Владимир Баршев
Обнадеживающие для водителя новации заложены в законопроекте, который облегчит самую нудную для автовладельцев процедуру – регулярный техосмотр.
Она будет регламентирована специальным законом. Заместитель начальника управления департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Александр Борисов рассказал корреспонденту "РГ", какие приятные перемены ждут многомиллионную армию автомобилистов.
Передать все функции по тех-осмотру от ГАИ коммерсантам собирались давно. Копий вокруг заветного талончика сломано не мало. Было разработано несколько проектов, один представило МВД, другой – минэкономразвития, но за основу в итоге депутаты приняли проект, подготовленный в Комитете Госдумы по транспорту во главе с Сергеем Шишкаревым.
Сейчас к этой основе в правительстве, да и в Думе готовится немалое количество поправок. Однако основные новшества стали известны корреспонденту "РГ".
Проводить техосмотр и выдавать талон станут коммерческие организации, а Госавтоинспекции останется только контроль за этими предприятиями.
Несмотря на то, что закон о тех-осмотре находится пока в разработке, уже известна дата, когда он должен вступить в силу – с 1 января следующего года. Дело в том, что он непосредственно привязан к закону "О полиции", который, как известно, должен начать действовать с нового года.
В закон о техосмотре заложено не только "отлучение" ГАИ от процедуры. Ее можно будет пройти везде, независимо от того, в каком регионе зарегистрирована машина. Сейчас такая возможность предоставляется только в границах региона. Да и то бывают случаи, когда в этом отказывают. При отказе ссылаются на то, что медицинская справка выдана в другом районе.
А здешнее подразделение не располагает информацией о медучреждениях, которые имеют право на оформление таких справок.
Да и сама медицинская справка, которую до сих пор водитель должен добывать к техосмотру, при его прохождении не потребуется. Почему? Да потому, что техосмотр будут проводить коммерческие организации, но им предоставят только право технического контроля. А проверять любые документы, в том числе и медицинские справки, прерогатива исключительно государственных органов. Передоверить такие государственные функции коммерсантам нельзя и по правовым нормам, и по соображениям здравого смысла.
Таким образом, здоровье водителя будет контролироваться только при замене водительского удостоверения, при открытии новой категории или выдаче прав, а также при их возврате, если автомобилист их лишался за какое-либо нарушение. То есть во всех тех случаях, когда человек получает водительское удостоверение.
Есть хорошая новость для тех, кто покупает новую машину. Таким счастливым автовладельцам вообще не придется проходить техосмотр. Талон покупателю выдаст торговая организация, продавшая машину, аккредитованная на это уполномоченным органом. Причем сразу на три года.
Закон избавит от лишних хлопот тех, кто покупает машину, у которой еще есть срок до следующего техосмотра.
При смене собственника автомобиля дубликат талона также сможет выдать торговая организация, если срок предыдущего осмотра еще не истек.
Автоинспектор вообще не будет участвовать в процедуре ТО, ему оставят только надзор за аккредитованными для техосмотра предприятиями. Талон станет документом, который подтверждает сам факт прохождения гостехосмотра – госпошлина взиматься не будет.
Возникает вопрос, кто же будет сверять номера узлов и агрегатов на машине. В ГИБДД корреспонденту "РГ" сообщили, что сверить это могут и коммерсанты: в документах на автомобиль проставлены номера, которые должны соответствовать тому, что выбито на кузове или двигателе. Что касается сверки с базами данных, то это уже не дело коммерческих структур.
По словам Александра Борисова, предусмотрен довольно большой период для перехода на новую систему техосмотра – целый год. В ряде случаев в тех населенных пунктах, где нет таких крупных станций для проведения ТО, сейчас используются передвижные станции ГАИ. Чтобы организовать в глубинке работу коммерческих структур, понадобится время.
Не станет ли техосмотр дороже, когда он перейдет от ГАИ в частные руки? Предполагается, что будет утвержден порядок расчета тарифов за это действие. Вероятно, она будет предусматривать некую вилку. Но минимальные и максимальные расценки не станут отличаться в разы. Кроме того у водителей будет возможность выбора. Пройти техосмотр они смогут на любой аккредитованной ГАИ станции и при желании выбрать ту, где цены их устраивают. Причем, повторимся, в поисках более экономного варианта смогут даже пройти процедуру не в своем, а в любом соседнем регионе. Да и компании, которые уже работают на этом рынке, утверждают, что цена не увеличится. Но наш российский автолюбитель всегда ждет какого-то подвоха.
В ГИБДД считают, что нововведение создаст конкуренцию на этом рынке. Кто захочет пройти техосмотр побыстрее, поедет в тот центр, где нет очереди, но цены повыше. А кому важно сэкономить, направятся туда, где дешевле, но могут быть очереди.
Порядок аккредитации частных компаний пока не определен. Предполагается, что организациям, которые занимаются проверкой технического состояния, не будет дано право ремонтировать автомобиль. Но этот пункт довольно легко обходится. Диагностикой занимается "Мурзик и компания", а ремонтом – "Компания и Мурзик". Впрочем, эти тонкости не должны трогать водителей, если цены будут приемлемыми, не будет очередей, нервотрепки и не придется по десять раз заезжать на станцию из-за того, что сначала кому-то не понравилось, как светят фары, а потом как работает ручник.
Кстати, количество проверяемых элементов менять не предполагается.
Как и прежде, обязательной проверке на техосмотре подлежат тормозная система, рулевое управление, соблюдение экологических норм выхлопа. На станции будут тестировать работу осветительных приборов, аварийной сигнализации, дворников и омывателей, стоп-сигналов и фонарей заднего хода.
Напомним, что 23 сентября вступает в силу технический регламент, который ужесточает требования к безопасности автомобилей. Особое внимание будет уделяться тонировке стекол. Однозначно не получит заветный талончик владелец машины, у которой светопропускная способность лобового стекла ниже 75 процентов, а передних боковых – ниже 70 процентов.
Перед техосмотром придется снять и металлические "обвесы", которыми украшают джипы. Регламент разрешает использовать такие украшения только если они предусмотрены заводской комплектацией или сертифицированы в конструкции машины.