Точка на карте. Четыре рейса из Анталии (Стамбул)
Просмотров: 7438
9 Ноября 2007
















Стамбул

Пассивный отдых — такая же физиологическая потребность, как пища, сон или секс. Прожить без этого можно, но недолго. Да и норма у каждого своя. Да, мне вообще-то больше нравится активный образ жизни и активный отдых, но раз в год я бросаю все и лечу в Анталию — чтобы пару недель не делать ровным счетом ничего. В шутку такое времяпрепровождение я называю «Растительная жизнь» — все вокруг тебя холят и лелеют, и ничего не остается, как наслаждаться морским прибоем, читать запоем да курсировать между барами и ресторанами (благо, территория больших отельных комплексов позволяет в них заблудиться). Делать здесь больше решительно нечего — все окрестности давно изучены, экскурсии освоены, а дороги пройдены. Но в этот раз отдых неожиданно подзатянулся, и мне стало скучно. И, наверное, я бы заскучал окончательно, если бы не новое предложение от туроператора — слетать на день в Стамбул, в Израиль и на Северный Кипр. Таким образом, нежданно-негаданно за несколько дней я побывал в местах, о которых многое читал и слышал, но куда в ближайшее время путешествовать и не планировал.

Во всех трех случаях схема была достаточно простая: ранний подъем, трансфер в аэропорт, короткий (45-55 минут) и комфортный перелет на больших лайнерах, день — сплошная экскурсия с русскоговорящим гидом, все перемещения — на удобном автобусе, полуночный обратный рейс и возвращение в отель. На все про все («от подъема до отбоя») 20-22 часа и относительно небольшая сумма (учитывая, что сюда включены все переезды, билеты на самолет и в музеи, экскурсии, обед и ужин) — 220 (Северный Кипр), 230 (Стамбул) и 330 евро (Израиль). И океан впечатлений на выходе. Которыми и спешу поделиться с читателями. Итак, полетели.

Рейс № 1

На стыке цивилизаций, религий, культур и континентов

Я думал, что в аэропорту Анталии я знаю каждый закуток, а оказалось, не видел целый терминал. Кроме хорошо известных тысячам иркутян первого и второго международных терминалов, есть еще один — самый дальний комплекс Domestik Airlines (местные авиалинии) — без огромного комплекса Duty Free и всего-то на два гейта, но не менее аккуратный и даже уютный. Любопытно было, что на обычном регулярном утреннем рейсе авиакомпании Turkish Airlines (полный Boeing 737) Анталия—Стамбул летели сплошь русские туристы — турков на регистрации набралось человек 10. Вы можете себе представить, чтобы на рейсе Иркутск—Москва летели, скажем, одни китайцы?

Первое впечатление от Стамбула — гигантские размеры, которые можно оценить разве что из окна самолета. По различным оценкам, население гигаполиса от 10 до 17 млн. человек (попробуй сосчитай), но в любом случае он входит в десятку крупнейших городов мира. Размеры города просто планетарные — с запада на восток он растянулся на 150 км, с юга на север — на 50 при официальной площади — 1970 кв. км (второй показатель мира после Карачи, в два раза больше Москвы!).

Большой и старый восточный город, а потому с невероятно хаотичным движением. Из тех десятков мегаполисов, что я видел, Стамбул, пожалуй, самый сложный (скорее даже невозможный) для перемещения туриста на автомобиле. Сколько ни смотрел, так и не увидел в городе ни одной конторы Rent-a-Car, видимо, аренда автомобиля иностранцем не имеет практического смысла. Наш гид — голубоглазый блондин-турок (бывает и такое), как две капли воды похожий на Леонида Агутина, рассказал, что когда приезжает в Стамбул из Анталии, оставляет автомобиль в пригороде, даже несмотря на то, что хорошо знает город.

В огромном Стамбуле минимум магистралей или широких проспектов — сплошь узкие извилистые восточные улочки с односторонним движением. Водитель нашего огромного турбаса проявлял просто акробатические чудеса при прохождении этих узких лабиринтов, а в некоторые повороты вписывался только с нескольких попыток. Стамбульские пробки — это уже легенда (правда, мы в них ни разу не попали, потому приехали в аэропорт для вылета на 3 часа раньше запланированного). Парковка — практически неразрешимая проблема (крупных подземных паркингов здесь еще не понастроили, а на земле места просто нет). Плюс чисто стамбульская проблема — переезд через Босфор, который разделяет город на две примерно равные части — азиатскую и европейскую. В центре города через Босфор можно переправиться только на пароме (есть два моста через бухту Золотой Рог, которая почти на 9 км уходит вглубь города), а через сам пролив есть два подвесных моста, расположенные к востоку от центра — это самый короткий путь из Азии в Европу. Впрочем, в следующем году он станет еще короче — откроется грандиозный подземный (точнее, подводный) железнодорожный тоннель под Босфором — по три железнодорожных пути в каждом направлении, — который сможет пропускать по 150 тысяч пассажиров каждый час.

Проезд по Босфорскому мосту, как и по его аналогу — мосту Золотые ворота в Сан-Франциско — само по себе развлечение. Во-первых, с моста открываются великолепные виды на город. Во-вторых, это еще и аттракцион. Мост имеет довольно большую амплитуду раскачки — 2,5 метра, и она хорошо ощущается даже в большом турбасе — присутствует эффект качелей. Колебания заметны и по соседям по потоку — кажется, что они едут не по идеально ровному асфальту, а по волнообразной поверхности — настолько велики колебания.

Все мосты в Стамбуле платные, поэтому заезд на мост тоже аттракцион, который несведущему туристу грозит неприятностями. Организовать турникеты здесь невозможно — слишком большой поток. Под лобовым стеклом автомобиля устанавливаются специальные карты-чипы — на количество поездок или на определенный период (например, на месяц). Специальные камеры считывают и анализируют данные с карт. «Безбилетный» проезд возможен, но чреват — центральный процессор тут же выпишет штраф. От штрафа не отделался даже пилот «Формулы-1» Дэвид Култхард (в 2005 году в Стамбуле было закончено строительство суперсовременной трассы, и теперь Гран-при Турции входит в календарь Королевских гонок). Гонщик был официально приглашен представителями Стамбула для показательного заезда, но ему все же пришлось заплатить штраф 20 евро. Камеры зафиксировали бесплатный проезд гонщика, что считается нарушением правил: право на бесплатный проезд по Босфорскому мосту имеют только президент Турции, представители транспортной полиции и рабочие аварийных служб.

Вообще в Стамбуле очень сложно ориентироваться не только автомобилисту, но и просто пешеходу-туристу. Нет единой системы метро — только одна ветка, соединяющая центр с одним из густонаселенных районов. Что большая редкость для современных мегаполисов — есть сразу три вида трамваев — «старый» (почти достопримечательность), обычный и скоростной (легкое метро) с небольшим подземным участком. Популярностью пользуются такси ($0,8 руб./км) и маршрутки («долмуши»), что снижению напряжения на дорогах не способствует.

Стамбул — одна из колыбелей мировой цивилизации — как древний Рим, Афины или Китай. Город, чья история исчисляется тысячелетиями, видевший расцвет и падение целых цивилизаций. В этом месте — слияния двух морей и с удобной бухтой просто не мог не возникнуть большой город. Еще в III веке до н.э. эта территория была завоевана Александром Македонским, что со временем принесло только благо — Древний Рим привнес сюда культуру и развитую инфраструктуру. Византия (нынешний Стамбул) была завоевана римлянами в 64 г. до н.э., став Вторым Римом. В 324 г. н.э. очередной римский император Константин основал Константинополь, который через 6 лет стал столицей Римской империи. После заката Рима Константинополь становится столицей Византийской империи, которая контролировала все Средиземноморье от Испании до Сирии, и чей расцвет пришелся на VI век. К 1200 году Константинополь становится богатейшим городом христианского мира, а его численность была больше, чем Рима, Лондона и Парижа вместе взятых. В 1204 году Константинополь был разграблен армией крестоносцев в ходе Четвертого крестового похода, потом усилились набеги турок-османов, а в 1453 году султан Мехмед II завоевал последний оплот Византийской империи. Так один из символов христианства стал столицей мусульманской Османской империи, в которую входила огромная территория от Южной Венгрии до Йемена, от Крыма до Марокко. Османская империя пережила много взлетов и падений, но окончательно рухнула после поражения Турции в Первой мировой войне. Тогда же была создана Турецкая республика, столицей государства была провозглашена Анкара, и взят курс на светское государство. Стамбул же остался деловым и культурным центром Турции.

Да, Стамбул — единственный город мира, который в разное время был центром античного, христианского и мусульманского мира. Виданное ли дело, чтобы две святыни господствующих сегодня в мире религий, христианской и мусульманской — Храм Святой Софии и Голубая мечеть — были расположены практически друг против друга на расстоянии 200 метров. Площадь Султанхамед — этакий перекресток двух цивилизаций.

Церковь Святой Софии (Айя София) была возведена более 1400 лет назад и до сих пор считается одним из самых известных храмовых сооружений планеты. Более тысячи лет (с 537 по 1626 гг.) Святая София была самым крупным христианским сооружением мира, а сейчас занимает в этом списке четвертое место (после Св. Павла в Лондоне, Св. Петра в Риме и Миланского собора). Для своего возраста Святая София (Собор Священной мудрости) выглядит свежо, просто удивительно, что во времена, когда еще не существовало даже русской нации, могли строить столь грандиозные сооружения. Правда, когда Византия пала, церковь была превращена в мечеть (словно стражники, вокруг выросли четыре минарета). Тяжелая снаружи церковь выглядит легко внутри, благодаря огромному нефу, накрытому грандиозным куполом высотой 56 м. Многочисленные мозаики, фрески — это на любителя. Меня же удивило, как после всех катаклизмов сохранились лики святых — мусульмане их обычно выцарапывают.

10 минут неспешной прогулки, и мы в Голубой мечети (говорят, что это была попытка унизить Софию, но мне так не показалось — как минимум обе святыни равноправны). Правда, праздным туристам вход сюда только через «черный» ход, перед которым необходимо разуться. Минаретов у Голубой мечети шесть, что во времена Османской империи было больше, чем в Мекке (пришлось два достроить). Мечеть голубая только внутри (снаружи серая) благодаря керамической плитке. Молиться одновременно могут до 10000 тысяч человек, но во время нашего визита совершающих намаз было немного — несколько десятков. Как и во всех мечетях, женщины молятся отдельно от мужчин, на более скромном «заднем дворе» (что вызвало праведный гнев наших туристов — гиду пришлось проявить весь запас политкорректности, чтобы объяснить причины). Впрочем, со своим уставом в чужой монастырь...

Третья доминанта Стамбула — дворцовый комплекс Топкапы, где жили турецкие султаны, расположен сразу за Святой Софией на берегах Босфора. Конечно, здесь можно проводить аналогии с московским Кремлем, но весьма условные. По богатству коллекций музеев Топкапы, может быть, Кремлю и не уступает, но вот в архитектурном плане не впечатляет. Для фотографа это вообще сплошное мучение — нет главного объекта, лучшим вариантом для меня стал снимок архитектурного плана. Как это ни странно, Топкапы напоминает наш острог — за стенами внешнего периметра (5 км!) скрыто множество объектов, где жили правители Османской империи: многочисленные сады, павильоны и, почему-то пользующийся особым спросом у туристов (1,5 млн. в год), гарем (хотя ничего выдающегося сейчас там нет). Что понравилось больше всего — великолепные виды, открывающиеся отсюда на бухту Золотой Рог и Босфор.

В Стамбул — на автомобиле?

Легко! Для многих иркутян (в том числе и для сотрудников «А+С») давно освоены автомобильные путешествия до Сочи, а оттуда до Стамбула рукой подать. Несколько раз в неделю из сочинского морского порта курсируют комфортабельные паромы в Стамбул. Время в пути — 30-36 часов, стоимость — около 10000 руб. Для путешествия не надо ничего, кроме загранпаспорта — как известно, для россиян в Турции действует упрощенный визовый режим — достаточно на границе вклеить в паспорт таможенную марку стоимостью $20, которая действует 60 дней, в течение которых можно свободно путешествовать по стране (как вариант — отдохнуть на средиземноморских курортах). При самостоятельном путешествии рекомендуется приобрести медицинскую страховку и «Грин-карту» (аналог ОСАГО). Подобные паромы отправляются из Новороссийска, а также украинских портов — Одессы и Ильичевска. Информацию о расписании паромов, а также стоимости поездки (которая постоянно меняется), можно найти на турсайтах в Internet.

Правила дорожного движения в Турции особо не отличаются от российских. Россиян может удивить беспрерывное гудение клаксонов — турки обозначают сигналом все свои более-менее значимые маневры. Водительская культура довольно низка — пешеходов на переходах практически не пропускают, обычное дело — рискованные обгоны. Отсюда — большое количество ДТП. Важный нюанс — до окончания разбирательства по ДТП придется задержаться в стране. Штрафы достаточно велики — до 500 евро, но дорожные засады не практикуются. К тому же по размеру штрафа можно торговаться (но ни в коем случае не предлагать взятку) — национальная специфика. Максимальная скорость на автотрассах (европейского уровня дорог не много) — 120 км/час. Автомобильное топливо из-за высоких государственных акцизов — самое дорогое в мире — около $2/литр.

И вот, наконец, Босфор — наверное, самая оживленная водная артерия мира. Отсюда город открывается во всем своем великолепии. Мечеть Сулеймане, Дворец Долмабахче, Новая мечеть, Галатская башня — все это буквально сменяет друг друга. Сам Босфор, соединяющий Черное и Мраморное (а по сути Средиземное) моря — это извивающаяся вдоль своих берегов река (самое широкое место 3,7 км, узкое — 750 м, длина — 30 км), поэтому каждые 10-15 минут картинка по сторонам меняется. Но поездка по Босфору — это не только романтика, но еще и приключение. До пробок пока дело не доходит, но движение напряженное, требующее от капитана филигранной техники владения судном. Я сидел, удобно устроившись на носу, и часто казалось, что со встречными-поперечными просто не разойтись. Говорят, в мире нет другой водной артерии со столь напряженным движением (здесь есть даже светофоры и дорожные знаки). Буквально на следующий день после поездки в Стамбул турецкое судно столкнулось с украинским, пострадало 30 человек. Такое здесь не редкость.

Нет, конечно, за один день Стамбул не увидишь. Не удалось в одиночку побродить по улочкам старого города — это мое любимое занятие в каждом новом месте — иначе сущность его остается непознанной. Посидеть вечером в ресторанчике с видом на Босфор. Сходить на легендарные стамбульские футбольные дерби — говорят, страсти там кипят по-настоящему янычарские. Очень бы хотелось посетить легендарный Большой базар — огромный восточный рынок (36 входов), занимающий целый квартал. Не с целью покупок — Боже упаси! (ну разве что сувениры), — а чтобы почувствовать колорит Востока. Кстати, великое русское челночное нашествие в Стамбул сходит на нет. Сами турки говорят, что русских челноков сменяют украинские и казахские. Когда, избежав знаменитых стамбульских пробок, мы с большим запасом времени возвращались в аэропорт, гид предложил заехать в торговый центр (хотя, подозреваю, все это было спланировано заранее — «развести» туристов на покупки — местная специфика). Так вот, из автобуса вышли только два (!) человека. И это тоже мысль после поездки — шоп-туры потихоньку уходят в прошлое.

Да, Стамбул еще недавно был столицей русского шоппинга. Показалось, что это несправедливо по отношению к космополитичному городу — здесь было столько интересного (и пока неосвоенного), что размениваться на шоппинг просто не хочется.

Продолжение следует...

Ефим Незванный

Автомаркет+Спорт № 40

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог