|
Все началось с того, что барнаульцы попросили перед моей командировкой привезти малость хорошей погоды: у них уже вторую неделю стоял дикий холод и беспрерывно лил дождь. Гонка висела на грани переноса на другой день. Ну что сказать? В целом обещание я выполнила: уже через два часа после моего прилета небо просветлело, а к вечеру и вовсе стояла жара. Почасовой прогноз на субботу, 26 мая, обещал вероятность дождя только после 6 вечера. Но синоптики Барнаула абсолютно такие же, как во всей стране. В пять утра знаменательного дня небо посерело, перерывами дождь пытался собраться с силами, но все никак не получалось, холодный ветер даже в городе пронизывал сквозь толщу одежды. Несмотря ни на что, дорога оставалась сухой, а потому историческое решение — гонкам быть — оказалось принятым окончательно и бесповоротно. Этот факт поспособствовал тому, что сие соревнование по драгу можно внести в какую-нибудь книгу рекордов как самое долгое, спорить с которым по временным рамкам может лишь Битва в середине России: гонка длилась 12 часов.
|
Ветер, бушевавший на трассе весь день со скоростью 20 м/с, заставил посреди заездов снимать со стартового створа баннеры — иначе оставалась вероятность быть придавленным многокилограммовой металлической конструкцией на линии старта |
|
Сюрприз от новосибирской гоночной команды EXE: Евгению Трухину пришла наконец-таки его красотка Fairlady. Эта «прекрасная дама», увы, не успела к квалификационным заездам, а потому попробовала свои силы только вне зачета: время старушки 70-х годов выпуска — 18,668 и 19,052 сек. |
|
Победитель второго класса — новосибирский гонщик Михаил Ткачев и его Integra. Изначально во владении была тоже Integra, но, увы, ее разбила жена. «На сдачу» от разбитого корыта была куплена эта машина, а уж в ней переработаны ГБЦ, топливная, процессор, подвеска и многое-многое другое | Дрэговая трасса барнаульского GT-клуба расположена на заброшенном военном аэродроме километрах в 30-40 от города. В чистом поле тянутся три взлетных «бетонки»: вот на самой широкой и длинной (1000 м) и организована трасса. Мы подъехали к зоне старта с президентом клуба около 8 часов утра, когда совершались последние манипуляции над техникой и оснащением предстартовой зоны. Машины зрителей были уже плотно припаркованы рядом с ограждением, чуть в стороне от них раскинулись две палатки — народ приехал в ночь, уже успел проснуться и с утра пораньше в ожидании стартов подкреплялся шашлыком. Открыв дверь машины, я поняла, что денек сегодня будет не из легких: ветер штормовой силы буквально сшибал с ног, а дыхание от холода прихватывало поминутно. По небу гуляли черные тучи, пыль моментально забивала глаза, а где-то вдалеке скромная жиденькая лесополоса гнулась к самой земле зелеными ветвями. Рыболовная сеть, которая служит здесь оградительной, надувалась парашютами, стремясь оторваться от земли, на судейской палатке в зоне старта все никак не получалось натянуть тент — шквальный ветер порывался унести его в поле. В довершение всего к девяти часам полил-таки дождь.
Разбежавшись по машинам, все ждали, отменять гонку уже не было смысла: на пути к трассе мы встретили кемеровчан, которые целой колонной отдыхали на обочине «федералки» перед долгим гоночным днем. Участники подтягивались один за другим. К 11 часам, когда небо все-таки чуть-чуть просветлело, закрытый парк был переполнен машинами с номерами самых разных регионов — в пяти классах заявились на участие в гонке около 100 человек! Глаза разбегались. Состав был настолько разномастным и непохожим, что первое время никак не получалось сделать четкую разбивку — кто же в каком классе поедет: от барнаульского абсолютно стокового Toyota Platz до гостей из Красноярска — господина Окулова и его зверя Mitsubishi Galant и красавиц «Супр».
|
|
После очередного ливня трассу сушили монстры гонки — мощнейшие автомобили четвертого и пятого классов. Зрелище из разряда незабываемых |
|
Яблоку упасть негде, припарковаться — тем более. Выехать с поля — просто дохлый номер | Едва только солнце начало согревать шквальные порывы еще более усилившегося ветра, был дан старт технической комиссии участников. Здесь к этому действу подходят как никогда серьезно: проверяется все до последнего сантиметра, открывается капот, багажник, салон, подвергаются контролю колеса, подвеска, выверяется соответствие машины тому классу, в который она заявилась. Доходило даже до того, что водителя отправили в закрытый парк прикручивать на место фару: по регламенту, если она снимается на время гонки, то капот должен быть оборудован дополнительными замками, коих у этой машины не имелось. После контроля механиков происходит пробный старт, знакомство с трассой, апробация своего собственного мустанга.
Катаются в Барнауле по двухуровневой сетке, а не по олимпийской системе, как в большинстве городов. Президент GT-клуба Константин Недосеко объясняет такой выбор большей справедливостью: «Олимпийка не дает почти никаких шансов — один заезд, одна победа. Проиграл — выбыл. Двухуровневая сетка оставляет право на ошибку, потому что заезды производятся до двух поражений — где-то скорость не включилась, сцепление перегрелось, кто-то на трассу вылез, отвлекся, просто неудачно стартанул, всякое бывает. Как раз на такие случаи есть и «дополнительный шанс». Как показала практика, большой минус такой схемы только один — время. А его 26 мая катастрофически не хватало.
Овощ овощу рознь
В общем-то, первый класс и задумывался изначально как средство для самовыражения пилотов стоковых, ну или почти стоковых машин. По крайней мере, их мощностные загашники от заявленных заводом-производителем не слишком отличаются. Чего тут только не было: и «девятки», и «восьмерки», и «пятерки», и тандем Corolla — Sprinter, и Carina GT попала в эту же категорию. Но квалификационные заезды показали, что в финальных гонках среди всей этой разношерстной братии места русскому автопрому явно не хватит. Самые интересные заезды показал Денис Распопов: казалось бы, всего-навсего Vitz. Ан нет! Сей серебристый красавец уже был чемпионом первого класса — на прошлом кубке. Мало того, что это достаточно редкая комплектация RS — спортивная, как говорится, с 1,5-литровым мотором, так и ее оказалось владельцу мало: в нутре уже классически дамского автомобиля организовали форменную революцию. Теперь, с облегченным салоном и выпотрошенным багажником, эта «деточка» рвется выехать из 17 секунд. И как говорят бывалые, у него неплохо получается. В этот раз Vitz'у пришлось буквально выгрызать себе победу: во втором своем заезде с Nissan Sunny что-то не получилось, он «слил» 0,2 секунды и автоматически перешел в нижнюю сетку.
|
Toyota Vitz RS: говорить о доработках владелец не захотел: из скромности, справедливости и по личным соображениям — в прошлом году у этого «Витца» был другой владелец, который и доработал его до чемпионства в первом классе |
|
Спортсменка, рекордсменка и просто красавица — BMW M3, которая сумела «обидеть» в 3-м классе многих |
|
Юлия Носова — единственная девушка на барнаульском (не думаю, что ошибусь, если скажу, что и в российском) драге, которой удалось бороться в основной сетке. В квалификациях она не была в гордом одиночестве — в третьем классе пробовала силы еще одна дама на Toyota Caldina, но в основной пул участников класса ей пройти не удалось | Ветер к этому времени был просто сумасшедший: объектив фотоаппарата приходилось чистить от забивающей его пыли каждые 8-10 минут, стартовый створ, на котором были закреплены баннеры с символикой главных партнеров соревнований, начало нехорошо так раскачивать. Заезды из-за этого пришлось прервать: спонсоры оказались со здравым рассудком и дали согласие на то, чтобы баннеры снять. Сорок минут были потрачены на весьма рискованную акцию по снятию растяжек со створа: парней, разрезающих веревки при помощи молотка и долота, буквально сносило вместе с отвязывающимися баннерами.
Гонка все же продолжилась. В нижней сетке Vitz почувствовал себя явно не в своей тарелке, проигрывать не хотелось, необходимость отстоять прошлогодний титул стала острой как никогда. В заезде с Honda Civic, хоть и превосходящей Vitz по литражу, но имеющей большой недостаток — автомат против тойотовской механики — победа одержана без особого труда: без показаний отсечки было видно, что финишная черта пролетела в первую очередь под его колесами: с разницей в 0,4 секунды Vitz пришел первым. Столь же непринужденно Денис Распопов оставил позади себя на трассе и Toyota Carina GT. А вот дальше настал решающий момент: в последнем заезде нижней сетки, где решается судьба третьего места, а заодно и выявляется тот, кто выйдет в финал в борьбу с лидером верхних списков, оказались Vitz и Toyota Sprinter Дмитрия Шадрина. Вот здесь, на финишной прямой, когда шанс стать чемпионом оставался единственным, Денис выжал из машины почти все, на что она была способна под встречным ветром в 20 м/с. Vitz показал лучшее время первого класса — 17,069 сек. Соперник отстал на какие-то сотые доли — 17,331 сек.
|
Вернуться в стартовую зону можно только по полосе возврата, двигаться по которой по регламенту разрешено со скоростью не более 40 км/ч — специально для удовлетворения зрительского любопытства |
|
Новое детище Дмитрия Павлова — его гражданская Toyota Supra. «Рыжая ведьма» стоит в гараже и полнится сил перед главным своим выступлением — Битвой в середине России. Увы, но на гражданском «сверхавтомобиле» хороших результатов в условиях жесткой конкуренции в этот раз не получилось |
|
Гость, которому до Барнаула пришлось проделать самый дальний путь — красноярский Galant Константина Окулова вне конкуренции | Финал хоть и не был таким показательным по времени, но жару на ледяной, обдуваемой ветром трассе все же прибавил: разница между Corolla — финалистом верхней сетки, и Vitz — лидером нижней, оказалась и того меньше — 0,231 сек. Само собой, в пользу Vitz. Одну из роковых ролей здесь сыграло и время задержки на старте Александра Бентхена, пилотировавшего Corolla — 0,510 сек. против 0,216 сек., которые «затормозил» на старте Денис.
Впрочем, сам победитель остался не в самых радужных ощущениях от своих результатов: «Недоволен. Очень недоволен своими заездами. Время просто ужасное: погода, встречный ветер все испортили. Невозможно при таком ветре показывать хорошее время, это реальная преграда». Кстати, абсолютно все гонщики отметили, что показания отсечки в этот раз были примерно на 0,6-0,7 сек. больше, чем типичное для их автомобилей время. Именно из-за ветра. Вот и считайте, сколько едет Toyota Vitz.
От крайности до крайности
Во втором классе, который стоковым назвать уже трудно, но и кардинально переработанных машин здесь еще нет, заявилось аж 18 гонщиков. Разброс — опять-таки просто фантастический: от 2,5-литрового Skyline и даже Honda Odyssey до 1,3-литровой Starlet. Махонькая такая «Старлеточка». С турбинкой, правда. Ах да! Самое-то главное: среди восьмерки сильнейших, кто благополучно прошел квалификационные заезды — Toyota Trueno. Пилотирует (внимание!) Юлия Носова из Барнаула. Симпатичная миниатюрная девушка лихо управляется с 1,6-литровым подзаряженным Trueno посредством механической трансмиссии. Болела, честно признаюсь, за даму. Но, увы, соперники в этот раз были сильны и серьезно настроены: попав в нижнюю сетку, в заезде с «коллегой» — Toyota Trueno Владислава Куликова из Томска Юлия уступила секунду, что в драге, как известно, составляет целую вечность.
|
Моя недавняя знакомая Impreza Coupe Евгения Трухина. Посмотрев на нее в настоящем деле, я поняла, что до этого были только цветочки |
|
| В верхней сетке лидирующие позиции держали новосибирцы: в заезде за право выхода в финал оказались Toyota Altezza Андрея Коваленко и Toyota MR-S Дмитрия Калиновского. Первая взяла литражом и толикой доработок: даже несмотря на проигрыш Андрея в задержке на старте и наличие АКП, на финиш его Altezza пришла первой.
Тем временем в нижней сетке била рекорды новосибирская же Honda Integra: она и попала-то туда, кстати, трудами все той же Altezza: в том заезде Коваленко взял победу хорошей задержкой на старте — почти на полсекунды меньше, чем у соперника. А вот здесь ему удача улыбнулась: сначала была одержана техническая победа в борьбе со Starlet, которая так и не вышла на старт из-за неполадок. Потом совершенно честный бой с Nissan Sunny — секунда разницы в пользу Новосибирска. А уж потом, после того как был побит земляк на MRS, настало время финала: Altezza vs Integra.
И тут началось просто какое-то светопреставление: сначала хлынул дождь. Едва только падали первые капли, машины все же решили запустить, но уже к моменту, когда они подъезжали к финишу, капли барабанили по бетону довольно сильно, в результате отсечка не сработала. Пришлось пережидать непогоду, потом сушить полосу — швабрами, машинами, благим теперь уже ветром и выглянувшим наконец-то солнцем. Затем запускать финалистов.
|
Новосибирская группа поддержки: этот город приехал в Барнаул едва ли не полным своим гоночным составом |
|
Трассу приходилось сушить аж несколько раз за день. Под конец щетки уже не помогали |
| Но не тут-то было: откататься нормально последний заезд все никак не получалось — то сбой оборудования, то кто-нибудь вылезет на трассу, то фальш-старт, то технические неполадки у одной из машин. И все же наконец-то свершилось: в совершенно честном финальном бою Honda Integra поставила временной рекорд класса в нынешних гонках, единственная, выехавшая из 15 секунд — 14,783 сек. Время Altezza — 15,360 сек. Сам Михаил говорит, что остался доволен сегодняшней гонкой: «Техникой вождения своей сегодня доволен, в финале показал самое лучшее на данный момент время задержки — всего 0,087 секунды, сколько раз стартовал, столько приходил первым». В общем, практика показала, что литры не панацея. Главное — хорошо и правильно приложенные к машине руки и прокладка между рулем и сиденьем.
Все могут короли
Самый противоречивый, на мой взгляд, класс. Судите сами, среди участников три Integra (не турбовые!), два Legacy B4, ВАЗ-21093 (!!!) и BMW M3. Сравним потенциал 1,8-литровых Integra и «трешки М» с тремя литрами под капотом. Да, у всех «японок» солидный багаж доработок, такой, что во втором классе по количеству лошадей на литр они не поместились, но все же. Ведь и Эмка, насколько мне известно, не проста, и даже были разговоры в кулуарах, что не успеет она собраться к гонкам. А вот те на — успела. Я бы даже сказала, преуспела. Потому как конкурентов ее пилоту не нашлось. Правда, за победой ему пришлось карабкаться с самого дна — из нижней сетки, куда Владимир Баздырев попал стараниями одного из Legacy. Но там равных ему не оказалось.
Не везло сегодня и единственному исконно русскому — ВАЗ-21093 Сергея Комарова. Этот агрегат делался в Новосибирске, откуда и приехал пробоваться на гонки. Под капотом у этой серебристой бестии — 1,5 литровый, как можно легко догадаться, далеко не стоковый мотор, оснащенный турбиной. В купе с механической коробкой передач все эти варварства над дитем российского автозавода обеспечили ему прочную бронь на место в третьем классе. И неплохо едет «девятая», между прочим: стойкий курс на покидание 15 секунд налицо. Чего стоит один только заезд с Integra в нижней сетке — 15,115 сек. Но увы, для третьего класса и этого оказалось много: здесь наблюдается тенденция к 14-секундным болидам. А именно к их числу принадлежит BMW, одна из B4 — Максима Попова, Honda Integra Сергея Круглова. Именно он, уверенно финишировав первым в верхней сетке, сошелся в финале с Эмкой. Ну что тут скажешь, два атмосферника, пусть и разной степени заряженности и комфортабельности салона, оказались совершенно не равны по объективному литражу — как раз тот случай, когда размер имеет значение: пилот BMW M3 выложился на полную и с рекордом в 14,235 сек. вырвал себе победу.
СПОРНАЯ ПОЗИЦИЯ
Как всегда вовремя (едва завершились заезды третьего класса) на трассу обрушился дождь. На сей раз более продолжительный и серьезный. Вымокнуть успели все основательно. Минут через 20 обильного поливания поля, зрителей, машин, взлетной полосы, в небе появился долгожданный просвет — снова ветер, снова сырость, снова холод. На бетонных плитах собрались огромные лужи. Даже бригада организаторов со щетками ничем не могла помочь: разогнать водоемы вручную не получалось. Главным судьей совместно с участниками четвертого и пятого классов было принято решение — трассу сушить колесами. Вообще-то, покататься по бетонке и пораскидывать лужи попросили владельцев полноприводных машин, но куда там! Выехал, по-моему, весь состав четвертой категории, а это без малого 40 автомобилей. Зрелище завораживающее: один за одним стартуют парами, разбрасывая фонтаны и утробно ревя моторами, летят по трассе и стройной колонной медленно-медленно идут обратно по полосе возврата. В общем, зритель успел оценить почти всех. Через сорок минут такой феерии была объявлена квалификация, а затем и гонка на выбывание.
|
Победители пятого класса — две новосибирские Impreza. Существенную конкуренцию им мог составить еще один весьма долгожданный гость гонки – Chevy Camaro, уральский болид, который готовили и настраивали в Новосибирске. Эвакуатором он прибыл в Барнаул, но на трассу выйти не смог – в самый ответственный момент полетел стартер. А посмотреть было бы любопытно – мощность этого «американца» исчисляют не одной и даже не тремя-четырьмя сотнями лошадиных сил |
|
| Судейской бригадой ввиду того, что участников четвертого класса набралось очень много, было решено в основную сетку выпустить 16 показавших лучшее время. И если бы карты не спутал неожиданно хлынувший ливень, то все бы прошло, как обычно: по предусмотренной регламентом двухуровневой сетке. Но время уже основательно поджимало: солнце висело почти над самым горизонтом, пятый класс при таком раскладе должен был кататься по темноте. А потому вместо такой привлекательной для гонщиков двухуровневой сетки на один класс была введена олимпийская система. Гонщики вылетали из сетки один за одним. Из 16 достойнейших, чье время в квалификации было лучшим, до четвертьфинала добрались: Toyota Tercel Михаила Самойлова (Горно-Алтайск), Mitsubishi 3000 GT Андрея Паймурзина (Новокузнецк), Mitsubishi Mirage Валерия Поспелова (Новосибирск) и Mitsubishi Galant Константина Окулова (Красноярск). Такой вот междусобойчик MMC получился, в который втерся Tercel. Чтобы слишком не распространяться на тему степени заряженности данной Toyota, скажу лишь, что под капотом у нее 2-литровый турбовый мотор, с приводом на все четыре и механикой. Такой вот «тырчик», как ласково его именовал весь вечер ведущий.
Главные споры в финале разгорелись именно между ним и красноярским гостем — Mitsubishi Galant Окулова. Тоже, кстати, 2 литра и тоже turbo, и та же рукоятка МКП под рукой. Без особых трудов они сместили своих соперников в борьбу за третье место: бронзу со временем 13,361 сек. и весьма большой при этом задержкой на старте (0,764 сек.) одержал Mirage (1,8-литровая турбовая «версия»). А вот в финале разгорелся жаркий спор. В этом бою сильнейшего решили выявлять все-таки исходя из двух побед. Первый старт — фальстарт Galant. Машины возвращаются на старт. Второй заезд — красный, красный, красный, старт! Galant одерживает первую победу: со временем в 13,417 сек. и задержкой 0,519 сек. У Toyota Tercel порван привод. В рамках правил любую неисправность можно удалить, но лишь за определенный промежуток времени. Если через это отведенное время машина не появляется на старте, ей засчитывается техническое поражение. И пилот Galant соглашается подождать сколько нужно. Привод меняют, машины вновь выводят на стартовую линию. Красный, красный, красный, зеленый, старт! Фальстарт Galant. Снова оба возвращаются в стартовый створ. Машины выставлены. Тишина просто фантастическая, если учесть, что по обеим сторонам от дороги собралось несколько тысяч зрителей. Готовность номер один. Красный, красный, красный... и все. Зеленый сигнал светофора не загорелся, но машины ушли с места. Отсчет времени пошел, никакого сбоя измерительного оборудования не наблюдалось. Первым финишировал Константин Окулов из Красноярска — MMC Galant. Вот в связи с этим и разгорелись споры: кто-то посчитал это чистой победой. Кто-то сказал, что должен быть перезаезд, т.к. не сработал светофор. Судейская комиссия приняла решение, что это победа была чистой. Золото четвертого класса уехало в Красноярск.
Subaru forever
А вот здесь все лаконично — двое надвое: две новосибирских Impreza (с одной из них я уже знакома не понаслышке, и вас познакомила) и два барнаульских болида — Toyota Caldina Андрея Кельса и MMC Evolution Алексея Репина. В финальную битву прошли новосибирцы, оставив «хозяевам поля» борьбу за бронзу. При этом удивительно — так бывает редко, но все же бывает — лучшее время трассы в классе было поставлено не в финальном заезде, а в первом серьезном бою верхней сетки: Евгений Трухин на своей WRX ушел от Caldina на 2 секунды (!) и первым и единственным на сегодня покинул 12-секундные границы: 11,826 сек. В этом свете исход финального боя был удивительным: и WRX Евгения Конушко, и WRX его тезки Трухина не слишком далеко ушли от 13 секунд: купе финишировало со временем 13,250 сек., седан приехал на 0,322 сек. раньше. 11-секундная Impreza уступила 12-секундной.
На финиш две синие красавицы медленно ехали нос в нос, и не по полосе возврата, а по гоночной трассе. Из окон автомобилей в свете багрового заходящего солнца реяли на ветру два белых флага новосибирской гоночной команды Drag Team EXE.
Евгений Трухин по дороге в город рассказал причину неудачного заезда: «Вновь неприятности с коробкой. Неполадки только-только удалось устранить перед самыми гонками, а в заезде с «Калдиной» все снова вылезло наружу — не включалась пятая передача. Сейчас на высоких оборотах не включается даже вторая. Вот и на трассе меня коробка подвела. Буду теперь заново все делать — к кубку МТС по драг-рейсингу в Новосибирске, который пройдет 10 июня. А потом и к Татышев-Рейсинг-Регион в Красноярске. Там надо будет готовиться основательно». Ну что ж, видимо, судьба. На улице стремительно смеркалось, с трассы мы с новосибирцами уехали почти в половине одиннадцатого вечера.
Послесловие
На официальном сайте GT-клуба Барнаула сразу после гонок разгорелись споры: ругают организаторов, судей, гонщиков, зрителей. Всех. Мне, как человеку смотрящему на все со стороны, очевидным изъяном показалась лишь разбивка на классы: не совсем понятная и, как показалось, не совсем справедливая. BMW и Integra, пусть и заряженная, это ближе к разделу очевидное-невероятное. Ну и, пожалуй, контроль за зрителями, которые периодически лезли почти на самую полосу движения машины, а на призывы организаторов и даже остановку гонки не реагировали вообще никак, продолжая стоять на месте. Сбор своей собственной службы безопасности, как это всегда делалось в Иркутске — и все должно встать на свои места. А в остальном Барнаул даст фору многим городам, где еще теплятся останки официального драга (Красноярск мы в этом свете уже, само собой, не рассматриваем): абсолютная независимость от городских властей, почти своя взлетная полоса, пусть и бетонная, но безопасная по габаритам — длине, ширине, зоне безопасности. Свое оборудование, неплохие (что бы там не говорили) призовые, свои судейские и организаторские силы. Превосходная техническая комиссия, комфорт для зрителей (еда, вода, туалеты и пр.).
Пусть редко, но метко проводятся здесь эти кубки. Честно говоря, лицезрев сам город и его автопарк (об этом расскажем подробнее в одном из следующих номеров «А+С»), я не ожидала такой организации гонок. Да и география участников — целый регион: Новосибирск, Горно-Алтайск, Красноярск, Бийск, Новокузнецк, Томск, Новоалтайск, Кемерово. Можно еще перечислять и перечислять. К тому же сама система драга — двухуровневая — это тяжелейший труд: долго, муторно, тяжело. И ведь справляются.
Сам факт того, что в Барнауле, провинциальном по сути городе, куда самолеты из Иркутска летают только раз в неделю, проходит такое мероприятие, заслуживает уважения. Те недостатки, что есть, я надеюсь, легко исправимы. И если все менять в лучшую сторону, то Барнаул в скором будущем может остаться одним из немногих городов, где драг не душится на корню могущественными властными руками.
Наталья НОВИКОВА
Автомаркет+Спорт № 22/2007 |