Норильск. Часть 2
Просмотров: 23705
1 Января 2006

АВТОМОБИЛЬНЫЙ КРАЙ СВЕТА

Норильск

Если в Иркутске минус 40 — ЧП, то в Норильске минус 50 — обычное дело. Да и зима наступает на целый месяц раньше: постоянный снег ложится в двадцатых числах сентября. Да еще ветра там посильнее, ведь кругом голая тундра — «ветерок» 10-15 метров в секунду для Норильска норма. Один матерый норильчанин сказал мне: «Знаешь о чем я чаще всего думаю утром? Только бы ветер потише, чтобы лицо так не жгло!». А другой, менее матерый норильчанин сказал мне: «За пять лет жизни в «Нарыловке» я Севера не почувствовал: из квартиры в машину, из машины в кабинет, только потеешь — в унтах и в шубе жарко». Короче говоря, в общем-то, разницы не много, если бы не, как сказал классик, «кругом пятьсот». Не зря таймырский народец говорит: «Там у них, на материке».

НОРИЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ РАЙОН

Норильск

На Ленинском проспекте

Норильск — один из самых северных городов мира — это знает каждый школьник. Находится Норильск на огромном северном полуострове Таймыр, в бескрайней тундре, у его основания. Норильский Промышленный Район (НПР) — это узел по разработке и переработке богатейших сульфидных медно-никелевых руд, содержащих никель, медь, кобальт, платину и платиноиды. Это богатейшая кладовая нашей Страны. Город, рудники и комбинат построены зеками в 1935-1955 годах. Когда-то это был огромный исправительно-трудовой лагерь системы ГУЛАГа. В 1955 году лагерь был ликвидирован и расформирован, начался «мирный» этап освоения НПР. Затем, питерскими зодчими был построен центр нового города. До начала 90-х годов город рос. Рос вместе с главным предприятием — Горно-металлургическим комбинатом. Затем начал «съеживаться» — в связи с развалом СССР, в связи с окончанием экстенсивного освоения ресурсов севера, в связи с переходом на «рыночные рельсы». Начался отток населения «на материк». За последние 15 лет население города сократилось более чем на 60 тысяч человек!

В Норильске я побывал в середине сентября, когда город активно готовится к зиме. В Столице Заполярья, как здесь называют Норильск, я пробыл три полных дня, а день «до» и день «после» находился в пути через Красноярск. За три дня, как мне кажется, в достаточной степени удалось ознакомиться с человеческой и автомобильной жизнью этого северного города, поговорить с множеством людей, почитать местные газеты, посмотреть местное телевидение. Честно говоря, от Норильска-города я ожидал большего. У меня почему-то во время пребывания развилось сильное «ощущение рабочего поселка». То же ощущение весьма ограниченного замкнутого и отрезанного от Страны пространства давило на меня в таких, может быть, больше знакомых иркутянам городках, как Саянск, Краснокаменск и многих поселках Севера. На самом деле здесь, в Норильске, — «промзоны» много, а собственно города мало. Вспоминаются шаблоны: «город-завод», «город одного предприятия».

Норильск
Сам городок невелик — размером примерно с Кировский район Иркутска, если взять от Старого Моста до Шишиловского острова и от бульвара Гагарина до площади Кирова. Население около 110 тысяч человек. В городе три центральных магистрали — Талнахская, Ленинский проспект и Комсомольская длиной до 5-6 км (эти улицы можно сравнить с нашими Гагарина, 5-й Армии, Ленина), и сеть пересекающих их пары десятков улиц длиной по 2-2,5 километра. Основная сетка улиц — поперек преобладающим ветрам, а магистрали имеют по два излома осей, также для борьбы с ветрами. Жилые кварталы выполнены в виде глухих каменных мешков — тоже для борьбы с пургой. Вокруг города три больших рабочих поселка, которые здесь называются городами: Старый Город — расположен в нескольких километрах к юго-востоку и представляет собой скопище одно-двухэтажных «халуп», окружающих один из старейших заводов — Никелевый, Кайеркан — городок угольщиков, где главными предприятиями являются разрез и шахты, Талнах — город рудных горняков, где расположены самые молодые и мощные медно-никелевые рудники района. Кайеркан находится в 20 км к западу от Норильска, и между ними идет почти сплошная «промзона», включающая огромные Медный и Надеждинский металлургический заводы. Взаиморасположение Норильска и Кайеркана очень сильно напоминает Иркутск и Ново-Ленино, с той только разницей, что Кайеркан намного меньше, чем Ново-Ленино, по размеру его можно сравнить с одним лишь микрорайоном «Спутник». Талнах расположен в 24 километрах к северу и представляет собой более автономный поселок из симпатичных панельных домов. Но все три поселения составляют единое муниципальное образование — город Норильск, в народе — Большой Норильск с населением 222 тысячи человек. В 112 км к западу, на берегу Енисея, расположен город-порт Дудинка — морские ворота Норильского промышленного узла и административный центр (столица!) Таймырского автономного долгано-ненецкого округа. Все. Больше серьезных населенных пунктов поблизости нет — вокруг дикая бескрайняя тундра.

И еще одна особенность. Норильск находится в кольце металлургических заводов, денно и нощно изрыгающих клубы ядовитого дыма. Редко когда в этом городе можно дышать чистым воздухом — по большей части кварталы Норильска обдуваются смрадом сернистого газа с одного из трех близлежащих заводов: Никелевого, Медного, Надеждинского. По ночам здесь не открывают форточек: если будет выброс и ветерок в сторону города — можно задохнуться. По вечерам здесь не гуляют по аллеям, чтобы «подышать» перед сном.

ДОРОГИ

Норильск

ТАЙМЫРСКИЕ «ВОДИЛЫ» За три дня в Норильске удалось поговорить с несколькими шоферами. Все это настоящие «волки», «матерые шоферюги». Они зарабатывают на жизнь рулем и педалями, зорким глазом и горячим сердцем.

Улицы в Норильске и его спутниках весьма приличные. Асфальт почти везде качественно уложен, да и сам он мне показался хорошим. Как раз сейчас, когда на севере уже «самая поздняя осень», во многих местах я видел активные асфальтоукладочные работы. Секрет хорошего покрытия — по-настоящему хорошая, американская техника. Вы знаете, что такое Shuttle Buggy? В Норильске я видел американский асфальтоукладочный комплекс ROADTEC — один из лучших агрегатов в мире! В Иркутске я ни разу не видел такой техники, а асфальт в центре города уложен гораздо хуже, чем в Норильске. На Ленинском проспекте покрытие настолько качественно, что хочется «ущипнуть» себя (где я?). Дороги, связывающие поселки, похуже, чем улицы города, хотя и здесь асфальт неплох. Досаждают постоянные большие волны. Мне довелось на «Волге»

съездить в Кайеркан и Дудинку: волны на трассах повсюду! Около 80 километров в час — еще терпимо, но лучше 60, быстрее почти нельзя — можно вылететь с дороги. Волнистое полотно дороги — особенность севера. Дело в том, что отсыпка ведется прямо на многолетнюю мерзлоту. Летом происходят неравномерные оттайки мерзлоты и дорожное полотно проседает — процесс этот неизбежен. В принципе здесь можно построить ровную дорогу только одним способом — пустить все полотно по виадуку на сваях, но это будет очень дорого! Дома здесь в большинстве своем построены на сваях — другого выхода нет, а вот ездить пока, увы, придется по волнам, почти как катером по морю. С мерзлым основанием связана и еще одна неприятная особенность местных дорог — у мостов и путепроводов с дорогами почти всегда резкий стык, требующий торможения. Единственная стокилометровая трасса Норильск-Дудинка до конца асфальтом не покрыта и у города Дудинки имеет неприятный грейдерный участок, отсыпанный крупной щебёнкой и с фирменной «стиральной доской».

Народный артист Заполярного театра драмы Василий Решетников, с которым мне посчастливилось лететь в самолете в Норильск, на вопрос о собственной автомобильной жизни ответил мне так: «У меня прекрасная машина. Джип. Я очень люблю управлять автомобилем! Но я почти не пользуюсь машиной, потому что у нас некуда на ней ездить! В городе все под рукой, лучше ходить пешком». Вот так грустновато получается — три рабочих поселка, называющиеся почему-то городами, три дороги между ними, а «кругом пятьсот». В Норильске, наверно, хорошо иметь вездеход, чтобы гонять на нем по тундре вдоль и поперек.

АВТОМОБИЛИ

Норильск

Самый главный автобус Норильска — МАЗ-103 от фирмы «Яровит»

Автопарк Норильска по сравнению с парком таких крупных городов как Красноярск или Иркутск — беден. Беден представленными марками, беден модельным рядом, но не количеством авто. Для такого маленького города машин более чем достаточно. Мне попалась на глаза «умопомрачительная» цифра — в Норильске 67 тысяч авто! Это если взять все муниципальное образование (три города), то получается, что каждый четвертый житель на своих «колесах», а если взять только Норильск со стотысячным населением, то получается, что каждый второй. В среднем выходит, что здесь нет семьи без автомобиля. Вечером на Ленинском проспекте машин и визуально много. Но парк, мягко говоря, экзотический.

Легковые автомобили

Мне показалось, что половину легковых автомобилей Норильска составляют «Волги» и «Мерседесы». «Волги» — все модификации, начиная от 2410 и заканчивая 31105. «Мерседесы» с кузовами W123-W124, начиная от 70-х лет выпуска. Новых «меринов» не встретил, хотя нет — на площади у парадного подъезда конторы «Норникеля» видел «шестисос» и «Геландеваген». Основная особенность — все(!) «Мерседесы» дизельные. Я специально, «на бреющем» провел экспресс-опрос десятков «мерсоводов» на обочине: ни одного бензинового не встретил. Вторую половину легкового парка я чисто визуально и субъективно оцениваю так: 30 % — ВАЗ, УАЗ; 20% — прочие иномарки, включая японские. Японских машин очень мало, и это в основном джипы типа Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero или Isuzu Trooper. За три дня в Норильске я встретил один и только один Mark II, чаще попадаются Corolla и Corona. Кроме Toyota, легковых японских марок мне в Норильске не запомнилось. Есть еще «немцы» — Audi и VW, почти все не первой молодости и тоже дизельные. В качестве такси в городе в большинстве используются все те же «Волги» и «Мерседесы». Новые «Волги» ГАЗ-31105 — все только дизельные с мотором ГАЗ-560. Старые «Волги» — только с 402-м мотором. Впрысковых «Волг» нет.

Андрей Владимирович Нечаев

Норильск
Очень серьезный человек со строгим лицом и добрыми глазами, лет 35 с виду. Маршрутчик, работает на рейсе Норильск-Дудинка. С Андреем я возвращался в Норильск из Дудинки, в дороге удалось поговорить. Выполняет 4-5 рейсов в день. О себе говорить не захотел. Про дизельную «Газель» говорит чуть ли не с любовью. Эта у него уже третья. Ездит «до упора без капиталки». На предыдущей машине с дизелем ГАЗ-560 прошел 560 тысяч километров без капитального ремонта! Говорит: «Движок оправдал свое название полностью». А потом, говорит, «разом изо всех дыр ка-а-а-к потекло». Как покупал? Традиционно — поехал в Нижний, а там на фирму при заводе, и собирали все при нем, и каждую дырку силиконом затыкали. Потом своим ходом в Красноярск, потом на барже в Дудинку. Заработки удовлетворяют: от 30 до 50 тысяч рублей в месяц. На просьбу рассказать «интересную историю» Андрей вспомнил, как в одну из недавних зим буран застиг маршрутку с пассажирами примерно на полпути между Норильском и Дудинкой. Дорогу полностью перекрыло снегом в 2-3 метра высотой. Стояли несколько часов — ждали спасателей. Затем всех людей забрали вездеходами МЧС. А дорогу расчистили только на третий день. Я удивился и спросил: «Андрей, а как потом «ГАЗель» заводил-то?». На это северный ас рассмеялся: «Я два дня отдыхал в тепле, а она меня ждала, родимая — тарахтела на холостых среди глубоких снегов. Заводить не приходится. Привезли меня на вахтовке — сел в теплое кресло и поехал!». Блин, как же я забыл — ведь знаю уже, не глушат здесь ВООБЩЕ! Контрольный вопрос: «Почем солярку берешь?». Ответ не впечатлил: «По пять рублей, у знакомого парня».

Откуда берут новые машины? На Севере любой продукт цивилизации привозной. Не исключение и автомобили. В Норильске нет дилеров, кроме одного — АвтоВАЗа, который открылся в день моего отъезда! Норильчане доставляют автомобили «с материка». Причем почему-то здесь соблюдается строгая традиция — все автомобили покупаются «по месту их возникновения» в нашей стране. Ну, например, за «Газелью» или «Волгой» норильчанин непременно едет в Нижний Новгород, за ВАЗом — в Тольятти, за УАЗом — в Ульяновск, за «Тойотой» — во Владивосток, а за «Мерином» или «Аудигой» — в Калининград! Серьезный норильчанин по приезде в Нижний, например, не спешит в заводской магазин, а отправляется в одну из именитых тюнинговых фирм при заводе — заказывает там «северный вариант», который при нем же и собирают на основе серийного образца и готовят к перегону. Северный вариант от обычного отличается тотальной теплоизоляцией с «пропениванием» силиконом всех пустот и щелей кузова, глухой защитой моторного отсека снизу и сверху (снизу ставят металлический лист с резиной, сверху — брезент на кнопках или пуговицах — мотор «в мундире»!), дополнительным насосом для циркуляции тосола в отопителе, предпусковым подогревателем с автономным циклом (известные Webasto или Eberchpaher), ТЭНом на 220 вольт в рубашке охлаждения, аккумулятором увеличенной емкости, вот, пожалуй, и все.

Норильск

Маршрутку проверяет транспортная инспекция

Как доставляют машины в Норильск? Из Нижнего, Тольятти, Ульяновска и Владивостока своим ходом до Красноярска. Из Красноярска в Дудинку на барже — 4 дня в пути за 15 тысяч рублей. Если машину доставляют с Запада — из Москвы, Калининграда или Питера, то своим ходом едут в Мурманск или Архангельск, а оттуда Северным Морским Путем на барже в Дудинку, цены чуть побольше, ехать чуть подольше (до 20 тысяч и 7 дней). Мне «попался» один мужик, в разговоре с шоферской братией, который пригнал «Мерина» из Калининграда в Красноярск — ему так «родней» оказалось. Вам знакомо понятие «Северный Завоз»? Отлично! Значит, вы знаете, что ЗАВОЗ происходит тогда, когда идет НАВИГАЦИЯ. А отсюда следует то, что автомобили появляются в Норильске только летом. Тяжело же северному пареньку приходится, если среди зимы «прижгло»: «ХОЧУ НОВУЮ ТАЧКУ»! А если «прижгло» осенью, когда навигация уже кончается, то ждать как минимум придется девять месяцев — за это время и родить не грех. Предлагаю новый бизнес — создать складские запасы автомобилей в Норильске.

Почему сплошь дизельные? Ориентация на определенный вид топлива в промышленном районе не случайна — поймет и пионер. На заправках «Норильскнефтепродукта» солярка по 18 рублей за литр (а 92-й по 20 рублей). Я провел целый час у заправки, сидя на лавочке, и вот что вам скажу: заправляться соляркой подъезжали только пассажирские автобусы и большие грузовики. А ведь весь город набит легковыми дизельными машинами! Чтобы понять, что к чему, я провел «экспресс-опрос» у водителей на обочине, задавая им один и тот же вопрос: «Почем ты берешь солярку? У кого покупаешь?». Получил десятки одинаковых ответов: «По пять рублей. У родственника». Этот «родственник» виден невооруженным глазом: по всей, окружающей поселки, тундре переплетаются десятки технологических железнодорожных веток, по которым «игрушечные» тепловозики катят «игрушечные» вагонетки с рудой, концентратами и готовой продукцией. Промышленный район — промышленное дизтопливо! Вот девиз местных автовладельцев.

Геннадий Иванович Таран

Норильск
50 лет, за рулем уже почти тридцать лет. Фамилия, говорит, у меня самая шоферская! На севере прожил, по его словам, «всю сознательную часть жизни». Работает сварщиком, а в свободное от основной работы время «таксует». Так было не всегда, а только в последние годы — в «Норникеле» теперь денег платят мало. Выглядит этот человек как настоящий «северный орел» — седой, с солидными усами, сдвинутыми бровями и волевым взглядом умных и добрых глаз. У Геннадия Ивановича совсем новая «Волга» ГАЗ-31105 c дизельным двигателем ГАЗ-560. Хранится в собственном отапливаемом гараже. Зимой не глушится с утра до вечера, как здесь и принято. «Волге» всего год. До этой у него были другие, тоже «Волги», с 402-м мотором. С дизелем впервые, но очень доволен! Я подумал: «По пять рублей-то оно понятно». За год нареканий машина не вызвала, даже сальники не текут! А у взрослого сына Геннадия Ивановича — Toyota (Corona вроде бы). Говорит, что Toyota «ни в какие ворота не лезет» по сравнению с «Волгой»: что-то сломалось, и сын месяц запчасти ждал с материка, ездил на отцовской «Волжанке». На вопрос о заработках Геннадий Иванович говорит, что «таксование» это «хорошая добавка к зарплате».

На севере есть и еще один аспект для превалирования дизеля — воспламенение от сжатия. Дело в том, что в условиях пятидесятиградусных морозов с жуткими ветрами электронные системы зажигания не выдерживают. Вот потому здесь так: либо дизель, либо — 402-й с контактным зажиганием. При слове «впрыск» у норильского шофера возникает рвотный спазм. Двигатель ЗМЗ-402 уважительно называют ОБЫЧНЫЙ или НОРМАЛЬНЫЙ, а вот моторы 406-411 называют «электронный изврат».

Маршрутные такси

Маршрутки Норильска это «ГАЗель» с дизелем ГАЗ-560. А если и не с дизелем (что теперь уже очень редко!), то с самым «северным» двигателем — ЗМЗ- 402. Попадались микроавтобусы HiAce с дизелями 2L-3L. «Корейцев» нет совсем, или почти совсем. Естественно, что «маршрутчики» тоже все заправляются «по пять рублей» и у того же «родственника».

Городские автобусы

Норильск

Дизельный ПАЗ

Большие городские автобусы в Норильске в основном новые! Автобусный парк городского предприятия НПОПАТ составляют совсем новые машины — МАЗ-103-075 «Арктика» от фирмы «Яровит». Это прекрасные автобусы, специально разработанные для Крайнего севера и даже конкретно для города Норильска. Оснащены они солидными немецкими шестицилиндровыми дизелями Deutz (читается «Дойц») и немецкими же автоматическими гидромеханическими коробками Voith (читается «Фойт») или «механикой» ZF (немецкая классика жанра — «Цанрад Фабрик»). Очень много новых автобусов ПАЗ с дизельным двигателем МТЗ Д-245 — это тот самый двигатель, который приводит в движение тракторы «Беларусь». Дизельные ПАЗы страшно трясутся и трещат, но, по словам водителей, надежны и неприхотливы. Есть довольно много старых ЛИАЗ-677 и совсем немного старых ЛАЗ-695. Это все. Есть, правда, автобусы Merсedes-Benz и Scania, но этих единицы — завозили на тесты. По моим, чисто визуальным оценкам, «Яровитов» — 50%, дизельных ПАЗ — 30%, остальные прочих марок — 20%. А с автобусами «МАЗ-ЯРОВИТ» тут была целая история.

Автобусы МАЗ-103-075 «Арктика». Фирма «Яровит» — давний партнер «Норильского Никеля» в части грузовых автомобилей северного исполнения. Когда к концу ХХ века автобусный парк города изветшал, кто-то из «ответственных работников» догадался обратиться к представителям этой фирмы с вопросом о «северном» автобусе. Было это в 1999 году. И вроде бы, по рассказам людей, «Яровит», не имея собственного городского автобуса «в активе», проявив необычайную прыть и гибкость, взял за основу минский автобус МАЗ-103, чуть ли не в течение одного года создал свою версию под названием «Арктика» — специально для «Норильского Никеля». Сначала «НН» принял несколько автобусов от «Яровита» на испытания — это было в 2000 году. Тест проводили сравнительный — вместе с автобусами Merсedes-Benz и Scania, также северного исполнения. После первой пятидесятиградусной зимы у Mercedes-Benz и Scania вышли из строя пневмосистемы подвески. А «МАЗ-ЯРОВИТ» ничего! И пошли на вторую зиму! В 2002 году для города заказали уже 27 автобусов «Арктика». В 2003 году у «Яровита» заказали уже 120 машин. Стоимость каждого, между прочим, превышает $100 тысяч. Но это же «Норильский Никель»! Сейчас таких автобусов в городе и окрест уже 170.

Норильск

Удобный доступ к двигателю

Недавно НПОПАТ «выбросили из родного гнезда». Дело в том, что горно-металлургическая компания «Норильский Никель» освобождается от непрофильных активов, в частности от городской инфраструктуры Норильска и поселков. И хотя, по словам шоферов, «их кинули», и зарплата упала, на мой взгляд, все сделано вполне «по-отечески»! Ну, посудите сами: «Норникель» оснастил городскую транспортную службу отличными машинами, которые «дали по соплям» самим «Мерседесу» и «Скании», да еще с пожизненным сопровождением от такой солидной фирмы, как «Яровит».

Кратко о технических особенностях автобуса «Арктика» от «Яровита». Двигатель — Deutz BF6M1013EC, 6-цилиндровый рядный турбодизель, 236 л.с., норма токсичности Euro 2. Есть еще какое-то количество автобусов, оснащённых дизелями «Штайр», с аналогичными параметрами. На двигатель устанавливается генератор повышенной мощности — 3,92 кВт. Коробки двух типов: либо «автомат» Voith, либо «механика» — шестиступенчатая ZF S6-85. В машине устанавливаются два автономных отопителя Webasto Thermo 268-07, работающих на дизельном топливе. Один отопитель установлен сзади, он сопряжен с системой предпускового подогрева двигателя «Дойц». Другой Webasto — спереди, для отопления кабины водителя и салона. Основной обогрев салона — 6 обычных «печек» — тоже северное количество. Как говорят водители, «две «Вебасты» так жарят», что в салоне становится тепло еще до запуска. Для тепла боковые окна автобуса сделаны низкопрофильными, и в них установлены двойные пластиковые стеклопакеты — «как дома», говорят шоферы. Пол автобуса — целый бутерброд: бакелизированная фанера 12 мм покрыта 4 мм слоем изолона (теплоизолятор), а сверху еще и утепленный линолеум. Снизу все поверхности покрыты антикором, на все металлические поверхности кузова изнутри наносится силикон, опять же для тепла.

Норильск

Блок диагностики и регулировки пневмосистемы

Когда я улетал из Норильска, то специально поехал в аэропорт на рейсовом автобусе МАЗ-103 «Арктика». Долго, целый час «пилить», зато я почувствовал качество этой машины! На «улице» ветер 10 метров в секунду и температура около нуля, а в автобусе как дома. Тихо, ни скрипа, ни шума шин: теплоизоляция — она же и шумоизоляция. В Кайеркане из кабинки водителя «выползла» кондукторша со словами: «Ой, разомлела я тут у тебя, Витя! Пойду на свое место, а то, стыдно сказать, усну на посту».

Грузовой парк

В Норильске грузовиков практически не видно, а на трассах комбината и рудников я не бывал, — просто не хватило времени. Но двигаясь по дорогам общего пользования, я встретил великое множество всяких грузовых машин. Из старых: ЗИЛ-130, 131, 555, УРАЛ-375, КРАЗ-255,257, МАЗ-500, КАМАЗы всех моделей и мастей, БЕЛАЗы всех моделей и размеров. Из новых: ЯРОВИТы и ТАТРЫ. Особенной экзотики среди грузовиков не наблюдал. Японских грузовичков — единицы.

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Я все расспрашивал норильских шоферов о подготовке к зиме, но они удивлялись, мол, никакой подготовки нет. Я искал «двойные стекла», вклеенные самими владельцами, но этого здесь тоже нет. Нормально бы работала штатная печка, а все щели «запенены» навсегда! Есть, конечно, несколько нюансов.

Норильск

Выдвижной поддон для аккумуляторов

Первейшая особенность — здесь НЕТ УГОНОВ. Или почти нет. Я просмотрел сводки криминала за несколько недель — угонов нет ни одного. Потому и почти нет охранных систем. В центре Иркутска постоянный писк сигнализаций всех мастей — в Норильске тихо! Я представил себе, как в лютый мороз угонщики едут сквозь пургу подальше в тундру, там, корчась от холода, разбирают авто на запчасти, и захохотал! Да, прятаться тут негде и гнать «тачку» некуда. Отсюда вытекает следующая особенность: зимой машины никто не глушит вообще целый день или круглые сутки. Вот что сказал матерый норильский таксист: «Зачем мне платить за теплый бокс или общественную стоянку бешеные деньги? Зачем по холоду добираться утром до машины? Она тарахтит на холостых под окнами всю ночь и всю зиму, солярка по пять рублей! Здесь на это добро никто не зарится. По всему городу «Мерсы» тарахтят». А я-то в первый день в Норильске удивился с непривычки: глядь, у магазина остановился Pajero, и водитель, не закрыв двери и не выключив мотор, ушел за покупками.

Витек

Норильск
С виду интеллигент: учитель, врач или инженер. Возраст Христа. Норильчанин, коренной. Стаж за рулем — 12 лет. Фамилию и отчество называть не хочет, говорит: «Я еще не дорос до отчества». Называет себя уменьшительно почему-то. Виктор — водитель чудесного желтого автобуса МАЗ-103-075 «Арктика», который ходит по кольцевому маршруту Норильска. Когда я решил проехать на автобусе, то не планировал брать интервью. Но девушка-кондуктор поразила меня своей модельной красотой, я заглянул в кабину и, увидев там типичного интеллигента, решил взять интервью у этой симпатичной молодой бригады. Классического интервью, к сожалению, не получилось. Виктор о себе рассказывать не хотел, а кондукторша-фотомодель отказалась и говорить, и фотографироваться. Виктор фотографироваться не постеснялся, но сразу сказал, что рассказывать будет только о машине. Интересные ребята, но главное — это по-настоящему простые и скромные люди, отчего я проникся к ним настоящим уважением. Витек с любовью показал мне в своем «лайнере» все: доступ к двигателю снаружи и изнутри (зимой все агрегаты моторного отсека доступны из теплого салона!), панель управления пневматикой и блоки предохранителей, аккумуляторы и печки. Машиной он очень доволен — за несколько лет эксплуатации были только спорадические протечки сальников. И все! Кстати, у него не стандартный вариант «Арктики» — с мотором «Штайр», а у других это «Дойц». Каковы заработки бригады? У ребят полный «хозрасчет». Получается у водителя — 25-27 тысяч рублей в месяц, у кондукторши — 10-11 тысяч. Зарплатой такой, хотя это мне странновато, ребята недовольны. Говорят, что когда НПОПАТ был «внутри Норникеля», зарплата была выше и стабильней. Говорят, что все дело в цене на билет. А билеты здесь по 10 рублей, но эта цена не обеспечивает рентабельности НПОПАТ. Спрашивают меня: «А у вас в Иркутске автобусники больше получают?».

Вторая особенность — в городе имеются «общественные автостоянки», в отличие от наших, они представляют собой огромные теплые ангары или цеха! В юности я очень любил журнал «Техника молодежи». В те далекие годы в журнале предлагали смелый проект — построить над Норильском сплошной свод из стекла и бетона, чтобы сделать город теплым. Норильские автостоянки — это отголосок той мечты далеких семидесятых! А у нас в таких цехах продуктовые рынки повсеместно.

Итак, два варианта: таксист не глушит всю зиму, а частник не глушит целый день. И все! Оказалось так просто. Действительно, какая тут может быть «подготовка к зиме»?

РЕМОНТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Когда я ездил по трассам вокруг Норильска, в «промзоне» мне пару раз попадались на заборах надписи «СТО». Всякий раз я просил водителя остановиться: в первом случае двери были на амбарном замке, во втором вообще ничего — пустые бараки какие-то. Просматривая газеты Норильска, я нашел всего одно рекламное объявление о станции ТО. Стал туда звонить и говорить, что я журналист, а мне отвечали, что хозяина сейчас нет, а они, работники, ничего говорить не могут. На третий день я узнал, что хозяина зовут Юра, но его нет. Это все. Я сделал вывод о том, что в Норильске ИНФРАСТРУКТУРА АВТОРЕМОНТА ОТСУТСТВУЕТ. Норильские шоферы, с которыми удалось пообщаться, как оказалось, действительно, все делают сами, вплоть до капитального ремонта двигателя.

ХРАНИТЕЛИ СЕВЕРНЫХ ТРАСС

Норильск

Изнутри все покрыто силиконом

Кто они, эти «демоны» северных дорог, которые вовремя лечат убиваемый мерзлотой асфальт, убирают снег, который в избытке гонит по тундре «мама-пурга», и возводят вновь рухнувшие мосты? Кто обеспечивает бесперебойное движение по трассам «Норильского Никеля»?

Первым хранителем северных трасс был знаменитый Дед Снегодуй (по другим рассказам, Дед Ветродуй, но первое мне нравится больше). Так прозвали зеки-первостроители Норильска Михаила Георгиевича Потапова. Потапов был потомственным железнодорожником. В 1937 году 45-летнего инженера-путейца «загребли», как и многих других в те годы, «за связь с военно-фашистским заговором под руководством М.Тухачевского». Попал на каторгу в Норильск в 1939, как раз в то время, когда начальником лагеря стал знаменитый А.П. Завенягин. В те годы случилось важное событие — пурга полностью отрезала от Норильска порт Дудинку. Никто не знал, как бороться со снежными заносами. Вот и набрался смелости зек-инженер Потапов сказать: «Я могу!». С тех пор и по пятидесятые годы зеки Норильска много раз видели забавного пожилого человека на обочинах дорог — он смешно вытягивал губы, раздувал щеки, что-то считал на логарифмической линейке и писал в блокнот. За это и прозвали его — Дед Снегодуй. Шутили зеки: «Снегодуя встретил — быть пурге!». А Михаил Георгиевич рисовал сугробы, изучал особенности возникновения снежных заносов на холмах и в низинах, думал и считал. Еще в сороковых Потапов рассчитал форму, размер и углы наклона защитных деревянных щитов, которые стали устанавливать вдоль дорог и железнодорожных веток. Результаты оказались поразительными — до линии щитов двухметровый снег, за дорогой тоже, а сама дорога чистая! За это достижение зек Михаил Потапов был в 1947 году награжден медалью «За трудовое отличие», срок ему скостили на 3 года. В 1950 году Потапов зарегистрировал патент на щиты снегозащиты, написал две книги по снегозащите заполярных дорог и городов. Умер Дед Снегодуй в 1954 году в Норильске, а щиты стоят и поныне и называются «Потаповскими».

УАДиС

Норильск

Сивый «Мерин» не портит северной борозды

Осенью 1955 года, того самого года, когда был ликвидирован лагерь, на Норильском горно-металлургическом комбинате был создан цех механизированной снегоборьбы и дорожного строительства — ЦМСБ. Состоял цех из строительных и дорожных участков. Были в ЦМСБ парк механизмов и исследовательская лаборатория. Поначалу парк механизмов состоял из 10 бульдозеров, 6 снегоуборочных машин, 6 автогрейдеров и 4 снегопогрузчиков. К 1962 году парк значительно вырос, например, бульдозеров было уже 65, а шнекороторных снегоочистителей — 8. Строительное подразделение к этому времени стало настоящим мощным строительным предприятием, — уже построили своими силами хорошее шоссе на Кайеркан, многие другие дороги, 12 настоящих мостов через реки. В 1977 году цех приказом директора комбината был преобразован в Управление Автомобильных Дорог и Снегоборьбы (УАДиС).

Норильск

Управление УАДиС

В настоящее время УАДиС является самостоятельным структурным подразделением «Норильского Никеля». На Управление возложены задачи развития (строительства) и содержания сети автодорог предприятия, в том числе и механизированная борьба со снежными заносами. Сейчас в состав УАДиС входят 5 дорожно-дистанционных участков по территориальному признаку, участок искусственных сооружений (сопровождает и строит мосты и путепроводы), цех вспомогательного производства и своя энергослужба. В арсенале Управления 133 единицы мощной техники, среди которых лучшие образцы мировых марок: ROADTEC, DRESSER, BUCHER, LIEBCHER и другие. О масштабах деятельности Управления говорят следующие цифры: обслуживаются 187 километров автодорог, 34 моста, 5247 метров снегозащитных щитов Потапова, 39 километров линий дорожного освещения.

Анатолий Николаевич Маслов

Норильск
34 года, на Севере с 1995 года — десятилетие уже. Человек очень обаятельный и приятный в общении. Выраженно вежлив — обращается только на ВЫ. Видно, что чужда ему массовая зараза — говорить «Ты, браток». Чувствуется сила духа. Анатолий — водитель белого «Мерса»-такси, с которым я ездил по городу и окрестностям. Приехал в Норильск из Херсона (Украина) работать водителем. Сначала несколько лет работал на городском автобусе. Потом стало скучно, стал работать в такси. Теперь еще и перегонщиком подрабатывает: помогает тем, кто гонит машину с материка на Север. Говорит, что удается зарабатывать до 30 тысяч рублей в месяц. Машину свою очень любит, это у него второй «мерин» — предыдущего он «укатал до упора» и ремонтировать стало не выгодно. А этот у него уже три года. Каков же был тот, если этот «мерин» 1977 года? А как же запчасти, ремонт? А что «Волга»: быстро поставил — быстро поехал? Анатолий говорит, что «когда-то» тоже работал на «Волге» и в альтернативы не верил, но случайно попробовал «мерса». Теперь говорит: «Кто попробовал такое блюдо, как «Мерс», тот к «Волге» не вернется НИКОГДА! Немного поподробней о машине Маслова. Это Mercedes-200D, 1977 года выпуска, атмосферный дизель, объем 2 литра. Проездил год и двигатель заклинило прямо на ходу. Анатолий сам сделал «капиталку»: растачивал и шлифовал шатунные шейки коленвала, заменил вкладыши. Коренные оказались «нормальные» — их не трогал. Еще заменил кольца, притер клапаны, ну и «по мелочи там», типа прокладки и набивки хвостовика (у этого немецкого мотора, как у нашего 402-го, в хвостовике не сальник, а набивка!). Купил все запчасти в Норильске — все есть. Потратил около 30 тысяч рублей — месячный заработок. Считает, что этот «мерс» прослужит еще несколько лет, у немецких дизелей промежуток между «заклиниваниями» не менее 500 тысяч километров. Из других запчастей на этой машине за три года эксплуатации менял только шаровые — пошел и купил в магазине, поставил сам и поехал дальше. Хранит машину Анатолий традиционно для Норильска — во дворе. Как и прочие, эта «тарахтит» девять месяцев подряд — день и ночь напролет.

Главный успех неравнодушных руководителей УАДиС последних лет, на мой взгляд, то, что им удалось оснастить парк техники лучшими мировыми образцами. Здесь, например, эксплуатируются лучшие в мире асфальтоукладочные комплексы американской фирмы ROADTEC (читается «роудтек»), а также лучшие в мире шнеко-фрезерные снегоуборочные машины старейшей швейцарской фирмы BUCHER (читается «Бухер»). В Иркутске я никогда таких больших, красивых и могучих машин не видел, в связи с чем преисполнился некоего технического восторга.

Снегодуй Наших Дней

Норильск

Комплекс для скоростной укладки асфальта, в состав которого входят две машины: Shuttle Buggy и асфальтоукладчик. Что такое Shuttle Buggy? В дословном переводе — «челночный жучок». Смешно? На самом деле это очень важная и серьезная машина, без которой получить

Когда я позвонил в УАДиС и попросил начальника управления, секретарша сказала: «Он в отпуске. Поговорите с его замом». Так начались трёхдневные попытки попасть на прием к руководителю управления, в названии которого есть романтическое и даже героическое слово «снегоборьба». На третий день заместитель начальника управления Вячеслав Владимирович Кудашкин сдался, сказав: «Совершенно некогда. Ну хорошо, приезжайте через час — к 11:00». И поехал я на такси в «старый город», под самую Медвежью сопку, туда, где теснится злобное с виду скопище технологических бараков и цехов. Таксист подвез меня к страшноватому на вид зданию грязно-голубого цвета: «Вот он —

УАДиС». А внутри оказалось уютно. Что-то вроде «евроремонта». Девушка-секретарша таинственно сказала: «Вас ждут». В просторном кабинете, из-за стола с «супертонким» дисплеем компьютера, поднялся улыбающийся краснолицый блондин-здоровяк с серо-голубыми глазами, протянул ручищу: «Вячеслав!». Я подумал: «Истинный ариец, характер нордический, стойкий». Вслух сказал, что я — тот самый журналист, который надоедал. Хозяин кабинета посетовал: «Эх, жаль, вы немного опоздали! Только что, 9 сентября было пятидесятилетие нашего управления. Это был парад наших достижений! Вы бы увидели все своими глазами. Журналистам мы все рассказали». Я попросил Вячеслава Владимировича все-таки, «скрепя сердце», рассказать о себе и о своем деле для иркутского журналиста еще разок. Вот вкратце, что я узнал от Кудашкина.

Норильск

Автострада Норильск-Дудинка

Сам Вячеслав, человек еще не старый — 33 года. Коренной норильчанин. Я подумал: «Дышать тут нечем, а такие здоровяки вырастают!». Окончил Норильский индустриальный институт в 1994 году по специальности инженер-механик. С 1997 года работает в УАДиСе. C декабря 2004 года — заместитель начальника управления. Как истинный инженер-механик, Вячеслав с любовью рассказывает о машинах, которые есть у него в управлении. О тех самых, о которых я уже поведал вам немного раньше, чтобы не смешивать в кучу людей и технику. Поговорив о «железе», я попросил хозяина рассказать подробнее о современной снегоборьбе. Как мне подумалось, именно здесь скрывается корень романтики профессии этого человека. И я не ошибся — глаза Вячеслава Кудашкина живо заблестели!

Норильск

Это огромные шнеко-фрезерные снегоочистители, способные со скоростью быстроидущего человека убирать двухметровые заносы снега с дороги. Оснащаются эти аппараты шестицилиндровыми дизелями IVECO, мощностью по «полтыщи» лошадиных сил. Имеют гидравлическую транс

Норильск

Стационарный брезент под капотом

Оказалось, что нынче щиты Потапова уже не имеют первостепенного значения, все-таки есть техника: прошел BUCHER и можно ехать. Сейчас силы перестраиваются, многое отдается комбинатом «на волю» — в инфраструктурные службы территорий. Так, например, с 2003 года УАДиС не обслуживает трассу на Дудинку — только дорогу на аэропорт Алыкель. Город тоже отдан теперь своим городским службам, которые хорошо оснащены современной техникой: «растет-то» все из одного места. Однако интеграция все равно необходима и она существует. В Норильском Промышленном Районе существует оперативный штаб «ШТОРМ». В состав штаба входят руководители администрации НПР, руководство ГОиЧС, руководство УАДиС, руководство НПОПАТ, руководство ГИБДД и руководители заводов. Задача штаба — обеспечение своевременной доставки смен на критичные производства в условиях погодного форс-мажора. Кудашкин приводит следующий пример. На Надеждинском заводе у плавильных печей смены меняются через 6 часов, процесс критичный, плавка непрерывна: людей нужно отвезти и привезти вовремя. Начинается пурга, и дорога до Надежды полностью отрезается от Норильска. ГИБДД принимает решение о закрытии движения по трассе. Оповещаются все участники штаба «ШТОРМ». Далее начинается собственно СНЕГОБОРЬБА: в ЗОНУ получают пропуск штаба «ШТОРМ» только спецмашины УАДиС и других спецслужб. Формируются колонны: вездеходы и снегоуборочные машины, а за ними автобусы со сменой плавильщиков. Одна колонна туда, другая обратно. Вячеслав Владимирович — довольно молодой человек, и с азартом, с огоньком в глазах вспоминает случаи «ручной проводки» колонн. Я с удивлением спрашиваю: «Вручную: Это как?». Кудашкин отвечает: «Представьте себе: не видно ни зги, пурга, впереди с фарой-искателем на груди идет пешком ваш покорный слуга — ищет дорогу, ко мне привязана веревка, за веревку привязана большая снегоуборочная машина — идет шагом следом, а за ней автобусы с людьми! И так до самой Надежды! Несколько часов». Ррр-р-романтика! Я подумал: «Характер нордический, стойкий». И спрашиваю: «А почему вы лично?». Вячеслав отвечает: «А кто же еще? Я отвечаю за прохождение колонны головой — мне и дорогу искать!». Вспоминает дальше: «А в 1993 году, я еще студентом был, потерялась дорога на аэропорт Алыкель. Найти ее никто не мог двое суток — снеговой покров был до 7 метров! С 1 февраля по 21 апреля — почти три месяца — мела сплошная беспрерывная метель. Работали все службы и все население города — отрывали дороги! Отрыли!».

Владимир Машкевич

Норильск
30 лет, на Севере с 1997 года — уже 8 лет. Сам вообще-то «не шибко южный» — родом из Минусинска. Владимир возит на черной «Волге» ГАЗ- 3102 главного редактора окружной газеты «Таймыр» — Максима Радецкого. Раньше возил заместителя главы администрации Таймыра — того же Максима! По словам Володи, «с главным журналистом округа» колесить приходится целый день. Машина у него ОБЫЧНАЯ, т.е. с 402-м мотором и шкворневой подвеской. Это «беспроигрышный вариант» для северов. Иногда, говорит, побежит задний ступичный сальник на морозе, а так ничего. Ходит и ходит. Несколько лет назад, когда Максим Радецкий работал в администрации Таймыра, была у него казенная машина — «Кукурузник», сотый. Вечная ему память. Ребята уж не помнят, что «накрылось» — запчасть ту чуть ли не три месяца ждали. После этого случая «Крузак» сменили на «Волжанку» и счастливы. Машкевич говорит: «Быстро купил запчасть, быстро поставил, быстро поехал дальше — на Севере это может дать только ГАЗ!». Вот это не ложный патриотизм, это мнение профессионала. C Володей и Максимом я ездил в Дудинку. Сто километров по тундре в дурную погоду. Тридцатилетний Машкевич оказался в душе «раллистом» — по волнистой тундровой дороге он гнал под сотню и больше! Я впервые увидел способ, каким опытный таймырский водитель борется с большими волнами «мерзлотного» полотна, проходя их на большой скорости — он все время идет «диагоналями»: со своей на встречную и обратно. Благо дорога-то пуста — редко кого встретишь. Если же ехать по своей полосе со скоростью больше ста — на волнах выкинет с трассы! Диагоналями по гребням — это практика опытного северного «персональщика».

Вот, товарищи: это и есть настоящая РОМАНТИКА СЕВЕРА. А Вячеслав Кудашкин — главный романтик ЗФ ОАО ГМК «Норильский Никель». Прощаясь, я почувствовал теплоту и силу рукопожатия этого здоровяка и почему-то подумал: «Это Снегодуй Наших Дней».

ДИЗЕЛЬНЫЙ «ЧАТ» — «ПРИКОЛЫ» ЭТОГО ГОРОДКА

Норильск

Вячеслав Кудашкин — хранитель северных дорог

После визита в УАДиС, я побродил по старому городу, поужасался удручающим видам «промзоны», вернулся в центр и поехал на автобусе в магазин Дудинский, чтобы купить на прощанье экзотических рыб севера в соленом и копченом виде. Автобусом был дизельный ПАЗ, которым я уже не раз пользовался в Норильске. На этот раз я снова попал в непринужденную обстановку «сатиры и юмора». Тут вот в чем «прикол»: почему-то автохозяйство, эксплуатирующее дизельные ПАЗы, установило во всех машинах широковещательные радиостанции. Водители и кондукторы этих автобусов, видимо, используют их «не по назначению» и ведут «в эфире» своеобразный автобусный «чат». Содержимое автобусного чата — шутки всех мастей. Водители с кондукторшами хохочут «навзрыд». Половина салона пассажиров, которые едут впереди, тоже слышат «чат» — рация весьма громкая. Пассажиры тоже хохочут. Некоторые, кто пошустрее, лезут вперед и советуют водителю, что ответить острякам из другого автобуса на очередную шутку! Смешно ДО НЕВОЗМОЖНОСТИ! Вышел из автобуса, пока до угла шел — всхлипывал, вспоминая реплики из «чата»: «Стоп-стоп-стоп, това-а-арищи: а безопасность движения?»

ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ АВТОБИЗНЕСА

Последний раз захожу в гостиницу «Норильск», теперь уже только выйду, чтобы уехать в аэропорт и покинуть эти места. Вдруг замечаю в проходной галерее на стене плакатик: «Автомобильный салон BRAND». Да, в глаза не бросается — три дня ходил мимо и не замечал. Оказалось, есть на стене и оконце, наподобие кассового. Постучал в дверцу — отворили.

Норильск

Александр Григоренко и Мадина Икаева — люди автобизнеса

Молодые ребята — Александр Григоренко и Мадина Икаева, профессиональные бизнесмены, норильчане, имеют в основе многопрофильную фирму «Меридиан». Успешно занимаются операциями с недвижимостью, лизингом и торговлей строительной и дорожной техникой. Решили диверсифицировать бизнес и открыли ПЕРВЫЙ В ГОРОДЕ АВТОСАЛОН. Директор автосалона — Мадина Икаева, 28 лет, в Норильск привезли родители трехлетней девочкой — можно сказать, коренная. Училась в Питере в Академии государственного и муниципального управления по специальности «гостиничный бизнес и туризм». Что делают? Александр (гендиректор «Меридиана») говорит: «Начали с создания компьютерной базы данных автомобилей вторичного рынка Большого Норильска. Сейчас пытаемся стать дилерами и официальными представителями. Продажи б/у через нас уже пошли». Спрашиваю: «Дилерами кого?». Отвечают: «Того, кто быстрей откликнется на наши предложения». Показали «типовое» письмо, которое они рассылают дистрибьюторам брендов. Узнав, что я из Иркутска, ребята с интересом спрашивают, есть ли у нас представители «Китайского Джипа» в широком смысле слова? Говорю, что есть. Оказывается, у них появилась совершенно здравая мысль — предложить китайцам делать «северный» вариант джипа и, естественно, стать эксклюзивными распространителями этой продукции на Таймыре.

Прощаясь с этими приятными ребятами, пожелал им удачи в их «святом деле» автомобилизации Севера и подумал: «Это первые ласточки!». Как хорошо начинать что-нибудь с нуля, если «бабки» уже есть. А я свою командировку в Заполярье уже закончил.

За три дня на Севере мне не довелось увидеть ни оленьих, ни собачьих упряжек, а жаль. Только «Волги» и «Мерседесы» — банальщина. Однако-о-о, мало-мало-о-о, цивилизация «получаицца».

Тимофей МИТИН
Норильск-Иркутск

Автомаркет+Спорт № 01/2006

Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог