ДУХИ САРАНАКАНА
— Вы чо, сначала машины по лесам ломаете, а потом их
ремонтируете, да?
По-детски наивный вопрос парнишки-пистолетчика, оставшийся без
ответа, на самом деле таит в себе глубокий, как колеи, по которым приходится
ползать джиперам, смысл. Ломают! Конечно, не кувалдой по крыше, но, можно
сказать, изощренно профессионально. Как спортсмены, за спинами которых огромный
спонсорский бюджет, как гонщики, чьи машины после финиша будут разобраны до
последнего винтика, а после из боксов выйдут, в сущности, новые автомобили.
Наконец, как люди, для которых конечный результат, на пути к нему замешанный на
убойной закваске драйверского азарта, превыше здоровья человека и тем более
машины. Такие вот мысли посещали меня на «Саранакан-трофи», что во время майских
праздников проходило в 60-ти километрах от Читы, при наблюдении безжалостного
отношения к джипам, да и к самим себе.
|
Вот так руководитель клуба «Диверсант» прокладывал трассу
«Саранакан-трофи» | Все те виды спорта, что
называются джиперскими, даже в нашей провинции все больше приобретают
профессиональный облик, который не выливается в бешеные денежные призы
победителям, но характеризуется канвой соревнований. Вот и читинский off-road
клуб «Диверсант» подошел к организации «Саранакан-трофи», кстати, 1-го этапа в
Кубке Восточной Сибири по трофи-рейдам, со всей обстоятельностью. От участников
настоятельно потребовали наличия в машинах радиостанции, цифрового фотоаппарата
(для фиксации результатов), по возможности GPS-навигатора и шлемов, другого,
более специализированного внедорожного оборудования. И очень жестко прописали
экологические правила: техжидкости не сливать, не срубать или не валить
бамперами живые деревья и кустарник, в обязательном порядке использовать
коррозащитные стропы, не разжигать в неположенных местах костры и не бросать
окурков, да и вообще не мусорить. Столь щепетильный подход к охране окружающей
среды как минимум вызывает глубочайшее уважение, а как максимум является
примером для всей остальной части общества, которая, сам слышал, бывает,
обвиняет джиперов в безжалостном уничтожении природы.
|
Когда больше нет сил стоять, небольшой островок суши в
изрезанном протектором бездорожном пространстве всегда готов предложить свои
услуги | При прокладывании трассы в «Диверсанте»
использовали все возможности окружающей среды, отличной от той, к которой
привыкли иркутские джиперы. Читинская область в этих местах — классическая
лесостепь, где между невысокими сопками раскинулись заболоченные луга. Не забыли
и о романтике, которая в данном случае являла собой легенду о том, что якобы
окрестности в районе базового лагеря во главе с виднеющимся не так далеко
гольцом Саранакан пускают в себя лишь сильных духом людей.
|
Пара экипажей предпочла не жечь на асфальте внедорожную
«резину». Согласитесь, грозный покоритель бездорожья на довольно немаленьких (и,
кстати, штатных для него) колесах выглядит нелепо | А
таких только из Иркутска набралось девять экипажей. Три Nissan Safari, Suzuki
Vitara, Suzuki Escudo, Suzuki Jimny, УАЗ, Toyota Land Cruiser 70, шедший
поддержкой, и пока еще концептуальный TLC LJ72 «Перец», чью постройку его
владельцы закончили буквально в последнюю ночь перед стартом. Команда! Причем из
«боевых» в разряд подготовленных попадали аж шесть машин.
Читинцы выставили 12 экипажей, однако лишь три автомобиля могли
оспорить первенство в классе, как он был назван организаторами, «Вездеход».
Неудивительно, клубу всего три года, да и Чита по размерам значительно меньше
Иркутска. А с другой стороны, меня лично поразило отношение руководства клуба к
дальнейшему его развитию. Ребята — принципиальные противники прихода в
джиперский спорт крупных спонсорских денег, полагая, что в таком случае он
потеряет привлекательность для не обремененных миллионами джиперов, коим не
чужда романтика бездорожья в его непрофессиональном виде. А как раз-таки
подобных в Чите немало, и они готовы бороться на стандартных в самом худшем
смысле этого слова автомобилях. Hunter «вчера из автосалона», ЛуАЗ на
«снежинке», неприлично лакированный 105-й и, о Боже мой, Surf предыдущего
поколения, у которого из апгрейда только цепи, надеваемые на задние колеса.
| Между тем, Семен Шифрин, руководитель «Диверсанта»,
при расстановке контрольных точек, решив перемахнуть лужу шириной метра в три,
провалился в яму глубиной в пятидверный Safari (на поверхности осталась только
запаска). И хотя из дистанции столь опасные места исключили, их наличие в округе
косвенно говорило участникам о сложности маршрута.
|
Квадроцикл Yamaha Grizzly — довольно прикольное внедорожное
транспортное средство. Вот только до уровня настоящих джипов в проходимости ему
не дотянуться. Либо пилот ноги промочит, либо сам воды
наглотается | Перед гонкой Александр Бизяев, и один
из гонщиков, и по совместительству хозяин СТО (не единожды уже посещавший нашу
иркутскую землю), любезно предоставил свои боксы для предстартового обслуживания
(как-никак 1100 км отмахали) и натягивания нормальной внедорожной «обуви»
(кто-то, дабы сберечь грязевые «сапоги», шел по асфальту на дорожной «резине»).
В принципе, ничего «криминального» никто из иркутян в машинах не обнаружил, хотя
«Перец» еще в дороге (там же все и устранили) успел заклинить колодки ручника,
потечь сальником «раздатки» и намекнуть на замену вискомуфты вентилятора, что
пришлось заклинить в состоянии «постоянно включено». Для джипа (с ульяновскими
мостами и абсолютно оригинальной подвеской), собранного вчера вечером —
естественный комплекс болячек, которые его экипаж решил устранять не под крышей
родной мастерской, а за тысячу километров от дома, в полях и лесах. Прямо-таки
показательный образчик технической храбрости. Впрочем, демонстрировать ее
предстояло все же на трассе.
ПРОФИ НА ТРОФИ
|
TLC LJ72 «Перец» обладает внушительным внедорожным
потенциалом... |
|
...но машина еще сырая. Оторванный поворотный кулак поставил
точку на надеждах экипажа завоевать призовое место. Впрочем,
хозяева-конструкторы обещают, что к следующему трофи-рейду вездеход избавится от
детских болезней |
| Первый день организаторы
выделили под неспешное дефиле по тем местам, где назавтра предстояло пахать
целину. Показали пять зон, раскинувшихся на 60-ти квадратных километрах, в
которых расположились 33 зачетные точки, и которые, прямо скажу, впечатлили
далеко не всех. При довольно звучных названиях вроде «Жабья логовина», «Разлив»
или «Болотные шахматы» на первый взгляд они, показалось, представляют из себя
ничем особым не выдающееся бездорожье, сосредотачивающее пускай и многие его
виды, но не в самом экстремальном варианте. К примеру, та же «Жабья логовина»,
как потом оказалось, таящая в себе четыре точки, несмотря на вязкую илистую
субстанцию под ней, еще не полностью растаяла. А лед — все какая-никакая опорная
поверхность (что под ним, ребята сказать затруднились — видимо, бездонная
пропасть болота). Да и колеи были протоптаны не слишком щедро. Правда, тут
«диверсанты» пошли на некоторую хитрость. Так, трассу финального дня
соревнований, что представляла собой 15-километровое кольцо, продемонстрировали
в обратном направлении. А водя по зонам с точками, вплотную к ним не
приближались, ограничиваясь комментариями типа «где-то там».
|
Бац, бац и мимо... Семен Шифрин выстрелом в воздух дает старт
трофи-ориентированию | Еще один сюрприз был заключен
в разделении по классам. Шноркель, лебедка, «резина» как минимум 31-го размера —
это все понятно. Но на кой вровень с реально подготовленными машинами ставить
Escudo предпоследнего поколения на «олл террейновых» колесах, хоть и с «винчем»?
По принципу разматывайся и ползи? Аналогичный вопрос возникал при нахождении в
списках «подготовленных» Toyota Land Cruiser HZJ77, машины, несомненно,
заслуживающей внимания, но опять же за исключением лебедки и «полувнедорожных»
шин Mickey Thompson абсолютно стандартной. И с этим, как говорят читинцы,
«недоприводом», бороться должен был, например, наш «Перец» с артикуляцией мостов
едва ли не в половину его роста. А также местный Isuzu Bighorn на 38,5-дюймовых
Super Swamper Bogger, с А-образной подвеской и уазовскими мостами, в чьих
«чулках» и бортовых редукторах не осталось ни одной заводской детали (к
сожалению, его хозяин, Сергей Рогов, показался лишь на этом своеобразном
прологе, после чего, сославшись на собственное здоровье, убыл в город).
Согласитесь, возможности у этих джипов, мягко говоря, различны (да и не назовешь
последних джипами — ни дать ни взять прототипы). В общем, как ни крути, а
представленным здесь машинам предстояло «порвать» друг друга именно в одной
«технически подготовленной» группе. Впрочем, и «самоликвидацию» еще никто не
отменял. Так, «Перец» после знакомства со спецучастками «взмолился о пощаде». В
отрыв от рамы пошло одно из креплений А-«образника». Ребята в срочном порядке
рванули в Читу, в сервис на этот раз Сергея Рогова, который, будучи с высокой
температурой, отстранил иркутян от ремонта и лично проваривал слабое в
конструкции подвески место. Говорю же, самопожертвование даже во благо других в
джиперской среде дело обычное.
Природа, еще вчера баловавшая нас солнышком, на второй день
мероприятия и первый соревновательный, по-моему, учла пожелания иных
спортсменов, «жаждавших крови». В общем старте машины уходили на трассу под
плотным покрывалом облаков, подгоняемые свежим степным ветерком. Ну а мне Семен
Шифрин любезно предложил прокатиться по самым «засадным» местам на его Safari,
недавно выловленном из водной ловушки.
— Тут недалеко хорошее болотце есть.
|
Уникальный Isuzu Bighorn показался на трассе лишь однажды. Его
владелец по причине своей болезни не смог принять участие в соревновании, зато
активно помогал нашим ребятам
ремонтироваться | Болотце — это та самая «Жабья
логовина». Издалека ровная, как пол после евроремонта, в реальности засасывающая
до степени «прощай, болотники». Уже есть автомобильные следы. Семен опознает их
как «бизяевские». «Был, взял все». Неужели это так просто?
|
Красивая, прямо-таки воодушевляющая грязь. А как эффектно
смотрится брызгающийся в ней УАЗ. Джипер, он как то животное из семейства
копытных, любит поглубже и пожирнее. Хрю-хрю...
| Для кого как! На горизонте появляется читинский
УАЗик. По полевому кочкарнику идет так, словно под колесами ровный зарубежный
асфальт. Не сбавляя хода, врубается в черно-серый кисель и с неприличными
чавкающими звуками достигает первой точки. Расположили ее таким образом, чтобы
затормозить прохождение с лёта всей логовины. А тронуться потом ой как сложно.
Однако пятнистое ульяновское создание на BF Goodrich Mud Terrain и с обеими
межколесными блокировками начинает гонять по этой приятной любому джиперу жиже,
будто багги по гаревой дорожке. Своя среда! Считанные минуты, и экипаж под звук
уазовского «прямотока» исчезает за ближайшей опушкой.
На входе в болото очередной экипаж. Тот
самый на All Terrain Escudo. Экипаж в составе главы семейства, его супруги и
сына мнется — ехать, не ехать. Семен, как змей-искуситель, подбадривает, мол,
там ледок, глубже бамперов не провалитесь. Да и заветный с очковой бумазейкой
пень — вот он, рукой подать. Escudo рюхается в грязь, бороздит ее до контрольной
точки и присасывается. Далее следует картина, характерная для искусства
социалистического реализма. С той лишь разницей, что женщина по локти в трясине,
«вычерпывающая» из нее спасительные деревяшки, не какая-нибудь
колхозница-доярка, а довольно успешный бизнесмен. Такие нынче развлечения, такой
здоровый активный отдых.
Тут еще и Шифрин едва ли не вырывает из рук сына очередной
отбитый у болота импровизированный «сэнд-трэк». Экипаж должен состоять из двух
человек, и послабления вне зависимости от диаметра шин и высоты дорожного
просвета не даются. На дистанции помощь можно принимать только от других
участников. И то исключительно в тросово-лебедочном виде, но никак не в качестве
лишних рабочих рук.
— Эти здесь будут долго. Лебедиться-то не за что. Поехали
дальше.
Зона «Разлив» — еще одна практически замкнутая «экосистема»,
где колесная «фауна» вела жестокие бои с коварной «флорой». Приличная в размерах
лужа по ступицы у краев и по капот в середине три из шести точек таила на своем
полуострове, ограниченном с одной стороны глубоким ручьем, с другой — топким
бережком.
|
Показательным в борьбе с бездорожьем стал пример семьи
Альмухамедовых, которая на очень слабо подготовленном Suzuki Escudo выходила из
таких грязей, что в японской жизни их джипа ему и не снились |
|
Рессорный Toyota Land Cruiser HZJ77 относится к «тяжелой» серии
«семидесяток». Но без подготовки — едва ли не «паркетник». К примеру, недавно
здесь без особых затруднений прошли «вездеходы». А этот сидит и сдвинется только
благодаря посторонней помощи |
|
Наверное, по мнению деревенских жителей, это самое оптимальное
средство борьбы с бездорожьем. Воодушевленные хозяева «Беларуса» демонстрируют
незадачливым джиперам, рассевшимся на берегах этого водоема, преимущества
отечественной тракторной техники | Прибыли вовремя.
Там, где, как узнали уже на бивуаке, «динозавры» прошагали «в полколеса», плотно
угнездился HZJ77. Задний свес (а он, поверьте, у «семидесятки» немаленький)
облокотился на берег, с которого прыгал, «морда» в безнадеге ищет помощи среди
по-зимнему тяжелых облаков. И мадам-штурман таскает каменный фундамент под
висящие над дном «Мики Томпсоны». Холст, масло, художник Иван Бездорожный.
Вызволял своего старшего брата отказавшийся уже от битвы 105-й,
чей экипаж благоразумно не стал повторять подвигов этих «Александров Матросовых»
от off-road`а.
Тем временем, на полуостров с «материка», штурмуя грязевую
котловинку, пробивался «недопривод». И здесь, надо сказать, явное лидерство было
за иркутским Jimny. Маленький внедорожник только кажется «псевдоджипом». В его
компактности воистину кроется преимущество. Представьте огромный «Сафарь», что
под всевидящим «сауроновским оком» организаторов мнет кусты и деревца. В лучшем
случае отъем очков! Крошка же Jimny, разворачивающийся как «гусянка», ужом
крутится на заросшем растительностью пятаке и собирает точки, будто урожай на
собственном огороде.
|
Аппарат Александра Бизяева иркутянам уже знаком. Хорошая машина
— на 36-м Simex, с 3L, оснащенным турбиной | А
где-то далеко, где-то далеко... Нет, не грибные дожди. Там наша в прямом и
переносном смысле «Надежда» — трехдверный Nissan Safari с таким позывным —
прокладывая просеку в высохшем леске, рвет себе гранату привода. Торопясь взять
все точки и, насобирав их девять штук, сдает назад, бьется на вывернутых колесах
в дерево. Металлический хруст, пять метров жизни — и задний привод.
На этом неудачи иркутской команды не заканчиваются. Ползающий
как трактор-трелевочник «Перец» (машине на трофи-допах практически нет преград)
из-за не оптимального расположения пружин (ближе к картеру главной передачи —
торопились, во-первых, строители, во-вторых, хотели выяснить и жизнеспособность
этого решения), уже пройдя все контрольные пункты, лишается поворотного кулака
вместе с правым передним колесом. 40 минут до зачетных восьми часов вечера!
Помощь тех, кто уже финишировал, тем, кто еще на трассе, запрещена. Там остался
еще один экипаж, готовый жертвовать своим результатом для спасения товарищей.
|
Некоторые контрольные точки располагались в крутых в прямом и
переносном смысле местах | Вот он — момент
откровения. Заднеприводный «Перец» и страхующий его длинный Safari вползают в
финишный створ. Есть зачет! После него — бессонная ночь. Для экипажа «Надежды» —
в замене добытого и привезенного из Читы ШРУСа. Для бойцов «Перца» — в ожидании
полуоси, которую, увы, в городе найти не удастся.
Итоги дня ориентирования ни для кого не стали откровением.
Собрать 2690 зачетных очков среди «вездеходов» не смогли экипажи на откровенно
слабо подготовленном Nissan Datsun, на упомянутом уже HZJ77, наши земляки на
Escudo, которых все же отпустила «Жабья логовина». И «Надежда», вообще
«оформившая» себе сход.
|
Ну зачем же вы меня так? Думаю, если бы Surf умел говорить, он
бы задал своим владельцам именно этот вопрос
| Несколько удивило то, что организаторы отступили
от заявленного в регламенте способа подсчета очков. Ранее предполагалось, что на
место первого дня будет влиять не только количество взятых контрольных точек, но
и время, за которое этот процесс будет завершен. В действительности последнее
решили в расчет не принимать. Со стороны некоторых иркутян даже послышались
фразы о подаче протеста. Однако команда клуба «Протектор» от этого никоим
образом не пострадала — лучший результат у нас был третьим (более пяти часов
ориентирования). А вот первыми пришли к финишу парни на пятнистом УАЗе (три с
небольшим часа), что снимали ногу с педали газа только при фиксировании точек. И
вот как раз с их стороны послышались упреки — дескать, знали бы, шли бы
медленно, укладываясь в десятичасовой норматив. А так, получилось, что
совершенно бессмысленно убивали машину.
Разброс результатов у «стандарта» был
более широким. Всю трассу не прошел никто. Лучший же — ЛуАЗ, пилот и штурман
буквально пронесли его на руках по трассе. Есть и сход (TLC105). И «полусход».
Surf с цепями и женщиной за рулем, когда команды подготовленных уже отдыхали в
лагере, нашел себе уютную ямку в каком-то километре от «базы». Соответственно,
он и прошел всего-то этот километр, собрав 70 очков.
|
Среди небритых, чумазых мужиков иногда встречаются такие
прелестные создания... |
|
...тоже, впрочем, зараженные вирусом, имя которому off-road
|
| Второй день соревнования,
который организаторы охарактеризовали как рейд, в общем-то, исключал участие в
нем тех, кто либо не уложился в норматив времени, либо набрал минимум очков. В
обоих классах (и по техническим, в том числе, причинам) смысл принимать участие
не было у восьми экипажей. За последнее место в этой дисциплине давалось 50
очков, столько же за ступень выше и т. д. Поэтому те, кто взял в ориентировании
какую-нибудь тысячу, приди он хоть трижды первым, не имел никакого шанса
выиграть по итогам двух дней. Тем не менее наша «Надежда» стартует
принципиально, а Surf — по причине того, что, видимо, не нарылись еще.
НАШ БОЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Рейд! 15-километровое кольцо с тремя контрольными точками,
которые необходимо пройти в определенной последовательности, с конкретной
стороны обойдя обозначающие КТ ограничители. И сделать это трижды, стартуя с
двухминутным интервалом. Повторюсь, что в первый день нас познакомили с трассой,
и не все были довольны ее грязевой конфигурацией. Несмотря на то что на ней
имелось заболоченное поле и вполне полноценное болото, пересекаемое двумя
глубокими ручейками (и то, и другое, и третье из дистанции «стандарта»
исключили), а также подъем с разъезженной уже колеей, процентов 80 дистанции
представляли из себя весьма скоростные допы с косогорами и даже трамплинчиками.
Трофи? Ралли! Стало как-то само по себе ясно, почему у двух из
трех самых апгрейденных читинских джипов каркас безопасности не по-трофийному
снаружи, а по-раллийному внутри. И почему одна машина оснащена настоящими
спортивными ковшами, на мой взгляд, при постоянном покидании салона (к примеру,
для работы с лебедкой или для той же фиксации точек) не совсем удобными. Похоже,
читинцы классические трофи-рейды периодически разбавляют скоростными
спецучастками.
А иркутяне? У нас настройка машин происходит по более
традиционным бездорожным канонам, да и подбор трасс для мероприятий больше
тяготеет к глубоким колеям и болотным топям. Хотя в разряде подготовленных была
среди команды «Протектора» одна надежда. Роман Боровик, о котором «А+С» уже
писал, буквально вытворяющий на своем стареньком Suzuki Vitara чудеса, завелся
от одного только осторожного комментария по поводу завтрашней гонки. Земляки
экипажа пятнистого УАЗа предположили, что, дескать, если у парней все технически
будет в порядке, они легко опять же с «заклинившей» в полу педалью газа обойдут
своих оппонентов. Допустить подобной расстановки оценок Роман в силу своего
характера не мог (здесь надо сказать, что на местных покатушках его не пускают в
зачет подготовленных, поскольку элементарно опасаются — обойдет на своем 31-м
«Гудриче» всех самых-самых).
|
Оставшийся без одного члена экипажа Safari очень охотно уселся
в ручье |
|
Мгновение спустя к нему присоединились соседи |
|
В такой ситуации внедорожник как уставший от тягот службы
боевой конь. Хозяин-то тянет, но идти никуда не хочется. Постоять бы, овса
пожевать | Nissan Safari, несущийся по заболоченному
полю в облаке брызг и ошметков грязи, в видоискателе фотоаппарата похож на
«Тигра», рассматриваемого в прицел противотанкового ружья. Щелк, щелк. Сглазил.
С ходу «Сафарь» бросается на амбразуру ручья и вязнет в нем передними колесами.
Только что его пилот, получив серьезную травму, помчался в город. А штурмана
попросту никто не успел об этом предупредить, и он, не желая покидать
соревнования, сам повел машину в бой. Но в off-road`е один в поле не воин. Еще
один иркутский сход, черт его побери.
Ручей продолжает собирать дань в виде застрявших в нем джипов.
Пробивший фарватер TLC70 под руководством Александра Бизяева уходит в отрыв,
оставляя после себя едва заметные следы, которые в пылу борьбы не замечают
остальные участники. Вокруг Safari собирается компания из двух УАЗиков.
Подлетают, вроде меряют штурманами глубину и по колеса ныряют в узкое, кажется,
точно рассчитанное на 33-й диаметр русло. Лебедка, хай-джэк — оба на свободе, но
один чихает, вероятно, глотнув трамблером воды, а экипаж второго, пятнистого,
задрав капотину, что-то лихорадочно высматривает в моторном отсеке. Они еще не
знают, что гонка для них, по сути, закончилась. Полыхнувшая и потушенная
проводка не идет ни в какое сравнение с рулевым карданом, что разбил шлицевое
соединение и покинул картер редуктора. Впоследствии этот сверхскоростной экипаж
не оправдает надежды фотографов и видеооператоров, поджидавших его на самых
динамичных участках (ребята потом так и скажут — дашь по тормозам, уткнешься в
ухаб, есть руль, газанешь, и машина остается без управления).
|
Иногда всем окружающим казалось, что пилота и штурмана этого
пятнистого УАЗа немного попутали соревнования. Их стиль вождения можно
охарактеризовать как раллийный. Пожалуй, это их и сгубило
| А мимо один за другим несутся внедорожники
«Протектора». И эффектней (да и эффективней, пожалуй, тоже, принимая во внимание
«паркетность» джипа) всех, вызывая восхищенное «красавчик» у сидящих в двух
шагах читинцев, Роман Боровик. 15 на три — слишком мало, чтобы терять
драгоценные минуты на сидение в рассекающем болото ручье. К тому же Рома не в
курсе, какие коллизии постигли основного его конкурента, которого он во что бы
то ни стало должен втоптать в читинскую грязь.
После первого скоростного знакомства с болотным контрольным
пунктом экипажи раскусили тот галс, которым надо было идти, получая зачетную
отметку.
|
Иные внедорожники просто-таки источают харизму. Так, Nissan
Safari «Надежда» одинаково эффектно смотрится и в колее «по
колено»... | В лесу же, на подъеме, в колее,
альтернатива по коридорам прохождения хоть и присутствовала, но условная, и
пользовались ей далеко не все. Почему условная? Да потому, что «недоприводные»
джипы, коих исключили из штурмовки болотного участка, в этом месте покоряли
тропу наравне со всеми остальными. К этому времени, замечу еще раз, колея,
проходимая двумя днями ранее и с ходу, и внатяг, превратилась в нечто вязкое,
забивающее протектор даже нереально клыкастых Simex. Что говорить о Goodrich или
дорожной «резине», в которую был обут каждый первый «стандарт».
|
... и на скоростном спецучастке
| Вот и бросился последний в объезд по узенькому,
лишенному живой поросли лесному проходу. Опять же успех был на стороне нашего
Jimny, чей пилот, максимально используя габариты своего джипчика, пробирался
сквозь дебри исключительно эффективно. В то же время именно он спровоцировал
первый затор. Со сцеплением не поспоришь, даже стоя на твердой грунтовой
поверхности. Коридор захлопнут, как советский железный занавес. Наезжающие
сзади, перемалывая грязь с интенсивностью роторного экскаватора, выгребают из
колеи и, уткнувшись в воняющего паленым феродо Jimny, плюхаются обратно. Не все!
Показательно прет напролом Nissan Safari «Надежда», чьи хозяева, уже не
рассчитывая на победу в абсолюте, мечтают хотя бы в «рейде» обойти оппонентов.
Машина, сотрясая лес камазовским ревом дизеля, месит липкую читинскую
«простоквашу» и, не используя лебедки, прорывается к прямикам, где развивает
скорость, не знакомую ей на асфальтовых дорогах.
|
Эх, Рома, Рома, не жалеешь ты свой Suzuki. Зато сколько радости
даришь всем наблюдающим твою манеру передвижения |
|
Упал... |
|
...отжался. На трассе хватало довольно «ходовых» трамплинов
| Любопытное дело — фаворит соревнований, Александр
Бизяев, потерявший по сходу «Надежды» на ориентировании основного противника,
должен по идее расслабиться и сбросить темп. Тем не менее его Toyota Land
Cruiser демонстрирует феноменальные чудеса не проходимости, но скорости.
Несмотря на то что указанный участок проходится с помощью лебедки, на длинных
прямиках лифтованный внедорожник подобен Subaru Impreza WRC (по завершении гонки
экипаж рассказывал, как «расправился» с еле ползущим ЛуАЗиком, чей водитель,
увидев в зеркалах налетающий сзади, словно коршун на добычу, джип, сам «слинял»
в ближайшие заросли).
Бизяева и его штурмана понять можно. Где-то без фары, с
развороченным крылом, капотом и шноркелем носится на своем Suzuki Vitara Роман
Боровик. Это он, не желая портить молодые березки, прикладывается правой
стороной машины в толстый древесный ствол. Это он, увидев вторично закупорившего
колейный объезд Surf, что сел на «мель» небольших в диаметре бревнышек, находит
известную только ему тропинку. И бороздит таежную пробку по самому краешку
колеи, обдирая истерзанный кузов о толстые сучья.
|
Последняя off-road мода — кевларовые тросы. С ними крайне
приятно работать, но они боятся механических повреждений, не любят прямых
солнечных лучей и грязи | В разряде «стандартных»
события развиваются менее драматично. Застревают, откапываются, ползут
по-пластунски дальше. Азарт там тоже присутствует, но он здорово ограничен
возможностями автомобилей. Поэтому три пройденных круга для первых трех номеров
за три-четыре с половиной часа («вездеход» берет трассу в среднем за два) —
стабильный без разрушающих технику эмоций результат. Между прочим, пришедший в
этой дисциплине третьим «Луноход», стал в абсолюте первым, доказав, что при
смешении трофи и ралли умение собирать «на брюхе» точки гораздо важнее
высокоскоростных подвигов.
У «подготовленных» в силу обстоятельств дня предыдущего
расстановка сил оказалась не столь предсказуемой. «Надежда» Андрея Никонова и
Олега Барсукова часто, на прямиках, напоминавшая ралли-марафонский прототип,
обошла ближайших соперников на 11 минут. Но, увы. Итоговый протокол нарисовал
нам другую, разгромно-оптимистичную картину. Первые Александр Бизяев/Антон
Козак. Серебро «Протектору» добыли Борис Крымский и Антон Наймушин на Nissan
Safari, которые отличились паритетом в скорости и желании угробить машину. Ну, а
третьим стал экипаж Романа Боровика и Андрея Белотелова, доказавший всем, что
неполноценная off-road генетика у автомобиля еще не повод для того, чтобы
передвигаться на нем исключительно по «паркету».
|
Сначала мы везли его так... |
|
...потом так. А после бросили. Но не пристрелили. Джиперы своих
колесных друзей не предают. Через несколько дней Vitara пришла в фуре домой
|
| Вечером был прощальный
костер и братские посиделки, закрепившие узы дружбы между двумя клубами —
«Протектором» и «Диверсантом». Как прекрасно, что эти два содружества влюбленных
в бездорожье людей, разделенные тысячей с лишним километров, нашли себя и вот
уже в третий раз проводят совместные мероприятия. Причем, как отметили наши
джиперы, не только без каких-либо подковерных игр со стороны читинцев, чьей
целью на различного рода соревнованиях всегда становится вывод противника из
строя, но и, напротив, с предоставлением помощи во всеобъемлющем ее виде —
сервис, запчасти. Сто раз прав главный «диверсант» Семен Шифрин, заявляя, что он
и его сподвижники против прихода в трофи и триал больших капиталов. От себя же
добавлю — и без них на голом, как принято говорить, энтузиазме и при азартной
самоотдаче может получиться эффектное зрелище, достойное профессионального
спорта.
ДОРОГА ДОМОЙ МОГЛА БЫТЬ КОРОЧЕ
|
Если нет желания мочить ноги, а одевать болотники просто лень,
при фиксации контрольных точек поступайте как Андрей Борик, водитель УАЗа с
позывным «Бобби Кинг». Правда, для этого надо иметь некоторую гуттаперчевость,
которая у него, похоже, есть | На этой
оптимистической ноте рассказ о «Саранакан-трофи» можно было бы и закончить, если
бы не возвращение нашей команды в Иркутск. После дороги «туда» и раздирающих
технику гонок «там» колонна «Протектора» напоминала эскадру американского ВМФ по
завершении налета японцев на Перл-Харбор. Особые опасения вызывал малый
«противобездорожный корабль» Suzuki Vitara. Выбираясь враскачку из болотной
ловушки, Роман Боровик оставил «в залог» третьего места двигатель своей машины.
Заметив краем глаза, что стрелка тахометра прописалась в красной зоне, он
продолжил букс, и третий 15-километровый круг проходил уже с отчетливым
металлическим стуком, исходящим из недр мотора.
|
У ЛуАЗа есть одно неоспоримое положительное качество. Его можно
носить на руках (в сумке, рюкзаке, возить в багажнике более крупного
внедорожника). Хотя в данном случае он передвигается
самостоятельно | Жесткий буксировочный «ошейник»
вроде бы решил проблему транспортировки «раненого бойца», но через триста
километров от Читы по рации экипаж Vitara, не бросивший машину, передал, что в
салоне попахивает паленым.
Еще до снятия колеса подтвердились самые худшие догадки.
Шпильки раскалились едва не докрасна, а корпус редуктора холодный. Дело в том,
что задний мост Vitara/Escudo загруженного типа, то есть ступицы как таковые
отсутствуют, колеса сидят непосредственно на полуосях. При поломке последних или
выходе из строя их подшипников, что, собственно, и произошло в нашем случае,
автомобиль теряет подвижность. Конечно, если он не способен передвигаться на
трех колесах.
Протекторовцы использовали именно последнюю возможность. Жестко
прикрученный стропами кормой к корме Safari Suzuki обрел потерянную было
транспортабельность. На добрых четыре сотни километров «Надежда» стала последней
надеждой хозяина Vitara на возвращение домой вместе с машиной, а семиколесный
автопоезд с радиусом разворота метров в 70 подивил гаишников, вряд ли видевших
такой способ доставки автомобилей из Приморья.
|
Допы зажгли сердца даже самых флегматичных джиперов. Пилот
этого УАЗа, отличающийся размеренным стилем езды, в итоге гонял не хуже других и
занял четвертое место | К сожалению, риск потерять
тягу Панара на Safari и встающие на нем же при поворотах домиков, боком, как
угодно, только не ровно, колеса заставили отказаться от подобной суперсцепки.
Vitara оставили в Улан-Удэ. А чуть позже на перегоне от столицы Бурятии в
Иркутск лишился ступицы другой Safari.
Очевидно, тут можно говорить, что такое отношение к технике
сродни какому-то массовому помешательству, которое нельзя аргументировать
логичными доводами. И в «Протекторе» есть люди, что против соревнований,
особенно столь жестких, да к тому же проходящих за пределами родных лесов и
болот. Но я считаю, что стремление быть первым вопреки тяжелым условиям и в
противоборстве с техническими проблемами достойно всяческого уважения. Тем
более, если это стремление не гаснет после подобных изматывающих людей и машины
рейдов. Наверное, это и есть настоящий спортивный профессионализм. Обходящийся,
к счастью, без огромных денежных сумм и доступный простому смертному.
Максим МАРКИН Фото автора и Виктора Мартынова
10 июня клуб «Протектор» на очередном праздновании своего дня рождения ждет команду из Читы. Там тоже есть джиперы, которые привыкли драться до последнего. Ожидается, что бой между командами опять будет идти не на жизнь, а на смерть.
Генеральный спонсор «Протектора» в «Саранакам-Трофи» – сеть СТО ГОРДЭР.
Спонсоры: компания «Вимм Билль Данн» и J7 в лице официального представителя ООО «Виктория», фирма Japan-Шина, магазин комплектующих и аксессуаров для внедорожников Safari. При поддержке сети магазинов «Фанспорт».
Автомаркет+Спорт №
20/2007 |