Как подать иск к коммунальным службам
Просмотров: 7454
23 Сентября 2009

ЗИМА В ЗАКОНЕ

Судебные иски к коммунальным службам

Современное российское законодательство вполне позволяет бороться с двумя извечными нашими бедами. Пример тому — немало случаев, когда с коммунальных или дорожных служб взыскивают за ДТП, произошедшие по их вине. Правда, водителям в суде приходится ломать застарелые стереотипы, тратить немало нервов, доказывая свою правоту. Но прецеденты есть, и каждый автовладелец должен знать — право требовать возмещение ущерба с виновных остается за ним.

ОТ ЗИМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ

Основные проблемы автомобилистов традиционно приходятся на затяжную зиму. Сначала перепады температур, потом устойчивые холода, выпадает первый снег — и начинается! Куда-то «пропадает» дорожная разметка. Куда ни глянь — гололед. Вспучивается плохо уложенный летом асфальт. На крышах домов — огромные сосульки и глыбы льда, грозящие упасть на людей и автомобили.

Даже относительно легкий комок снега, упавший на машину с крыши дома, может нанести серьезные повреждения. И восстанавливать автомобиль за свой счет накладно и неразумно, если в том прямая вина коммунальных служб. Или тех, кто обязан убирать снег, не дожидаясь, пока он свалится кому-нибудь на голову. Как говорят специалисты, в таких случаях главное — свидетели. Фотографии и видео сегодня следует рассматривать как само собой разумеющуюся доказательную базу. Однако стоит сразу предупредить — если автомобиль припаркован с нарушениями (на тротуаре или вплотную к дому, когда это запрещено), с доказательством своей правоты обязательно возникнут сложности.

Происшествие должно быть официально запротоколировано. Когда снег или лед упал с дорожного сооружения (моста, эстакады, прочих конструкций) следует вызывать сотрудников ГИБДД. А вот падение сосульки с крыши, какого бы размера она ни была, к категории ДТП не относится, и вместо инспекторов ДПС нужно вызвать сотрудников милиции. Это может быть участковый инспектор. На данном этапе составляется протокол осмотра места происшествия, фиксируются повреждения. Следующий шаг — имея при себе копию милицейского протокола, обращаться с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении (на виновных лиц налагается административный штраф). Для этого следует знать, кто отвечает за уборку крыши здания, с которого упал лед. Если дом жилой, дело заводится по статье 7.22 КоАП (Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов), и обращаться нужно в жилищную инспекцию. Если здание нежилое, находится в городской или муниципальной собственности, нужно обращаться в прокуратуру — данный случай попадает под статью КоАП 7.24, распространяющуюся на нежилой фонд. Такое дело рассматривает мировой или арбитражный суд, который должен признать факт административного происшествия. И вот теперь уже можно обращаться в суд с требованием возместить убытки. В этом поможет оценка ущерба у независимого эксперта.

Если машина застрахована от ущерба, это в какой-то мере упрощает дело. Страховая компания обязана оплатить владельцу стоимость ремонта, а взыскивать ущерб с организаций, ответственных за эксплуатацию объекта недвижимости — это уже забота страховщиков. Однако существуют сложности, которые могут препятствовать благополучному исходу. Например, если происшествие случилось на территории, не подпадающей под действие договора страхования. Или строго оговорено время суток, когда страховой случай признается таковым. Если же все формальности соблюдены, а компания водит владельца за нос и пытается отказаться от выплаты — следует обращаться в суд.

А как же гололед — самая главная беда автомобилистов? Все зависит от ситуации. Если, к примеру, один или оба водителя нарушили правила, и ДТП произошло в результате заноса или неэффективного торможения на льду, ответственность целиком ложится на виновника аварии. Инспекторы ГИБДД неизбежно вынесут решение о виновности водителя (водителей), и отменить его не так просто. Но если дорога прямая, ровная, хорошо просматривается, что мешало водителям благополучно разъехаться? Если одна машина выехала за стоп-линию или светофор, а в нее врезалась другая — разве не ясно, кто здесь виноват? Да и потом, в ПДД (кто не помнит — это главный закон водителя) на этот счет уже все сказано: согласно пункту 10.1 «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом ... дорожные и метеорологические условия...». Но даже если дорожники спустя рукава относятся к своим обязанностям, для суда необходимо документальное подтверждение их вины. И наивно обвинять дорожников в том, что они не посыпали дорогу спустя пять минут после того, как повалил снег. Так что в данном случае проблема, скорее, в головах, и против гололеда (а равно против природы) закон бессилен. Другое дело, если дорогу не посыпали несколько часов, а то и дней. Но и тут даже самому опытному юристу трудно будет что-либо противопоставить всесильности пункта 10.1. Зимние шины и разумная скорость движения — идеальный вариант избежать проблем.

Другое дело, когда гололед выступает косвенной причиной ДТП. Например, дорожники ведут работы, но никак не обозначили участок, не выставили ограждения. И если днем можно разглядеть опасность, то ночью это практически невозможно. ДТП более чем вероятно, если водитель, даже не нарушая правил, поздно заметит препятствие и не успеет затормозить на оледенелом асфальте. Подобные нарушения дорожников и коммунальщиков несложно доказать, представив суду фотографии, показания свидетелей и результаты экспертизы, из которой следует, что водитель не нарушил вышеназванный пункт 10.1. Из которого, помимо прочего, следует, что при «возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Или другая ситуация. Например, в Новосибирске в суде рассматривается дело водителя Немшанова, который на гололеде не справился с управлением, а так как на новом участке улицы, где он ехал, заградительных барьеров не было — машина врезалась в фонарный столб. В результате аварии погибла невеста водителя и пострадала его мать. Между тем новый участок до сих пор не принят государственной комиссией и не соответствует требованиям безопасности дорожного движения. Сейчас эксперты и представители автовладельцев требуют признать водителя невиновным и подготовили иск к территориальному управлению автомобильных дорог. На сегодняшний день в казино Джойказино Россия присутствуют кроме бонусов различные акции и турниры между клиентами. Все они в данном виртуальном игорном заведении с довольно крупными призовыми фондами, что даже участники попавшие в ТОП-10 смогут получить некоторую часть денег. Также на официальном сайте или в онлайн Джой казино зеркало часто разыгрывается прогрессивный джекпот, который может достигать 1млн.рублей. А сорвать его в казино Joycasino Россия сможет каждый зарегистрированный клиент, который будет принимать активное участие в игровом процессе.

В обоих приведенных примерах гололед фигурирует только как одна из косвенных причин несчастного случая. Главной же остается ненадлежащее состояние дороги. И вот здесь закон на стороне водителя.

Существует ГОСТ 50597-93, который регламентирует требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. По этому ГОСТу выходит, что размеры отдельных просадок и выбоин не могут быть больше 15 см в ширину и 60 см в длину, а глубина ямы или выбоины не должна превышать 5 см. Кроме того, не допускается отклонение крышки канализационного люка более 2 см от уровня проезжей части, а крышки дождеприемника — более 3 см.

В ЛЮК — И КАЮК?

В открытые колодцы, ямы машины проваливались и в советские времена. Случаи, когда удавалось вытребовать возмещение ущерба с дорожных служб, были единичными, да и то, если ДТП приводило к трагедии, а дело получало широкий общественный резонанс. Но в целом подобные дела клались под сукно. А уж если обошлось без пострадавших, шансы что-либо получить равнялись нулю. И только сравнительно недавно в практику вошла череда успешных судебных процессов. В Иркутске выиграть тяжбу с коммунальщиками впервые удалось Юрию Середкину — колесо его машины провалилось в колодец. Прецедент настолько серьезен, что теперь получить справку в ГИБДД, где четко указывалась бы вина специальных служб, стало намного проще.

Кроме того, в ноябре 2007 года вышел закон «Об автомобильных дорогах», в котором указано, что дорожные службы обязаны компенсировать ущерб, полученный автомобилем по причине несоответствующего состояния дорог. Для этого и нужна справка из ГИБДД. А если дорожники отказываются возмещать ущерб, следует обращаться в суд. Инертность судебной системы хорошо известна, однако общероссийская практика показывает, что все чаще дорожники готовы выплачивать деньги «по-хорошему», не доводя до суда. Это значит, ситуация все-таки начинает меняться.

По данным межрегионального центра «За безопасность российских дорог», материальные претензии автомобилистов к дорожникам за 2007 год составили 270 млн. рублей. По итогам уходящего года, эта сумма будет еще больше. Кстати, по статистике и оценкам различных дорожных ведомств (ГИБДД, РосДорНИИ, Минтранс) количество ДТП, совершенных из-за плохого качества дорог в России колеблется от 18 до 30%. Но специалисты центра считают, что официальные данные занижены и не отражают истинной картины. Причина в том, что (как сказано на сайте организации) «правосознание граждан еще находится в зачаточном состоянии, и они в своем большинстве не знают, что могут требовать внести в протокол истинные причины случившегося ДТП».

ЗА ЯМУ ОТВЕТИШЬ

Справедливости ради надо отметить, что многие «гаишники» все же давно точат зуб на дорожников и коммунальщиков, и в некоторых случаях с охотой выступают на стороне пострадавших автовладельцев. Но если водителю довелось столкнуться с равнодушным инспектором, следует взять инициативу на себя. Здесь важно только сразу отсечь вариант, при котором авария становится следствием нарушения правил. Взять хотя бы превышение допустимой скорости — если такой факт имел место, судебные перспективы весьма туманны.

Итак, нужно знать главное — параметры и нормы качества дорог определяются законодательно. Есть также нормы по формированию снежных валов при очистке снега — их не должно быть на перекрестках, на остановочных пунктах, на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром. Регламентируется отклонение высоты рельсов над проезжей частью. Состояние и расположение дорожных знаков, разметки и так далее.

Что делать, если машина серьезно повреждена по причине банальной ямы? Когда после вызова инспекторов ДПС дойдет дело до оформления протокола, необходимо, чтобы инспектор внес в него размеры дорожного препятствия, сделал привязку его к границам проезжей части и отразил наличие или отсутствие освещения дороги (если ДТП случилось ночью). Если яма залита лужей (от таяния снега, к примеру) — это тоже нужно отметить. Крайне желательно заручиться поддержкой свидетелей (ими могут быть пассажиры, в том числе родственники). Обязательно нужно зафиксировать в протоколе видимые повреждения машины, включая потеки масла. Следует сфотографировать яму — с разных ракурсов, обязательно вместе с каким-то предметом, размеры которого известны (пачка сигарет, коробка из-под лекарств, зажигалка и т.д.), чтобы оценить ее масштабы.

Вышеназванный ГОСТ также регулирует сроки исполнения работ по ремонту дорог с момента обнаружения недостатка. Так, на заделку ямы дается не более суток, на замену люка и решетки — не более трех часов. При этом сразу после обнаружения недостатка должны быть выставлены дорожные знаки или светоотражающие конусы, в некоторых случаях — ограждения. К сожалению, эта часть требований у нас почти никогда не выполняется.

С кого взыскивать — тоже вопрос. Обычно за люки отвечают предприятия водоканала, телефонной связи, энергетики. Ямы и выбоины на асфальте, вспученное покрытие — вина той службы, у которой стоит на балансе дорога. О том, в ведении какой службы находится тот или иной участок дороги, светофор или колодец, знают в ГИБДД — за это отвечает инспектор состояния дорог.

Когда в ГИБДД четко определили, что вины водителя нет, а в случившемся виновата яма, хозяин которой известен, нужно провести оценочную экспертизу повреждений автомобиля. Сделать это можно и раньше, до того, как вынесен вердикт. Однако в последнем случае владелец может с полным основанием пригласить на оценку представителей дорожников. В дальнейшем это поможет защититься от обвинений в неточности предъявленной суммы и в предвзятости эксперта. Приглашение следует отправлять заказным письмом. Даже если дорожники не явятся, наличие копии приглашения может стать положительным фактором в суде.

Если судебные хлопоты владельцу в тягость, юристы советуют предварительно направить претензию к дорожникам, приложить к ней копии всех документов и попробовать договориться полюбовно. Если в течение месяца ответ не получен или ответчик отказался добровольно возместить ущерб, можно обращаться в суд. И следует заранее запастись терпением — дело это долгое и нервное.

Кирилл Юрченко

Автомаркет+Спорт № 01

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог