоит. Надо просто ждать — тут тоже
очереди. Приготовим все собранные документы и заполненное заявление на
возмещение причиненного ущерба. Итог: еще полдня коту под хвост.
С момента урегулирования всех формальностей
начинается отсчет тех самых сроков, которые прописаны в Законе об ОСАГО.
Через 5 рабочих дней страховщик обязан организовать независимую
экспертизу. Впадать в нирвану не стоит. Очень дотошно и серьезно
контролируем этого «независимого» эксперта: пусть укажет ВСЕ повреждения
и скажет, где можно отремонтироваться. Экспертиза — дело небыстрое, так
что есть еще повод, чтобы лишний раз отпроситься с работы.
Экспертиза сделана, подписана. Ждем по закону еще 15
рабочих дней появления денег на ремонт. Уже почти месяц ездим на
разбитой машине. Если вообще ездим...
Настает долгожданный день получения денег. Приходим в
отдел выплат. Опа! Маловато что-то. А! Они посчитали ремонт с учетом
износа. Долго материмся, пишем жалобы, тратим еще кучу времени.
Результатом может быть небольшое увеличение суммы. Но денег на ремонт
все равно не хватает. Нервы уже ни к черту. Выход: либо искать
подержанные запчасти, либо доплачивать из своего кармана. Несправедливо,
конечно, но логично: страховая компания оплачивает ущерб, но никак не
обновление машины.
Выходит, чтобы получить ту машину, что была до
аварии, надо потратить несколько драгоценных рабочих дней, вложить свои
деньги, но главное — измотать кучу нервов. А их восстановление не
предусмотрено ОСАГО. А еще говорят, что эту «автогражданку» придумали в
интересах потерпевших! Нам показалось, что наоборот.
Вот такая она, наша «обязаловка». А все же лучше, чем
ничего...
ПОТЕРПЕВШИЙ
"Автомаркет+Спорт" №03 23.01.04
|