Strict Standards: Only variables should be passed by reference in /var/www/hkdkest6/data/www/38a.ru/application/models/commentsmodel.php on line 180
 Перегон Nissan Expert из Владивостока в Иркутск




Перегон Nissan Expert из Владивостока в Иркутск
Просмотров: 17720
9 Июня 2006

ДОРОГОЙ ЖИЗНИ

ПЕРЕГОН — как много в этом слове... Открываю альбом с фотографиями и вспоминаю лето, праздник солнца и тепла. И — дорога, дорога, дорога.

Идея сгонять за автомобилем во Владивосток появилась давно, еще задолго до августовского кризиса 1998 года. Свое продолжение она получила в тот же год — отец пригнал Mitsubischi Chariot 1987 г.в. (его судьба постоянным читателям «А+С» хорошо известна) в декабре 1997-го из Находки со знакомыми улан-удэнскими перегонщиками — для меня это событие оказалось едва значимым, то ли в силу незначительного возраста, то ли в силу того, что участие мое ограничилось лишь слушанием отцовских рассказов. Скорее всего, второе было следствием первого. Но так или иначе, сейчас не об этом.

Владивосток - Иркутск

Поездка неоднократно откладывалась в силу ряда причин — с января на март, с марта на май, с мая на июль. Последней ключевой датой стало 31 июля — День Флота. В этот особенный для нашей семьи праздник отец вдруг вспоминает, что в августе исполняется 30 лет со времени возвращения из дальнего похода и демобилизации. Идут воспоминания: служба, Тихоокеанский флот, остров Русский, Ленинград, перегон военного корабля БПК «Октябрьский» с Балтики во Владивосток (тоже «перегон», как это ни парадоксально) через три океана. Когда отец рассказывает о службе старшиной 3 ранга, в глазах его загораются искорки. Он не был во Владивостоке с той поры, как демобилизовался. Все! Решено! Едем!

Владивосток - Иркутск

Перед отъездом на одном из федеральных каналов показали передачу, как покупают и перегоняют машины из Владивостока, что якобы около «Зеленки» есть карьер, куда закапывают лоховатых покупателей. Передача — открытое запугивание людей, госзаказ перед повышением пошлин в июле 2003-го. За время сборов нам все мозги проели. Хотя мы и не из робкого десятка, но было неприятно.

Владивосток - Иркутск

И вот билеты куплены, сумки собраны, деньги поменяны. Скорый поезд «Харьков-Владивосток» отправляется в понедельник утром 22 августа. В последнюю ночь перед отправлением меня не покидает дух авантюризма. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают.

Владивосток - Иркутск

Билеты были куплены лишь за день до отправления — заранее просто невозможно (нет мест) и только купейные (хотя плацкартные обошлись бы в два раза дешевле). Украинские вагоны напоминают о недалеком советском прошлом: разбитые двери, незакрывающиеся окна, в вагоне грязь как снаружи, так и внутри — видимо, со всей Украины и России собирали по пути. В том же купе отец с сыном лет двадцати направляются домой, в Шилку (Читинская область). Говорят, недавно перегоняли Nissan Primera-универсал в обвесе, с типтроником, 2000 г.в., 8000 у.е. (такие «интимные» подробности выяснились после «допроса с пристрастием»!). Рассказали про то, как убегали от бандитов в Хабаровске — все-таки удрали, немного о федералке, оставили машину в Иркутске у родственников, отдохнули на Байкале и едут домой — лежат на полках, потягивая пиво. (В начале сентября увидел я этого парня на авторынке в Рабочем на той самой Primera, ценник висел 9500 у.е., на мой взгляд, многовато). В том же вагоне ехали и другие перегонщики — более веселые, шесть человек из Новосибирска лет по 25-30 (их мы два дня подряд встречали на «Зеленке»).

Владивосток - Иркутск

Первый раз еду в поезде такое длительное время. Но трое суток пролетают на одном дыхании. За время дороги чего только не насмотрелся: и горы в районе Улан-Удэ, и бескрайние степи Биробиджана, федералка то появлялась, то вновь скрывалась из вида. Когда глядел на нее, понемногу стали одолевать сомнения, а как же обратно-то поедем (наивный, это были лучшие ее участки). Удивительно, но на всем протяжении пути от Иркутска до Владивостока на крупных станциях (а поезд «Харьков-Владивосток» на иных и не останавливается) ловится МТС. А в Чите, кроме МТС, вообще нет других операторов (хотя, возможно, сейчас уже появились).

Владивосток

день первый

Владивосток - Иркутск

Приезжаем утром. Сдаем сумку в камеру хранения (40 руб.), что на вокзале, и перво-наперво бежим на 33-й причал, именно тот, на котором отец проходил службу, на тот самый КП, где он стоял в карауле и через турникет которого пробегал в увольнение, будучи 18-летним пацаном, и откуда демобилизовался 30 лет назад. Все осталось по-прежнему: тот же пункт контроля, тот же турникет, та же аллея, ведущая к причалу. Но что-то все-таки изменилось. Может, люди стали другими за эти годы, или изменились порядки (а может, и то и другое), но на просьбу отца пройти на причал от начальника штаба флота поступил отказ! Стоим у моря (бухта Золотой Рог), обдумываем дальнейший план действий. Раздался звонок из дома. Отец, взволнованный от нахлынувших воспоминаний, не может говорить по телефону — в разговоре объясняю ситуацию я. Гуляем по Набережной, фотографируемся, любуемся на военные корабли, рассматриваем подводную лодку времен 2-й мировой войны, в которой находится музей. Время идет. На часах 10 утра по-местному. Решаем ехать на «Зеленку». Но как? Все такси остались на вокзале, поблизости же нет ни такси, ни остановок. Возвращаемся на улицу Светланскую (аналог нашей улицы Ленина) — большая и современная. Дом офицеров Флота, административные здания, банки, офис МТС, магазины «Евросеть», газетные киоски. Карты Владивостока нигде нет. Доходим до Дома Книги — две карты, большая и карманная, у нас в руках. Спрашиваем у работника магазина, как добраться до авторынка. Он, человек в возрасте, любезно объясняет нам, как и на чем, показывает на карте, где что находится, выходит из магазина и провожает до ближайшей остановки. Не было случая за все время поездки, который бы заставил меня разубедиться в гостеприимстве и отзывчивости приморцев. Нам бы поучиться у них теплу душевному.

Владивосток - Иркутск

Ожидание трамвая (ни одного такси вокруг), пробка на всю улицу — трамваи не ходят. Решаем идти до ул. Баляева — оттуда легче добраться до Луговой. Выясняется, что это только на карте все так близко и компактно. Минут 40 поднимались круто в гору (благо оба были натренированы охотно-ягодными походами), глянули на карту, а до ул. Баляева еще столько же. В тот момент я проклял все эти подъемы-спуски. Дошли до фуникулера, спустились обратно к остановке ДВГТУ (по-моему, так она называлась, рядом с университетом), садимся на трамвай до Луговой, далее доезжаем до «Минного городка», переходим на остановку и, о чудо — «долгожданная» очередь советских времен оказалась как раз кстати! Эти 25 человек стоят себе, выстроившись гуськом и ждут маршрутку (боюсь ошибиться, номер 60). Это для нас был удар ниже пояса. Им там автобусов не хватает что-ли? Наверное, к нам все отправили, а себе оставить забыли! Подобную дикость за последние лет десять я видел только в Иркутске, когда вечером на рынке выстраивается очередь в ожидании автобусов 21-го маршрута.

Владивосток - Иркутск

Дождавшись своей очереди, садимся в 15-местный Nissan Caravan и через 3-4 остановки высаживаемся на рынке.

По правде сказать, «Зеленый Угол» меня не вдохновил. Наслушавшись восторженных рассказов очевидцев, я ожидал большего. На часах ровно полдень. Рынок в самом разгаре (для среды, конечно). Итак, на поиски.

Владивосток - Иркутск

А что, собственно, нужно искать? Свои предпочтения мы сформировали в следующей форме: желательно универсал, год 1999-2000, бензин, не Toyota (автомобили этой марки дороже аналогичных автомобилей других марок на 300-500 у.е.), располагаемая сумма — 7000 у.е. Cписок наших предпочтений в порядке убывания интереса к автомобилю: Nissan Expert, Nissan Primera (универсал), Mitsubishi Lancer Cedia (универсал), Nissan AD, Mazda Demio, Nissan Bluebird, Nissan Sunny. Но, как говорится, если хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах!

Владивосток - Иркутск

Все машины распределены по стоянкам, и как я предполагаю, разным юридическим лицам. Что сказать о выборе? Я думал, что любой найдет на «Зеленом Углу» машину себе по вкусу. Но только не в среду! Искали мы свой аппарат долго. Прошли все площадки по левому флангу — того чего надо нету. Пошли обратно по правому — встретили несколько «Экспертов» 1999-2000 годов, но их внешний вид вызывал недоверие. Да и ценники были — откровенное обдиралово, рассчитанные на приезжих перегонов с запада страны — 6900 у.е. за «Эксперта» 1999 года, может быть, и нормально для Москвы, но не для Иркутска (они у нас на рынке в то время ненамного дороже выставлялись). Перед отъездом на Восток я созвонился с Алексеем Кремезным, чтобы сориентироваться по ценам: с 7000 у.е. можно было рассчитывать на авто 2000 года, а Expert реально взять за 5800-6200 у.е. На это и ориентировались.

Владивосток - Иркутск
Владивосток - Иркутск

К трем часам дня расклад такой: четыре «Эксперта» 1999-2000 года, не подходящие нам ни по цене (6500-6900 у.е.), ни по состоянию (поцарапанные бамперы, потеки масла под картером); три «адэшки» 1999 года по ценам 4250-4800 у.е. (к ним мы особо не приглядывались, да и везти обратно домой почти три штуки зеленых не хотелось), два Lancer Cedia — оба 2000 года, 1,5 литра, хорошее состояние, 7200-7300 у.е. (хотели было взять, да засмущались мотора GDI); две универсальные «Премьеры» — обе 2000 года, белая и черная. Здесь, я думаю, стоит остановиться подробнее. Белая — 2-литровый двигатель NeoDi, автомат Tiptronic с ручным переключением, суперсалон, есть TV и навигация, подтеки под картером, литье, резина лысая, задние колеса съедены на одну сторону, переднее левое крыло крашеное, колеса, скорее всего, были переставлены с передка на заднюю ось, цена 7200 у.е. — ну уж нет, такого счастья нам не надо! Вторая «Премьера» черная, выглядела более презентабельно, двигатель простой 1,8 л (QG18DE), суперсалон, хорошая резина на штамповках под колпаками, чистый салон, по кузову — все в идеале. Но навели на подозрение подтеки масла под картером, при этом пробег заявлялся как 102000 км, и «висяк» — этот экземпляр стоит на рынке уже месяц. Да к тому же продавец оказался откровенным «разводилой».

Владивосток - Иркутск

А все дело в том, что он узрел — машинка нам приглянулась, и решил не упустить своего. Авто же действительно нам понравилось, и мы уже готовы были его взять, если бы... сошлись по цене. Хозяин (молодой парень лет 26-28) просил 7000 у.е. и ни при каких обстоятельствах не собирался уступать. Звоню Алексею Кремезному, чтобы проконсультироваться. Он отвечает, что надо было позвонить заранее, до приезда — тогда он бы нас встретил, везде провез и показал. Что же касается конкретных экземпляров, то ответ с его стороны был таков: «Премьера» стоит семи тысяч, такая же ситуация и с ценами на Lancer Cedia-2000, а что до пробега, то я глубоко убежден (читай «знаю и уверен»), что реальный пробег автомобилей, продающихся на авторынках Приморья, никак не меньше 150-180 тыс. км. Далее решайте сами». И тут я подумал: «А, была-не была, если хозяин скинет сотню баксов, тогда идем оформляться и сегодня же выезжаем обратно (как и предполагалось сделать)». Но он проявил всю свою квалификацию «хорошего приморского продавца» (да-да, большинство из них «впаривают» откровенное хламье в расчете на приезжих перегонщиков из-за Урала — к этому выводу я пришел уже по приезде домой). «Развод» начался с того, что хозяин стал плакаться, что он привез эту машину специально для себя, но вдруг срочно понадобились деньги, с доставкой и таможней она ему обошлась в 6900 у.е. плюс уже месяц на рынке по 100 руб. за 30 дней, плюс сколько-то раз он давал по полтиннику пацанам за мойку авто, еще вдруг выяснилось, что он кому-то должен большую сумму, и ему вчера предлагали 7200 за этот автомобиль и т. д. и т. п. А мы, простота деревенская, уже было клюнули на эти его басни и собрались оформлять документы. Глянули на часы — 16.00, все конторы уже закрыты. Тут меня пробило холодным потом — придется ночевать в незнакомом городе, но где?

Владивосток - Иркутск

Приехали на железнодорожный вокзал, дошли до морского порта, постояли-посмотрели на работу в порту — как раз в это время проходила разгрузка машин с теплохода, прибывшего из Японии.

Так мы и стояли, глядя на воду в заливе, несколько минут, не говоря ни слова от безысходности, в голову не лезли даже нехорошие мысли. Это наше подвешенное состояние прервал звонок из дома. После недолгого разговора нам уже был известен адрес общежития одного из владивостокских вузов, в котором проживал знакомый студент-земляк (когда мы собирались в дорогу — знали о том, что он сейчас находится во Владивостоке, но планировали выехать обратно в тот же день, поэтому и не стали узнавать его адреса). Настроение поднялось. Местом нашего ночлега оказалось общежитие ДальРыбВТУЗа, что на Луговой — оказалось, что за минувший день мимо этого здания мы проехали не меньше 4-х раз! Пришлось немного подождать хозяина комнаты — студенческая жизнь даже в августе бьет ключом. Дождавшись Василия (так звали нашего земляка, мы видели его впервые), свободно прошли в его небольшую комнату в обычном общежитии коридорного типа, что идеально для нас подходило на тот момент. На часах уже восемь вечера, хотя на самом деле мы жили всю поездку по нашему родному времени, и часы не переводили. Помылись, перекусили, вечерком прогулялись до ближайшего супермаркета (ничем не уступает иркутским), вернувшись в комнату, немного поговорили, включили телевизор и... уснули до утра.

День второй

Проснувшись в восемь утра по-местному, быстро моемся, завтракаем и отправляемся на «Зеленку». От общежития пешком дошли за 25 минут. Проанализировав сложившуюся ситуацию с предложением на рынке, решено было не спешить оформлять присмотренную вчера «Премьеру». Теплилась надежда, что сегодня на рынке появятся новые автомобили. Что сразу же и подтвердилось: прямо на пятачке у ворот стояло несколько свежепривезенных машин, среди которых привлек внимание седан Nissan Sunny-2000 за 6300 у.е. Проходим дальше.

Владивосток - Иркутск

Вообще, в этот день, четверг 25 августа, появилось много свежих машин. Встретилась еще одна Nissan Primera-2000. Серебристого цвета, в хорошем состоянии, «навороченная музыка» в салоне, цена 7200 у.е., отдавали за 7000 у.е., но с двигателем 1,8 л системы NEO-Di. Интерес наш к этому агрегату охладел, и ребята, узрев это, пустили в ход всю свою богатую артиллерию: продолжилась лекция об инженерном совершенстве двигателей с системой NEO-Di, о защите окружающей среды и экологическом аспекте. От такой наглости меня охватило возмущение, и мы пошли подальше от этих людей.

На самой дальней площадке рынка был замечен Nissan Expert-1999 весьма специфического зелено-голубого цвета с рекламной полосой вокруг пояса — автомобиль, видимо, служил в какой-то фирме, о чем говорил слегка «уставший» вид. По цене 5700 у.е. это был самый приемлемый вариант на тот момент. Решаем пройтись еще раз по центральной улице рынка, которая ведет к выходу. Как раз недалеко от предыдущего экземпляра мы и обнаружили ЕГО. В тот момент я сразу понял, что это как раз то, что мы ищем. Обычный Expert-2000 белого цвета с двигателем QG18DE 1,8 л, «полусупер», грязноватый салон, общее состояние хорошее, пробег 128 тыс. км, цена на лобовом стекле 6000 у.е., но хозяин, увидев нас, кричит: «5600 — забирайте!». Такая цена стала наводить на подозрения. После недолгого разговора оказалось, что хозяин специально скидывает машину по такой цене, чтобы освободить место под другие авто — десять вновь прибывших, которые ждут своего часа в порту. А на рынке у него всего 5 мест.

На часах полдень. Заморосил дождь. Уже с самого утра погода стояла какая-то пасмурная, и по небу ходили облака. Лишь один момент в машине нам не понравился — отсутствие магнитолы — вместо нее стоял стандартный радиоприемник. Мы подумали: «Как это? Проехать более 4000 км и без музыки? Это нереально». Решили поискать ниссановскую магнитолу на рынке. Пробежав за час весь рынок, я так и не нашел ничего подходящего. Хотя можно было купить большой Pioneer с CD-плейером и кассетником за 120 баксов вместе с установкой, мне все же показалось, что это слишком, и денег на обратную дорогу может не хватить. Ничего не поделать. Придется ехать без музыки. Оформили документы, страховку ОСАГО (почти 1400 рублей за месяц, просто грабеж какой-то!), прокатились по рынку, отсчитали деньги, обменялись телефонами и поехали к месту нашей временной дислокации, то есть в общежитие ДальРыбВТУЗа на Луговой.

Владивосток - Иркутск

За воротами рынка встал вопрос о резине в дорогу. Отъехав немного, купили два колеса со всесезонным рисунком протектора за 2000 рублей (хотя за 3700 можно было купить комплект). Еще подумывали успеть на рынок на Камской — говорили, что там вполне реально найти штатную магнитолу Nissan. Но подъехав к общаге, прождали Василия еще два часа. Дождь к тому времени уже совсем разошелся. Я никогда не видел таких крупных дождевых капель — они безжалостно падали мне на лицо и больно ударяли — то по носу, то в лоб, словно я чем-то провинился перед небесами. Это был обычный тропический ливень.

Перегон

День первый

Поужинав на скорую руку и быстро собрав вещи, фотографируемся на память, прощаемся и трогаемся в путь. Семь часов вечера. Начинает смеркаться. В добрый путь, друзья!

Следя по карте за дорогой, легко выходим на проспект 100-летия Владивостока и дальше уже никуда не сворачиваем. По пути заправляемся на НК АЛЬЯНС: 20 литров по 18,5 р. (у нас в то время бензин стоил в районе 17), заезжаем в магазин у дороги, закупаем поесть на вечер и продолжаем движение. Тем временем ливень только усиливается. К десяти часам вечера выехали из города. По проспекту шли не быстрее 60 км/ч (был сильный дождь), хотя по левому ряду местные летают и под 120.

Хотели ранним утром пройти Хабаровск без лишних происшествий, да не тут-то было. Трасса хорошая, но много машин. При подъезде к Уссурийску не успели сориентироваться по знакам и прошли прямо на объездную по хорошей асфальтированной трассе. Скорость под «сотню», и вдруг идеальный асфальт резко обрывается, и мы вылетаем на ту самую объездную — трамплин высотой сантиметров 20 позволил ощутить себя раллистом и испытать ускорение свободного падения и полезность ремней безопасности — направление, с трудом называемое дорогой, стремительно уходит вниз и представляет собой какой-то «кочкодром» булыжников, торчащих из земли. Ох уж и попрыгали мы по этим булыжникам, да с такой-то скоростью! С трудом остановив машину, перевели дух — этим прыжком могло закончиться наше путешествие. Ведь знали же, что объездная Уссурийска еще не готова! Разворачиваемся, и вверх, на трассу. Теперь уже развязку перед Уссурийском проходим правильно — «на город». Указателей на Хабаровск не видно. Ориентируемся по знакам на «главную дорогу» и приходим в патовую ситуацию — пустой перекресток, куда ехать, неизвестно, при этом темнота и беспрестанно льет дождь. Подъезжаем к продрогшему человеку на остановке, пытаемся узнать дорогу до Хабаровска. Он просит подвезти его до какого-то района и так вывести нас из города. Выхода нет — соглашаемся. Проходим Уссурийск и продолжаем движение. Время — двенадцатый час, отдыхать пока не собираемся.

В целом дорога Владивосток-Хабаровск хорошая, но есть 6-8 объездов, где ведется ремонт дороги. Порой кажется, что их сделали специально, чтобы народ потихоньку к такой дороге привыкал, как-никак 1500 км щебенки впереди. Около двух часов ночи, после очередного объезда, останавливаемся на отдых. После полуторачасового сна снова в путь. Но этого не хватает, и уже через час мы снова на обочине.

Проснулись в 6 утра, и стало очевидным, что в Хабаровске мы будем лишь к обеду. По мере приближения к городу мандраж усиливался. Вопрос «Как пройти?» так и повис в воздухе.

Едва рассвело и на посту в Вяземском нас останавливают гаишники. Подходят, проверяют документы, все в порядке. За постом стоят четыре машины, обогнавшие нас поутру — две белые «Короллы», красный Mitsubishi Mirage и белый Lancer Evolution VI. Перегонщики стоят возле машин, что-то бурно обсуждают, кто-то пьет воду, кто-то копается под капотом, кто-то пинает по колесам от нечего делать — налицо нервозное настроение. Молодой парень лет 25 подходит к нам, спрашивает: «Вы сопровождение брать будете?». Войдя в курс дела понимаем, что парни ждут человека (то ли мента, то ли бандита), который поможет пройти Хабаровск без эксцессов и проводит до Николаевки (деревня на границе Хабаровского края и Еврейской автономии).

Услуга стоит 1000 руб. с машины. Коротая время, разговорились о том, кто куда едет. Оказалось, что две Mitsubishi едут в Красноярск, а две Тойоты в Ангарск. Ряд наводящих вопросов и сверка паспортов развеяли все сомнения о наших случайных попутчиках: оба водителя «Королл» оказались нам дальними родственниками и, что самое главное, на таком расстоянии от дома, земляками — много общих знакомых, событий, имен. Но почему это произошло за 4 тыс. км от дома? Невероятно!

После недолгого ожидания появляется серая Carina примерно 90-го г. выпуска. Из нее выходит простой парень 35-40 лет. Договариваемся по 900 рубликов с машины, оговариваем режим движения и отправляемся в путь. Вот тут начались гонки без правил и ограничений: скорость 140-160 км/ч (хотя договаривались ехать 100-110), тройные обгоны — вереница из шести машин (проводник на «Карине» шел замыкающим и ни разу не отстал) прорывается к Хабаровску. Город проходим по промышленным зонам через Ильинку. Задающая темп Corolla нарывается на штраф за превышение скорости. На Т-образном перекрестке при повороте налево наш проводник, истошно сигналя, вылетает на проезжую часть, отрезая поток транспорта движущийся справа. И так было несколько раз — серая Carina молниеносно прорывалась из хвоста пелетона вперед, указывая правильный путь, и уходила обратно (и все это на скорости свыше 140 км/ч) — интересно, что за двигатель у него там стоит, парень — профессионал без вопросов. Пролетаем мост через Амур — зрелище впечатляющее. При движении он сильно гудит, то ли от машин, то ли от ветра. Остановка на мосту запрещена, а по краям гаишники. Жаль, очень интересно было бы выйти и попробовать посмотреть вниз (если духу хватит). Нигде больше мы не видели такой махины. Кстати, поезд идет под путепроводом, и поэтому всю величину моста можно оценить только на машине.

Проходим Николаевку. Я слежу в зеркало заднего вида, когда же наш сопровождающий уйдет восвояси — пока не уходит. Глянул в зеркало еще разок — пусто, его и след простыл — мистика какая-то. Далее дорога гладкая, чувствуется, совсем свежая, но узкая, и скорость почти все время 120-140 км/час. В том же темпе доезжаем до поселка Аур, что в Еврейской автономной области. Последние километров двадцать на хвосте маячит какая-то старенькая белая Corolla в 90-м кузове с хабаровскими номерами. Пробовали менять темп движения — ни отстает, ни обгоняет. В Ауре заворачиваем в кафешку направо. Corolla останавливается у дороги, через несколько минут срывается с места и исчезает. Странно все это! Хорошенько пообедав, красноярцы уезжают. Мы же, измотанные сумасшедшей 300-километровой гонкой (практически «формульная» дистанция), решаем отдохнуть часок-другой и продолжить движение уже на трех машинах. Кроме нас во дворе у закусочной стояло более 20 машин, кто-то подъезжал, кто-то отъезжал, кто-то спал в машине, а кто-то отчаянно заклеивал всю лицевую часть своих автомобилей, видимо, предвкушая каменный дождь строящейся федералки. Вся территория была просто усыпана сотнями коробок от лейкопластыря. Аур — самое популярное место для обклеивания. Дорога от Хабаровска до Биробиджана представляет унылый пейзаж: вокруг обгоревшие деревья и торфяник. До сих пор пахнет гарью. Глазу не за что зацепиться.

Наши попутчики оказались матерыми перегонщиками: проходят эту трассу каждые две недели — дорогу знают, как свои пять пальцев, так что одной проблемой у нас стало меньше.

За Ауром — Биробиджан. Заезжаем в город закупить продукты. Красивый, уютный городок. Очень красивый фонтан в центре. И что примечательно, на улицах нет мусора, все чисто и аккуратно. Нет особого движения. Все спокойно. Не представляю, правда, за счет чего они там выживают и как могут содержать этот город на таком достойном уровне. Дальше дорога идет до Облучья километров 150-200 более-менее нормальная, а потом просто испытательный полигон. Там где ведутся строительные работы, огромные глыбы глины и камни. Остальной путь это горные перевалы, очень высокие, крутые и узкие. Временами пыльная гравийка чередуется с хорошими асфальтированными участками. Как только выехали на щебенку, встали обклеиваться. Сильно мудрить не хотелось: заклеили пластырем левый габарит, пороги-крылья с левой стороны и зажали дверьми картонные листы в качестве камнеуловителей — своего рода ноу-хау для перегонщиков.

За Биробиджаном после трехсоткилометрового пути по Амурской области со скоростью 60-70 км/ч останавливаемся у неизвестной придорожной кафешки на ночлег (разумеется, плотно поужинав и обменявшись впечатлениями, накопившимися за минувший день). Рядом на стоянке ночуют два огромных автовоза с машинами и охраной на двух джипах — довольно серьезный подход к делу, не правда ли? Итак, за первый день пройдено 1500 км — пока неплохо.

День второй

Шестичасовой сон мигом снимает усталость. Проснувшись поутру понимаем, что находимся под Архарой, в пятнадцати километрах от поселка. Легко позавтракав сразу трогаемся в путь. План на сегодня — добраться до Читинской области, а это без малого тысяча километров по «тропе жизни». Двадцать километров, что уложены к церемонии открытия сквозного движения возле моста через Бурею, пролетают незаметно. Такое бы покрытие да по всей трассе — приобретаем в комфорте и скорости, теряем в романтике бездорожья и объеме впечатлений. Дилемма, однако! А пока эти 20 километров первоклассной автострады погоды не делают. Зато, видимо, служат демонстрационным целям: свежевыкрашенный красавец мост, памятный знак «Москва-Владивосток», часовенка, образцовый пост ГАИ, а поодаль аккуратный рукотворный лесок из молодых сосен, ныне весь пожелтевший — не прижились. Да ведь и новогодняя елка в ведре с песком не приживается — не для того рублена. Жива у нас еще традиция вовремя отрапортовать! Дальше дорога идет на Шимановск, Сиваки и Тыгду, оставляя в стороне Завитинск, Благовещенск и Белогорск. На этом отрезке пути и произошел второй неприятный инцидент с ГАИ. На посту перед отворотом на Белогорск тормозят всех подряд. Остановили и наш «караван»: стандартная проверка документов, сверка номеров — все в полном порядке. Но одна зацепка все-таки нашлась у парня на «Королле» — в доверенности на авто и в водительском удостоверении не совпала его фамилия — разночтения в одну букву, просто опечатка. После сорокаминутной беседы с «блюстителями дорожного порядка» тариф за такую досадную оплошность удалось сбить с 10000 рублей, предложенных гаишниками до 5 тысяч, на которых и разошлись.

Федералку прошли без приключений, поэтому особо рассказывать не о чем. Скажу только, что дорога местами дрянь, местами до того укатана, что скорость порой доходила до 120 км/ч. Вообще, дорога меня всегда поражает своей необычностью, она как бы имеет новый вид из-за того, что здесь постоянно идет строительство.

Через час после этого досадного инцидента пошел дождь. Доехать по федералке до Шимановска нам не посчастливилось, снова объезд по старой дороге. По пути попали на космодром «Свободный» (настоящий космодром, по некоторым данным, был построен в качестве альтернативы Байконуру на случай осложнения отношений с Казахстаном — фантастика!), проехались по бетонке вдоль забора с колючей проволокой, стуча колесами, как поезд. Прошли Сиваки, Тыгду, Магдагачи.

Еще через несколько десятков километров, недоезжая Сковородино, шедший перед нами ангарчанин недрогнувшей рукой сделал лево руля и съехал с федералки на дорогу, не обозначенную указателем. Оказалось, что по вполне сносной грунтовке мы выскочили на Невер, а потом на Сковородино, по которому даже удалось проехать несколько километров по асфальту.

До Читинской области ничем примечательным федералка не отличалась, а вот почти сразу после въезда в соседнюю область она «изрядно поплохела». Добравшись до Ерофея Павловича, останавливаемся на ночлег. Второй день — пройдено около 900 км.

День третий

Проснувшись в 6 утра, трогаем в путь без завтрака — только бы до Читы успеть засветло. Самый ответственный участок сегодня — объезд федералки по деревням Ксеньевская, Сбега, Кудеча, Давенда. Участок в 120 км профессионалы-перегонщики проходят за 3 часа 15 минут (такие тут «дороги»!). Доезжаем до развилки: налево федералка со знаком «Въезд запрещен — объезд», направо — собственно объезд по деревням. Позднее со слов тех же перегонщиков оказалось, что хитрый местный люд поставил на федералке знак «Въезд запрещен», чтобы транзит шел через Ключевский и Давенду. Было холодно, тучи лежали на сопках, моросило. И такое чувство, что тут такая погода всегда — так все вокруг было серо и уныло. До сих пор не понимаю, как тут люди живут. А главное, зачем? Даже дети на улицах были — попрошайничали: «Денежку или покушать». Если до Ключевского дорога была дорогой, пусть плохой, но все-таки по-российским меркам дорогой, то на выезде она местами превращалась в направление. Прошли Давенду по довольно неплохой грунтовке и, наконец, выскочили на федералку. Это было то, чем нас так пугали. Не могу сказать, что страшно. Но средняя скорость снизилась где-то до 20 км/ч. Местами это было 40 км/ч, местами — ползли еле-еле, переваливаясь по скальнику, проезжая глубокие лужи, местами с разгона беря скользкие подъемы. Некоторые подъемы с разгона взять было нельзя — только внатяг, так как по ходу торчали камни, на которые напороться не хотелось. «Попрыгушки» (так в среде перегонов называется этот участок) были пройдены за 4 часа (для первого раза неплохо). Нельзя сказать, что это была легкая прогулка, но кайф от этой дороги был получен огромный. То еще упражнение — на неровной местности выбрать такую траекторию, чтоб не причесывать местность бамперами, порогами и колеса не порезать. Ничего — получалось. Обидно было только, что за довольно приличное время проехали всего ничего. А наши ангарчане-перегонщики, решив, видимо, что наиболее опасный участок уже пройден, оставили нас и улетели на своих «Короллах», чтобы успеть пройти Читу и заночевать у родственников в Баде. Мы же, уже порядком подустав от взвинченного ими темпа, решили поберечь машину и продолжили путь с той скоростью, с какой позволяла передвигаться дорожная обстановка.

Таким образом, миновав Жирекен, в 5 часов вечера мы въехали в Чернышевск. Первым делом отзваниваюсь домой (МТС ловит). Отъехали немного от города, остановились под какой-то деревушкой возле ручья — отдохнули, перекусили и в путь. Асфальт вначале не показался тем избавлением, о котором так много писали. Весь кривой, в ямах. Хотя двигаться, конечно, стало получаться быстрее. Однако ближе к Чите все стало ОК — пошла хорошая дорога. В сумерках добираемся до Читы. Проходим город с северной стороны (во всяком случае ночью мне так казалось). На постах ДПС, как это ни покажется странным, нас никто не остановил. Из последних сил добрались до поста под Улетами и, пристроившись рядом со «спящим» Wingroad, на четыре часа погрузились в сон. День третий — пройдено около 800 км ужасной дороги (что ж, это тоже наш результат!).

День Четвертый

За час до рассвета отправляемся в путь. План на сегодня: к обеду добраться до Улан-Удэ и к вечеру прибыть в Иркутск.

После «Амура» М55 показалась просто автобаном. Степь и асфальт от посредственного до хорошего при минимальных изгибах дороги (не считая, конечно, трех перевалов — Яблоновый, Мандрик и Култук — знакомых мне с детства). Средняя скорость (по одометру) выросла до 100-110 км/ч. Так незаметно добрались до Бурятии: классные дороги, красивые пейзажи — кайф да и только! Проехали вдоль Селенги — красиво. И дорога интересная — поворот на повороте. В час дня были уже в Улан-Удэ. А к семи часам вечера — уже в Иркутске. Никаких проблем на этой дороге не возникло — трассу М55 я смело могу назвать родной.

Итоги

Время в пути четверо суток, расходы на бензин 5,5 тыс. руб. (при этом средний расход 1,8 литрового «Эксперта» за всю поездку составил 7,8 л/100 км — по-моему, идеально), заправки есть везде (к моему удивлению, бензина было сожжено менее 300 литров), расходы на ж/д билеты 7,2 тыс. руб., два запасных колеса — 2 тыс. руб., сопровождение по Хабаровску 1000 руб., 1400 р. — ОСАГО на месяц, 1500 руб. на питание. Всего расходов: около 700 баксов — многовато для профессиональных перегонщиков, коими мы и не являлись вовсе. Для нас же эта поездка не носила характер коммерческой, поэтому высокие расходы не смогли стереть впечатления от путешествия.

Вместо заключения

Главное, за чем ездил — новые впечатления, получил вполне. Шум дороги не оставлял меня еще несколько дней. А в голове мелькали пейзажи: приморские, уссурийские, амурские. В первое время вообще ходил под кайфом от случившегося.

Как будто вершину покорил. Подумать только — проехал полстраны... Сейчас с проездом уже нет тех сложностей, что были несколько лет назад, когда машины гнали по зимникам, трасса становится просто дорогой, местами хорошей, местами не очень. Конечно, полноценной трассой «Амур» еще не назовешь: множество объездов строящихся участков проходит по близлежащим селениям, делая крюки в несколько десятков километров. Тем не менее проехать можно и на легковушке, и на магистральном тягаче с фурой. Перегонщики уже вполне освоили новый маршрут и составляют 9 из 10 всех участников движения. Тогда я думал, во что бы то ни стало, обязательно пройду эту трассу еще раз. Скорее всего, так и будет (если правый руль оставят в покое). Машина выдержала дорогу с честью, моя оценка ей за это 5+. Энергоемкая подвеска, хорошая шумоизоляция и пылезащищенность сделали для нас этот переход не таким уж и сложным. Двигатель на всем маршруте исправно потреблял 92-й бензин не всегда понятного качества, не съел при этом «ни капли» масла. На кузове появилось три-четыре небольших скола краски. Прокол колеса за Ерофеем Павловичем был ликвидирован на ближайшей шиномонтажке за 100 рублей. Некоторой жесткости подвески нашлось объяснение уже в Иркутске — оказалось, что и без того жесткая грузовая шестислойная резина 165 R14 находилась под давлением в 3 атм (ай да японцы!). Expert — отличное авто, для перегонов и не только!

Перегонять машины довольно утомительное и в тоже время интересное занятие. Тот, кто не гонял, пусть не думает, что это просто так: сел и поехал. Дорога иногда преподносит такие сюрпризы, что начинаешь задумываться, а стоит ли всем этим заниматься — такого количества перевернутых и просто слетевших с дороги машин я еще нигде не видел. Но как только приезжаешь домой, проходит месяц, и снова начинает тянуть обратно, на «дорогу жизни». Кому-то она оборвала жизнь, для кого-то стала единственным заработком, кто-то воспринимает перегон как приключение для настоящих мужчин. Ясно одно — равнодушных здесь нет! О роли, которую будет играть для страны новая трасса, сказано немало. Она свяжет важнейшие регионы Сибири, Дальнего Востока и Китая, позволит включить восточную часть России в систему мировых транспортных коммуникаций. Это, если иметь в виду ее глобальное предназначение. Ну а местные перемены уже заявили о себе. Даже там, где движение еще не запущено, где работают дорожники, возникают фермерские хозяйства, появляются предприятия общественного питания, торговли, функционируют АЗС... А когда трасса заработает в полную мощь и по ней пойдут десятки тысяч автомобилей?

P.S. Не так давно Nissan Expert обрел своего нового хозяина в Ангарске. Чем заняться этим летом, я уже придумал. Догадались? Тогда ждите нового (более подробного) отчета с трассы «Амур» на страницах «Автомаркета».

Егор УНАГАЕВ

Автомаркет+Спорт № 23/2006

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог