По предварительным подсчетам стоимость 1 км при поездке на такси в случае принятия новых норм закона №69 «О такси» может достигать 60 рублей
Сотрудники различных фирм такси Иркутска собрались на объездной аэропорта 25 июля около 11 часов. Именно здесь состоялся старт всероссийской
Главная цель, которую преследуют организаторы этой всероссийской акции - обратить внимание органов государственной власти и общества на те последствия, к которым могут привести новые поправки, и, как конечный результат, добиться их отмены. Напомним, что с началом осени деятельность фирм такси будет возможна только при соблюдении ряда новых условий, а именно:
- для перевозчика станет обязательным наличие разрешения на перевозку пассажиров и багажа (лицензии), которое будет выдаваться исполнительным органом власти субъекта РФ
- все автомобилиперевозчика должны либо находиться в собственности фирмы-такси, либо быть приобретены по договору лизинга. На данный же момент подавляющее большинство такси пользуется услугами автомобилей на основе договоров аренды. А это означает, что личный транспорт граждан больше не сможет использоваться в такси.
- таксомоторные фирмы могут обязать использовать такси только одного цвета (это установят региональные власти), с единой цветографической схемой на кузове, опознавательным фонарем на крыше.
- все автомобили фирм обяжут оснастить таксометрами.
На реализацию новых норм согласно закону вводится своеобразный «переходный» период – датой «Х» обозначен 2014 год, до наступления которого все существующие фирмы такси должны будут получить лицензию. А вот с 2015 года начнут вводиться квоты на количество лицензий – оно будет определено исходя из потребностей городов в этом виде транспорта. Получить лицензию сверх квоты будет возможно, но только на основе аукциона.
Все автомобили участников акции были декорированы траурными черными лентами и листовками с лозунгами
Протестующие (а их ядро составили руководители крупнейших фирм такси Иркутска, в том числе и те, кто входит в состав некоммерческого партнерства «Владельцы иркутских такси») настаивают на том, что к принятию такого закона не готовы ни общество, ни экономика отрасли. Подавляющее большинство фирм такси будут вынуждены либо сильно сократить свой автопарк, либо закрыться вовсе. «Эта норма элементарно невыполнима в настоящий момент, - говорит Евгения Шороп, председатель НП «Владельцы иркутских такси, - чтобы не сокращать свой автопарк, фирме придется купить огромное количество новых машин – до 20-30 автомобилей. А сейчас ни один автодилер в городе не в состоянии предложить такое количество автомобилей для продажи, только на заказ (а ведь машины должны быть еще и одинакового цвета) с ожиданием от 8-ми месяцев и более. Это значит, что как минимум на год придется пользоваться тем автопарком, который останется после отказа от арендных машин, терпеть убытки и, как следствие, повышать тарифы на перевозку. Это не говоря уже о стоимости самих автомобилей».
Не видят простые водители пользы и от введения обязательных с сентября таксометров и кассовых аппаратов ля каждого автомобиля: «Это прошлый век, - рассказывает один из водителей, - клиент будет переплачивать за простой в долгих пробках, ожидание и т.д.». Альтернативой достаточно дорогому таксометру (стоимость которого может достигать и 20 000 руб.) протестующие видят распространенный уже в такси навигатор с карточкой таксометра.
Ну и один из самых главных пунктов, вызывающих протест, это введение квотирования. «Квоты – это не только ограничения для многих, кто просто не сможет после их введения заниматься этим бизнесом – комментирует Андрей Закайтис, владелец «Такси плюс», - но и очередные взятки. Опять же, исходя из каких параметров они будут определяться для регионов, пока не понятно».
Участие в акции приняли около 500 автомобилей такси – именно такое количество автомобилей в пробеге было согласовано с властями. Изъявили же предварительное желание участвовать в акции втрое больше
Кроме того, согласно принятым нормам такси приравняли к объектам повышенной опасности, которое в общем перечне идет сразу после атомных электростанций, в связи с чем в этой сфере были сняты ограничения на количество проверок разных уровней и инстанций, что тоже не способствует развитию малого бизнеса. Недовольство вызвали и вновь введенные в законодательстве штрафы за нарушения и несоблюдение всех вышеперечисленных норм, согласно которым так называемые «бордюрщики» (или бомбилы) заплатят за свою нелегальную деятельность порядка 10 000 рублей (5000 рублей за осуществление перевозки без разрешения, 1000 рублей за отсутствие в салоне необходимой информации о такси и невыдачу кассового чека или специальной квитанции, 3000 рублей – за отсутствие на машине цветографической схемы или опознавательного фонаря). А вот для юридических лиц (т.е. владельцев легальных такси) нарушения будут караться штрафами от 50 000 рублей с «потолком» до полумиллиона.
«Здесь ведь не только интересы крупных фирм задействованы, - говорит Евгения Шороп, - но и интересы простых людей. Начнется очередная волна безработицы, потому что огромное количество водителей такси работают на своем личном транспорте по договору аренды. Автопарк существенно сократится при том, что спрос на услуги такси стабильный и останется на прежнем уровне, а готова ли к этому городская транспортная сеть? Опять же это приведет к вынужденному росту тарифов и росту количества «нелегальных» таксистов – им просто некуда будет деваться, они вынуждены будут пойти на бордюр. При этом никто не обращает внимания на то, что спрос на такси высокий и стабильный, и мнение о качестве оказываемых услуг у пассажиров выокое, а это значит, что не все так плохо в этой отрасли, как выходит из нового закона».
Участие в иркутской акции, которая завершилась большим автопробегом по улицам города (от объездной по Байкальской до сквера Кирова и тем же маршрутом обратно до кольца на плотине ГЭС), приняли около 500 автомобилей иркутских такси – во время сбора ими была заставлена практически вся обочина объездной – от ее начала возле новостроек в Солнечном до АЗС «Крайс-нефть на выезде». Эту акцию поддержали на сей раз более 300 городов по всей стране – Пермь, Барнаул, Магадан, Астрахань, Нижний Новгород и сотни других. С 25 июля и вплоть до 8 августа такие акции будут проходить по всей стране.
Судить о результатах этих протестов можно будет только после 1 сентября, когда закон вступит в силу. На данный момент таксисты донесли свое недовольство и требования до федеральной власти при помощи отправленного еще по результатам первой, майской, акции письма (оно было адресовано президенту РФ и в министерство транспорта). А также добились поддержки некоторых политических партий, одной из который в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает ряд поправок к новому закону с учетом предложений главных участников этой отрасли.