Моторные лодки
Просмотров: 47010
23 Сентября 2005

ЭХ, ЛОДОЧКИ, РОДИМЫЕ МОИ

моторные лодки

Как мы и обещали в предыдущей публикации об Ершовской водно-моторной станции, сегодня расскажем об отечественных мотолодках, самых доступных по цене и затратам на эксплуатацию. Впереди осень — самое благоприятное время для поиска и покупки лодок и лодочных моторов, бывших в употреблении. Позаботьтесь о покупке судна и мотора осенью, устройте их как следует на зимовку, и весной, к сезону, вы будете во всеоружии!

моторные лодки
«Воронеж»
моторные лодки
«Казанка»
моторные лодки
«Обь»-3
моторные лодки
«Прогресс»
Мотолодка — лeгкое судно с массой корпуса до 250-300 кг, в качестве материала корпуса в основном используется авиационный дюралюминий, иногда стеклопластик. Мотолодки обычно оснащены специальным транцем для установки подвесного мотора, органами дистанционного управления, мягкими сиденьями, непромокаемым тентом или лeгкой съемной рубкой для защиты от атмосферных осадков. В общем — небольшой водный «автомобильчик». Главное преимущество мотолодок перед другими типами судов — их низкая масса. Благодаря этому, мотолодки могут пристать к берегу в любом месте побережий водоема, позволяют одному человеку вытягивать корпус лодки на берег на 2/3 его длины, а небольшой команде в 2-4 человека, в случае необходимости, выносить судно на берег целиком, например для того, чтобы укрыться от бури. Небольшая масса лодки позволяет ей с подвесным мотором мощностью 25-30 л.с. достигать весьма приличной скорости на воде — 35-45 км/час, что дает возможность в выходные дни быстро добраться до красивых мест отдыха на водохранилище и Байкале и вовремя, к началу рабочей недели, вернуться в город.

Автор этой публикации сам «с младых ногтей» «на собственной шкуре» испытал немало лодок, в связи с чем имеет собственное мнение. В этом обзоре мы приводим описания только наиболее популярных лодок. Пластиковые мы не рассматриваем по принципиальным соображениям — они дороги, тяжелы (на треть тяжелее дюралюминиевых) и непрактичны в эксплуатации. Ну и конечно, здесь не только сухие факты, но и живые эмоции автора.

«Казанка», «Казанка-М» и «Южанка»

Самый заслуженный ветеран, порожденный российской промышленностью в области маломерного судостроения. «Казанка» выпускалась с 1955 по 1977 год Казанским авиационным заводом им. Горбунова, а также другими заводами «по казанским чертежам». За 22 года производства было создано более 200 тысяч штук. С 1955 по 1965 год это была единственная мотолодка, выпускавшаяся отечественной промышленностью. «Казанка-М» и «Южанка» — модификации 70-х годов, имеющие боковые були (крыльеобразные герметичные наделки по бортам в задней части, увеличивающие непотопляемость и остойчивость лодки). Корпус изготавливался методом клепки из листов дюралюминия. Лодка оснащалась гнутым ветровым стеклом (плексиглас) и распашными веслами.

Как «первый блин» «Казанка» имела массу недостатков: низкая остойчивость на полном ходу (лодки часто переворачивались, особенно с мотором «Вихрь»), плохая непотопляемость (затопленная лодка, из-за негерметичности кормовых баков с воздухом, становилась вертикально — носом вверх, или наоборот, из-за негерметичности носового бака), слишком жесткий ход по волнению (из-за плоского днища и примитивных обводов), большая забрызгиваемость кокпита на волнении, отсутствие самоотливной подмоторной ниши.

«Казанка» является самой опасной из всех мотолодок, когда-либо выпускавшихся нашей промышленностью, но с одной оговоркой — на больших скоростях при использовании мощных моторов. С моторами мощностью до 15 л.с. «Казанка» вполне надежна и безопасна и на волнении, и в виражах. Почти все несчастные случаи, связанные с «Казанкой» — это перевороты лодки в крутых поворотах под мощным мотором «Вихрь».

Сейчас «Казанку» в Иркутске можно купить «с рук» по цене, смешно сказать, — 2000-3000 рублей! Добавить к ней мотор «Ветерок-8» за 6-8 тысяч рублей, тоже «б/у», и стать счастливым.

«Воронеж»

Несколько лет Воронежский авиационный завод выпускал «по лицензии» Казанского завода самую обыкновенную «Казанку». К началу 70-х ей на замену воронежцы сами разработали новую, весьма удачную, модель. Правда, к тому времени и Казанский завод перешел на производство «Казанки-5», весьма похожей на «Воронеж» своими физическими обводами корпуса. Среди лодочников-любителей до сих пор ведутся споры на тему, «кто у кого содрал» модель судна. Споры спорами, а лодка получилась хорошая, с большой остойчивостью, а виражи на волнении она проходит гораздо лучше, чем «Казанка-5», первая модификация которой вообще была признана опасной. Лодка «Воронеж» меньше склонна к рысканью и не зарывается в попутную волну. Она оснащалась плоским лобовым стеклом и жесткими сиденьями.

Лодка «Воронеж», слегка модернизированная под названием «Воронеж-М», выпускается и в наши дни. Заводская цена сейчас — 52 тысячи рублей, у дилеров — до 70 тысяч рублей. В Иркутске дилеров воронежского завода вроде бы нет. Однако, так как эта лодка выпускается уже целые десятилетия, то очень большой шанс найти «Воронеж» прежних лет выпуска в нормальном состоянии по цене даже меньше 15 тысяч рублей. Общая оценка может быть такой: «Воронеж» гораздо лучше и безопасней «Казанки», но несколько проигрывает другим судам этого класса по ряду характеристик.

«Обь»

Выпускалась Новосибирским авиационным заводом имени Чкалова 10 лет — с 1965 по 1975 годы. Эта лодка почему-то производит впечатление маленькой и юркой, хотя по грузоподъемности она такая же, как и прочие в те времена. В народе считается, что это одна из самых быстроходных лодок того времени, благодаря замечательным «закрученным» обводам днища. И это на самом деле так, хотя у нее много и других хороших качеств. Обводы действительно хороши, и благодаря им лодка обладает великолепной курсовой устойчивостью при ходе по волне. «Обь» — одна из первых лодок, которые имели нормальную подмоторную нишу у транца. Это была первая лодка, оснащенная булями («Казанку» оснастили булями только в 70-х — через несколько лет!) и обладающая улучшенной непотопляемостью. Благодаря замечательным ходовым качествам она пользовалась и пользуется большой любовью водномоторников нашей страны. По мнению многих, обладает замечательной всхожестью на волну, не склонна к рысканью при ходе под углом к большой попутной волне. Дюраль, из которой новосибирцы делали «Обь», практически не подвержена коррозии. В связи с прочностью и качеством все сохранившиеся экземпляры в хорошем состоянии. Очень удачная лодка.

В Иркутске «Обь» можно купить «с рук» по цене иногда даже менее 10-15 тысяч рублей.

«Крым»

К сожалению, хорошей картинки с этой лодкой мы не нашли. Она выпускалась Пермским судостроительным заводом «Кама» более 10 лет, начиная с 1970 года. Были выпущены сотни тысяч, поэтому таких лодок очень много по всей стране. Они выходили в одной цветовой гамме — корпус желтый, палуба красная. И еще характерное прямое стекло с треугольными боковинками.

«Крым» был разработан Центральным конструкторским бюро «Нептун». Этот коллектив разработал в свое время немало замечательных проектов, и «Крым» — один из них. Конструктивно она уникальна и радикально отличается от других лодок того периода. Корпус изготавливался не из дюралюминия, а из алюминиево-магниевого сплава типа Амг5м. Сам корпус не клепался, как обычно было принято тогда, а целиком сваривался методом аргонно-дуговой сварки. Лодки были вообще не подвержены коррозии! «Крым» — единственная из отечественных лодок, которую можно нормально эксплуатировать в морской соленой воде. Среди водномоторников она известна как ВЕЧНАЯ.

«Крым» обладает еще массой достоинств. Например, у него хорошие «выпукло-килеватые» обводы, благодаря которым лодка имеет выдающуюся всхожесть на волну и замечательную курсовую устойчивость при ходе под углом к волне. Обычно в те времена в технических паспортах указывался параметр «максимальное допустимое удаление от берегов». У массы лодок этот параметр составляет от 1 до 1.5 км, а у «Крыма» — 3 км!

В Иркутске, по-моему, лодок «Крым» (вечных!) великое множество, и купить их можно по цене от 10 тысяч рублей.

«Казанка-5», 5М, 5М2, 5М3, 5М4

Выпускается с 1972 года по наши дни — уже 33 года! Через пять модификаций она вошла в XXI век. После первой «Казанки» эта лодка казалась верхом совершенства. У нее были совсем другие обводы — вогнуто-килеватые. Благодаря такой форме корпуса по небольшой волне «Казанка-5» шла чрезвычайно мягко, отлично держала курс, легко выходила на глиссирование. Однако обводы были главным недостатком. На волнении выше 0.5 м при ходе под углом к волне лодка обнаруживала склонность к очень опасному зарыскиванию. Нередки случаи переворота «Казанки-5» через скулу при ходе под углом к попутной волне значительной высоты. Кроме того, чрезвычайно глубокий волнорез передних обводов обусловил чрезвычайно плохую всхожесть лодки на волну. Лично мне известны рассказы о том, как на Байкале при шторме «Казанка-5» зарывалась во встречную волну. Лодка идет на полном ходу на встречный вал, и вместо того чтобы забраться на него, она протыкает этот вал носом. В результате волна обрушивается на сидящих людей сверху, через лобовое стекло. В финале — полная лодка воды!

Есть и еще один недостаток, который долго выдавали за достоинство: выносной кронштейн для крепления мотора. Благодаря выносу мотора удалось сделать большой кормовой багажник. На деле же это приводит к тому, что при резком снижении оборотов двигателя (например, при опасности по ходу), нагоняющий лодку транцевый вал воды заливает двигатель. После этого мотор типа «Вихрь» обычно глохнет, так как мокнут высоковольтные провода и наконечники свечей зажигания.

На «Казанке-5» обнаружилась слабость поперечного набора днища. Почти все лодки первого выпуска через несколько лет эксплуатации давали течи днища. Этот недостаток и побудил Казанский авиазавод им. Горбунова выпустить модификацию «Казанка-5М», у которой был усилен каркас, днище и кронштейн для двигателя. Однако усиление кронштейна не помогло. Известен случай, когда в середине 70-х годов на соревнованиях журнала «Катера и Яхты» у «Казанки-5М» оторвался выносной транец вместе с двумя моторами! Этот случай обусловил выход модификации 5М2, на которой наконец-то завод отказался от выносного транца. Эта модификация выпускалась с 1978 года. Затем еще раз была усилена конструкция силовых элементов корпуса (модификация 5М3).

И наконец, в 1989 году, почти на закате Советского Союза завод поставил на конвейер модификацию 5М4, на которой отказался от вогнутых обводов носовой части! Обводы 5М4 сделали выпукло-килеватыми, с увеличенным углом килеватости в корме. Благодаря этому лодка приобрела отменную курсовую устойчивость и прекрасную всхожесть на волну.

После потока негатива, излитого нами по поводу «Казанок-5», хотим акцентировать ваше внимание на том, что «Казанка-5М4» — ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОТЛИЧНАЯ ЛОДКА. Это одна из лучших лодок, когда-либо выпускавшихся в нашей стране и вообще в мире! Завод шел к совершенству изделия почти 17 лет!

«Казанка-5М4» выпускается сейчас. Только эту модификацию 5М4 и можно посоветовать приобретать. В Иркутске она стоит порядка 100 тысяч рублей. В городах европейской части — дешевле. Заводская цена — около 70 тысяч рублей. Подержанную «Казанку-5М4» в Иркутске можно купить по цене ниже 25 тысяч рублей.

«Прогресс», 2, 3, 4

Мотолодку «Прогресс» начали выпускать в 1966 году на знаменитом одноимённом Куйбышевском авиазаводе, на котором выпускали и космические корабли «Восток», «Прогресс», и с несколькими модификациями (до «Прогресса-3») выпускали до середины 70-х годов. «Прогресс-2» отличался от «Прогресса» самоотливной подмоторной нишей и еще несколькими усовершенствованиями. «Прогресс-3» отличался релингами на палубе и усиленной конструкцией. Но все эти три названия подразумевают одну и ту же лодку.

«Прогресс» появился в то время, когда в стране выпускалась только одна убогая «Казанка». На ее фоне «Прогресс» произвел настоящий фурор. Впервые появилось дистанционное управление лодочным мотором с автомобильной баранкой, легкосъемный тент, широкая палуба. Одна из модификаций оснащалась колесами и водилом для транспортировки лодки на буксире за автомобилем. Грузоподъемность была выше на целых 100 кг, чем у других лодок того времени. «Прогресс» стали называть «семейным» судном.

Достоинств было много, к основным из них можно отнести высокую вместимость (5 человек и багаж) и грузоподъемность (500 кг), феноменальную остойчивость как на месте, так и на ходу, прочность и надежность. «Прогресс» обладал хорошей курсовой устойчивостью и отличной всхожестью на волну.

Были и недостатки. Обводы «Прогресса» были «тупыми», оттого его даже прозвали «утюгом». При ходе навстречу волнению лодка испытывает очень жесткие удары. Внутреннее пространство «Прогресса» при этом сильно забрызгивается. Из-за тупого носа «Прогресс» склонен упираться в большую попутную волну, сильно теряя при этом скорость при всходе. Но все-таки всхожесть на волну приличная.

Старый «Прогресс» — добротная и надежная лодка. Корпуса выполнялись из дюралюминия высочайшего качества (космическая отрасль!), в связи с чем почти все они и сейчас в нормальном эксплуатационном состоянии. Корпуса «Прогрессов» не «гниют». Если не злоупотреблять движением навстречу приличной волне и дальними походами в бурю, то старый «Прогресс» можно смело назвать отличной лодкой для семейного отдыха в выходные дни и рыбалки. Практически неизвестны случаи опрокидывания «Прогрессов». В Иркутске несметное количество старых «Прогрессов» — буквально тысячи. Подчас приличный «Прогресс» первого модельного ряда можно купить всего за несколько тысяч рублей!

C 1974 года Куйбышевский авиазавод стал выпускать совершенно новое судно — «Прогресс-4». Эта лодка отличалась от старой множеством прогрессивных (игра слов!) изменений. Радикально улучшены были обводы, поднята «скула», увеличена килеватость, что улучшило мореходность на порядок! «Прогресс-4» уже не упирался носом в попутную волну, увеличилась всхожесть и плавность хода навстречу волне. Появился отличный широкий самоотливной рецесс для двигателя, под которым расположился удобный отсек для топливных баков, куда помещаются два стандартных бака по 22 литра.

«Прогресс-4» комплектовался мягкими сиденьями со съемными подушками, которые раскладывались прямо на пайолы, обеспечивая «поляну» для ночлега.

Недостатков у нового «Прогресса» немного. Основное — все-таки обводы сделали не достаточно килеватыми, все еще силен эффект плоского дна — «Прогресс-4» жестко шлепает по встречной невысокой волне. У старого «Прогресса» было прекрасное гнутое лобовое стекло, у нового почему-то сделали неэстетичное угловатое из 4-х компонентов. Очень слабы оказались швартовочные ручки-кнехты, у старого «Прогресса» они были более надежны. «Прогрессы» тяжелей прочих лодок и поэтому требуют для хорошего хода использования винтов с грузовым шагом 240-280 мм.

Автор этих строк не понаслышке знает «Казанку», «Казанку-5», «Прогресс-2» и «Прогресс-4» и на собственном опыте убедился, что для путешествий и рыбалки на Иркутском водохранилище и Байкале лучшей является последняя. Широкий корпус позволяет удобно ночевать прямо в лодке, спокойно «расхаживать» по кокпиту со спиннингом в руках во время рыбалки, брать большое количество топлива и вещей при поездках на Байкал. Нет лодки с такой остойчивостью на месте, при переходе от одного борта с удочкой в руках к другому — почти не кренится! Как-то раз мы с «Прогрессом-4» во время бури попали в участок стоячих волн высотой до 1.5 метров у крутого утеса на восточном выходе из Курминского залива. Три двадцатилитровых канистры c топливом поднялись в воздух и перелетели с кормы под лобовое стекло — такой был перепад уровней на скорости около 40 км.ч! «Прогресс» при этом и не думал зарываться или рыскать — шел прямо по курсу, не отрывая кормы от водной поверхности. А в паспорте лодки написано, что максимально допустимая высота волны — 0.75 метра.

В Иркутске очень много «Прогрессов-4», купить лодку «с рук» можно по цене от 10 до 25 тысяч рублей.

Какой бы нам рейтинг-то составить? По свойствам. Все-таки хочется систематизировать все, хотя и на базе субъективной оценки.

По мореходности (безопасности в широком смысле) автор этих строк поставил бы лодки так, в порядке убывания качества:
  1. «Прогресс-4»
  2. «Казанка-5М4»
  3. «Прогресс-2»
  4. «Крым»
  5. «Воронеж»
  6. «Обь»
  7. «Казанка».
По вместительности, «простору» и удобству кокпита на рыбалке и в походе:
  1. «Прогресс-4»
  2. «Казанка-5М4»
  3. «Прогресс-2»
  4. «Крым»
  5. «Воронеж»
  6. «Обь»
  7. «Казанка».

По этим двум рейтингам выделяется явная четверка лидеров! На нее и советуем обратить внимание при выборе судна для семейных путешествий. Лучшие и наиболее доступные сейчас для покупки лодки — «Прогресс-4», «Казанка-5М4» и «Прогресс» или «Прогресс-2» и «Крым». Многие удивятся тому, что я ставлю старый «Прогресс» выше, чем «Оку», «Воронеж» и «Крым». Но дело в том, что остойчивость на месте и в движении у старого «Прогресса» гораздо выше, чем у всех этих лодок. И пусть они лучше идут навстречу волне, старый «Прогресс» все равно БЕЗОПАСНЕЙ, потому что его труднее перевернуть!

Можно было бы составить рейтинг по динамическим и скоростным свойствам, но нам кажется, что они не важны для семейного отдыха в выходные дни. Главное — мореходность, т.е. способность безопасно преодолевать водные расстояния при любой погоде и волнении, а также вместительность и грузоподъемность судна.

Ну и наконец, эти шесть — наша выборка лучших из, по крайней мере, трех десятков дюралевых лодок, выпускавшихся в стране.

Семь футов под килем!

До встречи! А в следующей публикации мы расскажем про подвесные лодочные моторы отечественного производства.

Основные технические характеристики лодок
Модель лодки Длина х ширина х высота борта, м Масса, кг Пассажиро-вместимость, чел. Грузо-подъемность, кг Мощность мотора, л. с. Максимальная скорость, км/час Прочее
«Казанка», «Казанка-М» и «Южанка» 4.63 х 1.24 (1.60 — в зоне носовой скулы) х 0.68 нет данных 4 400 Макс. — 15 (25 — с булями) С мотором «Вихрь-20» — 40 Толщина обшивки: днище/по бортам — 1.8/1 мм
«Воронеж» 4.20 х 1.5 х 0.67 152 4 400 Макс. допустимая — 30 С одним человеком на борту под мотором 30 л. с. — 44 Допустимая высота волнения — 0.5 м
«Обь» 4.20 х 1.45 х 0.55 140 4 400 Допустимая — 25 40
«Крым» 4.20 х 1.55 х 0.65 170 4 400 Макс. допустимая — 30 Под мотором 20 л. с. — 36
«Казанка-5», 5М, С полной нагрузкой под 5М2, 5М3, 5М4 4.50 х 1.6 х 0.72 190 4 400/td> Макс. допустимая — 30 с мотором 30 л. с. — 34 С полной нагрузкой под
«Прогресс», 2, 3 4.65 х 1.70 х 0.65 223 5 500 Макс. допустимая — 30 С мотором 25 л. с. — 37
«Прогресс-4» 4.69 х 1.72 х 0.69 220 5 475 Макс. допустимая — 50 Под мотором 30 л. с. — 37

Дмитрий ТИМОФЕЕВ.
Использованы материалы Ивана ГУСАКОВА (motolodka.ru) и архива журнала «Катера и яхты»

"Автомаркет + Спорт" №29 26.08.05

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог