|
Часть перваяЧасть вторая*Автор просит относиться к заголовку с иронией
Часть 3Проехав 4500 километров по американскому штату Флорида, я едва не попал в ДТП, когда до места сдачи автомобиля оставалось 50 метров, а до вылета рейса Майами-Чикаго-Москва — 2 часа…
НЕШТАТНЫЕ В ШТАТАХМне всего-то оставалось повернуть на парковку Avis Rent-a-car, но когда уже начал маневр, ехавший сзади BMW Z4 с двумя молодыми людьми ни с того ни с сего пошел на обгон. Возможно, они рассчитали маневр (стартовые возможности этого родстера позволяют «пролететь пулей»), но мне показалось, что мы разошлись чудом. Что еще было из нештатных ситуаций? Один раз на светофоре меня «ткнула» в задний бампер чернокожая девушка на каком-то древнем и основательно пожеванном Hyundai Accent. Шея у меня болела еще сутки, но на бампере была лишь маленькая царапина. В Америке, как и у нас, принято «доезжать» на только что переключившийся желтый сигнал светофора. Этот случай произошел со мной в первые дни, когда я проявлял излишнюю осторожность. Вот мое торможение и оказалось неожиданным для следовавших сзади. «Ну вот, — подумал я, когда получил тычок. — Теперь придется иметь дело с американской полицией». Но все оказалось банальнее — мы осмотрели машины, пожелали друг другу хорошего дня («Have you good day — Have you good day, too») и разъехались. Мимолетное знакомство с американской полицией все же произошло — в ситуации, которую в России и представить невозможно. В Даунтауне Майами я стоял на перекрестке улиц — ловил в кадр вагончик Метромувера (см. №34). Видимо, вид у меня был настолько сосредоточенный, что проезжавшая мимо патрульная машина остановилась, и вышедший офицер спросил: «У вас все в порядке, сэр? Могу я чем-нибудь помочь?». Вообще, жизнь в Америке настолько заорганизована, что попасть здесь в какое-нибудь приключение довольно сложно — если его, конечно, сознательно не искать. Все нюансы происходили со мной только из-за того, что я был пришельцем из другого мира, где действуют совершенно иные правила жизни. К примеру, замешательство у меня вызывала почти каждая заправка. То, что в Европе для меня было обычным рутинным процессом, во Флориде становилось проблемой, и на каждую очередную заправку я заезжал как на казнь. В Америке принято заправляться самостоятельно по банковской карточке, вот только на многих АЗС терминал просит ввести пятизначный ZIP-код (почтовый индекс). Какой в моем случае — совершенно непонятно, поэтому я покорно шел к оператору (во многих штатах заправка ведется по предоплате). Потом нужно было проделать определенный ритуал с клавишами и рычагами на колонке. Вроде я все делал по инструкции, но топливо упорно не лилось. Приходилось вызывать оператора (на колонке для этого есть специальная кнопка). Пару раз я заезжал на заправку full-service, но удовольствие заправиться, «как в России» (с «пистолетчиком» и протиркой стекол) — довольно затратное — топливо становится дороже примерно на $1/галлон, т.е $12 за полный бак. Не жалейте «червонец» мальчишкам за заправку на наших АЗС — в Америке это стоит на порядок дороже.
ДТП на американских дорогах, конечно, случаются, и видеть их приходилось довольно часто, но учитывая, что поток транспорта здесь больше российского в разы, то и относительная аварийность ниже на порядок. Чтобы попасть в «инцидент» (ДТП на английском звучит как accident), в Америке надо сильно постараться. Большинство дорог с более-менее приличной разрешенной скоростью — с разделенными потоками, перекрестки регулируемые, четкая разметка, которую никто не нарушает, простые правила движения — святыня, водители предупредительные, полицейские — неподкупные… В Internet мне попалась любопытная информация о соотношении количества тяжелых ДТП в США и России (последние данные — по состоянию на 2006 год, но не думаю, что сейчас ситуация изменилась). При более чем двукратном перевесе в количестве населения и в 8-кратном в числе транспортных средств (плюс в Америке водители гораздо более мобильны), в США в ДТП погибло 42,7 тысяч человек против 32,6 в России. При этом уровень смертности в ДТП в США менее 1 процента от общего числа аварий, тогда как для России — более 10 процентов аварий завершается смертельным исходом.
РУССКИЙ И АМЕРИКАНЕЦ — С ЯПОНСКИМ НАВЕКЕсли попробовать проанализировать поток автомобилей на американских дорогах, то вряд ли здесь будут ждать большие открытия. Конечно же, он отличается от иркутского, но эти различия не носят глобального характера. На американских хайвеях непривычно много капотных траков и кемперов — но это мы все видели в кино. Все меньше на дорогах огромных пикапов типа Nissan Titan или Ford F-3500. Похоже, что их количество (по крайней мере, в курортной Флориде) скоро сравняется с российским. Американцы морально оказались совершенно не готовы платить за литр топлива по $1, при том, что 3 года назад он стоил в два раза меньше. Такой рост цен — совершенно нехарактерное явление для Америки, где инфляция составляет символические 2-4 процента в год. По всей видимости, мастодонты постепенно уйдут с американского рынка, сейчас они продаются по символическим ценам, которые не оправдывают дальнейшее производство. Американцы вообще стали считать расход топлива главной характеристикой автомобиля, обязательно указывая этот показатель в рекламе. Какие же автомобили наиболее популярны во Флориде? (автомобильные вкусы от штата к штату могут разниться). Да почти те же, что и в Иркутске — вот они, сладкие плоды глобализации! Среди больших седанов (самый популярный класс во Флориде) лидеры — Honda Accord (Inspire на нашем рынке), Toyota Camry, Nissan Altima. Второй по популярности (а может, самый популярный класс) — кроссоверы, среди которых преобладают Toyota RAV4/Highlander (Kluger), Mazda CX-7, Lexus RX, Infiniti EX/FX. Все больше становится и небольших машин — в первую очередь Honda Civic и Ford Fоcus. Европейские бренды (почти исключительно Mercedes и BMW) по количеству (но не по цене) соперничают с «корейцами», которых становится все больше. А вот кого почти не встретишь на американских дорогах, так это дизельных автомобилей (за исключением грузовиков, конечно) и машин с ручной КП. Солярка на АЗС встречается очень редко и стоит примерно на $1/галлон дороже высокооктанового топлива.
КЛАССИКА И СОВРЕМЕННИКИПрактически каждый день после занятий я совершал какой-нибудь выезд — в ближайшие городки (Порт Лодердейл, Палм-бич), острова (Ки-Бискейн), или парки (Майами Метрозоу, Тропический парк Фэйрчайльд). Но самые интересные выезды приходились на выходные, когда мой Chevrolet Malibu отправлялся в дальний маршрут. Относительно, конечно, потому что самая дальняя точка, от которой я уезжал, был городок Сент-Августин, лежащий от Майами всего-то в 500 км, что по американским меркам и не расстояние вообще. Сент-Августин, как и Ки-Уэст (смотри №35) — еще один совершенно нетипичный американский город. Хотя бы потому, что ни один из американских городов не может похвастаться историей, насчитывающей почти пять веков. В 1513 году испанский конкистадор Понсе де Леон первым из европейцев вступил на американскую землю. Еще в середине XVI века испанцами здесь была образована первая европейская колония, в XVII веке это уже был крупнейший форпост в США. История США не слишком богата, но, тем не менее, тщательно, даже трепетно оберегается. Пешеходный центр здесь, похоже, не менялся на протяжении последних нескольких веков, и потому прогулка по нему уже приключение — со встречей с пиратами и мрачными ведьмами, которые под вечер заполняют местные улочки. Кроме того, ни в одном городе мира я не видел такого количества сувенирных магазинов и антикварных лавок — найти в них можно, кажется, все. Например, я нашел совершенно уникальный магазинчик, где можно было купить номерные знаки большинства американских штатов. И не какие-нибудь сувенирные, а самые что ни на есть настоящие — выгоревшие на солнце и с многочисленными следами от сотен тысяч пройденных километров. Есть еще одна причина, из-за чего в Сент-Августин приезжают сотни тысяч туристов — так называемый «Флоридский феномен», которому не могут дать научного толкования. Давно считается, что в Сент-Августине обитают привидения, к чему уже привыкли местные жители. Да ладно бы они — каждый второй турист утверждает, что видел «духа». Четыре научные экспедиции, побывавшие в Сент-Августине, заявили, что такой факт имеет место, и если это фокус для привлечения туристов, то очень качественный. Научные приборы показывают значительное повышение или резкое снижение энергетики и электричества, когда призраки появляются на расстоянии 10-15 метров от датчиков, причем в разное время дня и ночи. Знакомство с привидениями — самая популярная экскурсия в Сент-Августине, но я ее проигнорировал — то ли в силу материалистических убеждений, то ли потому, что спешил к другой иконе — в городок Дайтона-бич. Конечно, как и другие прибрежные города Флориды, Дайтона известна своим потрясающим 37-километровым океанским пляжем с белоснежным песком, по одному из которых можно даже покататься на автомобиле (что вряд ли где еще возможно в США), чем автор с удовольствием воспользовался. Но главное все же в этом городе — знаменитый автодром Дайтона Интернешнл Спидвей, где проводятся знаменитая Неделя мотоциклов, собирающая до полумиллиона байкеров со всего мира, и знаменитые гонки «24 часа Дайтоны», Daytona 500, а также этап гонок Nascar. Длина гоночного кольца Дайтоны — почти 6 километров (3,56 мили), что позволяет разместить на огромных трибунах несколько сот тысяч зрителей. Попасть на гонку в Дайтоне — это просто фантастика, но и в «будний» день здесь нескучно. Как и прочие культовые места в Америке, трэк в Дайтоне — это еще и огромный тематический парк, в котором можно прекрасно провести целый день: посмотреть культовый для любого поклонника автоспорта музей, попробовать свои силы в различных симуляторах, которые максимально точно дают почувствовать себя гонщиком Nascar, ощутить дух великой гонки, посмотрев фильм на огромном экране кинотеатра Imax c 3D-эффектом и, конечно же, исследовать сам автодром на специальной автобусной экскурсии. Можно еще промчаться несколько кругов по автодрому на скорости 200 км/час в качестве пассажира за $150, но у меня такое предложение вызвало только улыбку. Это для американцев скорость даже 130 км/час — что-то запредельное, на Байкальском шоссе для многих это рабочий режим. К тому же буквально за несколько недель до этого я ехал по немецкому автобану с теми же 200 км/час на спидометре — совершенно бесплатно и за рулем. Как бы ни был интересен день в Дайтоне, но самое интересное я оставил на последние два дня этого потрясающего уик-енда. Хотя о совершенно фантастическом парке Буш Гарден в Тампе особо рассказывать не хотелось бы — это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Пожалуй, лучший большой тематический парк из того доброго десятка, что мне довелось видеть. Совершенно потрясающая смесь роскошного зоопарка (но не в том «клеточном» виде, что мы привыкли понимать под этим словом — животные живут здесь в совершенно естественных условиях — в полной гармонии с собой и окружающим миром) и фееричного парка аттракционов. Лучшего места для семейного отдыха на планете Земля я не видел! Качественное красивое порно смотреть по ссылке. Космический центр Кеннеди или Космодром на мысе Канаверэл — это то место, в котором я даже и не мечтал побывать. Дело в том, что в своем советском детстве я всерьез увлекался космонавтикой и как любой мальчишка тянулся ко всему запретному. А достижения США в космосе тогда была тема, так сказать, неполиткорректная, а название «Космодром на мысе Канаверэл» стояло в одном логическом ряду с «Пентагоном» и «Агрессивными планами американской военщины». И вот я здесь — в месте, где до сих пор производятся запуски космических ракет, в том числе и знаменитые «Шатлы», и откуда человек шагнул на Луну. Полоса для посадки «Шатлов» самая большая взлетно-посадочная полоса в мире — длиной 4,5 км и шириной 91 метр. Конечно, как и любая сверхдержава, США преследует в космосе оборонные цели, но здесь, на мысе Канаверэл эти мысли вряд ли придут в голову — потому что вся экспозиция показывает, как американский космос служит миру и прогрессу. Один день — это тот минимум, который нужно уделить Космодрому. Жаль, что в России нет такого места — здесь все пропитано духом патриотизма и гордости за достижения Америки. Более трех миллионов человек в год проникаются здесь чувством гордости за свою родину (а иностранцы в более глобальном смысле — за человечество). Конечно, главная «фишка», вокруг которой построен парк — высадка человека на Луну. Американцы безмерно гордятся, что они первые и единственные прогулялись по другой планете. Конечно же, в специальном фильме, посвященном лунной одиссее, который можно посмотреть на огромном экране с суперэффектами, отдается дань и Королеву, и Гагарину, но первый полет в космос в интерпретации американцев — это лишь промежуточная ступень к главному достижению в истории человечества — высадке на Луну. Космодром на мысе Канаверэл — это огромная территория размером 55х10 км, огромное предприятие, на котором работает 15000 человек. Здесь есть собственные хайвеи, а перекрестки регулируются светофорами. Но посетителям, что естественно, доступна лишь малая часть: гостевой комплекс с парком ракет и точной копией «Шатла», за штурвалом которого можно посидеть. По самому Космодрому можно совершить автобусную экскурсию, побывав и у стартовой площадки, и в цехе, где собираются космические корабли. На мысе Канаверэл доступно многое — можно испытать себя во вращающейся во все стороны капсуле космического корабля, побывать в Центре управления полетами во время пуска ракеты (имитация, но очень талантливая, со всеми спецэффектами, вплоть до дрожания стен во время старта) и даже встретиться с космонавтами. А еще здесь есть совершенно уникальные магазины сувениров, где можно купить потрясающие вещи — к примеру, куртку американского астронавта, и всего за $120 (чем я, естественно, и воспользовался). Американцы не были бы сами собой, если бы не смогли извлечь из огромной территории космодрома максимальную выгоду — это еще и огромный натуральный заповедник, где живут более 500 видов животных (браконьерство исключено — территория тщательно охраняется), в том числе 5000 крокодилов. Последним так нравится загорать на посадочной полосе, что перед посадкой «Шатла» их приходится сгонять с полосы специальными шестами. И все же — какая все-таки она, Америка? Вопрос, требующий весьма пространного ответа, что рамки нашего издания сделать не позволяют. Поэтому попробую ответить коротко. Во-первых, совершенно не такая, какой видится из России — гораздо более открытая и дружелюбная, чем представляют в российских СМИ. Во-вторых, США — страна, беспощадная к людям слабым, а попросту неудачникам, но при этом почти боготворит людей сильных и успешных. Может быть, поэтому последних здесь — подавляющее большинство...
США: организация движения
Дороги без дураковПочему дороги в США называют лучшими в мире? Поверьте, не из-за качества покрытия — оно-то как раз оставляет желать лучшего. Просто американцам удалось создать самую мощную и при этом самую логически выверенную систему дорог. Становой хребет всех американских дорог — это федеральные магистрали, связывающие разные части страны, так называемые интерстейты, которые появились относительно недавно. Не важно, где идет эта дорога — по центру крупного города или по пустынной местности, это в любом случае будет 2-6 полосная (в одном направлении) скоростная автострада без перекрестков и светофоров и с разделением потоков. Все примыкания и выезды (гейты) на такой магистрали выполняются по принципу присоединения или съезда по полосам примыкания/торможения, что безопасно для маневра и комфортно для водителя. Пересечения с другими интерстейтами — когда сливаются и расходятся мощные автомобильные потоки — сложные многоуровневые развязки, настоящие произведения инженерного искусства. Но при этом не представляют сложности для водителя — надо только вовремя встать на «свою» полосу, а затем следовать дорожным указателям. Автомобили на такой магистрали двигаются, как правило, на автопилоте. Извините, на круиз-контроле — достаточно встать на свою полосу, «поймать» скорость потока, и на этом маневры практически заканчиваются — можно сосредоточиться на своих мыслях или, скажем, на прослушивании радиостанций, которых в Америке великое множество. Поэтому, проехав по такой дороге километров 500, чувствуешь себя скорее не уставшим, а отдохнувшим. Единственное, что в глазах рябит от бесчисленных дорожных указателей. В больших городах интерстейты выполняют еще одну важнейшую роль — для скоростного передвижения между разными районами. Даже если предстоит сделать большой крюк, американец предпочтет проехать по интерстейту, потому что это в итоге в любом случае сбережет время, нервы, а то и топливо. Во Флориде три полноценных интерстейта, и спроектированы они так, что связывают между собой все более значительные города штата между собой, а их, в свою очередь, со всей страной. 95-я дорога идет по восточному побережью от Флориды до самого Нью-Йорка, 75-я — от Майами по западному побережью до Атланты, а 10-я проложена от океана до океана и заканчивается в Лос-Анджелесе. Плюс во Флориде есть еще местная Turnpike (главная платная дорога), которая идет почти параллельно 95-й магистрали, связывая Майами и Орландо. Помимо главных федеральных дорог, во Флориде есть бесчисленное количество местных магистралей разного уровня. Внешне они выглядят как интерстейты — по 4-6 полос в каждом направлении, но в отличие от них имеют светофоры и перекрестки, поэтому средняя скорость на таких магистралях в городах на треть ниже, чем по интерстейтам. Главное предназначение таких дорог — проезд на относительно небольшие расстояния или связь с интерстейтом. По большому счету, такой же принцип построения дорог используется и в Европе. И все же, как я уже говорил, движение в Америке гораздо комфортнее, чем в Старом Свете. Почему? Попробую ответить. Во-первых, в Америке гораздо плотнее сеть дорог. Поэтому в 95 процентах случаев, где бы ты ни находился, в течение нескольких минут попадаешь на местное шоссе, а затем максимум через полчаса — на скоростную магистраль. Во-вторых, дороги в Америке сделаны с большим запасом по нагрузке (во Флориде почти все даже местные магистрали имеют от 4 полос в одну сторону), поэтому пробки и вязкое движение здесь случаются нечасто. В-третьих, все дороги сделаны по принципу «шахматной доски» — все пересечения под прямым углом. И в-четвертых, даже без GPS, навигация особых проблем не доставит. Об этом чуточку подробнее. Как правило, на любом более-менее значимом перекрестке есть указатель на местную магистраль, в свою очередь по ней доезжаешь до интерстейта. Прямые, без светофоров, дороги до интерстейта очень распространены в больших городах. К номеру хайвея в данном случае добавляется одна цифра, «подходы» к 95-му хайвею будут называться — 195, 395, 595… Такие дороги играют важнейшую роль для скоростного передвижения в городах. Условно говоря, если бы улицу Байкальскую соединить с Новым Ангарским мостом, а затем по какой-нибудь новой магистрали через Университетский, Синюшину гору и Шелехов (без единого светофора, только развязки) вывести в районе Чистых Ключей на новую объездную, то это была бы уже магистраль М-1/55 (условно), которая бы обеспечивала скоростное передвижение по городу и ближним пригородам. В свою очередь, с интерстейта легко попасть в нужную точку на маршруте — достаточно посмотреть по карте номер твоего съезда (он обычно обозначен порядковой милей магистрали) и выкатишься куда-то близко к точке назначения. В последнее время в редакции на «Трибуне» побывало несколько автомобилей, предназначенных для американского рынка. Все — с отвратительной обзорностью при пересечении с дорогой под острым или тупым углом. А все потому, что все американские дороги сходятся под углом 90 градусов и выворачивать голову, чтобы посмотреть обстановку через задние боковые стойки, там совершенно не требуется. За все время во Флориде я встретил всего одну круговую развязку, но движение там было настолько спокойное, что напрягаться опять же не пришлось. Указателей на дорогах не просто много, а очень много — до десятка за раз. Однако выстроены настолько логично (размеры, цвет, расположение), что глаз быстро начинает определять необходимые. Зато информация о нужном съезде подается за несколько миль до маневра, что дает возможность вовремя перестроиться. Платные магистрали в Америке практически не распространены, за исключением… Флориды. Большой платный отрезок только один — все та же Florida`s Turnpike, но зато в районе Орландо и Майами много участков дорог и небольших мостов, за проезд по которым надо заплатить $0,25, 0,75, 1,00 или 1,25. Опять же, в отличие от Европы, очередей на таких пунктах не бывает — по «зеленому коридору» проезжают обладатели Sun Pass (предоплатный абонемент), «желтому» — те, кто готов заплатить «без сдачи». За исключением Rest Area (больших комплексов — заправка-рестораны-магазины), которые расположены на большом островке между двумя направлениями, заправки на хайвеях находятся исключительно на съездах с магистралей. То есть по указателю надо съехать с хайвея, проехать милю-другую, и только там найдешь заправку. Вообще, в Америке все подчинено здравому смыслу, даже если это противоречит закону. Скажем, часть пешеходных переходов оборудуется кнопочками — нажал-пошел. На таких переходах водители пропускают пешеходов — на «зеленый» — так быстрее и удобнее всем. Ефим НЕЗВАННЫЙ
Автомаркет+Спорт № 38 | |||