26.08.2009
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
Большое самостоятельное путешествие – подобное этому – конечно же, приключение. А приключение предполагает различные нештатные ситуации. О них приятно читать, но поверьте – не слишком приятно в них попадать. В этом плане «От Побережья до Побережья-2009» прошло практически идеально – не было ни одного факта, который бы привел к изменению маршрута. По нашим меркам это кажется невероятным, но за почти 15000 км двухмесячного путешествия не было ни одной аварийной ситуации, штрафа или хоть мало-мальски контакта с полицией. Как и других неприятностей – потерянных вещей, болезней, конфликтов с местным населением, опозданий куда-либо и т.д.
Из дорожных неприятностей можно вспомнить разве что едва не закончившийся бензин при выезде из Долины смерти. GPS-навигатор выдал, что ближайшая заправка на этой, почти абсолютно пустынной, территории находится на расстоянии под сотню километров. Доехать на остатках топлива было более чем реально. Но, добравшись до первого поселения, мы обнаружили, что указанная АЗС закрыта на ремонт. Дальше ехать было нельзя – следующая АЗС была в шестидесяти км. Вопрос разрешился в единственном местном баре, завсегдатай которого, нисколько не удивившись тому, как в их края занесло русских из Сибири, поделился двумя галлонами топлива из личных запасов «по госцене».
В очередной раз надо отдать должное феноменальной надежности японской техники. За все 15000 км автомобиль не потребовал к себе никакого внимания, кроме периодической заправки. Лишь раз во время путешествия по Гранд-каньону на пару минут вспыхнула желтая лампочка контроля за давлением в шинах. Но поскольку больше она о себе не напоминала, проверить давление так и не дошли руки. Топливная экономичность большого седана позволила сэкономить деньги из соответствующей строки бюджета – к концу поездки бортовой компьютер выдал показатель уровня среднего расхода топлива в 34,5 мили на галлон, или 6,82 литра/100 км. Однажды, когда заправка проводилась уже «на лампочке», автомобиль проехал на одном баке 1050 км, и при этом бортовой компьютер показывал запас хода на 30 миль (48 км).
Из всех мелких неприятностей можно вспомнить лишь пару небольших солнечных ожогов (в Калифорнии и Флориде солнце очень коварно) да атаку клопов в гостинице в Новом Орлеане. Последнее кажется вообще невероятным, так как отель был довольно высокого класса, в отличие от большинства других (мы, в основном, ночевали в недорогих придорожных мотелях). Первую ночь ночного зуда я списал на аллергию на ужин в рыбном ресторане. Вторая ночь прошла тоже как на горячей сковороде, и уже под утро я увидел причину…
Но это исключение из американского отельного сервиса. Во всех остальных случаях (а всего за поездку у нас было 27 мест проживания) за цену от $45 мы получали большой уютный номер с мягкой постелью, чистый туалет, телевизор со спутниковыми каналами, утюг, фен, парковку под дверью и все остальное, что так необходимо для отдыха в большом путешествии. Порадовала система бронирования через Internet. При том, что отели бронировались и оплачивались на самых разных, зачастую посреднических, сайтах (там, где цена была самой привлекательной), никаких проблем не возникало. Достаточно было назвать свою фамилию и показать права, как тут же вручались ключи или карточка от номера.
И все же, без нештатных ситуаций не обошлось. Первая случилась в самом начале еще и едва не поставила под сомнение прохождение всего маршрута. Ситуация настолько глупая, насколько и страшная, что больше похожа на ночной кошмар, чем реальность.
На третий день пребывания в Сан-Диего мы решили побывать в соседней Тихуане – мексиканском городе на границе с США. Никаких дополнительных виз для этого не требуется – достаточно мультивизы США, которая у нас имелась. Решили не ехать на машине: нужно было покупать специальную страховку, да и это очень не рекомендуется – движение в Тихуане хаотичное, часты ДТП и угоны. Машину оставили у самой границы на огромной парковке и рванули к переходу – очень хотелось есть, а еще утром мы решили пообедать в мексиканском ресторане. Никакой проверки документов на входе в Мексику нет – проходишь вертушку, и ты уже в другой стране. Мы прошли по территории Мексики буквально 10 шагов, как меня буквально сковал ужас – мы так торопились (сказывался голод), что забыли в машине паспорта. Но было уже поздно – вертушка вращается только в одну сторону, да еще к ней приставлен солдат с автоматом. Калитка захлопнулась!
А теперь представьте всю сложность ситуации. Мы стояли на территории третьего государства, имея в наличии $300, фотоаппарат и путеводитель. Вернуться назад – к машине и своим оставшимся в отеле вещам (которые завтра выбросят на улицу), казалось нереальным. Ближайшее российское посольство, где могли помочь вернуться на родину, находится в 2000 км – в Мехико-сити. И что делать с машиной?
Голова включилась уже через пару минут. Да, выйти из Америки легко, но вот вернуться… Вариантов было два. Первый — авантюрный: попробовать договориться с кем-нибудь из местных принести паспорта из нашей машины. В минусе – сложно объяснить, где находится автомобиль (много огромных парковок у границы, выходить из Мексики надо совсем в другом месте), и большая вероятность, что случайный знакомый скроется не только вместе с машиной и вещами, но и, что самое ценное – с нашими паспортами. Второй вариант, еще более авантюрный – попробовать переехать границу в чьем-либо багажнике. Автомобили на границе не досматривают, но если досмотрят…
Слава богу, разума хватило, чтобы пойти легальным способом. Мы встали в огромную очередь на переходе и, когда минут через 20 предстали перед американским пограничником, честно признались, что забыли паспорта в машине. Нас тут же переправили к офицеру. На счастье, в бумажнике у нас были права (а на электронную почту еще дома были положены копии паспортов, но распечатывать их не потребовалось – американцы признавали только оригиналы документов). По электронной базе быстро выяснилось, что в США мы можем находиться легально, нам выдали записку с номерами наших паспортов и отправили в отдельно стоящее здание с надписью Permits (Пропуска). Отстояв двухчасовую очередь с мексиканцами, имевшими различные визовые проблемы (представляете наше подвешенное состояние все это время?), мы наконец попали внутрь. Оказалось, чтобы вернуться в Америку, нам надо заплатить штраф – по $545 с человека. Это был серьезнейший удар по бюджету, но я уже готов был заплатить за себя (с собой еще была кредитная карта) и сходить за паспортами в машину чтобы вызволить спутницу, лишь бы этот кошмар закончился; но тут один из офицеров, увидев наш шокированный вид, посадил нас в сторонке и сказал — Wait!
Боковым зрением мы видели, что офицер куда-то звонит; и часа через два он принес нам волшебную бумагу – по ней я мог выйти в США, чтобы взять паспорта (моя спутница оставалась в залоге). Остальное оказалось делом техники, и уже через полчаса мы оба были в Америке, сказав офицеру на прощанье: «You are good man». Возможно, мы стали первыми гражданами России, которые легально попали в Америку без паспортов.
Вторая нештатная ситуация прошла уже при возвращении домой. Мы летели в три плеча: американской Delta по маршруту Майами – Нью-Йорк, а затем Аэрофлотом Нью-Йорк – Москва – Иркутск. В Майами самолет уже стоял на взлетке, как командир объявил, что на пути находится ураган, который надо облететь, а для этого потребуется дозаправка. В общем, в Нью-Йорк мы прилетели с трехчасовым опозданием, а так как «окно» на рейс в Москву было 3,5 часа, в аэропорту Кеннеди мы застали только пустые стойки регистрации – она закончилась буквально десятью минутами ранее. Причем нас, опоздавших на рейс в Москву, оказалось сразу 8 человек, а почти весь остальной самолет опоздал на пересадку в города Европы (мы потом все вместе жили в одной гостинице). Буквально сразу удалось разыскать представителя Аэрофлота, и она заверила нас, что при наличии официального письма от Delta мы завтра улетим без проблем, причем до Иркутска (в ином случае нам бы пришлось покупать новые билеты – тысяч за 80 каждый – и это пугало больше всего). Delta не только выдала нам письмо, но и разместила за свой счет в отеле и обеспечила питанием в ресторане. На следующий день мы улетели без проблем, но в Москве выяснилось, что билеты нам перебронировали только до российской столицы, до Иркутска же нам было предложено купить новые (а это по 25000 руб. с человека). Пришлось немало побегать, прежде чем доказать, что ты не осел, но в Иркутск мы улетели своим рейсом и без доплаты… Пусть и с 6-часовым опозданием из-за задержки рейса. А в итоге, вместо планировавшихся суток дорога до дома заняла почти двое с половиной…