ВОПРОС:
– Увидел, как на техосмотре при проверке тормозов на стенде с барабанами колёса джипа вращались в разные стороны, и автомобиль чуть не слетел со стенда. Показалось даже, что могут вылететь шипы из шин. Не повредит ли это трансмиссии автомобиля?
Д.И. Алексеев, водитель с тридцатилетним стажем
ОТВЕТ:
– Эффективность тормозов при техосмотре автомобилей принято проверять на стенде с беговыми барабанами. Одной осью, тормоза которой проверяются, автомобиль стоит на барабанах, в КП включена нейтральная передача, педаль тормоза отпущена. Двигатели стенда раскручивают колёса, и по сигналу оператора водитель нажимает на тормоз. Стенд измеряет тормозные силы на обоих колёсах и сравнивает их между собой. При разнице более 20 процентов тормоза признаются неисправными. Так же проверяется и стояночный тормоз.
На полноприводных автомобилях с жёсткой связью между осями (к примеру, Honda CRV первых поколений) в такой ситуации второй мост может «сбросить» автомобиль со стенда. Для предотвращения этого в современных стендах (а таких большинство на пунктах проведения ТО) есть программа противоположного вращения колёс. В этом случае карданный вал не вращается, и вторая ось автомобиля не включается в работу. Так как дифференциал и предназначен для обеспечения вращения колёс с разной скоростью (равно как и в разные стороны), то для трансмиссии такая проверка безвредна.
Знатоки полного привода вспомнят про различные автоматические блокировки дифференциалов. Блокировка, в подавляющем большинстве случаев, происходит на скорости более 2 км/час, но тормозные стенды для легковых автомобилей предназначены для проверки эффективности тормозов как раз в пределах этой скорости. Кроме того, в программе стенда предусмотрены раздельные режимы проверки моно- и полноприводных автомобилей, исключающие возможность причинения вреда автомобилям. А «подпрыгивания» автомобиля на стенде – нормальный процесс. Вспомните, как ведёт себя автомобиль при резком торможении – «клюёт» носом. На стенде же барабаны вращают колёса неподвижного автомобиля, и его рывок при торможении естественное явление.