|
Spacio — производное от англ. spacious: просторный, свободный, вместительный
Некоторые автомобили семейной направленности можно сравнить с жильем. К примеру, Toyota Ipsum второго поколения — добротная двух-, а то и трехкомнатная квартира. Брутальный Alphard — не меньше, чем коттедж. Компактная Mazda Demio — комната в малосемейном общежитии. А с чем сравнить Toyota Spacio? С малометражной квартиркой — скромно, но с претензией. И в чем-то даже удобно!
Именно удобство и универсальность стали главной составляющей успеха и популярности Toyota Spacio. Этот автомобиль показал, что даже в C-классе можно сделать не только универсальный, но и вместительный автомобиль. Правда, повышенная вместимость Spacio достаточно условна. К примеру, первое поколение модели (появившееся в 1997 году) могло иметь три ряда сидений, рассчитанных на перевозку до шести пассажиров. Но владельцы таких машин знают, насколько тесен средний диванчик, рассчитанный главным образом на детей. Да и сзади взрослым неудобно не только сидеть, но и пробираться туда. Поэтому во втором поколении, о котором мы сегодня и поведем речь, конструкторы применили более традиционную схему: дополнительными стали сиденья третьего ряда. И хотя габариты модели заметно выросли, сделать из Spacio по-настоящему семиместный минивэн не получилось — третий ряд здесь откровенно субтильный даже внешне.
Может, поэтому часть модификаций Spacio-II вообще не имела третьего ряда сидений. Зато во втором ряду здесь вполне удобно и просторно: диван разделен на две части с независимыми регулировками в продольном направлении и по углу наклона спинок. А сами спинки, кстати, разделены на три части, и средняя секция может служить широким и удобным подлокотником со столиком и подстаканниками. Еще один столик предусмотрен при складывании вперед спинки переднего пассажира. Кроме столиков, в машине предусмотрена масса емкостей и кармашков для мелких вещей: только на передней панели таковых насчитывается не менее шести — не считая пепельницы и двух подстаканников. Плюс — карманы в дверях, отсеки в багажнике и в ногах средних пассажиров, лоток под пассажирским креслом… В общем, несмотря на ограниченные внешние габариты, отправляться в семейное путешествие на Spacio можно смело — машина возьмет все, что необходимо.
Поскольку европейские Toyota Verso у нас практически отсутствуют, рассмотрим технические особенности японских модификаций и основной упор сделаем на более мощном и менее распространенном 1,8-литровом двигателе. Почему? Во-первых, на страницах «А+С» уже неоднократно говорилось о сильных и слабых сторонах 1,5-литрового 1NZ-FE, который кроме Spacio устанавливается еще на десяток моделей, от компактного Vitz до седанов D-класса Allion и Premio. А во-вторых, как оказалось, 1,8-литровый мотор заметно более противоречивый по своей конструкции и надежности, чем 1,5-литровый.
Появившись в 1998 году, двигатели серии ZZ стали вторыми после NZ представителями «новой волны» тойотовских моторов. Наиболее массовый двигатель этой серии — 1ZZ-FE, который кроме Spacio устанавливался на Corolla, Vista Ardeo, Allion/Premio, Caldina, Avensis, Will VS, Opa, Matrix и Voltz, Wish, Corolla Verso, Isis, а также на кроссоверах RAV4 второго поколения. Однако подобная распространенность этого мотора не стала гарантией его выносливости и долговечности.
Прежде всего, как и 1,5-литровый 1NZ-FE, 1,8-литровый 1ZZ-FE можно смело считать «одноразовым» двигателем, вообще не допускающим капитальный ремонт (т.к. его головка и блок цилиндров отлиты из алюминиевого сплава с запрессованными гильзами цилиндров). Но если бы только одной «неремонтопригодностью» дело ограничивалось!
У 1ZZ-FE особые седла клапанов, сделанные по технологии лазерного напыления (вместо запрессовываемых стальных), что улучшило теплоотвод от тарелок клапанов и позволило сделать тоньше их стержни, попутно снизив ресурс и полностью исключив возможность ремонта. Далее, у 1ZZ-FE своеобразная форма поршней, которая напоминает таковые на дизелях (с «камерой» в поршне), а «юбка» поршня имеет уменьшенные размеры. Из-за этого поршень хуже охлаждается, а его сечение способствует более раннему появлению стуков при перекладке. Но самое неудачное решение в этом двигателе — поршневые кольца, которые из-за особенностей конструкции двигателя склонны к залеганию, а также повышенному износу, что приводило уже при пробегах в 40-50 тыс. км к повышенному (более 1 литра на 1000 км) расходу масла. С ноября 2001 года выпускаются доработанные варианты этих моторов (с измененной конструкцией колец и блока цилиндров), однако полностью решить проблему износа поршневых колец у 1ZZ-FE так и не удалось.
Как ни странно, но механизм изменения фаз газораспределения VVT-i в наших условиях особых проблем не доставляет. Зато цепь привода ГРМ — на деле преимущество весьма спорное. Во-первых, цепь на 1ZZ-FE длинная сама по себе, что со временем только усугубляет негативный эффект от ее вытягивания. Во-вторых, износ цепи (а равно и экономия на качественном масле) неминуемо повлечет за собой выход из строя натяжителя, а иногда и успокоителя. В-третьих, замена цепи (а средний срок ее службы составляет всего 150 тыс. км) — занятие в разы более затратное и трудоемкое, чем замена ремня. К тому же цепь изначально более шумная, а ухищрения по снижению шумности пошли только во вред ресурсу и долговечности.
Еще одно потенциально слабое место двигателей 1ZZ-FE и 1NZ-FE — единственный ремень привода навесных агрегатов. Им же приводится и помпа, что при обрыве ремня (или отказе/заклинивании генератора или компрессора кондиционера) уже не позволит добраться до сервиса или гаража своим ходом.
Есть нарекания у сервисменов и к системе зажигания, а конкретно — к индивидуальным для каждой свечи катушкам. С одной стороны, каждая из них имеет в четыре раза меньше циклов работы, а все вместе позволяет точнее подавать искру в цилиндры. Но при этом катушки очень чувствительны к состоянию свечей, а их расположение над свечами повышает вероятность перегрева.
Впрочем, есть у обоих двигателей Spacio и положительные черты. Так, эти моторы быстрее прогреваются при холодном запуске, им не свойственны капризы электроники и датчиков, они позволяют нормально эксплуатировать машину на бензине с октановым числом от 92 и при этом отличаются весьма неплохой экономичностью. Да и вообще, не стоит только из-за более высоких требований к обслуживанию двигателя и его почти отсутствующей ремонтопригодности ставить крест на Spacio — ведь остальные узлы и агрегаты каких-либо серьезных претензий не вызывают. Так, надежность и простота конструкции трансмиссии и ходовой части здесь по-прежнему на высоте. А «автоматы» вообще можно считать беспроблемными (по крайней мере, случаи их серьезного ремонта редки). Система полного привода с вискомуфтой подключения задних колес также решение известное и достаточно надежное. И в подвеске нет явных слабых мест: время от времени внимания требуют только «традиционные» для наших условий сайлент-блоки, линки переднего стабилизатора, реже рулевые наконечники и шаровые опоры (последние лучше приобретать оригинальными и в сборе с рычагом — дороже, но значительно надежнее и долговечнее). Задняя подвеска Spacio рассчитана на повышенную нагрузку (семиместная модель!), но обычно не получающая и половины этого, не напоминает о себе годами.
Заправочные объемы Toyota Spacio |
Заправочная емкость |
Объем, л |
Тип жидкости |
Моторное масло |
1 NZ - FE — 3,7 (с фильтром)
1 ZZ - FE — 3,7 (с фильтром) |
SAE 5W30, 10W30. API SL |
Охлаждающая жидкость |
1NZ-FE — 5,9
1ZZ-FE — 6,5 |
Антифриз |
АКП |
1NZ-FE — 6,8
1ZZ-FE — 6,9 |
ATF Toyota Type T-IV |
Раздаточная коробка
(для 4WD) |
0,9 |
Gear Oil Super API GL5, SAE 75W90 |
Задний дифференциал
(для 4WD) |
0,5 |
Hypoid Gear Oil SX API GL5, SAE 85W90 |
Гидроусилитель |
0,7 |
Power Steering Fluid |
Бачок омывателя |
2,5 |
|
Топливный бак |
50 |
Бензин (92-95) |
Двигатели, применявшиеся на Toyota Spacio для японского рынка (кузов ZE 121, 122, 124) |
модель двигателя |
1ZZ-FE |
1NZ-FE |
Рабочий объем (куб. см) |
1794 |
1496 |
Мощность (л.с. / об.мин) |
125-136/6000* |
109-110/7600* |
Момент (Нм / об.мин) |
170/4200 |
141/4200 |
Степень сжатия |
10 |
10,5 |
Рекомендуемое топливо |
бензин 92-95 |
бензин 92-95 |
Система зажигания |
DIS-4 |
DIS-4 |
Гнут клапаны |
ДА |
ДА |
*в зависимости от модификации и типа привода
• Цены
Заложник марки
Несмотря на все конструктивные промахи двигателей Spacio, этот автомобиль определенно заслуживает большей популярности. Но стоимость Spacio (как и любой Toyota) на авторынке в Рабочем нельзя назвать низкой. Так, на конец прошлого — начало нынешнего года примерный диапазон цен на 1,5-литровые Spacio 2001-2002 годов выпуска составлял 320-350 тысяч рублей. 1,8-литровые версии стоили еще дороже — семилетние экземпляры достигали в цене 400 тысяч. Можно предполагать, что новые таможенные пошлины станут убийцами Spacio: отсекая из продажи машины возрастом старше пяти лет, они не позволяют спрогнозировать уровень цен на более свежие экземпляры. К тому же за последние полгода-год Spacio стал сдавать позиции более молодому и просторному минивэну Toyota Wish, цены на который частично пересекаются с ценами на Spacio, при том, что возраст у Wish меньше.
Но, может быть, в обслуживании и ремонте Spacio остается доступным автомобилем — ведь многие выбирают Toyota исходя именно из этих соображений? По большей части эти ожидания оправдываются. К примеру, на оба мотора для Spacio можно без особых проблем найти свечи, фильтры, большинство датчиков и даже комплекты новых поршневых колец (в том числе единственного ремонтного размера). Нет особых проблем и в поисках элементов подвески (амортизаторы, сайлент-блоки, шаровые и пр.). Но с кузовными деталями сложнее: даже на заказ некоторые из них придется ожидать не одну неделю. А стоимость, к примеру, бамперов может неприятно удивить. Впрочем, в условиях, не требующих вмешательства кузовщиков, Spacio можно признать необременительным для бюджета автомобилем.
Стоимость запчастей и расходников Toyota Spacio, руб. (выборочно) |
Фильтр масляный |
390 (оригинал), 190 (Япония) |
Фильтр топливный + сетка |
1700 (оригинал) + 400 |
Фильтр воздушный |
от 850 (оригинал), от 550 (Япония) |
Свечи зажигания (1NZ, 2NZ) |
120 (Япония, стандарт) — 430 (Япония, иридий) |
Стойка передняя |
3300 (оригинал) |
Амортизатор задний |
2400 (оригинал) |
Шаровые опоры |
1400 (оригинал) |
Рычаги передние |
3700 (оригинал) |
Линки |
1400 (оригинал) |
Втулки стабилизатора |
160 (оригинал) |
Поршень (1ZZ-FE) |
от 700 (оригинал) |
Кольца (комплект) |
от 1300 (1ZZ-FE) до 2000 (1NZ-FE), (оригинал) |
Бампер передний/задний |
от 6200/6500 |
Крыло переднее |
от 4500 |
Фара |
3500 (оригинал) |
Задние фонари |
от 2000 |
|
• Экспресс-тест
Умеренно-спокойный
На водительском месте вэнистая сущность Spacio проявляется в полной мере: посадка высока и близка к вертикальной, руль наклонен более отлого, чем на «простых» легковушках, перед глазами простирается весьма массивная передняя панель, а лобовое стекло находится непривычно далеко. Край капота не виден, обзор во внутрисалонном зеркале ограничен скромными размерами заднего окна и подголовниками второго/третьего рядов сидений. Впрочем, эти недостатки сегодня свойственны многим автомобилям, к тому же габариты Spacio чувствуются неплохо. И эргономических проколов в передней части салона нет. А за удобство посадки высокий Spacio достоин только лучших оценок. В общем, уже в статике этот автомобиль недвусмысленно намекает на то, что семейный компактвэн очень далек от идеологии спортивных купе.
Впрочем, динамика у Spacio также соответствующая: японцы явно погорячились с установкой на этот вэн 1,5-литрового двигателя. Правда, слово «погорячились» здесь также не совсем уместно, поскольку создатели Spacio руководствовались в первую очередь холодным экономическим расчетом и принципом минимальной достаточности. Соответствующая у машины и динамика: удовлетворительная с одним-двумя седоками и недостаточная при полной загрузке. Особенно на загородных трассах, где любой обгон требует изрядной доли терпения. Да и в городе даже с одним водителем напряженная работа двигателя становится заметной (в первую очередь на слух) при первом же активном ускорении (например, когда необходимо быстро вклиниться в плотный поток машин). Так что при выборе Toyota Spacio лучше не обольщаться динамичным обликом и изначально настраиваться на спокойное и расчетливое вождение. Этому, кстати, способствует и подвеска, неплохо справляющаяся с мелкими и средними асфальтовыми дефектами, но допускающая изрядные крены в не самых крутых и быстрых поворотах. Рулевое управление также не из острых, к тому же руль, по тойотовской традиции, весьма легок и не очень информативен в городских режимах. Зато машину отличает завидная маневренность, помогающая на тесных паркингах и в узких дворовых проездах.
В общем, как уже говорилось, этот автомобиль по сути весьма далек от идеологии спорткаров. Зато в спокойном ритме движения Spacio становится очень гармоничным и комфортным вэном. А выбор машины с более мощным 1,8-литровым двигателем позволит если и не улучшить динамику (все же прибавка мощности здесь не слишком значительная), то хотя бы уменьшить влияние загрузки машины — за счет лучших тяговых характеристик мотора.
|
• История
Обрубленная ветвь
Первое поколение Toyota Corolla Spacio появилось в Японии в январе 1997 года. Однако в попытке поймать новомодную волну японцы поспешили пойти своим путем, и в результате сделали больше спорный, чем действительно универсальный автомобиль: средний ряд стал причиной для серьезной критики, да и дизайн машины казался незаконченным. Однако, несмотря на все недостатки, модель сумела завоевать изрядную долю популярности. И в результате после смены поколений у базовой модели Corolla вопрос о появлении новой генерации компактвэна стал делом времени.
Второе поколение Spacio дебютировало в Японии в мае 2001 года. Для него предлагали уже два двигателя: 1,5-литровый, мощностью 109-110 л.с., и 1,8-литровый, мощность которого в зависимости от модификации и типа привода составляла от 125-136 л.с. Изначально второе поколение Toyota Spacio предлагалось в нескольких версиях: 1,5V, 1,5X и 1,5X G-Edition, а также 1,8V, 1,8X, 1,8X G-Edition и 1,8S Aerotourer. При этом все автомобили комплектовались исключительно автоматическими коробками передач, а полный привод был доступен только для 1,8-литровых модификаций.
После рестайлинга в 2003 году были исключены наиболее простые версии V. Внешне рестайлинговые Spacio отличаются измененными бамперами, фарами и задними фонарями, а также наружными зеркалами со встроенными повторителями поворотов. В салоне также произошли косметические улучшения: стал шире водительский подлокотник, все стеклоподъемники получили автоматический режим.
Семиместные исполнения салона могли быть только на версиях G-Edition и Aerotourer. Последняя отличалась аэродинамическим обвесом, темным салоном с измененными приборной панелью и более жесткими передними креслами.
Чуть позже японской премьеры второе поколение Spacio появилось и в Европе, где автомобиль продавался под именем Corolla Verso. Однако кроме имени и расположения руля, Verso отличался моторной линейкой. Так, вместо 1,5-литрового в Европе предлагался 1,6-литровый бензиновый двигатель той же мощности (110 л.с.), 1,8-литровый бензиновый мотор имел отдачу в 129 л.с., а в довесок к ним предлагалось целых четыре дизельных двигателя с системой питания D-4D и турбонаддувом, рабочим объемом 2,0 и 2,2 литра (90-116 и 136-177 л.с. соответственно). При этом базовые версии для Европы оснащались механическими коробками передач и не имели полного привода.
Европейские Verso продержались в производстве недолго: до лета 2004 года, когда в Европе и России стали продавать новую Toyota Corolla Verso, с принципиально иным дизайном кузова и более просторным семиместным салоном. В Японии же Spacio выпускали еще три года, пока не произошло смены поколений базовой Corolla, после чего Spacio сняли с производства без замены на новую модель.
|
Toyota Spacio (спецификации для японского рынка) |
Кузов |
5-дверный, несущий, универсал |
Количество мест |
5 — 7 (5+2) |
Размеры (д/ш/в), мм |
4240 x 1695 x 1610 |
Размеры салона (д/ш/в), мм |
2400 x 1485 x 1270 |
Колесная база, мм |
2600 |
Колея спереди/сзади, мм |
1480/1460 |
Дорожный просвет, мм |
155 |
Снаряженная масса, кг |
1170-1310 (в зависимости от модификации) |
Мин. радиус разворота, м |
4,9-5,1 |
Объем топливного бака, л |
50 |
Двигатели: тип, объем |
Бензиновые, 1,5 и 1,8 литра |
Тип КП |
Автоматическая, 4-ступенчатая |
Тип привода |
1,5 — передний, 1,8 — передний или 4WD |
Передняя подвеска |
Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя подвеска |
Полузависимая, пружинная |
Тормоза передние/задние |
Дисковые вентилируемые/барабанные |
Размер шин |
185/70R14 88S или 195/60R15 88V |
Алексей Степанов
Автомаркет+Спорт № 02 |