30 июля на центральном стадионе «Металлург» г. Братска под эгидой региональной общественной организации Иркутской области – клуба любителей ретротехники «Раритет» впервые состоялась выставка раритетной авто- и мототехники, получившая название «Рожденные в СССР».
Как следует из названия мероприятия, главный акцент экспозиции был сфокусирован на автомобилях советской эпохи разных годов, хотя присутствовали и очень интересные «иностранные» ретроэкземпляры. Организаторам удалось собрать экспозицию из более чем 3 десятков ретроавтомобилей из Братска и его окрестностей. В число экспонатов вошли как распространенные «автопамятники» старины – такие, как например 21-ые «Волги», которых набралось аж 11 штук, так и уникальные (и по редкости, что еще более важно – хорошему состоянию) автомобили, в числе которых, например, знаменитая «полуторка» ГАЗ-АА 1933 г.в., Ford GPW 1945 г.в., универсал ГАЗ-22Г или ГАЗ-69А.
Двери стадиона были открыты для посетителей с 12 до примерно 17 часов, за это время экспозицию посмотрело около 1000 зрителей В рамках выставки было учреждено и несколько номинаций, в каждой из которых по итогам выставочного дня награждались лучшие участники. Самая главная номинация – «Абсолют» (абсолютная реставрация), разумеется, стала и самой многочисленной по количеству участников. Дополнили ее номинации «Инженерия» - для технически доработанных автомобилей (ретро и не только) и «Стайлинг» - для авто, модернизированных внешне.
Выставку посетило очень много детей, что для организаторов (а все мероприятие было организовано силами школьного учителя и его семьи и друзей) было особенно приятно
Зрителей развлекали джазовые музыканты, танцевальные номера от красивых девушек и различные конкурсы от ведущих
Среди участников выставки оказались не только «одиночики»-реставраторы и ценители автомобильного ретро, но и настоящие коллекционеры, представившие зрителям самые интересные экземпляры своих «собраний». Из числа таких коллекционеров – братчанин Сергей Чулков, представивший на выставке сразу три автомобиля с незаурядной историей:
Еще довоенная «полуторка» ГАЗ-АА, выпущенная в 1930-х годах. История этого экспоната похожа на большинство историй уникальных автомобилей тех лет: изначально этот автомобиль эксплуатировался в нижнеудинской военной части, а после того, как ее расформировали, попал в хозяйство нижнеудинского АТП. Там его поставили на постамент, где автомобиль простоял около 30 лет под открытым небом. Сергей Чулков долго и безуспешно пытался выкупить у АТП эту «полуторку», а помог банальный случай – в отопительный сезон у АТП не осталось угля, и в 2007 году директор продал-таки автомобиль. Когда машину снимали с постамента оригинальная резина, стоявшая на колесах все эти годы, буквально рассыпалась – представьте состояние всех остальных узлов и агрегатов машины. С тех пор Сергей выхаживает ГАЗ-АА, стремясь довести его до состояния, близкого к идеалу. В данный момент автомобиль не только достаточно аутентичен, но и на полном ходу – специально для зрителей на стадионе «полуторку» завели с характерным тяжелым «разгоном» мотора и проехали несколько метров вперед-назад.
Еще Сергей представил зрителям ГАЗ-20 «Победу» 1956 г.в. и любопытный ГАЗ-67Б:
Легкововой вездеход Красной Армии ГАЗ-67Б. Владелец указал год выпуска машины как 1945, хотя считать так будет не совсем верно: у данного экземпляра удалось сохранить родные двигатель и коробку, кузов «скомплектован» - рама и капот выпущены в период до 48 года. а решетка – после 46. Наряду с откровенно инородынми деталями (такими, как модернизированная элетктропроводка или карбюратор от 24-ой, есть аутентичные вещи вызывающие восхищение тем фактом, что они были сохранены – например, колесные диски.
Еще один представитель касты настоящих коллекционеров – чета Лапиных, представившая на ретрофестивале сразу 4 экспоната:
Довольно интересный полноприводный Москвич-410 1957 г.в. – под капотом 1,2 литра мощностью 35 л.с., 3-ступенчатая КПП с 2-ступенчатой раздаточной коробкой, рычажные амортизаторы, дорожный просвет 22 (!) см. Такой Москвич способен преодолевать броды глубиной до полуметра и штурмовать 33-градусные подъемы. Этот экземпляр был найден аж в Челябинске. Обратите внимание – 15-дюймовые шины оригинальные!
ГАЗ-М20 «Победа». Была выпущена в 1956 году. Для придания ей того облика, который она имеет сейчас, реставраторам понадобилось как минимум 2 донора. Автомобиль окрашен в «триумфальный» цвет – именно в таком колере сошла с конфейера последняя «Победа»
Еще из коллекции: Ford GPW, выпущенный на самом закате производства - в 1945 году. У данного экземпляра стоят «инородные» двигатель, коробка и частично подвеска, зато полностью оригинальные кузов и мосты, сохранившие на себе все заводские надписи и выштамповки на английском языке – от «инструкции» по типу применяемого масла до технических характеристик. Интересная особенность – этот автомобиль оснащен гидравлическими тормозами. Машина была привезена в Братск из Кежмы, где она эксплуатировалась в одном из послевоенных лагерей.
А это мопед «Рига-7» - тоже из коллекции Лапиных. В народе у братской молодежи, посетившей выставку, этот экземпляр получил название «Велосипед с моторчиком».
Еще один экземпляр, радующий своим состоянием и внешним видом – ГАЗ-69А Ивана Лапушкина. Автомобиль был выпущен в 1961 году. Хоть этот ГАЗ и нельзя назвать аутентичным (неродной мотор от 21-ой, перешитый тент и ряд прочих деталей не дают этого сказать), зато сделан с душой и по максимуму возможностей – здесь сохранены родные раздатка и КПП, вся оптика на месте, кузов сияет хромом, свежей краской и сохранившимися дверными ручками.
Вторая из выставленных на братской выставке «Побед», представитель больше инженерной категории, нежели ретро – здесь стоит волговский задний мост, передний – также от «Волги», но со «шнурками» от УАЗа, УАЗовские же редуктор и коробка передач.
Единственный полноценный представитель номинации «Инженерия», не имеющий ровным счетом никакого отношения к ретро – УАЗ-31512 Вадима Арясова, представлял на арене «Металлурга» братию внедорожников и клуб «Таежник». Автомобиль имеет внушительный список доработок, в числе которых помимо классических шноркеля, лебедки, силового бампера, лифта кузова и подвески, присутствуют еще модернизированная проводка, система зажигания от ВАЗ-2108, 2 электровентилятора от «девятки», модифицированный карбюратор, передние дисковые тормоза, блокировки от БТР, заниженные пары в мостах, перенесенный в салон топливный бак, кузов с обрезанной нижней юбкой… можно еще продолжить, но лучшим доказательством того, что все это имело смысл, служит целая батарея кубков и медалей на капоте машины.
Из более трех десятков экспонатов одиннадцать автомобилей – 21-ые «Волги» во всевозможных видах и комплектациях. Кто бы мог подумать, что когда-то недосягаемая и самая страстная мечта любого советского автолюбителя станет едва ли не самым распространенным экземпляром автомобильного ретро.
Среди этих многочисленных 21-х есть как модернизированные экземпляры, так и неплохо сохранившаяся «классика». Например вот эта 21-я – 1964 г.в.
Машина просто окунает в свою эпоху с головой – роскошно сохранившийся светлый чистый салон, приборы, колесные диски, техническая составляющая… И даже легкие следы времени на кузове только набивают ей эстетическую «цену». Что примечательно – в руках нынешнего владельца «Волга» не подвергалась реставрации, ее такой сохранили до наших дней.
Победителей в заявленных категориях выбирала судейская коллегия из Иркутска, в состав которой вошли ценители автомобильного ретро с большим опытом и стажем – Александр Баракин (уже неоднократно выступавший в роли судьи и на БМШ в Иркутске) и Александр Кустов, больше известный как Sauso, из Усолья-Сибирского. Быть третьим судьей в команде выпала честь и вашей покорной слуге.
Еще одна крупная и одна из самых главных номинаций, лучшего в которой выбирали голосованием простые посетители выставки – «Приз зрительских симпатий». Дополнительные награды были предусмотрены для самого молодого и самого старшего по возрасту участников выставки и для единственной в этот раз представительницы прекрасного пола. К слову говоря, у судейской коллегии не возникло ни малейших разногласий по поводу обладателей первых мест во всех трех главных номинациях - лидеры определились сразу и без малейших дебатов. А вот при определении вторых и третьих мест где-то пришлось немного поспорить, а в некоторых номинациях – откровенно «искать» обладателей «серебра» и «бронзы» - все-таки сказался дебют мероприятия и его акцент на ретро – представителей стайлинга и инженерии набралось не так много. Итак, вот итоги прошедшей выставки раритетной авто- и мототехники «Рожденные в СССР»:
Номинация «Абсолют» (реставрация):
1. Сергей Чулков ГАЗ-АА
2. Виктор Лапин Москвич-410
3. Олег Абаканович ГАЗ-21
Номинация «Стайлинг»:
1. Николай Анучин ГАЗ-21
2. Иван Лапушкин ГАЗ-69А
3. Николай Шкрепто Москвич-403
Номинация «Инженерия»:
1. Вадим Арясов УАЗ-31512
2. Александр Чернухин Москвич-403
3. Николай Бабин ГАЗ-20 «Победа»
Приз зрительских симпатий:
Пожарный автомобиль
Номинация «Самый опытный участник»:
Александр Федорович Гладков, ГАЗ-21
Номинация «Самый юный участник»:
Виктор Лапин, мопед «Рига-7»
Номинация «Ретровладелица»:
Нина Довгий, ГАЗ-22 Г
Победителей награждали памятными кубками, дипломами и ценными призами в торжественной обстановке на сцене. Впрочем, как оказалось, самое ценное для самих участников – далеко не призы, а атмосфера мероприятия и возможность показать свои труды и частичку автоистории людям… На фото – Николай Шкрепто, владелец 403-го Москвича, который уже имеет опыт участия в выставках – в 2010 году он представил свое детище на суд зрителей и судей БМШ-2010
Более подробный отчет смотрите в нашем фоторепортаже.