Законы вождения
27.08.2009
Как я уже не раз повторял: США — это вообще другая планета. В том числе и в отношении Правил дорожного движения. На первый взгляд отличия кажутся несущественными, но если ездить много и активно — требуют привыкания. Тем более что Америка — это страна тотальной законопослушности, и Правила дорожного движения — свод положений, которые надо неукоснительно соблюдать. Иначе запросто можно познакомиться с другой американской аксиомой — «Закон суров, но это закон».
Я никогда в глаза не видел американских Правил дорожного движения, все сказанное ниже почерпнуто из собственного опыта (как-никак, в общей сложности за 4 поездки – более 30000 км по дорогам двух десятков штатов), путеводителей и разрозненных сведений из Интернета.
Пожалуй, самое известное отличие американских правил — разрешенный поворот из правого ряда направо на красный свет. Все просто? Да, если не считать нескольких нюансов. Во-первых, поворот разрешен, если нет никаких дополнительных вводных — висящего над полосой светофора с красной стрелкой или табличек типа «No turn right on red» (Не поворачивать направо на красный), или «No turn right when pedestrian on the crosswalk» (Не поворачивать направо, когда на перекрестке пешеходы). Возможен поворот на красный и налево — при выезде на дорогу с односторонним движением.
По-хорошему, в правом ряду в городах лучше не двигаться — при переключении сигнала на красный запросто можно заблокировать правый поворот, но на двух- или трехполосных улицах это не всегда получается. Правда, к такой «блокировке» американцы относятся лояльно — даже если ты встанешь в правом ряду на красный у самой стоп-линии, а следующему автомобилю надо будет повернуть, водитель терпеливо будет ждать зеленый, хотя, по сути, ты ему перекрываешь дорогу. А вот блокировка перекрестка (если не успеешь закончить проезд на зеленый) считается в Америке тяжелейшим нарушением, за которое налагается штраф до $500. Поэтому никто не выедет на перекресток, не убедившись, что за ним есть свободное пространство. Для нас это совершенно непривычно, но однажды я простоял три зеленых фазы у стоп-линии только потому, что сразу за перекрестком образовался «заторчик», и я не был уверен, что смогу закончить маневр. Естественно, никто неудовольствия не проявлял, несмотря на то, что сзади образовался огромный хвост.
Помимо привычных для нас сигналов светофора зачастую, особенно ночью, можно увидеть мигающий красный, что аналогично знаку Stop — движение без остановки запрещено.
К повороту-развороту через сплошную осевую в городах отношение лояльное, если при этом не создается помех движению. Кроме того, на многих городских дорогах есть специальная «ничейная» полоса для маневров, ограниченная сплошной линией.
Разметка — это вообще святое, и ее принято строго придерживаться. Никому и в голову не придет двигаться по линии разметки с «заступом», что у нас принято сплошь и рядом. Пренебрежение разметкой может привести к разным мелким неприятностям. Если на полосе прорисована стрелка, указывающая левый поворот и надпись «Only» («Только»), может случиться так, что другой маневр через несколько метров будет уже невозможен из-за конструкции автострады. При заезде на такую полосу поворотник уже не включается, так как по умолчанию считается, что другие маневры невозможны. Зато, если разметка позволяет, обгон возможен с обеих сторон. Кроме того, если водитель включил поворотник, другие участники движения обязаны позволить ему выполнить маневр.
Очень важно читать различные надписи на табличках-знаках. К примеру, во Флориде на скоростных магистралях запрещено занимать крайние левые полосы, если в автомобиле менее двух человек, о чем извещает соответствующая табличка. Ограничение скорости тоже всегда обозначено табличкой, причем лимитируется не только максимальная, но и минимальная скорость — на хайвэях, как правило, 40-45 миль (64-72 км).
Главный принцип американских ПДД, который соблюдается неукоснительно, — простота и здравый смысл. Скажем, проезд равнозначного перекрестка (из которых, собственно, и состоят двухэтажные пригороды), который со всех сторон обозначен знаком «Stop 4 Way», выглядит так — кто первым остановился у стоп-линии (обязательна остановка на 3 сек, иначе штраф), тот первый с нее и стартует. «Первым приехал — первым уехал» — и никакого вам «мудрого» правила «правой руки», из-за которого в России происходит так много ДТП. Если к перекрестку одновременно подъехали два автомобиля, очередность проезда определяется жестами или миганием фар (мигнул — «пропускаю»). Знаки приоритета крайне редки, при въезде на главную либо светофор, либо «Stop».
Ограничение скорости для США, в отличие от Европы, — святое. На скоростных магистралях максимум — 60-65 миль (96-104 км), во многих штатах и 75 миль (120 км/час). Как правило, все едут немного быстрее (на 5-10 миль) разрешенного лимита, так как полицейские радары настроены на превышение +11 миль. Правда, «засад» в привычном нам понимании я не видел, хотя встречаются таблички, предупреждающие, что на участке установлена камера видеофиксации. Известно, что полицейские машины фиксируют превышение скорости, пристраиваясь в хвост автомобиля, а так как их черно-белых машин на дорогах много и они часто маячат сзади, каждый раз в таком случае возникают неприятные ощущения.
Взаимоотношения с полицией — вообще отдельная тема. Мало того, что на дорогах ее много (дежурство осуществляется по принципу патрулирования), так и в отношениях со служителями закона есть нюансы. Полиция никогда не останавливает автомобили просто так — «для проверки документов», такая ситуация невозможна в принципе. Водителю, при остановке полицейским, ни в коем случае нельзя выходить из автомобиля или делать резких движений, более того — разговаривая с полицейским, нужно держать руки на руле. А если уж вышел — лучше не держать руки в карманах, — запросто пристрелят.
В случае нарушения полиция появляется незамедлительно. Самый простой способ проверить это — остановиться на обочине скоростной дороги (что делать без веской причины ни в коем случае нельзя): не пройдет и нескольких минут, как появится офицер и уточнит причину остановки. Если это — технические проблемы или закончившийся бензин (самостоятельный ремонт не приветствуется), офицер сам вызовет эвакуатор, но буксировка будет проведена за счет водителя (а то еще и штраф выпишут). Опять же, в отличие от Европы, где с почтением относятся к иностранцам вообще и к русским, в частности, американским копам абсолютно все равно, из России вы или из соседнего городка — в любом случае отношение будет неприступно-вежливое.
Но все это – теория. За 4 поездки, более 30000 км. пробега, почти полгода пребывания в Америке с полицейскими я дело не имел (разве что заочно –лишь однажды нашел под дворником тикет за просроченную парковку).
Штрафы за нарушения довольно существенны, хотя в разных штатах вилка наказаний различная. Так, минимальный штраф за превышение скорости (11 миль) — $70, значительное превышение (40 миль) — $500.
Тяжелыми проступками в США могут быть такие, которые у нас и за нарушения-то не считаются. К примеру, выброшенный из окна мусор карается штрафом до $2000. Парковка под уклон с не вывернутыми колесами — $80. Перевозка алкоголя в открытом виде, даже если это банка пива у пассажира или полупустая бутылка вина в бардачке, — нарушение, как и употребление алкоголя пассажирами. А уж при подозрении на превышение разрешенной дозы алкоголя или на употребление водителем наркотиков сразу надеваются наручники, а впоследствии, уже судом (сам полицейский серьезное наказание не определяет) — выписывается огромный штраф ($390-1000), присуждается лишение прав и тюремный срок от 48 часов до 6 месяцев. Еще жестче карается любое сопротивление полицейскому или попытка скрыться — без отягчающих обстоятельств заключение до года. Так как дорожные полицейские в США — это, по сути, обычные полицейские, которым часто приходится иметь дело с уголовниками, то при необходимости они действуют очень жестко.
Для русских очень важно помнить: ни в коем случае не стоит предлагать полицейскому в США наличные (коп на дежурстве может иметь с собой только мелочь) — с вероятностью в 99,9% через пару секунд будешь в наручниках, и «Наша вашу не понимай» не поможет. Все действия полиции контролируются — на автомобилях установлены видеокамеры, а в кармане офицера включен речевой самописец, так что в случае, если будет предложена взятка, «включить дурака» в суде не удастся — тюремный срок гарантирован.
Главные заповеди американского
водителя
Относитесь к другим водителями так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Не рассчитывайте на то, что другой водитель «поделится» с вами пространством на дороге. Никогда не настаивайте на своем праве преимущественного проезда. Прежде чем сесть за руль, подумайте об экономии топлива. Осторожность и предусмотрительность за рулем — залог водительского долголетия. |
Отдельный материал будет посвящен правилам парковки