|
Кто бы сомневался, что большинство неяпонских автопроизводителей не станет эпатировать посетителей Tokyo Motor Show громкими мировыми премьерами. Так оно, в общем-то, и получилось — экспозиции «иномарок» в Макухари Мессе отличаются минимальным количеством новинок, зато практически полным присутствием всего имеющегося сегодня модельного ряда. И для этого, на наш взгляд, имеются как минимум три причины. Во-первых, по-настоящему концептуальные разработки и знаковые премьеры все-таки принято впервые демонстрировать на их исторической родине. Тут и слово «патриотизм» для известных автофирм не пустой звук, да и о собственных перспективах забывать не следует. Иначе как потом объяснишь соотечественникам, почему новую модель первыми увидели не они, а жители далекой Японии? Во-вторых, планов по завоеванию японского авторынка уже никто не строит, впору бы хоть у себя дома не вывалиться из первой рейтинговой десятки. А здесь, в Токио, просто обозначить свое существование — какие-то доли процентов от общеяпонского автомобильного пирога отламываются, и то хорошо. И в-третьих, насколько уникальной должна быть инновация и насколько совершенным ее техническое решение, чтобы удивить этим японцев? То-то и оно. А потому во всех «неяпонских» экспозициях Токийского Мотор-шоу прослеживается один и тот же вопрос: «Господа японцы, посмотрите пожалуйста, а все ли правильно мы делаем, по тому ли пути идем? Мы перестали чураться компактных городских машинок, мы научились смотреть в сторону гибридных технологий и альтернативных видов топлива, так зажгите нам очередной маяк и укажите к нему фарватер!». Вопросы эти были на поверхности, как ни старались гордые европейцы скрыть их за чванством Ferrari и Maserati, высокомерным холодом Rolls-Royce и Bentley, сверхбезопасностью и глубокими историческими корнями Volvo, гениальным двигателестроением BMW и Audi. Везде, абсолютно везде за показным: «Посмотрите, как мы умеем!» читалось вопросительное: «А каким должен стать наш следующий шаг?». Впрочем, кое-что интересное у заезжих автопроизводителей в запасе действительно нашлось — частью по-настоящему новое, частью вызывающее интерес у японской публики не более, чем все иностранное. А потому наш рассказ о «гайдзинах» (чужаках, иностранцах — яп.) токийской выставки окажется заметно короче, нежели о ее хозяевах, но даже его мы постараемся систематизировать по алфавитному принципу. Постараемся, потому что многие из них едва ли заслуживают больше, чем несколько газетных строк, в полном соответствии с величиной и пафосностью своей экспозиции. Audi & Volkswagen Почем премиум для народа?
Немцы из Audi сделали упор на свои традиционные ценности — фирменную систему полного привода quattro и непосредственный впрыск топлива FSI, чем и старались привлечь внимание японской публики. Блестящие макеты суперсовременных двигателей, подробное знакомство с материалами и технологиями их изготовления, отдельная конференция на тему: «Что такое quattro и как оно работает». А для тех, кто не намерен тратить силы и время на изучение мудреных европейских технологий — мировая премьера трехдверного хэтчбека Audi Metroproject quattro. Для пущей таинственности данные об автомобиле не были известны до начала Tokyo Motor Show, не стали они доступнее и после официальной презентации, не подвергается сомнению разве что наличие полноприводного шасси. Несмотря на то что внешне этот довольно компактный автомобиль выглядит вполне серийным, его сегодняшнее имя Metroproject явно рабочее и не имеет ничего общего с типовыми буквенно-цифровыми индексами Audi. В остальном же экспозиция Audi представляла собой полное собрание достаточно известных у нас и серийно выпускаемых автомобилей, но несмотря на это, жаловаться на отсутствие интереса немцам явно не пришлось. Прежде всего благодаря главному шоу-стопперу — суперкару R8, конвейерное производство которого было развернуто в прошлом году. Этот полноприводный болид с расположенным позади двухместного кокпита 4,2-литровым 420-сильным V8 и максимальной скоростью в 301 км/час уже не первый день предлагается на японском рынке по цене от $150 тысяч, но по-прежнему продолжает собирать вокруг себя толпы любопытных. «Номером два» в экспозиции стало двухдверное купе Audi S5 — эта «горячая» версия недавней новинки А5 (цена для японцев пока не объявлена) также комплектуется 4,2-литровым V8, но его пиковая мощность «задушена» до 354 лошадиных сил на 7000 об/мин. Что, в общем-то, тоже неплохо — во всяком случае, японская публика приняла новинку вполне благосклонно, не уставая рассматривать автомобиль во всех доступных подробностях (и к R8, и к S5 можно было прикоснуться только снаружи — обе машины оставались закрытыми на всем протяжении выставки). Прочие автомобили во главе с ТТ и Q7 пользовались вниманием посетителей не более, чем любая иномарка премиум-сегмента с громким именем. А вот некогда народный Volkswagen не стал дистанцироваться от более именитого сородича, а расположился в непосредственной близости от стенда Audi. Представил на суд японской публики весь свой модельный ряд и даже похвастался компактным кроссовером Tiguan, созданным на «гольфовской» платформе (не забыв сразу предъявить его в праворульном исполнении), а чтобы экспозиция не показалась откровенно скучной и коммерческой, разбавил ее своим видением будущего городского микровэна. Концептуальный автомобиль получил название «Space UP!» и, надо признать, весьма неплохие визуальные характеристики: гармоничную внешность и просторный, функциональный и легко трансформируемый салон. В общем, все то, в чем знают толк владельцы таких машин из Страны восходящего солнца. Удачный и весьма актуальный для местного рынка ход VW, хотя о возможных технических параметрах будущей новинки ничего не известно. Chrysler, Dodge, Jeep
От каждого по способностям, каждому по имиджу Большая американская тройка выступила на TMS-2007 единым фронтом, но с безоговорочным распределением ролей. Так, в авангарде наступления на японцев встал Dodge с целой плеядой эффектных внешне и довольно злобных внутри моделей, прикрываемый с флангов внедорожной когортой Jeep и полноразмерными минивэнами Chrysler. Стратегия сама по себе удачная, однако и она не смогла противостоять общему охлаждению японских потребителей к продукции американского автопрома. Но вполне возможно, причины вялого интереса к вышеназванным экспозициям не столь глобальны и сродни тем, что возникнут у продавца импортных ружей, пряников и самоваров в Туле — можно ли удивить японцев минивэнами и внедорожниками? Из всего модельного ряда Jeep (Patriot, который у нас Liberty, далее Cherokee, Wrangler и Commander) сколько-нибудь заметное оживление наблюдалось лишь у культового Wrangler, представленного в «экстремальной» версии Unlimited с пятью дверями и «растянутым» до 4,7 метров кузовом. А вот большой седан Chrysler 300C, несмотря на «заряженное» исполнение SRT8, успехом у посетителей практически не пользовался, как и минивэн Grand Voyager образца 2008 года. Похоже, о чем-то подобном еще до начала Токийского автосалона догадывались и сами американцы, потому основной упор и сделали на Dodge. И не прогадали — эти огненно-красные, нарочито брутальные автомобили без внимания не остались, будь то злобного вида универсал Caliber, кроссовер Nitro, среднеразмерный седан Avenger или экстремальный «мускул» Charger SRT8. Последний, зловещего вида седан с 6,1-литровым 431-сильным V8 HEMI под могучим капотом, способный разменять первую «сотню» на спидометре через 5 секунд после старта, и вовсе стал главной достопримечательностью всей экспозиции. Что, впрочем, вполне оправдано — автомобиль хоть и не новинка, но представляет собой последнее на сегодняшний день поколение легендарного американского muscle-car, ведущего свою историю с 1966 года и заслужившего грозную репутацию в stock car races и гонках на четверть мили. На таком фоне даже концептуальный Dodge Demon выглядит достаточно блекло, и не только из-за отличного от остального семейства золотистого окраса. Подозреваем, многие посетители TMS жаждали увидеть чудовище Viper SRT10, но увы — вместо него Dodge решил предъявить его самого младшего родственника. Которому, кроме предсерийного статуса и «потустороннего» имени, и похвастать-то особо нечем: 6-ступенчатая МКП, задний привод и несерьезный по меркам Dodge, 2,4-литровый 172-сильный двигатель под рельефным капотом... Hyndai Найти свой путь
Проникновение корейцев на японский авторынок еще недавно казалось самой безумной идеей из области ненаучной фантастики. Но сегодня говорить об этом следует не только как о свершившемся факте, но и как о знаковом событии во всем мировом автомобилестроении. Все-таки шестое место в мире и второе в Азии, занятое по объемам продаж в 2006 году концерном Hyundai-KIA Automotive Group, заставляет задуматься. А 194 страны, где сегодня официально представлена продукция Hyundai, заставляют задуматься еще серьезнее. Во всяком случае, пока мы тут с вами гримасничаем по поводу внешности, качества и надежности корейских автомобилей, весь цивилизованный мир активно эти автомобили покупает, и даже японцы не брезгуют — так, за минувший год в Стране восходящего солнца было продано более 10 тысяч машин марки Hyundai. В свете этих событий не стоит удивляться, что экспозиция Hyundai на Tokyo Motor Show-2007 посещалась многими японцами отнюдь не из праздного любопытства. А отличным поводом для этого стала японская премьера пятидверного хэтчбека Hyundai i30. Симпатичный и современный автомобиль, во внешности и интерьере которого из привычных нам «фамильных» корейских черт остались разве что эмблемы Hyundai. Праворульный i30 для внутрияпонского рынка комплектуется двумя бензиновыми двигателями DOHC 16V — 1,6-литровым мощностью 121 л.с. и двухлитровым 143-сильным. В стандартное оснащение входят системы ABS и ESP, а также шесть подушек безопасности. Официальные продажи автомобиля в Японии должны стартовать после окончания Токийского Мотор-шоу, стоимость новинки пока не озвучивается. Между тем, премьера i30 практически отодвинула на второй план одну из главных достопримечательностей всей выставочной площадки Hyundai — концептуальный кроссовер QarmaQ. Похоже, это уже становится доброй традицией — из года в год южнокорейская фирма демонстрирует все более впечатляющие, но при этом не лишенные здравого смысла концепции, в которых находят свое отражение не только мысли и чувства дизайнеров, но и актуальные проблемы современного автомобилестроения. И не только его — так, изготовленный в содружестве с компанией SABIC Innovative Plastics кузов концепта позволил решить проблему утилизации более 900 пластиковых бутылок, попутно оказавшись на 60 кг легче аналогичного, но собранного из традиционных материалов. Более того, применение данной технологии вплотную приблизило QarmaQ к решению одной из ключевых задач современного «кроссоверостроения» — защите оказавшихся на его пути пешеходов. Не забыта здесь и защита окружающей среды — под капот QarmaQ установлен двухлитровый 4-цилиндровый дизель мощностью 170 л.с. с непосредственным впрыском топлива, отвечающий требованиям Euro5. В целом же своим существованием концепт Hyundai демонстрирует порядка 30 инновационных технологий, которые компания намерена внедрить в серийные автомобили с 2008 по 2014 годы. Mercedes-Benz Культура роскоши Вообще-то девиз МВ дословно звучит как Culture of Driving, но при взгляде на раскинувшееся под крышей Макухари Мессе «трехлучевое» собрание, об это самом «driving» думаешь менее всего. Какие ассоциации возникают при виде стоящего чуть в сторонке от основной экспозиции Mercedes, но тщательно огороженного Maibach 625? Явно не о прохождении поворотов в управляемом заносе. А чем веет от нового GL? Уж точно не бескомпромиссным бездорожьем. И даже сверхмощные болиды вроде CL 65 AMG (5980 сс, V12, 612 л.с. при 5000 об/мин и 1000 Нм при 2000-4000 об/мин) при цене порядка $260 тысяч на боевой дух не особо-то настраивают. Или SLR — за полмиллиона американских долларов вы получаете автомобиль, потенциал которого вряд ли когда-нибудь без серьезного риска для жизни реализуете хотя бы наполовину. Ничего не поделать, Mercedes — он и в Японии Mercedes. Впрочем, ограничиваться демонстрацией одних лишь серийных и «настроенных» придворными тюнинг-ателье машин МВ не стал, представив на обозрение японской автомобильной общественности недавнюю премьеру Франкфурта, концептуальный люкс-седан F700. Казалось бы, только-только Mercedes вновь обрел собственное лицо, только-только выработал общую «граненую» стилистику для всего модельного ряда, как на тебе — очередное округлое творение с волнообразным силуэтом и зыбкими гранями. Творческий поиск — это всегда замечательно, однако в премиум-классе, да еще в «сегменте больших форм», эксперименты могут быть все-таки менее радикальными. Но как бы там ни было, а F700 позиционируется как люкс-седан спортивного толка, метящий к 2012 году то ли на место сегодняшнего S-класса, а то и вообще призванный стать промежуточным звеном между S и Maibach, тогда как под капотом у концепта расположен четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом... всего 1,8 литра! Смешно, конечно, но только до тех пор, пока не узнаешь о новейшей технологии DiesOtto (Diesel & Otto), сочетающей в себе лучшие особенности дизельных и бензиновых двигателей: турбонаддув, непосредственный впрыск топлива, контроль зажигания и пр., позволяющей получить от скромного мотора отдачу, эквивалентную обычному 3,5-литровому V6, при сохранении расхода топлива порядка 5,5 литров на 100 км. Фантастика? А в Mercedes говорят, что уже реальность. И добавляют — в числе прочих особенностей у F700 имеется система Pre-Scan, «прощупывающая» дорожное покрытие перед автомобилем и меняющая настройки подвески перед дорожными изъянами, благодаря чему автомобиль преодолевает все неровности с плавностью ковра-самолета. И МЫ ТАМ БЫЛИ А теперь совсем коротко о прочих именитых автопроизводителях, что почтили своим вниманием Tokyo Motor Show-2007, но предпочли сделать это с известной долей своеобразия. Кто-то ограничился простой констатацией своего присутствия, кто-то демонстративно отделился от публики имущественным цензом, кто-то превратил юбилейное Автошоу в филиал магазина по продаже автомобилей. А были и те, кто просто гордился своим участием в столь представительном мероприятии. Но в любом случае ни те, ни другие, ни третьи не обозначили собственным присутствием на TMS какие-то знаковые идеи в будущем мировой автопромышленности. Что, однако, ни в коей мере не освобождает их от участи быть упомянутыми в нашем обзоре. Итак, кто они?
Jaguar Этот англичанин решил также не вдаваться в подробности технических характеристик своего модельного ряда. Достаточно того, что весь этот модельный ряд присутствовал в его экспозиции, так сказать, самолично, от «базового» X-Type до эксклюзивного Daimler. А все интересующую информацию об автомобилях после ненавязчивого фейс-контроля можно было получить у менеджеров по продажам. А заодно подобрать наиболее подходящую модификацию, обговорить цвет кузова и фактуру внутрисалонной отделки... В общем, все понятно. Настоящей отдушиной стала презентация нового Jaguar XF: красивая машина в самой мощной версии SV8, красивые японские девушки... И здесь же, чуть в сторонке, небольшой стенд с вариантами окраски кузова и цветовой гаммы салона... Pegout Не совсем в алфавитном порядке, зато в полном соответствии с корпоративными интересами французского концерна. Тем более, что ничего принципиально нового Peugeot в Японию не привез, а вместо положенного в таких случаях концепта устроил японскую премьеру купе 308 RC Z. Ничего не скажешь, автомобиль получился стильным и самобытным, что вполне соответствует дизайнерской и маркетинговой политике Peugeot, хотя с некоторых ракурсов «триста восьмой» подозрительно напоминает Audi TT. Хотя чему тут удивляться, автомобили со схожими идеологиями могут быть похожими и внешне, а характерную форму кузова наверняка задали не немцы, а банальная аэродинамическая труба. На том и порешим, тем более что основное внимание посетителей на стенде Peugeot приковывал вовсе не 308, а давно известный 1007. Внимание по большей части практическое — такие машины на Островах пользуются спросом, а весь местный автопром готов предложить только Toyota Porte, так почему бы не познакомиться с возможной альтернативой? Alfa Romeo Интерес японцев к этой марке оказался в разы больше, чем можно было предположить. Все-таки исходя из количества «Альф» на дорогах Токио (а их за неделю не было замечено вообще ни одной!), любовь жителей страны Восходящего солнца к этим автомобилям скорее платоническая: смотрят, любуются, восторгаются отточенным стилем и гармонией форм, могут даже руками потрогать и за рулем посидеть, но чтобы приобрести в личное пользование — ни-ни! Трудно сказать, способно ли повлиять на такую ситуацию нынешнее Мотор-шоу: вновь ходили, вновь смотрели, поровну деля любовь и внимание между недавним концептом Competizione (4,7 литра, 450 л.с.) и уже известной Alfa GT (1,9-2,0 литра, 150-166 л.с.), но отразится ли интерес публики на объемах продаж — вот в чем вопрос. Bentley Нет повести печальнее на свете, чем рассказ об экспозиции этой компании на TMS. В его защиту стоит отметить соседство (не только территориальное) с Mazda, но даже это ни в коей мере не оправдывает невнятность его японской политики. А что тогда было? Давно известный Explorer присутствовал самолично, сопровождаемый новой версией SportTrac, а попросту говоря — пикапом с двойной кабиной и аналогичной прародителю агрегатной базой. Плюс новый Escape (он же Ford Maverick, он же Mazda Tribute), чья новизна не пошла дальше глубокого рестайлинга, и «спецверсия» Mustang с интригующим именем California Special. Хотя из всей интриги здесь только ярко-желтый окрас с аббревиатурами GT/CS, да слегка затемненная светотехника. Под капотом без изменений — все тот же 4,6-литровый V8 мощностью 304 л.с. и пятиступенчатая АКП. Странное дело, но никаких других автомобилей Ford в модельном ряду компании для японского рынка более не значится. Ни «Фокуса», ни «Мондео», вообще ничего... renault Меньшую площадь, чем французская Renault, во всем Макухари Мессе занимала только японская Mitsuoka. Но той для трехразовой демонстрации одного автомобиля большего и не требовалось, тогда как Renault довольно плотно заставила доставшееся ей скромное количество квадратных метров. Главной новинкой здесь следует признать новое поколение городской малышки Twingo — автомобиль по-прежнему выглядит игрушечным, но теперь его форма и содержание одинаково актуальны как в Европе, так и в Японии. Также среди интересных автомобилей, пусть и не новинок в полном смысле этого слова, следует отметить хэтчбеки Lutecia (под таким именем продается на Островах хорошо известный у нас Renault Clio). Концептуальный Kangoo Compact по своей экстравагантности недалеко ушел от соотечественника Citroen Cactus, хотя и выглядит более традиционно, если подобное утверждение здесь вообще уместно. Зато производящийся ныне серийно Kangoo вполне справился с возложенным на него статусом японской премьеры — интерес посетителей к машине оказался неподдельным. А как иначе, если собственный автопроизводитель подобными решениями не балует, предлагая либо легковой универсал, либо сразу минивэн! А здесь и места достаточно, и с трансформацией салона проблем нет, и руль справа, и «автомат» под рукой (да-да, Kangoo для японского рынка оснащаются преимущественно АКП), и стоимость менее $20000 не разорительна. BMW Эти ребята умеют делать хорошие моторы и славятся своими спортивными достижениями. Кому одних только устных заверений недостаточно — милости просим к специальному стенду, на котором представлено все разнообразие двигателестроительных технологий, с подробными описаниями процессов и образцами материалов. А еще команда BMW-Sauber принимает участие в королевских гонках — свидетельством тому подвешенный на стене болид «Формулы-1». А просто для любителей динамичной езды имеется полная обойма «эмок» и экспериментальные образцы сверхбыстрых «копеек» 1-Series Tii. Да и эксперименты баварцев с альтернативными видами топлива не стоят на месте — вот, пожалуйста, 7-Series с водородным двигателем, а вот предсерийный Х6, но в качестве эксперимента уже оснащенный гибридной силовой установкой. И пора бы знать, что большие четырехдверные купе в премиум-классе умеет делать не только Mercedes — взгляните на концептуальный BMW CS. Конечно, Mercedes CLS всегда будет первичен, но ведь и мы уже поблизости! К тому же на соседнем стенде расположился еще один маленький, но весомый и даже стильный козырь — новый Mini Clubman. Удлиненный кузов, две распашные двери со стороны водителя и опять же двуствор-чатый проем в багажное отделение, и все это в стандартной и «горячей» (Cooper S) модификациях. Volvo Трудно сказать, что конкретно хотели выразить шведы лозунгом «Scandinavian Design!» применительно к новому хэтчбеку Volvo C30 — хорошо это или плохо, и чем скандинавский дизайн радикально отличается от японского. Возможно, такое словосочетание попросту должно магическим образом воздействовать на умы островных жителей, подвигая их на скорейшую покупку нового автомобиля? Сложно судить, еще труднее докопаться до истины. Но факт остается фактом — главным действующим лицом всей экспозиции стал С30. Уж он и в гражданской версии присутствовал, и в боевой раскраске, и даже в обличье концептуального электромобиля Recharge Concept под лозунгом «Green Technology!», опять же с восклицательным знаком. Зачем так кричать, особенно если все эти «продвинутые» технологии далеко не первый год демонстрируются на многих японских концептах? Ладно, будет с него, ведь в шведском рукаве остались еще два туза — исторические корни и сверхбезопасность. В подтверждение первого тезиса шоу-каром выступил один из родоначальников Volvo, универсал PV445 1953 года выпуска, а заверения в безопасности подкрепила «рентгенография» современного автомобиля с указанием программируемых зон деформации и расположением дополнительных элементов защиты. CITROEN
Французы всегда слыли людьми необычными, во многом эпатажными, и это правда. Иначе как еще объяснить само существование концептуального Citroen Cactus? Понимаем, конечно — борьба за экологию, единение с природой и все такое, но трудно предсказать реакцию человека, когда из-за угла в слабо освещенном переулке перед ним вдруг явится такое средство передвижения. Уж лучше ниссановский PIVO2, тот менее экстремален, да и со стрессами приучен бороться. Концепция, конечно, чистой воды концепция, но что именно хотели выразить ее творцы, не совсем понятно. Зато на ее фоне вполне буднично и дружелюбно смотрятся серийные модели Citroen, а что еще надо-то? Засветили на японской земле C4 Picasso (а памятуя ошибки прошлого, сразу представили его с автоматической коробкой передач), подробно познакомили потенциальных покупателей со всеми достоинствами представительского С6. А концепт? Ну да, смелый очень получился, зато серийные модели-то как хороши! Вот, в общем-то, и все. Если не считать маленького десерта в виде трех итальянских и одного немецкого производителей спорткаров. Немцы из Porsche могли вообще не показать на TMS ничего нового (в принципе, так они и поступили, если не считать обновленных версий Cayenne GTS, 911 GT2 и 911 Turbo) — им и без того обеспечены почет и уважение, а количество автомобилей Porsche на улицах Токио заметно выше арифметической погрешности. Зато у итальянской троицы Lamborghini — Ferrari — Maserati дела на Японских островах далеки от идеальных. Это может показаться невероятным, но мимо экспозиций Ferrari и Maserati основная часть посетителей TMS проходила, почти не сбавляя шаг! Не впечатлили японцев ни 599, ни 430 Scuderia, ни Quattroporte. Обвинить бы во всем страшную ценовую пропасть между ними и чаяниями японского народа, так нет же — Lamborghini-то на Островах не редкость, и вокруг выставленных на Мотор-шоу Gallardo и Murcielago яблоку негде было упасть! А у Ferrari с Maserati — непонятная русскому человеку и оттого еще более гнетущая тишина...
P.S. Ну вот, снова ни строчки не написано про Lexus. Фирма вроде японская, но в то же время интернациональная. Впрочем, сегодня Lexus активно занялся гибридизацией всего своего модельного ряда, так что отдельно о гибридах, а заодно и о «спортсменах» (на TMS зачастую одно являлось частью другого) поговорим более подробно. Но только в следующий раз.
Вячеслав Старцев
|
|