|
Из окна автомобиля, идущего по направлению к границе с Китаем, российская действительность выглядит несколько иначе, чем в оптимистических отчетах о постоянно увеличивающемся ВВП, растущем уровне жизни и т. д. Дизельные ПАЗики с напрочь замороженными окнами, везущие челноков из Читы, гармонируют с окружающими развалинами и резко контрастируют со встречными китайскими автобусами, за кристально прозрачными стеклами которых также видны битком набитые салоны. Парадоксальность нашей системы в том, что она допускает использование в РФ зарубежной рабочей силы (гастарбайтеры из Маньчжурии трудятся на читинских ЛПК), но строго лимитирует ввоз товаров, а с недавнего времени еще и запрещает въезд в Китай через забайкальский пограничный переход машин, находящихся в сколько-нибудь аварийном состоянии. Разумеется, это выглядит дикостью, ограничивающей права и свободы, лишающей многих, в сущности, единственной возможности отремонтироваться. Ведь ни в Забайкальске, ни в Агинском, ни даже в Чите, не говоря уж о других приграничных населенных пунктах, нет развитой автомобильной инфраструктуры, подобной, например, иркутской. И по-хорошему, сначала надо было бы позаботиться о ее создании, а не ставить жесткую преграду. Да прибудет с вами удача Правда, последнюю нельзя назвать непреодолимой. Нам не удалось узнать тот уровень кузовных повреждений, который бы спровоцировал таможенников на запрет. Точно одно — изъяны должны быть заметными и достаточно серьезными. Царапины и разбитая оптика не в счет. Хотя китайцы знают случаи, когда автомобили и с сильными внешними недостатками попадали на их сторону. Каким образом? Отчасти это можно отнести на огромные очереди и усталость пограничников. Но в большей степени — на возможность неофициально договориться. Таможенники сейчас не те, что во времена известного по «Белому солнцу пустыни» Верещагина — «добро» дают, надо только за него отблагодарить. Такса лежит в пределах 7-8 тысяч рублей. За нее — беспрепятственный, как говорят, доступ на ту сторону. Впрочем, он — лишь пропуск в Маньчжурию, само собой, не гарантирующий безопасное для кошелька и нервов в ней пребывание. А это вообще никто не может гарантировать. Нам, в общем-то, повезло. Во-первых, с ремонтом мы не связывались. Во-вторых, заручились поддержкой, как показалось, надежной конторы, что позже полностью подтвердилось. Я уже упоминал о беспроблемном проходе границы, но ощутить помощь удалось и в самом городе. Через фирму «Зина-Роза» мы наняли переводчика и, насколько бы это не выглядело в русскоговорящей в большинстве своем Маньчжурии парадоксально, ни разу не пожалели об этом. Несмотря на рыночно-русскую ориентацию и на то, что в магазинах и ресторанах вас гарантированно поймут, по крайней мере, если вы будете говорить «по теме», китайские сервисмены в лучшем случае на родном нам языке знают пару-тройку слов. То есть при обращении в сервис без переводчика не обойтись. И вам решать — каким уровнем знаний он будет обладать. Сначала мы подумали, что наш Вань Ва Чжу (или Ваня, как он сам представился) по-русски, извините, «ни бе, ни ме», но, вспомнив речевую абракадабру, которую приходилось читать в официальных, от автокомпаний КНР, буклетах, пришли к выводу, что его языковые знания достаточны, а обладание автотерминологией вполне приемлемо. Брал он за свои услуги по местным меркам много (500 руб./день), ну так и говорил довольно шустро, в отличие от тех трехсотрублевых «поводырей», что «я твоя не понимай», «право-лево», остальное на пальцах. Короче, советуем. Увы, ни он, ни кто-то другой, ни мы сами не можем дать какие-то исчерпывающие рекомендации по поводу того, как определиться с подобным «помогаем». Удача, стечение обстоятельств и всегда лотерея! Между тем, при неудачном его выборе отсутствие взаимопонимания в прямом смысле — не самые плохие последствия. Самые же худшие — это наем помощника со «своим надежным» сервисом, какие встречают гостей Поднебесной еще на российской стороне. С такими лучше не контактировать. Никак. И в последующем все-таки пытаться оставить за собой «право голоса», а не полагаться на того, кто выбрал тебя. И уж ни в коем случае не упоминать о том, что посещаешь Маньчжурию впервые — в этом случае шанс развода логично возрастает.
Но если «помогаи» с китайской стороны — это альтернатива, то те, что в России — безальтернативный, как утверждают многие, шанс нарваться на неприятности. Бизнес «разводов», мы уже говорили об этом, в последнее время стал весьма популярным. А его автомобильное направление — видимо, наиболее прибыльным. Выглядит действо таким образом. В сервис загоняется автомобиль, к примеру, на покраску. Называется стоимость, которая по окончании ремонта может вырасти в два, три и даже пять раз. Объяснения со стороны руководства СТО не похожи на те, что привыкли слышать мы у себя на родине, напротив, они отдают национальным колоритом и плохо скрываемым чувством собственного всесилия: «Мы друг друга не поняли; я пьяный был, за себя не отвечал; ты с другим директором договаривался, не со мной». Далее при наглухо закрытых воротах включается временный до появления нужной суммы языковой барьер. И подобное происходит далеко не в одном сервисе. Система! Которая имеет место быть, в том числе благодаря тесным международно-криминальным связям. Яркое, красочное и оригинальное CASINO COLUMBUS ЗЕРКАЛО САЙТА было запущено в 2017 году, и на сегодняшний день является одним из популярнейших азартных проектов в странах СНГ. А чтобы обеспечить игрокам круглосуточный доступ к игровым автоматам в актуальных реалиях все учащающихся блокировок, действует официальное зеркало Casino Columbus.
Навязчивость как национальная черта также порой становится причиной дискомфорта, хотя может и не соседствовать со столь наглым обманом. Один знакомый рассказывал, как в три часа ночи (только-только перешли границу) добровольные помощники, обещавшие с устройством в гостиницу, завезли в сервис, закрыли двери и выпустили лишь тогда, когда было получено обещание приобрести комплект колес с дисками и заняться косметикой машины. Наутро щепетильные сервисмены прилипли накрепко — до отправки обратно. Нет, без обмана, но все равно неприятно. Вроде как есть случаи и разграбления автомобиля в сервисах — в традициях российских воров-вандалов. Будучи там, услышать подтверждение этому не удалось. Тем не менее вещи в машине, загнанной на ремонт, оставлять не советуют. Принцип экономии Рассказывая о возможных неприятностях, связанных с ремонтом, мы несколько забежали вперед. Для начала надо решить, а стоит ли вообще отправляться автотуром в Маньчжурию с основной восстановительной целью? Вопрос глобальный, поскольку ценовой уровень местных услуг привлекает выдающейся экономией, сами же они таят в себе загадочность последствий. За неполных четыре дня мы совершили, полагаю, полную экскурсию по всем злачно-автомобильным местам, убедившись, что в Маньчжурии, по сути, два типа сервисов. Первый, он же весьма немногочисленный, стремится иметь цивилизованный облик. Относительно чистая территория перед зданием, далеко не ущербная архитектура, многочисленные посты и профессиональное оборудование для шиномонтажа, регулировки углов установки колес и смены техжидкостей. Зримые недостатки только в отсутствии русскоговорящих. Другая категория сервисов — мечта советского автовладельца, не рассчитывавшего на блат на «фирменных» СТО. Переступаешь через порог и понимаешь — вот оно, родное. Бычки на цементном полу, старые баллоны вперемешку с запчастями и кучи, огромные кучи мусора. Какие сушильные камеры, какой профессиональный инструмент? Калитка в покосившихся воротах еле открывается! И таких сервисов — большинство. Из них за редким исключением на окраине города получается целая улица. Этакий сервисный «Знаменский» по-китайски. Есть еще третья группа мастерских, что расположена прямо на первом этаже жилых или офисных зданий недалеко от центра Маньчжурии. Эти — нечто среднее. По внешнему виду и в немалой степени по оказываемым услугам. Один, максимум два поста (то есть машино-места, поскольку никаких подъемников или ям нет) примут автомобили на установку чего-либо, купленного здесь же или неподалеку. Заезд прямо в панельную шестиэтажку кажется дикостью, однако тут это в порядке вещей, равно как и расположение рядом с сервисами продуктовых магазинов. На крупные восстановительные работы, не считая кузовных, в Маньчжурию ездить и не принято. И хотя нас заверили, что мастера возьмутся за все, что угодно — капиталку двигателя, коробки, мостов и т. д. — лично я ставлю смысл выполнения этих процедур в Китае под большой вопрос. Неряшливость — вот еще одна характерная особенность китайцев как сервисменов. Они способны, учитывая всего лишь пятидневную визу клиента, работать круглыми сутками, но качество работ вызывает сомнения. Впрочем, надо отметить, что оно, качество, как и у нас, может быть нескольких видов. Та же покраска, оцениваемая в 10 тыс. руб. (13 тысяч при «сложных» лакокрасочных покрытиях типа «перламутра»), по желанию легко превратится в банальный, на продажу, эконом-вариант, что стоит около шести тысяч, а то и дешевле. Предъявлять к последнему какие-то повышенные требования — абсурд. Однако даже в первом случае нужно быть готовым к возможным устранениям последствий ремонта. Поломанные молдинги, отсутствие резиновых уплотнителей и крепежа. Одному иркутянину каким-то образом умудрились прожечь торпедо в салоне. Мы в свою очередь наблюдали, как у заезжающей на «обливку» машины стекла, резинки, другие детали интерьера были прикрыты, мягко говоря, не совсем полностью. Теми же результатами часто заканчивается и обтяжка салона кожей — что-то где-то сломали, что-то потеряли. Это практически непременная плата за дешевизну «интерьерного тюнинга», который обойдется в 10-15 тыс. руб.
Другая услуга, пользующаяся у россиян в Маньчжурии популярностью — восстановление подвески. Работа, по нашим меркам, оценивается в сущие копейки (так, за монтаж всех элементов в двух- и многорычажных схемах попросят около 3 тыс. руб.), а стоимость комплектующих на фоне иркутского предложения заставляет искать в магазинах и сервисах вывески duty free. Цена амортизатора вне зависимости от принадлежности к автомобильной марке и модели — 1000 рублей. Пружины только для внедорожников стоят в районе 500 рублей, а на легковушки чуть дороже трехсот. Жаль, найти известные нам бренды не получилось. Китайцы хоть и говорили, восхищенно поднимая вверх большой палец, о KYB, но приобрести предлагали стойки каких-то «национальных» марок ACT и Axiti. Автоклондайк Из сказанного выше может показаться, что «ремонтная» поездка в Маньчжурию не только таит в себе опасности, но и зачастую может привести к разочарованию результатами. А если не ремонтировать и не устанавливать, но посвятить себя великому делу «шопинга»? В таком случае перед потребителем открываются широкие перспективы оборудования собственного автомобиля всем тем, что в нашем регионе стоит в разы дороже. Думаю, нет необходимости акцентироваться на мелочевке, вроде автохимии, различных аксессуаров типа противотуманок и чехлов, на экстерьерных и интерьерных побрякушках. Все это можно приобретать в Маньчжурии оптом без сильных для себя финансовых потрясений. Внимание в Китае привлекают другие товары, в России для кого-то недоступные по причине необоснованно задранных цен. Главным образом это должны оценить владельцы внедорожников, у нас в области сталкивающиеся с тем, что любое упоминание названия Land Cruiser (Pajero, Safari и т. п.) приводит к озвучиванию пятизначных ценников. Взять хотя бы кенгурины, дуги и прочие кузовные украшения. За самую сложную конструкцию попросят порядка пяти тысяч, а багажники на крышу можно купить менее чем за три, не говоря уж о разных кофрах, чехлах на запаски и прочей «бижутерии». Лебедки с позиции иркутских расценок отдаются почти задаром — 9500-фунтовый механизм стоит 6 тыс. руб. На протяжении полудня мы наблюдали, как Cruiser из Иркутска, на легковых колесах и безо всякого обвеса, постепенно превращался в полноценного представителя джипообразных, таким, каким его понимают многие обладатели: хром труб, тягловое устройство, грязевая резина. На таможне за сие великолепие переживать не надо — дыры в нашем законодательстве позволяют не привязывать то, что установлено на автомобиль к лимитируемой по килограммам «квоте» ввоза. Само собой, что владельцы легковушек тоже найдут для себя много полезного. Это отчетливо видно на примере сервисов, которые плотно забиты «обувающимися» и «одевающимися» машинами из Читы, Улан-Удэ, Иркутска. Очереди на границе наглядно подтверждают сленговое «прибарахлились»: новое «литье», наклейки-молдинги, свет экранов DVD-проигрывателей. За всем этим в Маньчжурию на самом деле есть смысл ехать, поскольку то же самое лежит на прилавках областных магазинов, требуя вдвое, втрое, вчетверо большего денежного самопожертвования. Среди автоаксессуаров ценами в первую очередь шокирует «музыка». Как не пытались, мы не нашли «всеядную» с интерактивным экраном «голову» более чем за 8 тыс. руб. И это верхний, не всегда встречающийся ценовой уровень, обычно «комбайны» предлагаются за шесть тысяч и дешевле, включая установку. Не выбиваются из этого ряда по стоимости и другие «играющие» компоненты. Так, редко какой сабвуфер обойдется дороже тех же 6 тыс. руб. Причем монтаж пары акустических элементов стоит в пределах 170-200 рублей, нечасто (в основном относительно чего-то более сложного) перешагивая рубеж в 100 юаней. Рассматривая «музыкальный» ассортимент, мы с удивлением обнаружили в нем японские б/у магнитолы. И, несмотря на то что услышали о них только негативные отзывы («все после ремонта, с китайскими деталями, долго не проработают»), заинтересовались самим фактом их наличия. Тем более что разборок в Маньчжурии нет. Подержанные запчасти японского производства в магазинах города не какой-то эксклюзив, а полноправные хозяева на прилавках и витринах. Масштабно поставляются из Гуанчжоу, где оседает только их часть, отвечающая потребностям владельцев леворульных аналогов автомобилей для внутреннего рынка Японии. Остальное по мере необходимости распространяется по мегаполисам Китая. Но основной «б/у контингент», рассчитанный на российских покупателей, уходит в Маньчжурию. При подобной ориентации, как можно было бы предположить, среди этого second-hand`а удастся найти все, что пожелает душа. Тем не менее предложение ограничено указанными уже музыкальными компонентами, светотехникой и частично кузовными деталями. К сожалению, из последних по какому-то невероятному совпадению пришлось лицезреть только бампер в сборе с передней рамкой и радиатором с вентиляторами от Mark II GX100 (просили за него 15 тыс. руб.). Зато оптика имеется в разнообразии. Передняя, задняя, «поворотная», противотуманная и основная. Возможно, что-то в магазинах и не обнаружится, однако, повторимся, ассортимент фар-фонарей как наименования товаров в супермаркете. В конце концов, всегда найдется китайская альтернатива, которая несколько дешевле. Хотя в данном случае нет особо строгих привязок к стране-производителю, поскольку значение здесь имеет состояние элемента. Например, за две тысячи рублей можно купить чью-нибудь крупную блок-фару made in China, в полтора-два раза дороже ее японский оригинал и за шесть сотен «целковых» его же, но с повреждениями — скажем, с обломанными кронштейнами. Цены светотехнической «периферии», вроде не сблокированных поворотников и «туманок», в китайском исполнении вообще вызывают счастливую улыбку. Не сменяющуюся гримасой ужаса от информации о ценниках японских «прототипов». Ну и, естественно, в Маньчжурии исключительно выгодно «переобуваться». Не только, как считают многие, в китайские шины. Таковых, к своему удивлению, мы и не нашли. На обозрение они, похоже, не выставляются, а в ответ на желание прицениться и, возможно, купить продавцы скрючивают лицо в соответствующей глубокому отвращению ужимке. Цен показательно не сообщают, предлагая купить продукцию более прогнозируемую по качеству. Например, корейскую, фирм Kumho и Hankook. Или Michelin, что выпущена на китайских заводах компании. Последняя дороже первой, однако с иркутскими ценами, дабы не огорчаться, лучше не сравнивать. Есть, по заверениям бывавших здесь иркутян, и японская б/у резина, но нам опять же подобная почему-то не встретилась. «Литье» же — лишь китайское, «безмарочное». Огромный его выбор в специализированных магазинах не меньше такового, чем в профилированных шоу-румах областного центра, а цены в нашей таблице у каждого посадочного диаметра между крайними значениями имеют несколько промежуточных — играет роль дизайн колес, способ обработки, цвет.
Цены, цены. В Иркутске цифры на бумажке — не вызывающая пререканий аксиома. В Маньчжурии они — повод для торга. Что в лавках, где серьезные запчасти лежат вперемешку с крикливыми наклейками, что в магазинах с узкой специализацией. Сказали нам — в единственном на весь город автомобильном супермаркете нельзя торговаться, так девушка-продавец, узнав, что интересующая нас вещь рядом стоит в полтора раза дешевле, тут же сбросила столько, сколько мы пожелали. Если же покупать что-то комплектом или оптом, то скидку можно получить и без расчета на собственное умение торговаться. Надо лишь понимать, что нынешние доходы в приграничном Китае резко снизились благодаря весовым рамкам российской таможни, отчего уступки в стоимости не могут быть безразмерными. И, как при покупке в Маньчжурии любых вещей, излишняя настойчивость и наглость может спровоцировать ответную реакцию. В том числе по причине того, что «облико морале» у «руссо туристо» далек от идеала. Мы были удивлены, когда в одном из магазинов продавец неласково так потребовал вывернуть карманы. И хотя его «совету» мы не последовали, неприятный осадок остался. А позже узнали — наши соотечественники опускаются до того, что воруют в магазинах стоящую считанные рубли мелочевку. Да так вошли во вкус (который явно не объяснить клептоманией отдельных индивидуумов), что во многих торговых точках есть предостерегающие вывески на русском. И в заключение, нельзя не сказать еще об одной специфичной, удивившей, пожалуй, более всего стороне маньчжурского автобизнеса. В одном из магазинов мы наблюдали такую картину: спокойно торговавшие китайцы после телефонного звонка вдруг спешно закрыли двери и опустили жалюзи. Объясняли свои действия едва ли не с ужасом в голосе. Дескать, коллеги сообщают, что полиция ходит по торговым точкам с проверкой выполнения закона об «авторских правах». Мол, подделок много, а в Китае за это хоть и не уголовная ответственность, но в силу требований многочисленных зарубежных автокомпаний, там обосновавшихся — достаточно строгая административная. Немая сцена. Максим Маркин
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||