Мы знаем, что комплексы видео-фотофиксации нарушений ПДД прячут за ветровым стеклом машин ДПС, или наоборот — камеры ставят на крыши патрульных «Соболей» для лучшего обзора дороги. Нередко инспекторы снимают нарушения правил «вручную». Камеру можно установить стационарно в определенном месте, и тогда об этом будут знать все. Новый комплекс «Арена» развертывается, где угодно, причем почти незаметно для нарушителей.
Головную часть комплекса с камерой, фиксирующую нарушения, устанавливают на треноги в 3‑5 метрах от проезжей части, а экипаж уезжает от нее на расстояние от нескольких метров до полутора км. При этом патрульная машина может быть совершенно обыкновенной внешне. Перед инспекторами не ставится задача задерживать нарушителей, которые попадают в объектив «Арены». По большому счету, они лишь смотрят, чтобы «Арену» не повредили или не украли, и осуществляют технический контроль работы комплекса. Инспекторы могут даже никого не останавливать. В это время информация о нарушителях накапливается в памяти прибора или передается по радиоканалу на мобильный пост ГАИ (в ту же «гражданскую» машину). Если «Арена» выявляет нарушение скоростного режима, она фиксирует весь транспорт, проезжающий мимо с превышением скорости. Важно, чтобы на фотоснимке читался госномер машины, превысившей скорость. Затем распечатка снимка с указанием места нарушения, времени и реквизитами счета придут к владельцу ТС заказным письмом. 10 дней дается на обжалование постановления, месяц — на оплату штрафа.
Иркутские «Арены» настроены на выявления нарушений скоростного режима (хотя теоретически могут фиксировать и другие нарушения). Поэтому необходимо знать, что превышение скорости на 10-20 км/час карается предупреждением или штрафом в 100 руб.; превышение скорости на 20-40 км/час — 300 руб.; 40-60 км/час — 1000-1500 руб.; более 60 км/час — 2000-2500 руб. или лишение прав на 4-6 мес.
Первые семь «Арен» стоимостью 250 тыс. руб. каждая останутся в Иркутске (использование камер видеонаблюдений внедряется в рамках Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2010 гг.). Еще 18 закупят позже и оснастят ими подразделения Госавтоинспекции крупных городов области и ГАИ Иркутско-сельского» района (Байкальское, Качугское, Александровское, Московское шоссе).