|
В мае в столице Белоруссии прошла выставка «Ретро-Минск-2011» особенно впечатлил меня тремя моментами. Прежде всего, интернационализмом участников. Так, состав делегации от Литвы практически не уступал экспозиции хозяев-белорусов ни по количеству, ни по качеству автомобилей-участников. Оно и понятно: когда узнаёшь об условиях, созданных для автовладельцев в Литве, понимаешь, что Рай на земле существует. Неизбалованного россиянина шокирует информация, что в Литве нет (совсем!) таможенных пошлин на ввоз автомомашин (есть лишь необременительный сбор за регистрацию транспортного средства). Отсутствует даже транспортный налог. Поэтому, пока мы скорбно подсчитываем количество евро, подлежащих изъятию за кубики объёма двигателя своих дрим-каров из списка шедевров американской автоклассики, и по результатам этих подсчётов осознаём несбыточность красивой мечты, прибалтийские коллекционеры эти мечтания последовательно за нас воплощают в жизнь. Смогли литовские коллеги удивить даже бывалых японоводов изделием от Mazda – на выставке щеголяла безупречной синевой красавица «929». Правда, руль у неё, к сожалению, наличествовал на месте бардачка (слева), а под капотом угнездился фордовский V6, но статный хозяин аппарата на очень хорошем русском пообещал нам в ближайшее время найти и установить в свою маздочку «родной» ротор. Удачи, Андрюс! Будем ждать хороших новостей о восстановлении чистоты породы. Так как первая страсть (овладеть машиной) у прибалтийских коллег уже удовлетворена, то они переходят на следующий уровень и начинают демонстрировать высокий класс самого процесса обладания шедевром. Само собой разумеется, что их машины прекрасно подготовлены и бережно эксплуатируются. Огромные эти «игрушки», кроме того, регулярно вывозятся на красивые моционы (международные фестивали по всей Европе), на которых сами владельцы щеголяют подобранными в стиль ретро-костюмами, превращая автослёты в красочные маскарады. Впрочем, победителями в номинации лучшего костюма на «Ретро-Минске 2011» (была и такая в длинном списке номинаций, о котором подробнее позже) стали участники из Эстонии. Побывав между очередными автомобильными мероприятиями в турпоездке на Кубе, парни привезли оттуда стиль молодых революционеров Острова Свободы: униформа, высокие ботинки, сигары и непременные бороды – последние в отдельных случаях, надо признать, были явно накладными... В отличие от автомобилей – их эстонцы привезли в идеальной аутентичности. Впечатлили своим энтузиазмом и участники из Финляндии. Куражные северяне, оказывается, буквально за неделю до «Ретро-Минска» купили будущий экспонат выставки, на котором и приехали «своим ходом», чтобы иметь возможность стать частью шоу, а не зрителями. Вторым удивительным моментом «Ретро-Минска» стала деятельность организаторов. Самый главный белорусский автоамериканец – Александр Шурин, казалось, всё время находился в движении: подойдёт к однй группе участников, пошутит с другой, пригласит всех по очереди покататься на настоящих танках эпохи Великой Отечественной (2-й день шоу проходил на т.н. «Линии Сталина» – музее под открытом небом, наполненным оборонительными укреплениями и настоящей бронетехникой) или пострелять из подлинных винтовок и автоматов, по возрасту годящихся нам в дедушки. Александр считал своим долгом обязательно накормить горячим обедом (сытной солдатской кашей) каждого зарегистрированного участника мероприятия (включая пеших), а экзотическим гостям с Востока России даже выделил своего ближайшего помощника – Руслана (у которого, кстати, в тот день были именины) в качестве персонального гида. Вот он-то нас и озадачил... Мы привыкли, что оргкомитеты автошоу обычно имеют чёткую шкалу, по которой определяют ценность экспонатов. Руслан же с одинаковым восхищением рассказывал нам о совершенно несовместимых, на наш взгляд, подходах к ретро-автомобилям. Показывая «Кадиллак» из Финляндии, он обратил наше внимание на неприметный чёрный регистрационный номер. По словам Руслана, такой в Евросоюзе выдают лишь машинам, имеющим «98-процентную подлинность» (допускается лишь замена лампочек и щитков «дворников», даже шины требуется сохранять из «той эпохи»). Строгая комиссия раз в каждые два года проводит осмотр автомобиля и следит за тем, не позволил ли себе его хозяин каких-либо «вольностей» в использовании инородных деталей и материалов. Только положительные результаты таких осмотров дают право на владение чёрными номерами, которые приносят владельцу авто ряд привилегий (в частности, освобождают от транспортного налога). Даже использование неоригинальной краски по кузову может привести к изъятию чёрных номеров (говоря это, Руслан пристыдил девушку, которая позировала объективу своего спутника, положив руку с рискованным маникюром на капот «Кадиллака»). Мы под впечатлением. Но стоит нашей экскурсии миновать буквально несколько менее значимых экспонатов, как Руслан начинает эмоционально восхищаться Mercury Eight 1950 года, по которому владельцы «провели огромную, просто огромную работу». К нашему ужасу оказывается, что работа эта включала в себя, кроме прочего, занижение оригинальной крыши на 15 см и полную реновацию «внутренностей» автомобиля. Я недоумённо смотрю на нашего гида: точно ли это тот же самый человек, который только что спасал от девичьих коготков оригинальную краску финского «Кадиллака»? А он ещё и делает контрольный выстрел в моё чувство рациональности – даёт мне анкетку, которую заполняют зрители шоу для определения победителей мероприятия. Отправляя на отдых самые дивные причуды демократии по-горбачёвски (помнится, трудовые коллективы на излёте перестройки должны были выбирать себе директоров), анкетка предполагает зрительское ГОЛОСОВАНИЕ за такие номинации, как «лучший автомобиль, не тронутый реставратором», «лучший женский автомобиль», «лучшая реставрация»…. и – внимание! – за «самый дальний экипаж». Пытаясь нащупать логику этого анкетирования, спрашиваю нашего гида, что будет, если озорники создадут флэш-моб и проголосуют за машину из соседнего гаража, как за самую «дальнюю». Руслан загадочно улыбается мне и говорит: скоро увидите. И правда, всё становится на свои места на церемонии награждения – третьем откровении «Ретро-Минска». Александр Шурин говорит, что хотел бы наградить всех до единого участников шоу. Что он, в общем-то, и делает, учитывая количество номинаций. Гостям не обидно: практически все с наградами, а распределение мест определяет, якобы, не жюри, на которое можно затаить обиду, а некий неизвестный зритель. Александр же, в свою очередь, таким образом награждает то, что он, похоже больше всего ценит: ЛЮБОВЬ к машине. И не так уж важно, выразилась ли она в трепетном сохранении аутентичности или в дорогостоящем преобразовании (а может, именно в том, что хозяин вывел свою «ласточку» на ОЧЕНЬ далёкую прогулку). Чтобы принять такую толерантность, наверное, нужно родиться белорусом – на стыке культур, стран и религий. Что ж, постараемся в следующем году проверить белорусскую непредвзятость на прочность: кто-то из оргкомитета «Ретро-Минска» назвал при мне (не по злобе, надо полагать) японские автомобили «рисовозками». Попробуем-ка мы показать им в 2012 (если майя ошибутся), чего стоит настоящее японское ретро. Честный репортаж о том, что получится из этого, – гарантируем. А земляков приглашаем вместе с нами в следующем году побывать на замечательном автомобильном празднике в Минске – непередаваемая атмосфера фестиваля точно стоит всех мытарств многочасового авиаперелёта. |