Second-hand. Притягательная Serena (Nissan Serena)
Просмотров: 24828
30 Ноября 2007













Nissan Serena

Полукапотный минивэн Nissan Serena достаточно долго оставался в тени не только лидера рынка – микроавтобусов Toyota TownAce Noah/LiteAce Noah, но даже прямого конкурента от Honda – модели Stepwgn. Однако Honda в последнее время не отличается доступностью. Близнецы же от Toyota стали устаревать морально и физически. А появившиеся около двух лет назад первые экземпляры нового поколения вэнов от Toyota (Noah и Voxy) неприятно удивили единственным бензиновым двигателем с капризной системой D-4. И вот тогда-то наши автовладельцы вдруг обнаружили, что на рынке уже не первый год встречается еще один достаточно интересный, симпатичный и практичный минивэн – Nissan Serena второго поколения.

Что же представляет собой Nissan Serena? Это комфортабельный среднеразмерный минивэн, по своим габаритным пропорциям тяготеющий к классу микроавтобусов. Второе поколение Serena (а именно об этом автомобиле сегодня речь) имеет исходно переднеприводную компоновку (есть и полноприводные модификации) с полностью независимой подвеской всех колес. За время производства модель оснащали тремя бензиновыми и одним дизельным двигателями, а также автоматическими гидромеханическими или вариаторными коробками передач.

Базовая комплектация предусматривает восьмиместное исполнение с тремя рядами кресел: два раздельных кресла спереди и трехместные диваны во втором и третьем рядах. При этом диван второго ряда разделен на две половины строго пополам и имеет явно выраженную профилированность для двух пассажиров, поэтому втроем сидеть удобнее всего сзади – на третьем ряду. На заказ можно было получить комфортабельные раздельные кресла во второй ряд и/или кресла третьего ряда, складывающиеся не целиком, а половинками вдоль бортов автомобиля. Также можно было выбирать высоту крыши: модификации с приставками Hight Roof отличались увеличенной на 115 мм крышей (в салоне прибавка составляла 105 мм).

Достаточно широким был список опций, в который входили тонированные стекла пассажирского салона, оконные занавески с электроприводом, один или два люка в крыше, доводчики или даже электроприводы сдвижных дверей, автоматическая климатическая система, дополнительный отопитель и кондиционер в пассажирском салоне, навигационная система, парктроник или видеокамеры заднего хода, противотуманные фары, ксеноновые лампы основных фар, декоративный пластиковый псевдокенгурин на переднем бампере, аэрообвес нижнего периметра кузова, спойлер багажной двери и т.п. Неудивительно, что встретить два совершенно идентичных друг другу Nissan Serena весьма непросто (если вообще такое возможно).

НАДЕЖНОСТЬ С УСЛОВИЯМИ

За время выпуска второго поколения Serena под капотом машины побывало четыре двигателя: три бензиновых, объемом 2,0 и 2,5 литра и один 2,5-литровый турбодизель. Однако по неизвестной причине оба 2,5-литровых мотора особой популярности среди покупателей этого вэна не нашли – практически все предлагаемые сегодня в Рабочем Serena оснащаются 2,0-литровыми бензиновыми двигателями моделей SR20DE (на дорестайлинговых версиях) и QR20DE (на обновленных машинах), мощностью 145 и 147 л.с. соответственно. Оба двигателя отличаются достаточно высоким ресурсом – по признанию мастеров некоторых иркутских СТО, им еще не приходилось видеть второе поколение Serena с ушатанными моторами.

На сегодняшний день наиболее часто под капотом Serena можно встретить бензиновый мотор SR20DE, у которого по большому счету было только одно слабое место – прокладка регулятора холостого хода. Однако сегодня данная проблема перестала быть неожиданностью для владельцев Nissan с таким двигателем (первый признак этой неисправности – снижение уровня охлаждающей жидкости, которая как раз и уходит через поврежденную прокладку). В продаже достаточно легко можно найти необходимую прокладку для профилактической замены, да и в сервисах научились устранять последствия этого дефекта (в том числе и заменять сгоревшие микросхемы в блоке управления).

В приводе ГРМ у этого двигателя используется цепь, которая считается чуть ли не вечной. Но в реальности замена цепи может потребоваться не через оговоренные производителем 200000 км, а всего через 100000 км пробега. Причина – вытягивание цепи, что в лучшем случае приведет к смещению фаз ГРМ, а в худшем может оказаться причиной серьезного ремонта головки и клапанного механизма. Впрочем, подобные неприятности крайне редки, и на Serena до сих пор не встречались (что, впрочем, не исключает такой возможности). Кстати, состояние цепи может зависеть и от качества используемого масла. Также достаточно высока вероятность выхода из строя датчика расхода воздуха или положения дроссельной заслонки, однако эти проблемы нельзя назвать недостатком данного мотора, поскольку в той или иной степени они касаются практически всех современных японских двигателей.

С декабря 2001 года на Serena стали устанавливать бензиновые двигатели серии QR (QR20DE и QR25DE). Эти моторы сохранили достаточно высокий уровень надежности и ресурса, но при этом стали экономичнее, экологичнее, тише и мягче в работе – особенно хорош 2,5-литровый QR25DE. Вместо трамблера и высоковольтных проводов двигатели серии QR имеют индивидуальные катушки зажигания для каждого цилиндра. В силу своего более молодого возраста эти моторы до сих пор явных слабых мест не проявили (возможно, их и нет). А общие рекомендации по обслуживанию и эксплуатации те же, что и для моторов серии SR: использование качественного моторного масла (категория качества по API не ниже SJ) с соответствующими сезону показателями вязкости, его своевременная замена, а также контроль за состоянием прокладок и ежегодная профилактическая чистка впускного тракта и топливной системы (рекомендуется).

А вот о единственном турбодизеле, устанавливающемся на второе поколение Serena, сказать много хорошего не получится. Этот дизель имеет прямой впрыск топлива (о чем говорит вторая буква D после цифр в индексе мотора), турбонаддув, а также электронноуправляемый ТНВД (о нем свидетельствует буква i). Сам по себе YD25DDTi как нельзя лучше подходит для Serena: он достаточно мощный (150 л.с.), очень тяговитый и экономичный, да и механический ресурс весьма велик – никак не меньше 300000, а то и 400000 км. Внимания может потребовать разве что гидронатяжитель цепи (как и для бензиновых моторов, здесь необходимо качественное масло с соответствующей сезону вязкостью). Но все хорошо до тех пор, пока не возникнет необходимость ремонта ТНВД. Типичный дефект этих дизелей – несоответствие угла опережения впрыска, а также отказ клапана подачи топлива и, реже, обрыв коммуникационной линии. Даже простая, в общем-то, операция по замене топливного фильтра требует по ее окончании полного прокачивания ТНВД, причем не стартером, а вручную! В целом можно резюмировать: ремонт топливной аппаратуры этого двигателя нецелесообразен в плане механических поломок, и практически невозможен с точки зрения регулировок и настроек. Последнее связано с тем, что у этого двигателя два блока управления (на самом ТНВД и на двигателе) с индивидуальными настройками, скорректировать которые можно только с помощью специального стенда, стоимостью около 100000 евро. В азиатской части России нет ни одного подобного стенда. В общем, учитывая качество нашего дизельного топлива, мы бы не рекомендовали приобретение Nissan Serena с таким мотором – иначе, как грустно пошутил ведущий иркутский специалист по дизельным двигателям Владимир Кузаков, в случае проблем проще и дешевле поменять даже не ТНВД, а сам автомобиль...

Наиболее распространенная коробка на Serena – бесступенчатый вариатор Hyper CVT (REOFO6A). Эта коробка устанавливается на модели с двигателями объемом 1,8-2,0 литра (кроме Serena, это легковые модели Avenir и Primera, а также компактвэны Tino и некоторые другие модели). В принципе этот вариатор достаточно надежен и, главное, ремонтопригоден. Но у него есть слабые места, и в первую очередь это шаговый серводвигатель (step motor), управляющий клапаном высокого давления, подающим рабочую жидкость в гидроконтур сжатия ведущего шкива. У него, как правило, происходит обрыв одной из четырех обмоток. К счастью, меняется этот мотор легко: достаточно слить жидкость, снять поддон и фильтр и аккуратно отделить жгут электропроводки. Ненамного сложнее замена датчиков давления или частоты вращения ведущего и ведомого шкивов. При этих операциях можно диагностировать и состояние вариаторного узла, на шкивах которого не должно быть царапин: их наличие говорит о проскальзывании ремня (симптомы: машина медленно разгоняется, особенно на скоростях выше 100 км/ч, может вообще не разгоняться быстрее 120 км/ч, начинает мигать контрольная лампа CVT). Кроме того, в силу достаточно большой массы минивэна, не исключена возможность обрыва самого ремня, но этот дефект все же малораспространен.

Что же касается гидромеханического автомата, то этот агрегат имеет достаточно старую и проверенную временем конструкцию (АКП на Serena аналогична автомату модели Cefiro). Здесь проявляются те же типовые проблемы: износ фрикционов 3-4 передач и тормозной ленты, а также выход из строя датчиков. Технология устранения этих неисправностей у нас уже давно отработана и даже в случае максимально полного ремонта (с ремонтом гидротрансформатора) общая стоимость, как правило, не превышает 25000 руб.

Система полного привода на втором поколении Serena выполнена по схеме ATC (Active Torque Control). В обычном состоянии автомобиль остается переднеприводным, а задний мост подключается автоматически электронным блоком управления (ориентирующимся главным образом на пробуксовку передних колес) посредством электромеханической муфты. Преимущества этой системы перед вискомуфтами в том, что электроника быстрее реагирует на необходимость подключения полного привода, что несколько увеличивает проходимость, а также уменьшает непредсказуемость поведения автомобиля на скользком покрытии. А еще эта система отличается весьма высокой надежностью, что подтверждают и на СТО: обращений владельцев полноприводных Nissan с таким типом полного привода (кроме Serena это такие модели, как Pressage/Bassara, а также часть универсалов Avenir и Wingroad) практически нет.

Основной плюс подвески второго поколения Nissan Serena – ее относительная простота. И в самом деле, что может быть проще амортизационных стоек McPherson? Да и сзади нет ничего сложного: пружины, амортизаторы, поперечные и один продольный рычаги... Да, на комфортабельность все это влияет не самым лучшим образом. Зато и проблем немного: чаще всего изнашиваются втулки и линки стабилизаторов, а также сайлент-блоки. Гораздо реже требуют замены собственно стойки. Вот разве что задние ступичные подшипники, как оказалось, не совсем выносливые. Но на их ресурс влияют и загрузка автомобиля (как-никак восемь мест!), и наезды задними колесами на бордюры по касательной, да и просто многочисленные выбоины на наших улицах. Но самое главное, в отличие от машин первого поколения, у второй генерации модели задние колеса со временем не встают «домиком» – и то хорошо.

КУЗОВЩИНА – НА ЗАКАЗ

Один из способов узнать о надежности той или иной модели автомобиля – поинтересоваться у продавцов магазинов запчастей, какие узлы или детали наиболее востребованы? Применительно к Serena ничего принципиально нового отмечено не было. Так, традиционно востребованы втулки и линки стабилизаторов поперечной устойчивости (примерно по 150 руб. за штуку), датчик расхода воздуха (2500 руб.), подушки двигателя (2000-2500 руб.) и шаговый серводвигатель для вариатора (3500-6000 руб.) Достаточно часто спрашивают задние ступичные подшипники (примерно 2300 руб.). А неожиданностью стала востребованность передних тормозных дисков (4500 руб.), которые на тяжелом, но при этом достаточно динамичном вэне изнашиваются особенно интенсивно. Большинство из этих деталей сегодня можно найти в наличии. А вот кузовные элементы, как правило, необходимо заказывать. При этом некоторые элементы могут стоить дешевле, чем для других марок и моделей, а некоторые, наоборот – дороже. Достаточно высокой может показаться стоимость переднего бампера, однако эта цена дана с учетом подбора цвета.

Что же касается расходных материалов, то здесь и вовсе никакого дефицита. Единственный момент связан с фирменными трансмиссионными жидкостями для автоматов и вариатором (Nissan ATF, CVT Fluid NS 1 и CVT Fluid NS 2): эти жидкости найдутся не на всех СТО по замене масел. Зато их стоимость относительно невысока (по крайней мере, в сравнении с аналогичными жидкостями для Honda).

Двигатели и трансмиссия Nissan Serena
Модель двигателя SR20DE QR20DE QR25DE YD25DDTi  
Тип привода передний/полный передний полный передний передний/полный
Тип коробки передач вариатор (CVT) вариатор (CVT) автомат (4AT) автомат (4AT) автомат (4AT)
Число и расположение цилиндров 4 в ряд 4 в ряд 4 в ряд 4 в ряд 4 в ряд
Рабочий объем, куб. см 1998 1998 1998 2488 2488
Мощность, л. с./об.мин 145/6000 147/6000 147/6000 160/5600 150/4000
Момент, Nm/об.мин 186/4800 198/4000 198/4000 240/4000 280/1800
Степень сжатия 9 9 9 9 17
Диаметр цилиндра/ ход поршня, мм 86/86 89/80 89/80 89/100 89/100

Характеристики Nissan Serena
Габариты кузова (д/ш/в), мм 4590/1695/1825(1940)
Размеры салона (д/ш/в), мм 1695/1470/1300(1405)
Колесная база, мм 2695
Дорожный просвет, мм 160
Мин. радиус разворота, м 5,5
Объем топливного бака, л 60
Размер шин 195/65 R15
Подвеска пер./задн. независимая пружинная/независимая пружинная
Тормоза, пер./задн. дисковые вентилируемые/барабанные
Количество мест 8 (7)

Экспресс-тест

РЕЗВОСТЬ – НОРМА ЖИЗНИ!

Прошедшей зимой Nissan Serena уже становился героем редакционной «Трибуны». Тогда в наши руки попал дорестайлинговый вариант машины с 2,0-литровым SR20DE, передним приводом и вариатором. Меня, помнится, приятно удивила весьма высокая разгонная динамика достаточно тяжелого вэна, что было отнесено в заслугу именно вариатору, который способен обеспечить наиболее оптимальный режим работы двигателя и тем самым способствовать наилучшей реализации возможностей двигателя. Но тогда остался главный вопрос: насколько падают динамические возможности полноприводных версий с автоматом? Как оказалось – ненамного! Во время подготовки данного материала удалось прокатиться и на рестайлинговой версии Serena с двигателем QR20DE, полным приводом и 4-ступенчатым автоматом. Что удивительно, динамика второго автомобиля практически не изменилась, хотя отличия все же есть: не самый современный автомат грешит задержками при переключении на пониженные передачи, да и двигатель при активном вождении раскручивается до более высоких оборотов. Однако тяговые возможности более современного QR20DE заслуживают всяческих похвал: двигатель уверенно тянет в широком диапазоне оборотов, при этом не досаждает шумностью (даже при 100 км/ч в салоне можно разговаривать не повышая голоса), и во многом нивелируют недостатки автомата, а полный привод позволяет увереннее стартовать на скользком покрытии (пыльная обочина или снежный накат), тогда как переднеприводная версия заметно реагирует на смену покрытия под колесами, проявляя склонность к «затягиванию» на заснеженную обочину.

Впрочем, на нормальной асфальтовой дороге Serena стоит весьма уверенно. На действия рулем автомобиль реагирует достаточно точно, но не остро. Шарабанистость подвески, которая «славила» большинство моделей Nissan, на рестайлинговой Serena почти не проявляется. Но поперечные стыки асфальта скрыть все равно не удается – это неприятная особенность большинства «стоечных» автомобилей. А еще Serena очень высоко сидит над дорогой и большинством других машин. В условиях города это несомненный плюс: водитель всегда имеет возможность контролировать дорожную обстановку поверх крыш движущихся рядом или впереди легковушек (при этом обзорность по сторонам и в зеркала и без того на очень хорошем уровне). Однако при динамичной езде высокий кузов показывает оборотную сторону своих достоинств: в поворотах проявляется повышенная кренистость, которая у иных пассажиров может вызвать приступ морской болезни. Да и адреналинчиком, кстати, быстрая езда на минивэне с частыми перестроениями, при отсутствии привычки к высокой посадке, может одарить в не меньшей степени, чем спортивное купе! Так что резвость для Serena – норма жизни. И на этом фоне настораживает только наличие сзади не дисковых, а барабанных тормозных механизмов: ох, не соответствуют они динамическим возможностям машины!

Ориентировочные цены на некоторые запчасти и расходные материалы для Nissan Serena
Наименование Цена, руб.
Задний ступичный подшипник 2300
Передние тормозные диски 4500
Подушки двигателя 2000-2500
Втулки стабилизатора (за 1 шт.) 150
Линки стабилизатора (за 1 шт.) 150
Датчик расхода воздуха 2500
Шаговый сервомотор CVT 3500-6000
Фара 6500
Капот 10000
Бампер пер. (окрашенный) 15000
Крыло переднее 9000
Жидкость для АКПП Nissan ATF (4 л) 1300
Жидкость для вариатора Nissan CVT Fluid NS1 (4 л) 1300
Жидкость для вариатора Nissan CVT Fluid NS2 (4 л) 1600

История модели

НАСЛЕДИЕ VANETTE

Nissan Serena | Первое поколение Nissan Serena выпускалось семь лет: с 1992 по 1999 годы, и продавалось практически по всему миру

Название Serena появилось в модельном ряду компании Nissan в 1992 году. Первое поколение этой модели по сути являлось наследником комфортабельных пассажирских версий микроавтобуса Nissan Vanette (эта связь проявляется в индексах кузова: у Vanette в обозначении присутствовало число 22, а у Serena кузов имел индекс с номером 23). Первое поколение модели сохранило заднеприводную компоновку, а двигатель, несмотря на появление небольшого капота спереди, располагался все так же под передними креслами (как на микроавтобусах). Все это позволило увеличить пассивную безопасность машины, но не добавило удобства в обслуживании, а пространство салона даже немного сократилось. Тем не менее эта модель пользовалась достаточно высокой популярностью и в Японии, и в Европе, где даже наладили ее производство (на испанском заводе Nissan). Под капотом (а точнее под моторным кожухом в салоне) у машины могли располагаться как бензиновые, так и дизельные двигатели, объемом от 1,6 до 2,0 литров.

Второе поколение Nissan Serena (с кузовами 24-й серии) появилось в Японии в июне 1999 года. Автомобиль изменился кардинально: двигатель из-под сидений переехал вперед под капот, где разместился не вдоль, а поперек, базовый привод также стал на передние колеса, бензиновые версии машины стали оснащать бесступенчатым вариатором (Hyper CVT), а механические коробки передачи вовсе ушли в прошлое. Ну и, конечно, существенно увеличились размеры модели, что позволило расширить пространство салона и поднять уровень комфорта.

В ноябре 2001 года Serena претерпела серьезную модернизацию, которая немного осовременила облик модели, сделав внешность минивэна более лаконичной и законченной. Полностью изменился дизайн передней панели в салоне, которая избавилась не только от излишне вычурной формы, но и от нескольких полочек для мелких вещей. Но при этом появилось отдельное место для экрана навигационной системы. Не менее серьезные изменения произошли и под капотом. Линейка двигателей была изменена: место 2,0-литрового бензинового SR20DE заняли более современные двигатели QR20DE и QR25DE, объемом 2,0 и 2,5 литра соответственно. А вот 2,5-литровый турбодизель YD25DDTi с электронным управлением и прямым впрыском покинул подкапотное пространство Serena. В таком виде модель продержалась в производстве до апреля 2005 года, когда появилось третье, ныне выпускающееся поколение Serena.

Алексей СТЕПАНОВ

Автомаркет+Спорт № 43

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог